Домой / Музыка / Определение информационной архитектуры. Информационная архитектура и информационный дизайн

Определение информационной архитектуры. Информационная архитектура и информационный дизайн

Большинство обывателей, заказчиков и даже некоторые из начинающих веб-разработчиков уверены, что любой сайт начинается с веб-дизайна. На самом деле, это не совсем так. Равно тому, как в основе любого здания, от лачуги до небоскрёба, лежит архитектура (даже если строитель её не разрабатывал), в основе любого сайта, начиная от самого простого, — в 3-4 странички, — и заканчивая внушительными веб-площадками, лежит информационная архитектура. Ни одно серьёзное здание не строится без проекта, поэтому правильно исходить из того, что хорошо продуманная информационная архитектура сайта должна моделироваться с самого начала.

Облегчённым представлением архитектуры сайта зачастую является т.н. «блок-схема» сайта, фигурирующая почти в каждом ТЗ (техническое задание на создание сайта) в виде маркированного списка. Однако здесь мне бы хотелось поговорить об информационной архитектуре сайта, представляемую посредством диаграмм, которые более демонстративно показывают не только иерархию страниц сайта, но и взаимодействие с пользователем/посетителем сайта. В статье приведены основные графические символы для построения диаграмм сайта (т.н. чертежей сайта) и их обозначения. Статья снабжена примером чертежа сайта из личной практики.

Статья будет полезна начинающим веб-разработчикам для визуального моделирования архитектуры сайта с применением специальных графических символов. Статья может быть интересна заказчикам веб-услуг для улучшенного представления информационной архитектуры сайта и её моделирования.

Информационная архитектура сайта. Значение и использование

Информационная архитектура (часто сокращается до «ИА») - сочетание схем организации, предметизации и навигации, реализованных в информационной системе.

Довольно часто информационную архитектуру сайта связывают с Юзабилити (англ. usability, системой знаний об удобстве пользования сайтом). Так, в определении The Information Architecture Institute мы видим:

Информационная архитектура - искусство и наука организации и предметизации веб-сайтов, интранет-сетей, онлайн-сообществ и программного обеспечения, преследующая целью обеспечение удобства использования (usability).

В то же время, приравнивать архитектуру сайта единственно к юзабилити не совсем правильно. Существует мнение (и я склонна его придерживаться), что «специалисты юзабилити не всегда достаточно хорошо понимают, как часто меняются требования пользователя к одной и той же информации, а также то, как эти различные требования влияют на скорость поиска» (Луи Розенфельд, (Louis Rosenfeld), соавтор высоко оценённого труда Information Architecture for the World Wide Web; цитата взята из интервью). Тут следует уточнить, что под поиском информации и скоростью этого поиска, Луи Розенфельд (по крайней мере, я это так понимаю) подразумевает не столько «поиск по сайту» с использованием одноимённого сервиса сайта, сколько названия пунктов меню, страниц и пр., которые должны соответствовать ожиданиям и требованиям посетителя. Наравне с принципами юзабилити, информационная архитектура должна включать маркетинговые цели, с выделением более значимых и «выгодных» областей сайта. Роль информационной архитектуры неотрывно связана с постановкой бизнес-задач.

В моём понимании, Информационная архитектура сайта — искусство и наука организации, предметизации и систематизации веб-сайтов, служащая для маркетинговой эффективности сайта и включающая в своих целях удобство пользования (usability).

Информационная архитектура. Создаём чертежи сайта

Удобнее всего представлять информационную архитектуру и способы взаимодействия пользователя с сайтом посредством создания диаграмм. Что дают чертежи сайта (диаграммы)? Несомненно, основным преимуществом чертежей сайта является наглядность структуры сайта и взаимодействия с пользователем/посетителем сайта. Практическое значение чертежи сайта приобретают в поле ликвидации языкового барьера (терминологического), а, как следствие, — в повышении эффективности работы с сайтом (в связке бизнес-задач) и генерировании решений по улучшению взаимодействий с пользователем.

В диаграммах информационной архитектуры принято использовать ряд графических символов. Ниже представлен перечень таких условных обозначений (графических символов), с помощью которых осуществляется создание диаграмм сайта. Подробнее об их значении и употреблении можно прочитать на websam.com, статья Графическая нотация для документирования информационной архитектуры и взаимодействий пользователя с веб-сайтом . Веб-дизайнерам/веб-разработчикам — для дополнительного изучения рекомендую также ознакомиться с книгой Кристины Кристина Уодтке (Christina Wodtke), одной из ведущих информационных архитекторов в мире, «Информационная архитектура: чертежи сайта» (создание диаграмм в конце книги).

Основные графические символы для моделирования информационных систем:

Ниже представлен фрагмент информационной архитектуры сайта Столичной Судоходной компании (CCK=SHIP.RU):

Мы выстраиваем наше здание, а потом наше здание выстраивает нас.

Уинстон Черчилль

Какие черты зданий нас больше всего волнуют? Независимо от того, кто мы – знатоки архитектуры или обычные люди, наше эмоциональ ное состояние тесно связано с физическими строениями, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни.

У каждого из зданий собственное назначение. Шумное кафе с доща тым полом и большими окнами, выходящими на главную улицу, пред ставляет собой идеальное место для короткой встречи за завтраком. Высотное здание из стали и стекла, с его смесью из «кубиклов»1 и офи сов, создает для своих обитателей энергичную атмосферу работы и со трудничества. Темный прокуренный бар с панельными металлически ми потолками и голыми кирпичными стенами оказывается убежищем от водоворота современной жизни. А средневековый готический со бор, украшенный гранитными скульптурами, витражами и башенка ми, устремленными к небу, вызывает одновременно ощущения смире ния и вдохновения.

Каждое здание служит своей уникальной цели. Архитектура, проек тирование, строительство, отделка и месторасположение играют важ ную роль в формировании общего впечатления. Все элементы должны

1 Кубикл (cube, cubicle) – отделенное невысокими перегородками рабочее пространство для каждого из сотрудников. Представляет собой недорогую альтернативу индивидуальным офисам, т. к. легко создается в больших по мещениях с помощью ширм и перегородок, что упрощает перепланировку своими силами и не требует участия строительной бригады. – Примеч. науч. ред.

работать вместе. В удачных постройках целое в совокупности превос ходит сумму составляющих его частей.

Почему мы начали книгу о веб сайтах с рассуждений о зданиях? Пото му что аналогия с архитектурой – мощный инструмент для знакомст ва со сложной многомерной природой информационных пространств. Как и здания, веб сайты обладают архитектурой, определяющей нашу работу с ними.

Некоторым веб сайтам присуща логическая структура, позволяющая нам найти ответ и выполнить задачу. В других сайтах отсутствует ка кая либо логическая организация, и попытки навигации по ним ока зываются тщетными. Не удается найти нужный товар, мы не можем найти отчет, найденный на прошлой неделе, или теряемся в корзине покупок интернет магазина. Такие веб сайты напоминают неудачные постройки: дома с протекающими плоскими крышами, кухни, в кото рых нет места для кухонного стола, офисные здания, в которых не от крываются окна, и лабиринты аэропортов с указателями, ведущими не туда.

Причины появления плохих зданий, как и плохих веб сайтов, кроют ся в сходных архитектурных просчетах. Во первых, часто архитекто ры не живут сами в тех строениях, которые проектируют. Они плохо понимают потребности своих заказчиков, и им не придется испыты вать на себе долгосрочные последствия неудачных решений. Во вто рых, создавать постройки, которые выдержат испытание временем, действительно трудно. Потребности меняются, и неожиданности воз никают сплошь и рядом. Стремление к стабильности должно сочетать ся с обеспечением гибкости и масштабируемости. Архитекторы часто сталкиваются со сложными техническими требованиями, противоре чивыми задачами и высоким уровнем неопределенности. Превратить этот хаос в порядок крайне трудно, и для этого требуются особые про ницательность и дальновидность.

Однако разработчикам веб сайтов не следует замыкаться в метафоре строительной архитектуры. В этой книге мы также будем говорить об информационной экологии, экономике информации, цифровых биб лиотеках и виртуальных сообществах. Из каждой аналогии мы возь мем все важное и отбросим несущественное.

Определение

Те, кто не знаком с этой областью, вероятно, все еще размышляют: что, собственно, такое информационная архитектура? Этот раздел ад ресован им.

ин·фор·ма·ци·он·ная ар·хи·тек·ту·ра сущ.

1. Сочетание схем организации, предметизации и навигации, реали зованных в информационной системе.

2. Структурное проектирование информационного пространства, спо собствующее выполнению задач и интуитивному доступу к содер жимому.

3. Искусство и наука структурирования и классификации веб сайтов и интрасетей с целью облегчения пользователям поиска информа ции и управления ею.

4. Развивающаяся дисциплина и сообщество практиков, ставящее своей задачей распространение принципов проектирования и архи тектуры на цифровых просторах.

Вы рассчитывали, что определение будет одно? Что нибудь коротень кое и невинное? Несколько слов, в которых кратко схвачены суть и границы области информационной архитектуры? Размечтались!

В причине, по которой мы не можем сформулировать единственное, всемогущее и универсальное определение, лежит ключ к пониманию того, почему так трудно проектировать хорошие веб сайты. Речь идет о проблемах, внутренне присущих языку и представлению. Ни один документ не может всесторонне и точно представить замысел своего автора. Ни одно название или определение не могут целиком охватить смысл документа. И никакие два человека не воспринимают и не по нимают один и тот же документ, определение или обозначение одина ковым образом. Связь между словами и смыслом оказывается в луч шем случае ненадежной.1

Сойдем с нашей философской трибуны и обратимся к основам вещей. Раскроем шире наши определения и исследуем некоторые базовые понятия информационной архитектуры.

Информация

Термин «информация» употребляется нами для различения инфор мационной структуры и управления данными и знаниями. Данные (data) – это факты и цифры. Реляционные базы данных обладают высокой степенью организации и генерируют конкретные ответы на конкретные вопросы. Знания (knowledge) – это то, что находится

в головах у людей. Специалисты по управлению знаниями разраба тывают инструменты, процедуры и стимулы для коллективного ис пользования этих знаний. Информация (information) занимает не которое промежуточное место. Информационные системы часто не могут дать единственного «правильного» ответа на заданный во прос. Нас будет интересовать информация, представленная в лю бых формах и объемах: веб сайты, документы, программные при ложения, графика и т. д. Нас также интересуют метаданные : тер мины, описывающие и представляющие такие объекты содержимо го, как документы, люди, процедуры и организации.

1 Юмористический взгляд на коварства английского языка можно найти

в книге Билла Брайсона (Bill Bryson) «The Mother Tongue: English & How It Got That Way».

Структурирование (structuring), организация (organizing) и предме+ тизация (labeling)

Это то, что лучше всего удается информационным архитекторам. В структурирование входит выбор степень детализации1 для «ин формационных атомов» сайта, и устанавливаются отношения меж ду ними. Организация состоит в объединении этих компонентов в отдельные смысловые категории и темы. Предметизация заклю чается в определении названий этих категорий и ведущих к ним на вигационных ссылок.

Поиск и управление

Возможность найти информацию – решающий фактор для удобства сайта в целом. Если пользователи оказываются не в состоянии най ти нужные им сведения, просматривая веб страницы, выполняя по иск по сайту и задавая вопросы, сайт надо считать провалившимся. Но недостаточно лишь ориентироваться на конечного пользователя при проектировании. Необходимо учесть задачи организаций и тех, кто управляет информацией. Информационная архитектура долж на приводить в равновесие потребности пользователей и задачи биз неса. Большое значение имеют эффективное управление содержи мым, четко определенные процедуры и информационная политика сайта.

Искусство и наука

Такие дисциплины, как эргономика и этнография, позволяют вне сти строгость научных методов в анализ потребностей пользователей и их поведения при поиске информации. Наши возможности в изучении шаблонов поведения пользователей и совершенствова нии своих веб сайтов неуклонно растут. Однако практическая рабо та в области информационной архитектуры никогда не будет сведена исключительно к механическим действиям – слишком велики неод нозначность и сложность. Информационные архитекторы должны полагаться на свой опыт, интуицию и творческий подход. Они долж ны быть готовыми идти на риск и доверять своей интуиции. В этом и состоит «искусство» информационной архитектуры.

Глиняные таблички, свитки, книги и библиотеки

Люди веками занимались структурированием, организацией и пред метизацией информации. Еще в 660 г. до н. э. глиняные таблички ас сирийского царя были разложены по темам. В 330 г. до н. э. библиогра фия Александрийской библиотеки была размещена на 120 свитках.

1 Уровень детализации (granularity) означает степень обобщения при разби ении информации на фрагменты или их относительный размер. Различные уровни детализации могут быть такими: отдельный номер журнала, ста тья, абзац, предложение.

В 1873 году Мелвил Дьюи (Melvil Dewey) придумал «десятичную сис тему Дьюи» для организации и упрощения доступа к неуклонно расту щему количеству книг.

В наше время большинство людей знакомы с основами организации ин формации по опыту работы с книгами и библиотеками. В табл. 1.1 по казано применение понятий информационной архитектуры (ИА) к ми ру печатного слова и к World Wide Web.

Таблица 1.1. Различия между книгами и веб+сайтами

Понятие ИА

Веб сайты

Элементы

Обложка, заглавие,

Главная страница, панель нави

главы, разделы, страницы,

номера страниц, оглавление,

жимого, карта сайта, предмет

предметный указатель.

ный указатель, поиск по сайту.

Измерения

Двумерные страницы, пред

Многомерное

информационное

ставленные в последователь

пространство

с гипертекстовой

ном линейном порядке.

навигацией.

Осязаемые и конечные, с чет

Слабо осязаемые, нечеткие, че

кими началом и окончанием.

рез которые информация «про

сачивается» на другие сайты.

Если перейти от единичных книг к книжным собраниям, то сравнение становится еще интереснее. Представим себе книжный магазин, в ко тором нет никакой организационной структуры. Тысячи книг просто свалены в огромные стопки на столах. Такие магазины действительно существуют, например Gould’s Book Arcade в Ньютоне, Австралия. Он показан на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Книжный магазин Gould’s Book Arcade (фотография любезно предоставлена Сетом Гордоном)

С философской точки зрения можно допустить, что такое случайное нагромождение книг дает возможность с облегчением оторваться от строгого порядка повседневной жизни. И в этом книжном магазине действительно можно с увлечением рыться в книгах, делая неожидан ные находки. Но если вы пришли в поисках конкретной книги или вас интересует определенный автор или тема, то вам гарантирован долгий и мучительный поиск иголки в стоге сена.

Сравните хаос этого магазина с порядком, царящим в библиотеке (рис. 1.2). Даже на первый взгляд контраст разителен. Присмотревшись же, вы обнаружите, что библиотека – это не просто склад для книг, жур налов и музыкальных записей. В ней есть сложные системы и хорошо обученные профессионалы, которые действуют незаметно и отбирают, оценивают, помечают, описывают, структурируют и организуют кол лекции, чтобы читатели библиотеки могли найти требуемое для них. Несмотря на то, что информационная среда библиотеки строго органи зована, предметно ориентированный подход, характерный для десятич ной системы Дьюи и схемы классификации Библиотеки Конгресса, до пускает также исследовательский просмотр и случайные открытия.

Рис. 1.2. Просмотр книг в библиотеке (фотография любезно предоставлена http://intergate.sdmesa.sdccd.cc.ca.us/lrc/stacks.jpg)

Кратко можно сказать, что основной путь увеличения ценности печат ных материалов библиотеками и библиотекарями состоит в размеще нии этих материалов в строгом порядке, созданном по правилам ин формационной архитектуры и облегчающем доступ к ним читателей. Информационные архитекторы выполняют аналогичную задачу, но обычно она решается в контексте веб сайтов и цифрового содержимо го. Конечно, между библиотеками и веб сайтами есть существенные различия. Часть из них приведена в табл. 1.2.

При разработке информационной архитектуры библиотеки приходит ся решать много проблем, но библиотека представляет собой относи тельно четко определенную среду и открывает доступ к обширному на копленному опыту. Напротив, веб сайты выдвигают целый ряд новых проблем. Виртуальные пространства обладают большей гибкостью по

Если у вас нет качественного контента, хороший сайт создать не получится, так как в веб-дизайне все завязано именно на контент и способах его подачи пользователям. То есть, в основе веб-дизайна находится информационная архитектура. В значительной мере функция веб-дизайнера заключается в том, чтобы правильно расположить контент, в котором нуждаются пользователи и привлечь их внимание к самым важным материалам. Для того, чтобы достичь поставленной цели, дизайнеры используют визуальные маркеры, которые выделяют разные типы контента и демонстрируют его разнообразие.

В веб-дизайне не существует жестких моделей подачи контента, однако есть несколько важных понятий, которыми оперируют дизайнеры, приступая к проектированию веб-страниц. Также эти понятия позволяют дизайнерам сосредоточиться на создании оптимальной структуры, которая в перспективе определит окончательный дизайн сайта.

Многие дизайнеры, сами о том не догадываясь, неоднократно руководствовались некоторыми принципами информационной архитектуры в своей работе, так что не помешает вспомнить о них в случае, если поступит заказ на проектирование нового сайта. Если дизайнер научится использовать принципы информационной архитектуры, ему будет легко работать даже с самыми сложными проектами. И наоборот: если дизайнер не в состоянии понять суть принципов, то вряд ли ему удастся создать удобный для пользователей сайт.

В основе этого принципа лежит идея того, что контент должен восприниматься как органическое целое, у него должно быть свое лицо, а также сильные и слабые стороны. Простой пример: существует четкое различие между блогом и фотогалереей – это разные типы контента с разными функциями.

В блоге контент представлен в виде текста, разбитого на абзацы, в нем есть заголовки и подзаголовки, возможно, цитаты. В нем могут присутствовать иллюстрации, которые выполняют вспомогательную функцию. Если же изображение является частью галереи, то в этом случае могут понадобиться дополнительные иллюстрации. Некоторым изображениям может понадобиться сопроводительный текст, однако пользователь сразу поймет, с каким типом контента он имеет дело.

Еще один пример: страница с кулинарным рецептом. В описании способа приготовления блюда используется текст, включающий в себя подзаголовки и списки, фотографии, возможно, видео. При этом, несмотря на то, что рецепт это в основном текст, это никак не блог, а отдельный тип контента.

Дизайнеру очень важно в самом начале определиться, какие типы контента будут использованы при разработке. Для этого потребуется разбить весь контент на виртуальные категории с четко определенными структурными требованиями.

В соответствии с принципом объектов, каждая новая задача должна выполняться с учетом того, к какой категории относится контент. Также нужно помнить о нескольких уровнях подачи контента.

Например, в интернет-магазине может быть контент, который в общих чертах описывает разнообразие представленных товаров. Это низкий уровень подачи. Так как в онлайн-магазине все товары разбиты на группы, то контент, который описывает свойства товара – это подача высокого уровня.

Таким образом, организация всех этих специфических категорий контент и определения типа их взаимодействия, является начальным этапом при разработке стратегии подачи информации. Задача дизайнера состоит в том, чтобы представить контент максимально эффективным способом.

Принцип выбора

Дизайнер должен проектировать такие страницы, которые будут ценными и актуальными для пользователей, но при этом очень важно ограничить число возможностей для посетителей сайта. Слишком большое количество вариантов, с помощью которых пользователь может достичь поставленной цели, приведет к тому, что люди просто не смогут определиться с выбором.

Чем больше выбор, тем больше требуется времени для обработки всех полученных данных, а это может вызвать раздражение пользователя. Несмотря на то, что многие люди утверждают, что предпочитают разнообразие выбора, многочисленные исследования показывают, что многовариантность вызывает у людей беспокойство.

Чем больше вариантов – тем больше времени тратят пользователи на поиски того, что им нужно. Если им приходится просматривать слишком много контента для того, чтобы, скажем, сделать заказ или зарегистрироваться на сайте, они либо просто закроют сайт или попробуют достичь цели с помощью телефонного звонка, что сводит на нет все усилия дизайнера. Выбор должен быть небольшим, особенно в дизайне регистрационных форм, в этом случае действия пользователя должны быть строго ограничены.

Лучшей стратегией, которую может использовать дизайнер – это размещать на странице столько контента, сколько нужно для того, чтобы пользователь знал, чего ему ждать дальше.

Принцип постепенного раскрытия информации является популярной моделью проектирования, так как основывается на идее того, что человек может воспринять определенное количество информации за ограниченный период времени. А поскольку пользователь в состоянии усвоить представленный контент, он может использовать полученные данные для того, чтобы догадаться, какая информация будет представлена на следующей странице.

Как принцип постепенного раскрытия может повлиять на действия дизайнера? Такой способ подачи контента заставляет рассматривать содержание сайта в виде смысловых слоев. В результате сайт состоит из множества слоев с близким по смыслу контентом, но разбитым на небольшие составные части.

Если вернуться к примеру с кулинарным рецептом, то размещать весь контент на отдельной странице – это абсурд. Поэтому дизайнеры и разбивают все содержание на категории. Страница категории содержит меньше данных, чем страница с рецептом и это правильно. Информация раскрывается последовательно и пользователь переходит от общего к частному.

Принцип образцов

Принцип выделения контента, который размещен внутри категории поможет привлечь внимание пользователя к предложению, которое содержится на сайте.

Например, на сайте Amazon, при просмотре какой-либо категории товаров, пользователю показывают примеры товаров, которые относятся к этой категории. Такой способ подачи контента помогает пользователю определиться с выбором нужного товара.

В некоторых случаях принцип выбора реализовать невозможно, так как все зависит от типа контента. Однако он может быть очень полезным, если на странице есть несколько вариантов выбора и выделение нужного контента поспособствует улучшению пользовательского опыта.

Принцип главного входа

Сегодня все дизайнеры знают, что главная страница сайта не обязательно должна являться единственной целевой страницей. В действительности пользователи могут получить доступ к веб-сайту практически с любой страницы. Проще говоря, современный сайт похож на здание с множеством открытых дверей. Следовательно, нужно помнить, что пользователи будут попадать на сайт через «дверь», которая не является домашней (главной) страницей.

В идеале концепция главного входа подразумевает, что любая страница сайт должна восприниматься как главная. Следовательно, дизайнеру придется решить две задачи: объяснить пользователю, куда он попал и помочь ему найти нужную информацию.

Иногда пользователи будут попадать на нужную страницу сразу, иногда нет. Поэтому каждая страница должна ссылаться на другую, близкую по смыслу для того, чтобы пользователь был уверен, что он попал на нужный ему сайт.

Также принцип главного входа предполагает, что целевая страница не должна быть перегружена информацией. Функция главной страницы заключается в том, чтобы кратко проинформировать пользователя и предложить ему различные варианты действий. То есть, в этом случае речь идет о поддержке пользователя: ему предлагаются ссылки на другие страницы сайта, где он сможет найти нужные ему данные.

Дизайнеры, которые руководствуются принципом множественной классификации, знают, что разные пользователи используют разные подходы при поиске информации, представленной на сайте. Есть разные подходы к навигации и разные способы просмотра данных.

К примеру, некоторые пользователи предпочитают использовать поле поиска, а некоторым больше нравится использовать меню навигации.

В качестве примера можно привести интернет-магазин, который торгует модной одеждой и аксессуарами. Пользователи все разные, некоторым нужно просмотреть все товары, представленные в разделе «Сумки», другим же нужна сумка конкретной модели или самый дешевый товар в этой категории. Если дизайнер сможет предложить посетителям множество способов найти нужный товар, это повысит уровень удовлетворенности пользователей.

Принцип сфокусированной навигации

Данный принцип звучит очень просто: не стоит смешивать категории в рамках единой навигационной структуры. Дизайнеры используют различные технические термины, для того, чтобы описать, как именно будет отображаться контент и как пользователи будут перемещаться по сайту. Но если говорить простым языком, то задача дизайнера заключается в том, чтобы предоставить пользователю все необходимые для навигации элементы. Так как весь контент сосредоточен в пределах одного сайта, то в реализации подхода к локализации можно использовать различные навигационные инструменты. Например:

  • Поиск предмета . Это ключевая навигационная область, которая содержит основной контент
  • Актуальный поиск – это основной инструмент, который позволяет быстро попасть на нужные подразделы
  • Указательный поиск – инструмент, размещенный на внутренних страницах, которые показывает, каким образом организован контент
  • Содействующий поиск – инструмент, предлагающий ссылки на страницы с доступными услугами.
Принцип роста

Большинство сайтов содержат постоянно обновляющийся контент. Причем сложность и количество контента увеличивается с течением времени. Это означает, что очень важно использовать гибкий подход к управлению контентом. Вся структура сайта вместе с инструментами поиска должна легко масштабироваться, чтобы сайт мог расти вне зависимости от того, какие типы контента на нем появятся в будущем.

Дизайнеру важно уметь правильно предугадать, как будет меняться контент в ближайшие годы, каким он будет и как он будет соотноситься с уже имеющейся информацией.

Вывод

Принципы информационной архитектуры помогают выстраивать гибкую и легко настраиваемую иерархию данных. При этом вовсе не обязательно пользоваться всеми принципами при проектировании сайта. Для небольших сайтов достаточно использовать принципы объектов и постепенного раскрытия информации. Но если сайт содержит более 10 страниц и содержит контент разного типа, то требования к его структуре ужесточаются. Если этого не сделать, то не удастся реализовать комплексные связи и классификация данных будет нерациональной.

Интервью с Луи Розенфельдом (Louis Rosenfeld), основателем и президентом Argus Associates. Луи также является соавтором популярнейшей книги Information Architecture for the World Wide Web.

Интервью основано на переписке по электронной почте, которую вел Джон Роудс (John S. Rhodes) 24 мая 99 года

Что такое информационная архитектура? В общих чертах, о самом важном?

Эта сфера знаний пока относительно нова, и находится в стадии развития; следовательно определение информационной архитектуры зависит о того, кто его дает. Вот определение, которое нравится нам:

Информационная архитектура занимается принципами систематизации информации и навигации по ней с целью помочь людям более успешно находить и обрабатывать нужные им данные.

Это означает, что оптимизация поисковой программы на вашем сайте с целью помочь посетителям быстрее найти то, что им нужно, является информационной архитектурой (information architecture - IA). Оптимизация же поисковой программы для балансирования нагрузки в ведение IA не входит. Разработка системы надписей в меню навигации на сайте - является IA. Решение о том, каким цветом будет оформлено это меню навигации уже не в ведении IA.

Почему так велико значение IA? Ну, например, представьте себе, что вы вложили несколько миллионов долларов в свой сайт. С эстетической точки зрения он выглядит великолепно, технологически совершенен, и на нем полным полно прекрасного материала. Но вот вы узнаёте, что пользователи не могут найти нужную им информацию , а вы сами не можете определить, куда следует положить новый материал и когда следует убирать старый. Вот здесь-то и возникает необходимость обратиться к информационной архитектуре.

Или представьте, что работники вашей компании испытывают такие трудности с поиском ответа на вопросы, которые задают им ваши клиенты, что они распечатывают каждую страницу интранет-сайта, так как боятся, что снова не смогут ее отыскать. Естественно, при изменении информации на сайте распечатки будут устаревать, но ваши работники не будут об этом знать, и следовательно они будут давать устаревшие, неправильные сведения вашим клиентам. Именно такого рода проблем позволяет избежать информационная архитектура. Мы даже сталкивались с ситуацией, когда работники компании сами выдумывали ответы для клиентов из-за того, что интранет-сайт был плохо структурирован. Упс! Лучше уж исправить структуру сайта, чем попадать в такую ситуацию.

Какова связь между информационной архитектурой и юзабилити?

Хороший вопрос. Но я не уверен, что у меня готов хороший ответ на него, во всяком случае - не сегодня. Но я тем не менее попытаюсь на него ответить экспромтом.

Я считаю, что юзабилити в широком понимании этого слова одинаково хорошо подходит к описанию процедур испытания и улучшения и панели приборов в автомобиле, и банкоматов, и веб-сайтов. Я, как информационный архитектор, много научился у специалистов по юзабилити о том, как ведут себя пользователи на сайте, и о том, как оценивать результат их работы с сайтом. Однако я не думаю, что я могу что-то узнать от специалистов по юзабилити о самой информации: о том, как его материалы и их характер влияют на скорость поиска и обработки информации. Я также обнаруживаю, что специалисты юзабилити не всегда достаточно хорошо понимают, как часто меняются требования пользователя к одной и той же информации , а также то, как эти различные требования влияют на скорость поиска.

Так что, я представляю себе юзабилити, как дисциплину с чрезвычайно широкой сферой применения, но к сожалению недостаточной при применении к специфическим областям. В своей компании Argus мы как раз экспериментируем с этой проблемой; недавно мы наняли Кейт Инстоун (Keith Instone), а также еще одного специалиста по взаимодействию человек-компьютер. Так что теперь в нашей компании есть свои собственные лучшие специалисты по юзабилити. Потом мы посмотрим, какого рода услуг от нас потребует рынок, и если потребуется, мы будем смешивать наш опыт в информационной архитектуре с опытом в юзабилити. Так что год-два спустя мой ответ может быть совсем другим.

Каким образом хорошо продуманная информационная архитектура сайта может сделать сайт более удобным в использовании?

Прежде всего, необходимо понять, что каждая информационная система - будь то книга или интранет предприятия - имеют свою информационную архитектуру. Слова "хорошо продуманная" являются ключевыми: многие сайты вообще не имеют продуманную архитектуру . Они подобны зданиям, которые строились без проекта: решения, используемые на сайте, отражают личную точку зрения дизайнеров, сайт трудно масштабируется со временем, дизайн полностью зависит от технологий, используемых на сайте, а не наоборот, и так далее. Так что давайте исходить из того, что хорошо продуманная архитектура сайта планируется с самого начала.

Если мы будем считать, что архитектура сайта разрабатывается заранее, на стадии планирования, трудно сказать, какой подход лучше использовать. Существует столько много способов организовывать информацию в систему, что использование на сайте всех этих подходов вместе будет излишним. Хорошо продуманная архитектура сайта помогает пользователям тем, что использует только некоторый набор из всех этих методов, т.е. набор, который больше всего подходит для сайта исходя из:

  • информационных потребностей посетителей сайта
  • материалов сайта
  • целей и бюджетных ограничений

В компании Argus мы очень сильно полагаемся на правило "80/20", которое гласит: если мы можем использовать несколько основных методов организации информации, которые удовлетворят 80% посетителей, тогда мы можем с уверенностью сказать, что пользователи не заблудятся на нашем сайте. Их не запутает обилие "информационных коридоров", многие из которых лишь изредка будут использоваться, но зато потребуют значительных затрат в поддержке. И так же, мы часто замечаем, что примерно 20% информации, которую нам представляет компания-клиент, удовлетворяет все запросы посетителей сайта. Благодаря этому правилу мы можем создавать некрупные, более точные массивы информации, с которыми проще работать. Не пытаясь объять необъятное и удовлетворить все нужды и требования посетителей, владельцы и менеджеры сайтов будут тратить меньше средств и усилий на поддержку сайтов при этом получая от него наибольшую отдачу.

Говоря более конкретно, хорошо продуманная информационная архитектура гарантирует, что пользователи потратят меньше времени на поиск нужной информации, и почти никогда не скажут, что они чего-то не нашли . При хорошей архитектуре они всегда обнаружат, что один документ связан ссылками с другими документами по той же теме. Они всегда смогут легко переключаться с поиска документов на их просмотр и обратно. Они лучше будут понимать, какую информацию сайт может им предложить. Они станут добрее к своим ближним и будут заботиться о своих родителях. В общем, вы поняли...

Уточните, почему пользователям трудно найти информацию на веб-сайтах? Каковы типичные проблемы?

В общем случае, работа с информацией - это очень, очень трудоемкий процесс. Поиск информации напоминает игру "испорченный телефон": вы пытаетесь преобразовать свои мысли и образы в слова, а затем - в текст или в запрос для поиска. Затем вам приходится вручную перебирать все документы сайта (что очень неэффективно), либо обратиться к программе (например, к поисковому серверу), чтобы он сделал это за вас. В результате вы получаете текст, который с большей или меньшей степенью точности отражает в словах исходные мысли автора. Учтите при этом неопределенность, присущую всем человеческим языкам, и вы получаете тот самый испорченный телефон.

Исследования процесса поиска информации показывают, что попытка в совместить требования пользователей к информации с тем, что им предлагают авторы этой информации, провалилась. Примером может служить специфическая узконаправленная онлайновая база данных LEXUS/NEXUS. Web вносит еще больший хаос в эту проблему: информация в нем присутствует во множестве форматов, на различные темы, в различной подаче. В результате объем информации вырастает на порядки. Учтем еще всех пользователей Web-а со всеми их различиями, и в результате - результативность поиска информации уменьшается до нуля. Чем больше варьируется содержание информации, тем хуже будут результаты поиска. Не следует сваливать все в кучу, но в Web-е именно это обычная практика на веб-сайтах. Вот почему так часто на каждом сайте самая популярная страница - это страница поиска. Вот почему так часто невозможно работать с информацией в интрасети компании и при этом не запутаться окончательно.

Пожалуйста, опишите вкратце ключевые идеи вашей популярнейшей книги Information Architecture for World Wide Web. Так же, не могли бы вы объяснить успех этой книги?

За обязательными вводными главами у нас идут две основные части. Первая описывает то, что мы считаем основными предметами информационной архитектуры: организация информации, навигация по ней, присвоение обозначений и поиск. В следующей части описывается сам процесс: описание того, как разрабатывать и реализовывать архитектуру веб-сайта. И в конце книги мы приводим пример нашей работы. Мы не показываем вам, как вам надо разрабатывать ваш сайт; нет такого универсального метода, который подходит всем. Информационная архитектура каждого веб-сайта строится на присущих ему уникальных характеристиках пользователей, материалов и целей. В своей книге мы просто пытаемся представить читателям основные понятия информационной архитектуры, дать им терминологию, с помощью которой им легче будет вести разговор на данную тему, а также (как мы надеемся) лучше разрабатывать сайты.

Почему у книги такой грандиозный успех? Я был бы рад заявить, что это произошло благодаря революционным идеям, изложенным в ней. Но я знаю точно другую причину: реальная причина - точное время выхода книги. Сегодня веб-разработчики имеют дело с пятой или шестой реинкарнацией своего сайта. Их уже не надо учить тому, как надо оптимизировать картинки на сайте, как программировать на Java, и так далее. Но тем не менее они обнаруживают у своих сайтов такой недостаток, который берет начало от более абстрактных понятий дизайна: организация информации и юзабилити. Веб-разработчики уже начали сознавать это, а тут выходит как раз наша книга. Точное время - вот секрет успеха!

Каково будущее информационной архитектуры? Что будет дальше?

Ах, если бы я знал. Все больше выпускается приложений управления контентом для веб-сайтов, основанных на XML. Это позволит создавать более гибкие архитектуры, а также позволит более эффективно использовать опубликованный материал. Это очень интересный феномен. Но я несколько пессимистично смотрю на то, что когда-либо появится система, которая позволит эффективно организовывать разрозненные, неструктурированные материалы в различных форматах и проводить поиск по ним. Пожалуй положение с этим делом становится все хуже и хуже. С другой стороны, как бизнесмен работающий в сфере информационной архитектуры, я полон оптимизма...