Домой / Faq / Создание личного информационного пространства учителя. Что такое личное пространство

Создание личного информационного пространства учителя. Что такое личное пространство

«Кто хлебал из моей чашки и всё выхлебал? Кто сидел на моём стуле и сдвинул его? Кто ложился в мою постель и смял её?». Незадачливой сказочной девочке удалось улизнуть от разъярённого медвежьего семейства через окно, а поймали бы – ой, несладко бы ей пришлось. Потому что несанкционированного нарушения границ личного пространства не любит никто.

Место под солнцем

Потребность в личном пространстве универсальна, как потребность в любви или общении – она есть у каждого. У кого-то оно шире, у кого-то уже, но, но хотя бы какое-то личное пространство необходимо для того, чтобы не сойти с ума и не потерять человеческий облик. Личное пространство, пусть убогое, в виде «своей» койки и не запирающейся тумбочки, есть даже у заключённых в колониях и у солдат-срочников.

Дело в том, что собственная территория, зона, которая полностью управляема и находится под контролем, воспринимается как часть собственного «я». Да и не только воспринимается, но и действительно является. Поэтому инстинкт маркирует вторжение в личное пространство как посягательство на «я», как опасность, от которой нужно защищаться. Кроме того, «я» – это личность, уникальная идентичность; то, чем человек отличается от всех остальных.

Таким образом, личное пространство нужно для сохранения индивидуальности. Между прочим, во всех социальных антиутопиях – что у Оруэлла в «1984», что у Замятина в «Мы», что у Хаксли в «О дивный новый мир» люди полностью лишены личного пространства и, тем самым – личности.

Многомерное пространство

Обычно под личным пространством подразумевают коммуникационную дистанцию, или телесное пространство – область, происходящее внутри которой человек относит к себе и стремится регулировать самостоятельно. Внутри личного телесного пространства выделяют несколько зон:

  1. Интимная зона, порядка 50 см – это по существу расстояние вытянутой руки. В интимную зону пускают только очень близких людей, а проникновение в неё постороннего вызывает немедленный дискомфорт и тревогу.
  2. Персональная зона радиусом (строго говоря, личное пространство имеет овальную форму, по бокам от человека оно чуть короче, чем спереди и сзади) от 50 см до 1,5 м – это дистанция личной доверительной беседы.
  3. Социальная зона – расстояние от 1,5 до 3,5-4 м, область для контактов с посторонними, чужими людьми.
  4. Публичная зона – до 7 метров – это самые дальние области пространства, которое человек вообще воспринимает как имеющее отношение к себе. В публичной зоне, например, находится оратор, выступающий перед аудиторией.

Все приведённые здесь цифры так же условны, как средняя температура по больнице. На самом деле они зависят и от конкретного человека, и от, например, специфики культурной среды. Из-за этой разницы могут даже возникать этнические конфликты: темпераментный южанин вторгается в интимную зону сдержанного представителя северного народа, потому что сам-то воспринимает это расстояние как социальное – а его дружелюбие выглядит агрессией. И наоборот, нормальная, комфортная для европейца дистанция в глазах восточного человека будет демонстрацией холодности и отстраненности.

Расстояние, которое люди инстинктивно выбирают для общения, может многое рассказать приметливому наблюдателю об их отношениях. Вам приходилось наблюдать почти анекдотическую сцену разговора, в котором один собеседник всё время приближается, а другой помаленьку пятится, пока не окажется в углу и отступать далее станет некуда? Одно из двух: либо он не отвечает взаимностью на чувства первого, либо расценивает его как источник опасности, возможно, сам того не подозревая.

У личного пространства есть и иные, помимо телесного, измерения.

Личное предметное пространство – это вещи, по отношению к которым мы претендуем на эксклюзивный доступ . И дело тут совсем не в праве собственности: рабочий стол и компьютер в офисе принадлежат не вам, но коллега, который воспользуется ими без спроса, вызовет ваше закономерное раздражение. И страсть, с которой домохозяйка отгоняет от раковины гостью, решившую в порядке дружеской помощи помыть посуду, связана совсем не с любовью к мочалке и моющему средству: она просто защищает своё предметное пространство. Потому что гостья расставит вымытые тарелки не в том порядке.

Личное жилое пространство – это место, где можно уединиться. Пусть не квартира, пусть своя комната или хотя бы угол. Испортивший москвичей квартирный вопрос, вошедшие в фольклор склоки на кухнях коммунальных квартир, мытарства любовников, а то и супругов, которым негде, и сортиры, где оборудованы книжные полки и разве что не кофейный столик – всё это от нехватки жилого пространства. Кстати, планируя евроремонт и снос стен между комнатами, подумайте: нужен ли вам концептуальный дизайн, если он вас же лишит берлоги, в которую можно залечь?

Личное информационное пространство – это, прежде всего, право на тайну. Иногда приходится слышать, будто тайна нужна только тем, кто хочет скрыть что-то неблаговидное. Правда, чаще всего это говорят любители читать чужие письма, почему-то полагающие, что уж их-то письма точно никто никогда читать не станет.

Личное эмоциональное пространство – это чувства, которые мы предпочитаем переживать по собственному усмотрению. Мало что раздражает так сильно, как попытка навязать, в каких случаях и как именно следует грустить, когда – радоваться, а когда гневаться. Отсюда возмущение натуралистичными репортажами СМИ о катастрофах, дешёвыми мелодрамами, рассчитанными на вышибание слезы, или розовыми слюнями умиления в рекламных роликах.

Личное время – это время, не просто свободное от работы, но вообще не связанное никакими обязательствами. Время, которым можно распорядиться по собственному усмотрению, как в голову взбредёт – хоть поискать философский камень, хоть лежать на диване и плевать в потолок. Так что если вы относитесь к отдыху, как к работе и даже в отпуске расписываете каждую минуту, думая, что эффективно управляете временем – не удивляйтесь, вдруг почувствовав себя загнанной дичью. Вы сами урезали своё жизненное пространство.

Рецепт счастья

Нет, рецепта счастья, конечно, не существует. А вот источники несчастий поискать и обезвредить можно.

Один из них – недооценка важности своего и, как следствие, чужого персонального пространства. Понятно, почему это происходит: ведь оно не огорожено стеной, «кирпичом» или красными флажками. Это от перекрытия кислорода человек задыхается моментально, а недостаточность личного места давит медленно, подспудно. Не всегда даже можно понять, откуда, из-за чего вдруг возник дискомфорт. Но стоит дать себе чуть больше места, отнестись с чуть большим уважением к неприкосновенности друг друга, отодвинуться чуть в сторону от толпы, сделать зазор между собой и остальным миром чуть свободнее – и дышать сразу станет легче.

Женя Харт

СОЗДАНИЕ ЛИЧНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА УЧИТЕЛЯ

Учитель истории МБОУСОШ № 57 г. Тулы - Пименов Александр Николаевич

Здесь будет файл: /data/edu/files/x1459107667.pptx (Создание информационного пространства учителя / Презентация)

Одной из основных компетенций современного образовательного процесса является умение работать с информацией. Информатизация учебно-воспитательного процесса позволяет эффективно оказывать учебно-методическую помощь учащимся. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели. В связи с ростом объёмов информации возникает прямая необходимость формировать информационную культуру. Само появление понятия - личное учебное пространство - отражает изменение отношения к тому, что делают ученик и учитель.

Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, заключена в развитии способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования; формирования научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы человека.

Психологи выделяют следующие личные пространства человека: телесное, предметное пространство, информационное пространство, эмоциональное пространство,время. Личное информационное пространство является обязательным атрибутом человека XXI века, а навыки по его формированию можно рассматривать как важные информационные компетенции. Создание информационного пространства направлено на информационное взаимодействие между субъектами, удовлетворение их информационных потребностей.

Компьютерная грамотность стала составляющей профессионального уровня учителя. Таким образом, информатизация учебно-воспитательного процесса позволяет эффективно оказывать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ - одна из главных задач учителя.

Сеть перестала быть средой передачи информации и транспортным каналом доставки знаний. Она стала местом, где ученики находятся постоянно, где они совершают действия при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать вместе.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели.

Интернет — прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности.

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе обучения стало уже привычным и необходимым, так как дает возможность учителю нагляднее продемонстрировать явления и процессы, помогает учащимся лучше усвоить материал, самостоятельно подготовиться к уроку или выполнить проектную работу.

Портал «Сеть творческих учителей» создан для педагогов, интересующихся возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. На портале можно зарегистрироваться и принимать участие в обсуждении проблем, обмениваться опытом с коллегами. Адрес портала: it-n.ru.

Широко используются ЦОРы (Цифровые образовательные ресурсы) как для подготовки к уроку, так и в его проведении, они значительно облегчают работу учителя, из этого можно сделать вывод, что они занимают центральное место в информационном пространстве учителя.

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Создавая свои ЦОРы и используя уже кем-то созданные учитель приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой, значит потеряться в информационном обществе.

Для хранения ЦОРов не нужны шкафы, библиотеки, они компактно хранятся в памяти компьютера или на внешних носителях. Их не так сложно структурировать и систематизировать, нежели материалы, которые находятся в распечатанном виде. Это один из огромного множества плюсов, ведь накапливая с годами ЦОРы, структурируя их и, «раскладывая по полочкам» учитель создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения.

Это позволит сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для самого учителя, так и для учеников.

Интернет - технологии относят к личностно-ориентированным технологиям, так как они направлены на активную познавательную деятельность и относятся к гуманистическому подходу в психологии и образовании.

Электронная почта (e-mail) - важный информационный ресурс Интернета, самое массовое средство электронных коммуникаций, через неё можно принять или отправить сообщения.

ЭП использую как средство коммуникации с обучающимися. На эп ребята присылают мне выполненные задания, презентации.

Например, есть сайт, где можно пройти тестирование по разным предметам и получить сертификат об его прохождении. Многофункциональный онлайн-конструктор тестов, опросов, кроссвордов. Там лучше зарегистрироваться, чтобы на сертификате было написано не АНАНИМНЫЙ ГОСТЬ, а фамилия и имя ученика. Эти сертификаты ребята мне присылают на почту.

Учителю нужно личное информационно-образовательное пространство:

Последнее десятилетие поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ. Всё это позволит формировать положительную мотивацию учебной деятельности, осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне ученика, индивидуализировать процесс обучения, создать надежную систему мониторинга усвоения знаний, осуществлять процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика, повышать педагогическую квалификацию учителя.

Использованная литература:

  1. Сыромятникова Л.М. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении / Л.М. Сыромятникова. - М.: Глобус,2009.
  2. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Повседневная сетевая культура как решение классификационных задач // Образовательные технологии и общество. - 2007.

«Кто сидел на моем стуле? Кто ел из моей тарелки?» Девочка Маша вторглась в личное пространство трех медведей, и все чуть не закончилось плачевно. Не для медведей, естественно, а для Маши. А все потому, что каждый старается оберегать границы своего личного пространства так, как может.

Наверняка у каждого есть знакомые, которые при беседе любят хватать за руки, чтобы лучше донести свою мысль; коллеги, присаживающиеся за ваш компьютер в обеденный перерыв; в конце-концов, соседи по квартире, заваривающие себе чай в вашей чашке. В большинстве случаев такое поведение раздражает, потому что люди вторгаются в ваше личное пространство . А оно является неприкосновенным, исключение делают разве что для самых близких людей.

Личное пространство - это та зона, которая полностью нам подконтрольна . В ней мы чувствуем себя защищенными от любого вторжения извне. По сути, личное пространство мы зачастую воспринимаем как часть собственной личности. Поэтому любое нарушение границ этого пространства мы воспринимаем как потенциальную угрозу извне, от которой нужно защищаться.

Чаще всего под личным пространством подразумевают коммуникационную дистанцию - то расстояние, на которое мы готовы «подпустить» к себе того или иного человека при общении. Антрополог Эдвард Холл выделил четыре так называемых межсубъектных зоны :

  • интимная зона - до 50 см;
  • персональная зона - до 1,5 м;
  • социальная зона - до 4 м;
  • общественная зона - до 7 м.

В интимную зону мы пускаем только самых близких людей, именно она олицетворяет собой наше личное пространство. В персональную зону мы допускаем людей для личных доверительных бесед. Можно сказать, что это зона для хороших друзей и знакомых. Социальная зона - это область для общения с посторонними людьми. Публичная зона - это, скажем, зона между оратором и аудиторией. То, что находится вне публичной зоны, человек обычно не воспринимает как нечто, имеющее к нему отношение.

Именно поэтому, кстати, многие так не любят очереди и забитый общественный транспорт. Дело не только в чисто физическом дискомфорте, когда нам приходится долго стоять и даже висеть в неудобной позе, а в том, что наша личная зона в такой ситуации заполнена людьми, которых мы в других обстоятельствах допустили бы разве что в социальную.

Понятно, что цифры эти весьма условны. Многое зависит от специфики культуры определенного региона . Скажем, у южных народов персональная зона меньше, чем у северных, поэтому то, что они считают проявлением дружелюбия, сдержанным северным народам может показаться агрессией. У западных народов персональная зона больше, чем у восточных, поэтому европеец, соблюдающий комфортную для себя дистанцию, восточному человеку может показаться недружелюбным. Многое, конечно, зависит еще и от конкретного человека. Скажем, интроверты обычно более ревностно оберегают свое личное пространство, чем экстраверты.

Но личное пространство - это не только расстояние для общения, которое мы выбираем при контакте с различными людьми. Это еще и определенные вещи, которые мы считаем своими . На самом деле эти вещи могут и не принадлежать нам официально. Скажем, рабочее место (стол, стул, компьютер) принадлежит работодателю, но пока мы на нем работаем, оно - наша личная зона. В личное пространство входит ваше жилье - квартира, комната или хотя бы кровать в общежитии.

Еще есть эмоциональное и информационное личное пространство . Это та информация, те эмоции и переживания, которыми мы предпочитаем не делиться с другими. Часто с нарушением этого личного пространства сталкиваются подростки, чьи родители находят их личный дневник. К личному пространству можно отнести также право проводить свободное время так, как захочется, ни перед кем не отчитываться о своих хобби и увлечениях.

Очень важно уметь правильно оценить личное пространство других людей и держать нужную дистанцию. То, что кажется нам абсолютно нормальным, может причинить им дискомфорт. Скажем, вы привыкли при встрече целовать всех, даже «шапочных» знакомых, в щеку, а кому-то такое приветствие кажется, мягко говоря, слишком эмоциональным.

Часто проблемы с личным испытывает пара, начавшая жить вместе . У них все общее - территория, хобби, друзья, даже шкафы и посуда. Сначала это кажется милым, а потом начинает раздражать. Поэтому у каждого должен быть свой личный уголок в квартире - рабочее место или зона отдыха - свои друзья, свое хобби, время, которое он сможет уделить только себе - пусть даже это будут полчаса, проведенные в пенной ванной или на диване с книжкой. Никто не говорит, что не должно быть общих друзей или общих хобби. Но личное пространство все равно отнимать нельзя.

Личное пространство дарит нам чувство защищенности и избавляет от многих стрессов . Поэтому оберегайте его и не нарушайте границы личного пространства других людей.


Увеличение информационного потока и необходимость оперирования все большим количеством информации вынуждает нас разумно подходить к организации своего информационного пространства. Основным инструментом организации личного информационного пространства в памяти компьютера являются папки. Они же являются средством организации и представления системных ресурсов компьютера (каталогов, файлов, программ и т.д.).






Все папки функционируют одинаково независимо от их содержимого. Установив для папок подходящие параметры, можно быстрее выполнить поставленные задачи. Для установки параметров открытых папок необходимо выполнить команду Сервис/Свойства папки. В появившемся окне задаются все необходимые параметры папки (см. рис.). Окно «Свойства папки»


Копирование и перемещение папок выполняется также, как и копирование, и перемещение файлов. Чтобы скопировать папку, достаточно перетащить ее правой кнопкой на то место, куда нужно ее скопировать. Когда появится контекстное меню, можно выбрать пункт Копировать для копирования папки либо Переместить для изменения местоположения папки. Для переименования папки вызывается контекстное меню и осуществляется выбор команды Переименовать.


Рассмотрев технический аспект работы с папками, опишем, как сформировать свое информационное пространство. Документы, формируемые пользователем, должны быть строго структурированы, а средством структуризации в данном случае выступает папка. Если все документы хранить в одной папке, тогда после достижения определенной критической массы пользователю будет трудно ориентироваться в собственных документах. И фактическое время работы будет тратиться на нахождение нужного документа.

Наше ощущение собственной активности, силы и внимательности от которых во многом зависит переживание счастья напрямую связаны с нашими намерениями, целями и мотивацией. Он проявляют психическую упорядоченность. Фокусируют душевную энергию, формируют приоритеты, тем самым наводя порядок в сознании. Без них мыслительный процесс протекает хаотично, и эмоциональный фон очень скоро приобретает негативную окраску.
Михай Чиксентмихайи

Для меня личное информационное пространство (ЛИП) состоит из следующих элементов и процессов. Каналы поступления сигналов извне. Механизм, последовательность обработки этих сигналов в информацию, которая побуждает меня к действиям. Оценка перемен, к которым приводят мои действия. Те сигналы, которые я на основе полученного смысла транслирую окружающим.

Как узнать, что всё в порядке?

Основной смысл потоковой деятельности — обретение радости.
Михай Чиксентмихайи

Показатель порядка ЛИФ состояние Потока.Это конечная цель наших усилий. Перечислять составляющие Потока за автором книг об этом дело неблагодарное. Мне важно от обратного отматывать действия от процесс осмысления до фиксации сигналов на входе.

Всё в порядке, когда я любые сигналы извне трансформирую в информацию, которая не нарушает моего душевного равновесия. Когда действия, на основе полученной информации создают во мне ощущение контроля над собственной жизнью и наличия перспектив. Когда на основе полученного в результате оценки произошедших изменений смысла создаётся контент, полезный и интересный окружающим.

Как приводить в порядок?

Информация, допускаемая нами в сознание, чрезвычайно важна; по сути именно она определяет содержание и качество нашей жизни.
Михай Чиксентмихайи

1. Контролировать каналы поступления сигналов.

— я заменил телевидение на youtube, vimeo, TED. Телевидение — это как фастфуд. Иногда можно попробовать ради любопытства, но лучше не рисковать и беречь своё умственное и душевное здоровье.
Всё, что интересно и нужно, можно найти в Сети и самому контролировать, что и когда вы будете смотреть.

— отказался от радио, особенно разговорных. По-моему, они не просто бесполезны, но и не менее вредны чем телевидение. Есть подкасты. Выбирай, скачивай и слушай то, что считаешь для себя нужным.

— интернет, по большому счёту для многих, кто иронизирует над любителями ток-шоу, та же самая интеллектуальная жвачка. Я регулярно затачиваю список ресурсов, которые я просматриваю. Для меня важно контролировать время пребывания в Сети и формулировка конкретных целей, ради чего я собираюсь открыть тот или иной сайт. В противном случае, сидение перед монитором для меня мало чем отличается от лежания на диване перед телеящиком.

Дело не столько в контроле за расходованием времени. Я не исповедую таймменеджмент. Иногда люблю просто смотреть в окно. Важно какой мусор вы впускаете в своё сознание через телевидение, радио и Сеть.

— внимательное отношение к кругу своего общения.
Какое-то время я думал, что все люди посылаются тебе для того, чтобы чему-то научить. Какие-то вдохновляют, какие-то удивляют и заставляют задуматься, какие-то тренируют твоё терпение. Мне казалось, что не бывает случайных встреч. Так я и старался понимать, вникать, задумываться, почему со мной так поступают, зачем меня пытаются изменить или в чём-то переубедить.

В определённый момент пришло решение просто быть избирательнее в общении и избегать тех, кто пытается тебя изменить. Самое глупое на мой взгляд занятие, лезть к другому человеку с поучениями, когда тебя никто об этом не просит. Тратить время на такое общение мне стало жаль.

Постепенно приходишь к выводу, что отношение к общению не менее важно для твоего здоровья, чем выбор того, что ты ешь. Иногда лучше голодать, чем есть что попало.

2. Решать что делать с сигналами.

Когда-то знакомство с книгами Дэвида Аллена и его системой GTD помогли мне “привести свои дела в порядок”. Потом я стал представлять цепочку сигнал — информация — действия — оценка перемен — смысл. С каждым сигналом, который я фиксировал, старался поступить как очередным поступлением в папку “Входящие”. Что с ним далее делать?

Многое можно сразу же отправлять в Корзину. Помню, когда увлекался методом Сильва, мне нравилась фраза “Стёрто, стёрто”, которую рекомендовали повторять, если хотел что либо забыть.

Зафиксировал сигнал, понял, что твоей жизни это никак не касается и выкинул его в корзину. Можно даже представить звук, с которым у меня документы в корзине на рабочем столе стираются.

Остальные сигналы, надо превращать в информацию. Решать, что нам делать? Что мы хотим изменить в результате своих действий?

У меня до сих пор случается, что какой-нибудь сигнал фиксируется и начинает портить настроение, как жужжащая муха застрявшая между оконными рамами. Если ничего не предпринимать, внимание отвлекается, настроение портится. Просто вопрос, который стоит задать себе после фиксации “Что дальше?”.

Сигнал не превращаемый в информацию — шлак.
Информация не приводящая к действиям — шлак.
Действия, не приводящие к переменам — пустая трата времени.

Бывают такие моменты, когда ты ощущаешь себя прозрачным кристаллом. Ты наблюдатель. Фиксируемые сигналы проходят сквозь тебя, не оставляя следа и не нарушая твоей прозрачности. Достичь подобного сложно. Возможно это сверх-проводимость, когда твои реакции настолько быстры, что незаметны.

Мне нравятся многочисленные письменные практики . Регулярно применяю для поиска решений и идей, а также для настроя на рабочее состояние.

Мне важно регулярно письменно формулировать собственные состояния. Погружение в описание одновременно помогает фиксировать текущее состояние и погружает в процесс генерации идей и проявления возможностей.

Суть поддержания ЛИП для меня заключается в перечне простых действий.

— отсекать каналы поступления ненужных сигналов.
— продвигать зафиксированные сигналы по цепочке, превращая их в информацию, действия, оценку, смысл. Всё остальное удалять без жалости.
— пытаться зафиксировать полученный смысл, сделав его сигналом для других.