Домой / Faq / Сколько оперативной памяти в айфоне? Оперативная память: гигабайты, типы, скорость и другие тонкости

Сколько оперативной памяти в айфоне? Оперативная память: гигабайты, типы, скорость и другие тонкости

В разделе на вопрос Оперативка 6 ГБ - это нормально? заданный автором Невролог лучший ответ это Это круче чем 4+4... но 2х гиговая плаха должна сидеть в первом по счёту слоте обязательно. Винда займёт где то 2 гига и сьест первую планку, а игруля, браузеры и другие сложные программы перейдут уже на вторую плаху заюзав двухканальность! Вот у меня 4+4 и винда с игрой умещается на одной планке. Всё юзается в основном на одном канале. Редко когда нагружаю до 5-6 гигов ноут. Так что именно пока что сегодня для дом ПК и ноута выгоднее 2+4 в плане скорости хоть и не на столько чтобы аж прочувствоваться, скорее не заметишь как это подействует плахи итак быстрые. а в плане объёма желательно 4+4 и более
юзанье двухканальности в играх чтобы игра например висела половина на одной другая половина её на вторую перешла это подходит для задротов и наркоманов которые выжимают всё полезное из всего что можно выжать с компа любыми способами хоть долю процента отсюда или оттуда выжав + 0,1% к скорости получают оргазм. .
по крупицам они собирают тут и там, самовозвышаются и идут всем рассказывать
если ты не такой, то главное чтобы в целом тебе хватало объема оперативы!

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Оперативка 6 ГБ - это нормально?

Ответ от Ѐавшан Бузоев [гуру]
две плашки 2 и 4-норм


Ответ от Vladimir Ivanov [эксперт]
Хороший показатель!) Тем более не и игроман ты! 4+2 там стоят наверняка! Бери и радуйся!))


Ответ от Звукосочетание [гуру]
все нормально.



Ответ от Georgii [гуру]
желательно 8 . 2 по 4 чтобы в двухканальном режиме


Ответ от Антоша Марина [новичек]
Средне


Ответ от Алекс [гуру]
бывает и три и ничего


Ответ от Ѐ [гуру]
лучше, чем 4 Гб в сумме


Ответ от R7 DumDum [гуру]
Если нестандартные 6 гигабайт на старом ноуте то планки 4 и 2 гигабайта стоят если новый ноут то там 4 гигабайта впаяно и 2 гигабайта в разъем вставлено.

В этом году мы с вами уже видели . И если это все было маркетинговым ходом, то устройства с 6 Гб ОЗУ более оправданное решение. Эти телефоны с топовым железом, например Snapdragon 835, в паре с большим количеством оперативной памяти, способны справиться с любой задачей.

Если у вас очень высокие требования к смартфону, то такое количество памяти должно полностью вас удовлетворить. Конечно, 4 Гб это тоже достаточно для большинства задач, но иногда иметь запас на будущее однозначно лучше, особенно если вы не собираетесь менять свой телефон через год. Если вы не знали, что есть такие смартфоны, то мы специально собрали для вас список самых лучших смартфонов с 6 Гб оперативной памяти.

Samsung Galaxy Note 8

Спецификации смартфона:

  • Дисплей: 6.3 дюйма Super AMOLED, 2960×1440p, 521 ppi
  • /Samsung Exynos 8895
  • ОЗУ: 6 Гб, LPDDR4
  • Флеш-память: 64/128/256 Гб + microSD до 256 Гб
  • Основная камера: 12 Мп + 12 Мп
  • Фронтальная камера: 8 Мп
  • Аккумулятор: 3300 мАч
  • Навигация: GPS, ГЛОНАСС
  • Габариты: 162.5×74.8×8.6 мм
  • Вес: 195 грамм

Galaxy Note 8 в данный момент является одним из лучших устройств с 6 ГБ оперативной памяти. По сути, это один из лучших смартфонов на рынке. В нем собраны все самые последние наработки компании Samsung. У него стоит топовый процессор Qualcomm Snapdragon 835 или Samsung Exynos 8895 (в зависимости от рынка).

Galaxy Note 8 обладает просто огромным безрамочным 6.3-дюймовым Super AMOLED экраном с разрешением 2960×1440p. Он изогнут с двух сторон и имеет соотношение 18.5×9. Смартфон получил пылевлагозащиту по стандарту IP68, а также это первый смартфон компании с двойной камерой, в которой есть 2-кратный оптический зум для создания портретных фотографий с эффектом боке.

Благодаря своему безрамочному дизайну, очень мощному железу с большим количеством оперативной памяти, качественным материалом корпуса, Note 8 стал гораздо популярней своего предшественника и был тепло воспринят фанатами. Единственным препятствием для покупки будет его цена — около $1000, в зависимости от продавца.

Спецификации смартфона:

  • Дисплей: 5.5 дюймов Super LCD5, 2560×1440p, 521 ppi
  • Процессор: Qualcomm Snapdragon 835
  • ОЗУ: 6 Гб, LPDDR4
  • Основная камера: 12 Мп
  • Фронтальная камера: 16 Мп
  • Аккумулятор: 3000 мАч
  • Навигация: GPS, ГЛОНАСС
  • Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi, Bluetooth, NFC
  • Операционная система: Android 7.1.1 Nougat
  • Габариты: 153.9×75.9×7.9 мм
  • Вес: 169 грамм

Анонс смартфона состоялся еще в мае этого года. Т.к. это флагман компании HTC, то логично, что в смартфоне установлено топовое железо: Qualcomm Snapdragon 835 в паре с 6 Гб оперативной памяти. В U11 нет двойной камеры как у конкурентов, но в тот момент, когда он вышел, в нем стояла самая лучшая камера по версии DxOMark.

Особенностью данного устройства стала технология Edge Sense, которая позволяет вам открывать различные приложения с помощью сжатия граней смартфона. Кстати, такая же технология стоит в новых Google Pixel 2 и Google Pixel 2 XL. U11 выполнен в необычном дизайне и он совершенно не похож на своего предшественника. Смартфон выглядит как устройства линейки U — HTC U Ultra и U Play.

Телефон получил пылевлагозащиту по стандарту IP67, 5.5- дюймовый QHD дисплей с разрешением 2560×1440p, но к большому сожалению, лишился входа для наушников. Хорошо, что в комплекте есть переходник с Type C на 3.5 мм аудио выход. Смартфон можно приобрести в черном, сером, голубом, красном или белом цветах. Стоимость телефона не маленькая — $729.

OnePlus 5

Спецификации смартфона:

  • Дисплей: 5.5 дюймов AMOLED, 1920×1080p, 403 ppi
  • Процессор: Qualcomm Snapdragon 835
  • ОЗУ: 6/8 Гб, LPDDR4
  • Флеш-память: 64/128 Гб
  • Основная камера: 20 Мп + 16 Мп
  • Фронтальная камера: 16 Мп
  • Аккумулятор: 3300 мАч
  • Навигация: GPS, ГЛОНАСС
  • Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi, Bluetooth, NFC
  • Операционная система: Oxygen OS (Android 7.1.1 Nougat)
  • Габариты: 154.2×74.1×7.3 мм
  • Вес: 153 грамм

— один из самых доступных флагманов в своем классе. Младшая версия смартфона имеет 6 Гб оперативной памяти, но вы также можете приобрести старшую модель с 8 Гб ОЗУ. Устройство поставляется с топовым процессом Qualcomm Snapdragon 835 и двойной камерой с оптическим зумом.

Смартфон выполнен в металлическом корпусе с скругленными углами, поддерживает технологию быстрой зарядки Dash Charge, которая обещает полноценный день работы за 30 минут заряда устройства. Смартфон выполнен в уже знакомом дизайне, его также оснастили 5.5-дюймовым AMOLED дисплеем с разрешением 1920×1080p, а также батареей на 3300 мАч.

В отличие от конкурентов устройство не получило никакой пылевлагозащиты. На сайте производителя вы можете найти два варианта расцветки: Slate Gray и Soft Gold. Цена устройства составит около $479. Это, однозначно, отличный вариант для покупки за такую цену.

Huawei P10 Plus

Спецификации смартфона:

  • Дисплей: 5.5 дюймов IPS-NEO LCD, 2560×1440p, 540 ppi
  • ОЗУ: 6 Гб, LPDDR4
  • Флеш-память: 128 Гб + micro SD до 256 Гб
  • Основная камера: 20 Мп + 20 Мп
  • Фронтальная камера: 8 Мп
  • Аккумулятор: 3750 мАч
  • Навигация: GPS, ГЛОНАСС
  • Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi, Bluetooth, NFC
  • Операционная система: Android 7.1.1 Nougat
  • Габариты: 153.5×74.2×7 мм
  • Вес: 165 грамм

Huawei P10 Plus — флагман компании Huawei. Кроме 6 Гб оперативной памяти в нем есть топовый процессор собственного производства Kirin 960 и 5.5-дюймовый QHD дисплей. Смартфон анонсировали еще в феврале. Он конкурировал с такими устройствами как Samsung Galaxy S8, LG G6 и Goolge Pixel XL.

Смартфон выполнен из металла и имеет довольно простой дизайн. Из особенностей, есть очень большой выбор интересных расцветок: Dazzling Blue и Greenery. Компания не отстает от трендов, поэтому в флагман установили двойную камеру от Leica, которая может снимать черно-белые фотографии. Это поможет вам делать более контрастные снимки в условиях недостаточной видимости.

Купить смартфон, к сожалению, можно не везде, например в США он не продается, но в странах СНГ — да. Устройство можно приобрести на официальном сайте по цене $669. Телефон однозначно заслуживает внимание. Тем более, если вам нужен смартфон с 6 Гб оперативной памяти.

Honor 9

Спецификации смартфона:

  • Дисплей: 5.15 дюймов IPS LCD, 1920×1080p, 428 ppi
  • Процессор: HiSilicon Kirin 960
  • ОЗУ: 6 Гб, LPDDR4
  • Флеш-память: 64/128 Гб + micro SD до 256 Гб
  • Основная камера: 20 Мп + 12 Мп
  • Фронтальная камера: 8 Мп
  • Аккумулятор: 3200 мАч
  • Навигация: GPS, ГЛОНАСС
  • Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi, Bluetooth, NFC
  • Операционная система: Android 7.1.1 Nougat
  • Габариты: 147.3×70.9×7.5 мм
  • Вес: 155 грамм

Устройство было представлено в июле этого года. Honor 9 по характеристикам очень похож на P10 Plus, но продается по значительно меньшей цене. Это качественное монолитное устройство из стекла и металла, с 6 Гб оперативной памяти, топовым чипсетом Kirin 960 и двойной камерой.

С точки зрения дизайна, смартфон очень похож на своего предшественника Honor 8, что точно не плохо. Задняя часть смартфона выполнена из стекла и очень красиво переливается на свету. Есть несколько интересных вариантов расцветки, такие как Blue, Amber Gold, Gray и Black.

Honor 9 выглядит и ощущается флагманским устройством, но с более доступным ценником среди конкурентов. За $500 вы получаете отличный небольшой смартфон, с интересным дизайном, топовыми характеристиками, ну и самое главное, с 6 Гб оперативной памяти.

Xiaomi Mi6

Спецификации смартфона:

  • Дисплей: 5.15 дюймов, IPS LCD , 1920×1080p, 428 ppi
  • Процессор: Qualcomm Snapdragon 835
  • ОЗУ: 6 Гб, LPDDR4
  • Флеш-память: 64/128 Гб
  • Основная камера: 12 Мп + 12 Мп, f/1.8 и f/2.6
  • Фронтальная камера: 8 Мп
  • Аккумулятор: 3350 мАч
  • Навигация: GPS, ГЛОНАСС
  • Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi, Bluetooth, NFC
  • Операционная система: MIUI V9 (Android 7.1.1 Nougat)
  • Габариты: 145.2×70.5×7.5 мм
  • Вес: 168 грамм

— флагман компании Xiaomi 2017 года. Устройство действительно получилось отличным за свои деньги. Нам же он интересен т.к. в нем установлено 6 Гб оперативной памяти, а к этому еще и топовый процессор Qualcomm Snapdragon 835, хорошая двойная камера с оптическим зумом и портретным режимом для фотографий с эффектом боке.

Смартфон выполнен из металла и стекла. Также есть лимитированная керамическая версия. Дизайн стал лучше по сравнению с Mi5. К большому сожалению, в смартфоне нет пылевлагозащиты и разъема для наушников. Mi6 продается в черном, голубом и белом цветах.

Устройство самое привлекательное в этом списке. Благодаря своим отличным характеристиками, двойной камере, конечно же наличием 6 Гб оперативной памяти и своим ценником в $400. А если покупать смартфон на AliExspress или GearBest с использованием кэшбэка, то вообще можно приобрести за $350-380.

Оперативная память — это компонент компьютера. Важнейшая характеристика измеряется в гигабайтах: чем больше, тем лучше. Прочие характеристики важны значительно меньше — тайминги и количество планок, двухканальность… У этого устройства множество других названий:

  • «мозги»
  • память
  • оперативка
  • ОЗУ (оперативное запоминающее устройство)
  • SDRAM

Как выглядит оперативная память

В этой статье подробно объясняется предназначение оперативной памяти, способы самостоятельной установки (не сложнее, чем заменить лампочку!), тонкости выбора. Главное: после прочтения пары страниц этого текста неопытный пользователь легко разберётся в маркетинговых заклинаниях про частоты с мегагерцами и будет знать – пригодится ли ещё гигабайт памяти, или продавец впаривает ненужный товар.

Что делает оперативная память: понятное объяснение

Временно хранит операционную информацию. Не ту, которая нужна для сохранения фильмов с музыкой, а ту которая используется самой Windows, программами, играми и т.д. Такая информация храниться только во включённом состоянии ПК. Компьютер включается, стартует система – и во время старта запускаются программы и модули, которые записывают нужные данные с HDD в ОЗУ. Так, чтобы комп мог «общаться» с этими данными очень быстро – т.е., оперативно оперировать (отсюда и термин – «оперативная»).

Если говорить вкратце, то – это сверхбыстрая память, которая раз в 300 шустрее жёсткого диска. Быстрый отклик работающей программы (мгновенное появление меню при правой мышиной кнопке, скажем) – заслуга высоких скоростей «оперативки».

Аналог оперативной памяти в реальном мире – то, что хранится в мозгу человека короткое время. Эти данные готовы к мозговой обработке в любую секунду. С оперативкой в мозгу можно сравнить, например, информацию которую мы запоминаем на короткое время, во время выполнения какой-либо работы. Например, считаем, 9 + 3 = 1 и 2 в уме… Или другой пример, официант запоминает что ему заказал столик — эту информацию он скорее всего забудет через пару часов, заменив её другой. Разумеется, сравнивать память человека и память компьютера не очень правильно, потому что мозг работает по-другому и все что попало в оперативку, может запомниться и попасть в долгую память (в HDD), чего не может быть с компьютером… С HDD, можно сравнить память долгосрочную, например мы прочитали книгу и что-то запомнили. Но доступ к таким данным порой не быстрый, потому что, чтобы вспомнить, нужно взять книжку с полки и освежить память — такую память можно сравнить с памятью жесткого диска в компьютере — не быстрая но фундаментальная.

Наконец, есть ещё и совсем уж молниеносные виды памяти. В компьютере это процессорный кэш, который намертво вшит в CPU, а в человеческой голове – то, что намертво и накрепко вызубрено ещё со школьной парты: таблица умножения, «жи- ши — пиши с буквой и», «дважды два» и т.п.

Сколько нужно Гб оперативной памяти

Чем больше, тем лучше? Да, но лишь до определённого предела. Современные компьютеры (от 2012-14 года начиная) крайне редко оснащаются одним гигабайтом ОЗУ – это уже позавчерашний день и экспонат музея, а не реальный товар в 2017 году.

2 гигабайта оперативной памяти – типичная ёмкость откровенно бюджетных машинок. Пожалуй, этого достаточно – но крайне некомфортно в плане скорости и отзывчивости уже при открытом браузере, Word’е, Скайпе и антивирусе. Нет, на 2017 год двух гигабайт невероятно мало — но кое-как жить с ними можно.

4 гигабайта ОЗУ – некое «пороговое» значение ёмкости оперативной памяти. Четырьмя гигабайтами оснащаются и достаточно бюджетные модели ноутбуков, и более-менее дорогие аналоги. Достаточно? Откровенно говоря, да; но запаса при этом нет. «Прожорливость» программ и самой операционки способна загрузить все 4 гига под завязку, пусть и не всегда.

8 гигабайт DDR – зона комфорта и спокойствия. Редко, очень редко компьютер займёт хотя бы 5-6 гигабайт оперативки (это в 2016 году, а вот в 2018 аппетиты кода смогут забить и не такой громадный объём!).

16, 32 (или 128!) гигабайт ОЗУ вряд ли нужны рядовому пользователю — это уже из территории космоса. Что толку в многотонном кузове грузовика, когда автомобиль не перевозит ничего объёмнее стиральной машинки? В 2017 году вряд ли стоит покупать дополнительные гигабайты оперативной памяти для того, чтобы они просто «были».

В таблице перечислены основные «пожиратели» оперативной памяти. Числа лишь примерные – у кого-то Windows занимает больше мегабайт, у кого-то меньше. Вкладки с сайтами могут содержать коротенькую страницу без рисунков, а могут – монструозные полотнища социальных сетей со всеми контактами, моргалками и напоминаниями. Игры требуют много, но перед их запуском принято отключать ненужные браузеры и текстовые документы.

Итак, таблица: кто сколько «жрёт» оперативной памяти. Типичное потребление ОЗУ современными программами. 2016-2017 годы; дальше – только больше.

Программы и их компоненты Занимаемый объём ОЗУ, мегабайт (не гб!)
ОС Windows 7 500-1500
ОС Windows 8 (или 10) 500-1800
Браузер с 5-7 открытыми вкладками 400-800
Word 200
Скайп 100
Многочисленные служебные процессы, обновлялки, драйверы По 10-20 мб в каждой из 20-50 таких микропрограмм = 200-1000 мегабайт
Download-менеджер 20-30
Современная игра 2000-3000
Игра образца 2010-2012 г 1000-2000
Антивирус в обычном состоянии 300-500
Антивирус в режиме полной проверки 2000-2500

Так сколько нужно оперативной памяти для Windows 7, к примеру? Постарайтесь не покупать компьютеры с 2 гигабайтами на борту – этого откровенно мало. 4 гигабайта – просто хорошо, 8 – супер. Больше – не стоит, как правило. 16 гигабайт и выше нужны для:

  • продвинутых «компьютерщиков», для которых вполне стандартная задача – запустить в Винде 2-3 виртуальные системы;
  • заядлых геймеров со сверхвысокими разрешениями мониторов и дорогущими видеокартами;
  • программистов с необходимостью отлаживания-тестирования настольных программ;
  • видеодизайнеров и их фотоколлег – да и то далеко не всегда;
  • просто потому, что хочется больше, чем у других. Без прицела на практичность.

Типы оперативной памяти, частота и другие характеристики

С момента внедрения первого стандарта DDR прошло уже лет 18-20. Сменилось несколько поколений компьютеров, их производительность выросла в разы. В любой момент времени актуальны не более двух поколений памяти. В 2017 году это стремительно устаревающая DDR3, которая царствовала на рынке лет 7, и уже привычная DDR4. Если вы приобретаете новый компьютер, то, скорее всего, он будет оснащён именно четвёртым поколением ОЗУ. Если речь идёт об апгрейде старого (5-8 летней давности), то внутри работает DDR3. Поколения не совместимы между собой: плашку DDR4 физически невозможно засунуть в разъём от «тройки», и наоборот.

Оперативная память для ноутбуков отличается от обычной «десктопной» физическими размерами. Ноутбучная ОЗУ раза в два меньше в длину, чем стандартная. Частоты, объём и поколение DDR соответствуют друг другу для лэптопов и PC. Правда, память для ноутбуков подразделяется ещё на 2 подкатегории, физически несовместимыми между собой:

  • стандартная SO- DIMM (префикс SO указывает именно на ноутбучный размер оперативки) – самый распространённый вариант;
  • память с низким энергопотреблением SO- DDR3 L (или просто DDR3 L , либо новейшая DDR4 L ): чаще всего встречается в недорогих моделях ноутбуков.

Вторая после объёма важная характеристика ОЗУ: частота. Чем больше, тем, в принципе, лучше – но DDR4 на 2100 мГц совсем на копейку медленнее DDR4 на 2800 мГц. Разница едва ли не в 1-2 процентах, да и то лишь в некоторых приложениях. Переплачивать за мегагерцы не следует – разве что 2-3 доллара. Есть ещё и другие характеристики памяти: задержки, они же – тайминги. Чем меньше тайминги, тем быстрее работает память (всё верно – тайминг 10 предпочтительнее, чем 12). На эту характеристику ориентироваться уж точно не следует, хотя в эпоху DDR/DDR2 лет 15 назад тайминги значили больше, чем сегодня. Впрочем, это уже история.

Цены на ОЗУ: ориентируемся в предложениях

Примерно с 2010 года оперативная память стоит неприлично дёшево по сравнению с более старыми временами. Сколько именно? Просим прощения за цены в баксах, но… их не зря называют «вечнозелёными». Цены даны не самые дешёвые, по данным интернет-магазина Байон.ру – зато с запасом.

Таблица: стоимость оперативной памяти (для ноутбука и для ПК), 2017 год. Представлены модели DDR3 и DDR4, а также «ноутбучные» форм-факторы SO-DIMM.

Тип памяти Частота, мГц Цена, $ Примечание
DDR3, 2 Гб 1600 19,85 Самый дешёвый приличный вариант
DDR3, 4 Гб 1600 26,00
DDR3, 4 Гб 2400 32,15 Дорогая, «оверклокерская» ОЗУ
DDR3, 8 Гб 1600 38,60
SO-DIMM DDR3, 2 Гб 1600 19,85 Самая дешёвая планка ОЗУ для ноута
SO-DIMM DDR3, 4 Гб 1600 27,50 Самый популярный тип ОЗУ для ноутбука
SO-DIMM DDR3, 4 Гб 1833 29,30 Популярный объём, увеличенная частота
SO-DIMM DDR3, 8 Гб 1600 34,50 Большой объём, стандартная частота
DDR4, 4 Гб 2133 26,00 Среднестатистическая DDR3 на 4 Гб
DDR4, 8 Гб 2133 42,90 Популярная планка большого объёма
DDR4, 8 Гб 2400 55,60 Большой объём, увеличенная частота
SO-DIMM DDR4, 4 Гб 2133 27,50 Стандартная планка современного ноута
SO-DIMM DDR4, 8 Гб 2133 43,50 Объёмная планка современного ноута

Стоит ли апгредить (добавлять) оперативную память?

Однозначно да, если объём оперативки составляет менее 2-3 гигабайт: прирост производительности будет виден невооружённым взглядом. «Критическая точка» производительности находится где-то посредине между 2 и 4 Гб ОЗУ. Меньше оперативки – значительно меньше скорость. Больше – всё работает так, как надо, одним словом – «летает».

Скорее, да, чем нет, если имеющийся объём равен 4 гигабайтам. Скорость компьютера вряд ли вырастет, но будет значительно меньше подвисаний и лагов. Неплохое вложение.

Незачем, если «на борту» уже имеется 6-8 гигабайт.

Незачем, если смысл обновлений – в покупке DDR с более высокой тактовой частотой. Польза от такого апгрейда если и ненулевая, то стремится к таковой.

Как добавить ОЗУ в компьютер? А в ноутбук? Апгрейд оперативной памяти своими руками

ПК-десктопы – более габаритные «создания». Внутри корпуса можно разместить хоть 10 ноутбуков (по размеру!). Слотов и разъёмов на настольных материнских платах много, не в пример ультракомпактным лэптопам, где экономится каждый миллиметр. Типичное количество слотов в компьютере для ОЗУ – 2 или 4. Как правило, заняты лишь 1-2 из них. Добавить планку оперативной памяти к уже работающей – дело пары минут. Достаточно выключить компьютер, открыть системный блок и вставить планку DDR в соответствующий разъём. Не нужны ни инструменты, ни даже отвёртка.

Главное требование – ОЗУ должно быть соответствующего поколения. Современную DDR4 никак не вставить в разъём для DDR3: даже размеры у них разные. А вот объём дополнительной планки может быть любым. Частота – также любой, но при разных частотах нескольких планок «оперативки» компьютер работает на наименьшей из них.

В ноутбуках всё чуть сложнее. У них встречаются три типа слотов для ОЗУ:

  1. Двухслотовые конфигурации : как правило, в 2 разъёма уже вставлено по «оперативке». В этом случае следует прикупить один более ёмкий модуль, и заменить существующий на новый. Классика жанра: 4 Гб ОЗУ, 2 планки по 2 Гб в каждой. Других разъёмов нет. Придётся купить 4-гигабайтный модуль памяти (либо 8-Гб, если это нужно), и вставить его вместо старого. В итоге получим 6 Гб оперативной памяти. Старый модуль, кстати, можно продать.

Реже встречаются два слота, один из которых занят, другой – свободен. Всё идеально просто: докупаем ОЗУ любого объёма, вставляем в пустующий разъём. К примеру, было 4 Гб (одна планка), докупаем ещё 4 Гб в одной планке, вставляем… итог – 8 Гб.

  1. Однослотовые конфигурации (обычно недорогие модели ноутбуков). Разъём там лишь один, и он, разумеется, уже заполнен планкой оперативной памяти. Единственный вариант – снять старый модуль, поставить новый – большего объёма.
  2. Ноутбуки с распаянной оперативкой . Апгрейд почти невозможен: выпаивать старый модуль и вновь впаивать новый – нетривиальная и очень рискованная задача. Впрочем, оперативка намертво распаивается лишь в недорогих машинках, и бывает это не слишком часто.

Как узнать количество слотов и тип памяти в ноутбуке или компьютере

Подойдёт любая диагностическая программа, наподобие CPU-Z. Скачиваем, устанавливаем, смотрим в разделе про память (memory).

Базовая информация про оперативную память: сколько гб и прочее, находится во вкладке Memory. Сразу видны такие характеристики:

  • Тип памяти: DDR3
  • Объём ОЗУ: 6 Гб
  • Количество каналов: 2 (Dual)
  • Менее интересные показатели – тайминги и частота: 665,1 мГц (стандарт DDR подразумевает двусторонний обмен информации с памятью, потому истинная частота — 1333 мГц).

Выводы можно сделать такие: у компьютера (в данном случае – ноутбука) явно 2 слота, оба – занятые. На это указывает двухканальный режим работы, который возможен лишь при наличии чётного количества планок. Другой вывод – явно нестандартная конфигурация: 4+2 Гб ОЗУ. Обычно производители устанавливают объём оперативной памяти, кратный числу 2: 2, 4, 8, или 16 гигабайт. Значит, владелец уже делал апгрейд ОЗУ.

Гораздо более подробная информация описана на следующей вкладке утилиты CPU-Z: SPD (скорость «мозгов»). В левой верхней части окна действительно видно, что здесь 2 слота, оба – заняты. В первом разъёме примостилась плашка на 2 гига (2048 Мбайт) с частотой 667 (1333 мГц). Во втором – 4 гигабайта (4096 Мб) с той же частотой 1333.

Пара информационных бонусов: видна дата производства одной из оперативок (9 неделя 2011 года), и производители обеих планок: Nanya и PNY.

Как можно проапгрейдить оперативную память в примере выше? 6 гигабайт – вполне достаточный объём на 2016 год, но если есть сильное желание – можно купить одну планку DDR3 на 4 Гб (цена – около 26 долларов), и вставить её вместо старой 2-гиговой (кстати, можно продать её долларов за 5-8). Итогом станет 8 гигабайт ОЗУ.

Производители оперативной памяти: какой лучше. И – заключительные советы

Кто только не производит ОЗУ: и процессорный гигант AMD, и Samsung с LG, и многочисленные Kingston, Corsair и т.п. В наиболее многочисленном сегменте оперативной памяти разницы между производителями толком нет. Все они выпускают надёжную и быструю DDR, которая способна на некоторый разгон.

Задумываться о производителе следует лишь в случаях, когда требуется более серьёзный оверклокинг, особые требования к надёжности, и, пожалуй, к художественной красоте оперативной памяти. Всё верно, более дорогие модели выпускаются с необязательными, но потрясающие симпатичными радиаторами охлаждения модулей.

И ещё. Оперативная память – замечательно надёжная штука. Её вполне безопасно брать с рук, «б/у» – скорее всего, отработает она ещё много лет, с теми же характеристиками и энергопотреблением.

Введение

Тема объема локальной видеопамяти, достаточного для комфортной игры, всегда актуальна. Количество видеопамяти, занимаемой различными ресурсами в современных играх при максимальных настройках и высоком разрешении рендеринга, нередко достигает значений в 8 ГБ и более. Некоторые игровые движки вообще до упора забивают весь имеющийся объем видеопамяти ресурсами (геометрией, текстурами и буферами) учитывая то, что они гипотетически могут потребоваться в любое время, поэтому многим пользователям кажется, что играм просто необходим такой объем видеопамяти, который они стараются занять.

На самом деле, все несколько сложнее. С учетом того, что игры используют далеко не все ресурсы, загруженные в видеопамять, в реальности такие объемы памяти им для комфортной работы совсем не обязательны. Год назад компания AMD приводила наглядную статистику эффективности использования локальной видеопамяти в играх The Witcher Wild Hunt и Fallout 4. Так вот, при ультра-настройках качества в разрешении 3840×2160 эти игры запрашивают доступ примерно к вдвое меньшему объему данных по сравнению с общим объемом заполненной ими ресурсами локальной видеопамяти.

То есть этим играм, как и многим другим, совсем не обязательно столько видеопамяти, сколько они хотят в идеале, и во многих случаях вместо 8 ГБ, к примеру, можно было обойтись вдвое меньшим объемом. В реальных условиях даже при максимальных настройках в разрешениях ниже 4К играм в основном хватает 4 ГБ видеопамяти, а иногда и 3 ГБ. Это тем более верно, если говорить о самом распространенном и менее требовательном Full HD-разрешении. Особенно если видеокарта не самая мощная и просто не может использовать преимущества большего объема видеопамяти. В таких условиях производительность рендеринга чаще упирается в возможности самих графических процессоров, а не в объем видеопамяти.

В последние годы распространено мнение, что локальной памяти у видеокарты должно быть не меньше 4 ГБ, а лучше — 8 или хотя бы 6 ГБ. И это действительно верно, но лишь для некоторых игр, а не для всех. Видеокарты с таким объемом видеопамяти выпускаются давно и широко распространены, проблем с их покупкой нет. Но всегда возникает вопрос цены и оправданности большего объема видеопамяти, ведь модели с большим количеством микросхем памяти всегда стоят дороже, и зачастую — заметно дороже. Особенно сейчас, когда цены на видеокарты в принципе высоки, в том числе из-за роста цен как раз на память.

С одной стороны, игры вроде «Цивилизации» не должны предъявлять слишком высоких требований к объему видеопамяти, особенно если не использовать мультисэмплинг высокого уровня. В таком случае, вероятно, игре будет достаточно и трех гигабайт видеопамяти, в том числе даже при установке ультра-настроек. Но так как мы намеренно включили MSAA 8x, это существенно повлияло на результаты.

Как хорошо видно на диаграмме, разница между вариантами GeForce GTX 1060 с 3 ГБ и 6 ГБ в таких условиях получилась весьма ощутимой, особенно по минимальной частоте кадров. Впрочем, так как все показанные значения оказались выше 30 FPS, то их можно принять практически равными — на играбельность это не повлияет, и уж тем более — в пошаговой стратегии.

Разрешение 2560×1440 (WQHD)

Естественно, положение младшей видеокарты лишь усугубилось при более высоком WQHD-разрешении — при условии использования сглаживания MSAA 8x объема локальной видеопамяти в 3 ГБ уже совсем не хватает. В этот раз сильно пострадало и минимальное, и среднее значение FPS. Причем, разница уже куда существеннее: минимальный FPS на трехгигабайтной карте оказался ниже 30 кадров в секунду. Хотя для пошаговой стратегии и этого будет вполне достаточно, разница все равно приличная и заметная даже на глаз.

The Division

Tom Clancy’s The Division — мультиплатформенная игра в жанре многопользовательского шутера от третьего лица, разработанная и изданная компанией Ubisoft. Действия в игре происходит в предапокалиптическом Нью-Йорке в скором будущем, основные события разворачиваются на Манхэттене. Заданием игрока в The Division является восстановление общественного порядка и исследование источника поразившего людей вируса. Игровой процесс аналогичен другим стрелялкам от третьего лица с возможностью укрытия за различными объектами, дающими тактическое преимущество.

При проведении тестов мы использовали профиль настроек максимального качества (не путать с профилем ультра-качества, в котором не включены технологии Nvidia GameWorks, сильно нагружающие работой графические процессоры). Подробнее о методике тестирования и графических настройках можно прочитать . Несмотря на то, что игра вышла весной 2016 года, графическая часть в ней до сих пор весьма технологичная, особенно с учетом алгоритмов GameWorks.

Разрешение 1920×1080 (Full HD)

Как и в прошлом исследовании, мы в очередной раз убедились, что движку игры The Division вполне достаточно пары гигабайт видеопамяти даже при том, что он занимается менеджментом памяти в современном стиле — занимая всю имеющуюся память. Скорее всего, дело в том, что хотя на скорость рендеринга нехватка VRAM практически не влияет, но качество текстур и других ресурсов при этом легко может быть ниже — движок просто показывает нам худшую по качеству картинку.

Это, может, и хорошо для игроков, имеющих видеоподсистемы с небольшим объемом локальной видеопамяти и/или слабыми GPU, но не показывает нам реальное положение дел, увы. И делать выводы о достаточности 3 ГБ видеопамяти на основе этих результатов сложно. Некоторая разница в скорости между вариантами GeForce GTX 1060 объясняется отличиями в количестве исполнительных блоков, в объем памяти игра не упирается.

Разрешение 2560×1440 (WQHD)

Собственно, ровно то же самое относится и к более высокому разрешению — мы снова не видим никакой разницы в производительности между вариантами GeForce GTX 1060 с 3 ГБ и 6 ГБ вне зависимости от настроек качества (отличия в скорости связаны с разным количеством блоков ALU и TMU). Остается добавить, что мощности даже не самого слабого графического процессора GP106 все равно не хватает для того, чтобы обеспечить хотя бы минимальную играбельность с минимальной частотой кадров в 30 FPS.

Deus Ex: Mankind Divided

Deus Ex: Mankind Divided — шутер от первого лица с ролевыми и стелс-элементами, который входит в очень популярную серию Deus Ex. В Mankind Divided пользователь играет за Адама Дженсена, который разбирается с произошедшими за 23 года до первой игры Deus Ex событиями, описанными в Human Revolution, когда механические усовершенствования вышли из-под контроля их носителей. В целом, механика игры повторяет предшествующие серии, в новой части Deus Ex можно проходить игру как в стелс-режиме, тихо выводя из строя врагов нелетальными методами, так и в боевом режиме, уничтожая своих противников.

Игра также из далекого уже 2016 года, но до сих пор весьма технологичная и крайне требовательная. При проведении тестов мы использовали исключительно профиль настроек ультра-качества (Ultra), хоть и с отключенным полноэкранным сглаживанием методом мультисэмплинга (MSAA), слишком сильно влияющем на итоговую производительность рендеринга. Подробнее о методике тестирования и графических настройках можно прочитать .

Разрешение 1920×1080 (Full HD)

В игре из семейства Deus Ex мы видим почти то же самое, что и в предыдущем проекте. Даже при условии выбора ультра-настроек в Full HD-разрешении две видеокарты GeForce GTX 1060 с разным объемом видеопамяти показали несколько разную скорость рендеринга, но эта небольшая разница обусловлена исключительно отличиями в их вычислительной и текстурной производительности.

А вот текстуры, модели и буферы игры вполне себе входят в 3 ГБ памяти, судя по результатам. К слову, оба варианта видеокарты дают возможность игры с минимальным комфортом при ультра-настройках — особой разницы между ними вы не почувствуете.

Разрешение 2560×1440 (WQHD)

Ну а в повышенном разрешении даже при отключенном полноэкранном сглаживании, игра Deus Ex: Mankind Divided оказалась куда более требовательной к объему локальной памяти графического процессора, и младшему варианту GeForce GTX 1060 просто не хватает 3 ГБ VRAM для того, чтобы менее чем на 10% уступать старшему брату (по минимальному FPS).

Разница между вариантами 3 ГБ и 6 ГБ выросла очень сильно, но в данном конкретном случае обе видеокарты больше всего ограничены мощностью GPU, и даже вдвое больший объем VRAM не обеспечил плавной игры с минимальной частотой кадров в 25 FPS. Так что, по сути, вывод такой: реальной разницы между парой испытуемых видеокарт в этой игре все равно нет, несмотря на большие отличия по минимальной частоте кадров.

F1 2017

F1 2017 — очередная игра серии, посвященной кольцевым гонкам Формулы 1. Это уже девятая игра серии о гонках Формулы 1, изданная компанией Codemasters, и восьмая игра по тематике, созданная игровой студией Codemasters Birmingham. Это официальная видеоигра чемпионата мира Формулы 1, проводимого под эгидой FIA, она включает сезоны 2016 и 2017 года, предлагает все современные Гран-при и соответствующие трассы в количестве 20 штук, а также все действующие команды и пилотов. Из дополнений отметим четыре короткие версии треков в Великобритании, США, Бахрейне и Японии, а также ночной вариант Гран-при Монако.

Версия игры 2017 года не слишком сильно отличается по графике от предыдущих проектов серии, но мы включили ее для разнообразия игровых жанров и из-за наличия встроенного бенчмарка. При проведении тестов мы использовали максимальные настройки — профиль Ultra High с доведением трех параметров (Shadows, Ambient Occlusion и SSRT Shadows) до максимальных значений. Подробнее о методике тестирования и графических настройках можно прочитать .

Разрешение 1920×1080 (Full HD)

Это еще одна игра, не слишком требовательная к объему локальной видеопамяти, как минимум в Full HD-разрешении. Очередная игра серии F1 использует порядком устаревший движок, не использующий много видеопамяти. И мы просто не видим разницы по средней и минимальной скорости смены кадров между платами с 3 ГБ и 6 ГБ в этом разрешении при максимальных настройках.

Ну а разница между 40 FPS и 37 FPS для минимальных значений и между 54 FPS и 51 FPS для средних объясняется банально — разным количеством активных исполнительных блоков, имеющихся в паре модификаций видеокарты GeForce GTX 1060.

Разрешение 2560×1440 (WQHD)

При переходе к более высокому разрешению WQHD ситуация для GeForce GTX 1060 3 ГБ немного ухудшилась, и младший вариант видеокарты отстает от имеющего больший объем VRAM уже сильнее, особенно по минимальной частоте кадров. Но разница между 3 ГБ и 6 ГБ вовсе не радикальная и тут — бо́льшая емкость видеопамяти позволяет обеспечить от 37 FPS, а меньшая — от 33 FPS. То есть на обеих вариантах GTX 1060 вполне можно играть с минимальным уровнем комфорта, и разницу между ними без инструментов измерения FPS почувствовать вряд ли получится.

Hitman

Hitman — очередная игра из популярной серии в жанре стелс-экшена, рассказывающая о профессиональном убийце под кодовым именем Агент 47, разработанная студией IO Interactive. Действия в игре начинаются за несколько лет до событий последующих миссий, когда Агент 47 только начал работать. В новой игре серии разработчики вернулись к классической схеме с инструктажем перед каждой миссией, когда можно выбрать требуемое оружие и оборудование. Игровой процесс содержит большое количество подготовительной работы по сбору информации о привычках и поведении цели, разведке местности, поиску эффективного способа устранения цели и т. д.

Игра хоть уже и старенькая и не слишком требовательная, но до сих пор смотрится неплохо и включает встроенный бенчмарк с обширным использованием различных игровых локаций. При проведении тестов мы использовали максимально возможные настройки качества. Подробнее о методике нашего тестирования и выбранных графических настройках можно прочитать .

Разрешение 1920×1080 (Full HD)

Во-первых, нужно сразу отметить, что счетчик минимальной частоты кадров в бенчмарке игры Hitman слишком жесток и показывает нереалистичные значения. По которым, впрочем, хорошо заметна разница в производительности между видеокартами GeForce GTX 1060 с 3 и 6 ГБ в экстремальных случаях, вроде единовременной подгрузки большого объема ресурсов из ОЗУ.

При максимальных настройках в игре средняя частота кадров для двух вариантов видеокарт близка (разница объясняется отличиями текстурной и вычислительной производительности), а вот минимальные значения даже с учетом их странности отличаются почти вдвое, что говорит о том, что в случае варианта GTX 1060 3 ГБ, падения производительности могут быть куда более ощутимыми, чем при установке видеокарты с 6 ГБ памяти. Но такие падения в реальной игре весьма редки и комфорт на обеих видеокартах будет примерно одинаковым.

Разрешение 2560×1440 (WQHD)

В более высоком разрешении положение варианта GeForce GTX 1060 с 3 ГБ памяти усугубилось. Разница между минимальными значениями частоты кадров почти такая же, и она будет заметна даже невооруженным глазом. По средним показателям частоты кадров разница между 3 и 6 ГБ также увеличилась, и она уже превышает разницу в теоретических показателях скорости текстурирования и математических вычислений для пары GTX 1060. Впрочем, по опыту реальной игры, наличие 3 ГБ VRAM практически не мешает играть, и видеокарта с бо́льшим объемом видеопамяти быстрее несущественно.

Middle-earth: Shadow of War

Это мультиплатформенная игра жанра Action/RPG с видом от третьего лица и открытым миром. Создана она известной студией-разработчиком Monolith Productions, издана компанией Warner Bros. Interactive Entertainment в октябре прошлого года. Shadow of War является продолжением Middle-earth: Shadow of Mordor, вышедшей в 2014 году, и она также основана на книгах Дж. Р. Р. Толкина и экранизациях Питера Джексона. Игроку предстоит управлять следопытом Талионом, который пытается использовать одно из колец власти для того, чтобы собрать армию орков и троллей, бросив вызов Саурону.

Хоть игра и довольно новая, но с графической точки зрения к ней больше претензий, чем ко многим более старым проектам. Впрочем, для нашего исследования она все равно подходит. При проведении тестов мы использовали профиль настроек ультра-качества (Ultra) без каких-либо изменений. Подробнее о методике тестирования и графических настройках игры можно прочитать .

Разрешение 1920×1080 (Full HD)

Очень похоже на то, что мы видели ранее в Hitman: минимальные значения FPS тоже весьма странные и показывают нам скорее редчайшие пики, не влияющие на играбельность. Цифры же средней производительности пары GeForce GTX 1060, отличающихся в основном объемом VRAM (хоть и не только), в этой игре почти одинаковы, и кажется, что 3 ГБ игре вполне достаточно.

Но разница все же заметна по значениям минимального FPS, из которых становится понятно, что младший вариант будет иногда испытывать трудности с поддержанием достаточно высокого FPS для плавности, и в моменты подгрузки ресурсов падение скорости на варианте с 3 ГБ будет куда существеннее. С редкими падениями до 18 FPS еще как-то можно смириться, а вот пики в 8 FPS существенно неприятнее.

Разрешение 2560×1440 (WQHD)

При повышении разрешения ситуация для варианта GeForce GTX 1060 3 ГБ лишь ухудшилась, что неудивительно. Теперь даже по средней частоте кадров разница явно больше той, что обусловлена разным количеством блоков ALU и TMU в двух модификациях графического процессора GP106. Да и минимальные пики частоты кадров на младшей плате все так же существенны. В этих условиях вполне вероятно, что старшая модель с 6 ГБ даст несколько больший комфорт при игре, но все же нельзя сказать, что разница между видеокартами получилась радикальной.

Project Cars 2

Вторая часть популярного автосимулятора, разработанная компанией Slightly Mad Studios и изданная Bandai Namco Entertainment. Игра вышла на ПК и консолях текущего поколения в сентябре 2017 года, а вообще история второй части началась вскоре после успешного выхода Project Cars еще в мае 2015 года, когда открылся сбор средств на разработку второй части. Удачную первую серию улучшили и расширили. Продолжение сериала получило большее количество гоночных автомобилей, трасс и режимов.

С визуальной точки зрения, Project Cars 2 является одной из самых красивых и реалистичных гоночных игр. К сожалению, в игре нет бенчмарка, зато можно записывать заезды и проигрывать их повторы, замеряя производительность рендеринга. Мы использовали профиль максимальных настроек качества (Maximum) и сочетание двух методов полноэкранного сглаживания: MSAA и SSAA — для большего раскрытия возможностей GPU и VRAM, исходя из тематики нашего материала. Подробнее о методике тестирования и графических настройках можно прочитать .

Разрешение 1920×1080 (Full HD)

В наш материал включены игры с разным поведением в зависимости от объема видеопамяти: есть весьма требовательные к емкости VRAM, а есть те, которым вполне достаточно и 3 ГБ. После довольно требовательного предыдущего проекта мы видим вполне «демократичную» игру, которой не слишком важно, сколько видеопамяти имеет ваша система. Как можно увидеть на диаграмме, разница в скорости хоть и есть, но она обусловлена исключительно разницей по скорости модификаций GPU, а объем видеопамяти на итоговый FPS практически не влияет.

Разрешение 2560×1440 (WQHD)

Ничего не изменилось и в более высоком разрешении, которое теоретически должно предъявлять куда более серьезные требования в том числе и к объему видеопамяти, особенно при максимальных настройках качества изображения с применением двух методов сглаживания — MSAA и даже SSAA! Но нет, в случае второй игры серии Project Cars больше похоже на то, что все необходимые для работы ресурсы и буферы входят даже в 3 ГБ, имеющиеся у младшей из пары видеокарт GeForce GTX 1060.

Star Wars Battlefront II

Star Wars Battlefront II — новая часть шутера от первого (или третьего — по вкусу) лица, созданная по вселенной «Звездных войн», четвертая игра серии Star Wars Battlefront. Проект разработан шведской компанией EA DICE в сотрудничестве с компаниями Criterion Games и Motive Studios, издан компанией Electronic Arts и вышел 17 ноября прошлого года. В отличие от предыдущей игры сериала, в Battlefront II есть полноценная однопользовательская кампания, проходящая во время событий Битвы при Эндоре с возможностью выбора класса игрока и его умений. Также в игре можно увидеть героев, транспортные средства и локации из фильмов звездной вселенной.

Игра отличается современной и технологичной графикой, но не слишком отличающейся от предыдущей части и не сверхтребовательной к мощности GPU. При проведении своих тестов мы использовали профиль высоких настроек ультра-качества (Ultra), который не является максимально возможным. Подробнее о методике тестирования и графических настройках можно прочитать .

Разрешение 1920×1080 (Full HD)

Похоже, что в данной игре нельзя полностью отключить динамическое разрешение рендеринга, что вполне может сказываться на результатах тестов. Как видно, в относительно низком Full HD-разрешении в игре по «Звездным войнам» нет никакой разницы в производительности между вариантами GeForce GTX 1060 с 3 ГБ и 6 ГБ, не связанной с мощностью GPU даже при условии ультравысоких настроек.

Средние и минимальные показатели FPS для двух моделей на диаграмме отличаются очень слабо, и разницы в комфорте вы просто не почувствуете. Тем более, что все значения оказались выше даже 60 FPS, а это весьма важно в многопользовательской битве.

Разрешение 2560×1440 (WQHD)

А вот в более высоком разрешении разница уже больше, чем отличаются по мощности друг от друга два GPU. По средним показателям FPS повторяется картина, которую мы видели при ультра-настройках в Full HD, а вот по минимальному значению вариант GeForce GTX 1060 3 ГБ отстает побольше. Младшей модели уже чуть-чуть не хватает видеопамяти, ей приходится чаще залезать в медленное ОЗУ за текстурами, что и сказывается на плавности. Впрочем, разница все так же невелика и она не позволяет сказать, что видеокарта с меньшим объемом VRAM в этом проекте медлительна до неиграбельности.

Rise of the Tomb Raider

Очередная игра из популярной серии Tomb Raider, которая является продолжением одноименной игры 2013 года, запомнившейся тем, что в ней впервые применялась физически достоверная имитация волос. Разработчиком уже десятой игры этого сериала стала компания Crystal Dynamics, но ей помогала также и компания Nixxes Software. Сюжет новой игры заключается в том, что Лара отправилась на поиски секрета бессмертия в Россию — в Сибирь. Новинку отличает то, что Rise of the Tomb Raider состоит из нескольких довольно крупных и разнообразных локаций, значительно превышающих по размеру уровни предшествующей игры.

Это еще одна далеко не новая игра в нашем исследовании, но со вполне приличной и технологичной графикой даже по современным меркам. При проведении тестов мы использовали настройки максимального качества (Very High плюс выбор всех опций на максимум) с включенным полноэкранным сглаживанием методом постфильтрации SMAA. Подробнее о методике тестирования и графических настройках можно прочитать .

Разрешение 1920×1080 (Full HD)

Игра серии Tomb Raider вышла давно, но она весьма ресурсоемкая, и это касается в том числе и требований к объему видеопамяти. Ситуация похожа на ту, что мы видели, например, в Hitman. При максимальных настройках и разрешении 1920×1080 в этой игре разница между средней частотой кадров для моделей GeForce GTX 1060 с 3 и 6 ГБ видеопамяти невелика и объясняется скорее разным количеством исполнительных блоков, чем отличающимся объемом VRAM.

А вот разница в минимальной частоте кадров любопытна: минимальный показатель FPS отличается для этих моделей более чем втрое! С учетом того, что 28 FPS близки к границе минимального комфорта, мы уверены, что любой игрок легко заметит разницу между минимальными 9 и 28 кадрами в секунду. И практика это подтверждает: на видеокарте с 3 ГБ локальной видеопамяти в таких условиях играть неприятно, так как постоянные просадки FPS и отсутствие плавности сильно мешают комфорту. Вердикт: этой игре 3 ГБ VRAM противопоказаны.

Разрешение 2560×1440 (WQHD)

Поведение пары рассматриваемых видеокарт в условиях разрешения 2560×1440 пикселей слабо отличается от виденного нами ранее — для этой игры важнее не разрешение рендеринга, а настройки качества графики. При максимальных настройках и включенном сглаживании даже не слишком требовательным методом SMAA по средней частоте кадров вариант GeForce GTX 1060 3 ГБ смотрится вроде бы неплохо, но при учете минимальных показателей становится понятно, что разница в плавности между видеокартами просто гигантская!

С редчайшими падениями до 25 FPS в однопользовательской игре вполне можно как-то жить, а вот 7 FPS — это уже неиграбельное слайд-шоу. И поверьте — в этой игре не такое уж редкое. Так что мы подтверждаем вывод: игре Tomb Raider откровенно мало 3 ГБ видеопамяти.

Wolfenstein II: The New Colossus

Wolfenstein II: The New Colossus — продолжение популярного боевика с видом от первого лица Wolfenstein: The New Order 2014 года производства студии MachineGames. Новая игра является уже восьмой в серии Wolfenstein, она была издана Bethesda Softworks в октябре 2017 года. В этой части действие также проходит в альтернативной истории, игроку предстоит посетить захваченные нацистами США и начать поиск лидеров сопротивления. Боец сопротивления Би Джей Бласковиц — последняя надежда человечества на свободу, только он способен победить всех нацистов в США, возглавив вторую американскую революцию.

Эта игра на движке id Tech отличается от всех рассмотренных тем, что использует графический API Vulkan и очень вольно обращается с видеопамятью, запихивая туда все, что входит и не входит. Подробнее об этих тонкостях, как и о методике тестирования и графических настройках, можно прочитать . В тестах мы использовали профиль максимальных настроек, доступных в игре (Mein leben!).

Разрешение 1920×1080 (Full HD)

Движок id Tech использует постоянный стриминг текстур и технологию мегатекстуры. Вероятно, именно поэтому на младшем варианте видеокарты мы увидели просто жесточайшую нехватку 3 ГБ видеопамяти. Цифры говорят сами за себя: производительность пары GeForce GTX 1060, отличающихся в основном объемом видеопамяти, в этой игре отличается кардинально, и это касается как минимальной, так и средней частоты кадров.

Чем еще объяснить такую жесточайшую разницу в играбельности, когда вариант с 3 ГБ падает до 25 FPS минимальных, а видеокарта с 6 ГБ памяти показывает вполне вменяемые 56 FPS как минимум? Да и средние значения тоже сильно отличаются: 36 FPS в среднем при падениях до 25 FPS — это явно ниже играбельности, а вот 66 FPS с падениями до 56 FPS дают близкий к идеальному комфорт. Таким образом, эта игра добавляется в список неиграбельных при объеме VRAM в 3 ГБ при максимальных настройках. Но не забывайте, что таких проектов все же меньшинство.

Разрешение 2560×1440 (WQHD)

Понятно, что особых изменений тут быть не могло, и при повышении разрешения экрана до WQHD мы увидели ту же самую ситуацию для младшей видеокарты, даже еще хуже. Скорость рендеринга при максимальных настройках в повышенном разрешении для старшей платы с 6 ГБ составляет вполне приличные 40-47 FPS без падений ниже, а младший вариант GeForce GTX 1060 3 ГБ обрушился до 18-22 FPS, что никак нельзя назвать комфортной частотой кадров ни при каких условиях.

Заключение

Для того, чтобы было удобнее подводить итоги, хоть и без дополнительного учета пределов играбельности, сведем все полученные нами данные в таблички со средней и минимальной частотой кадров для всех протестированных игр. Таблицы позволят сделать краткие обобщенные выводы, лишь взглянув на несколько цифр. А вот для того, чтобы составить полную картину, придется учитывать конкретные показатели минимальной и средней частоты кадров в каждом случае. Еще нагляднее были бы графики времени отрисовки каждого кадра, но в рамках этого материала мы не хотим давать слишком большое количество информации. Вполне возможно, мы еще вернемся к этому в следующих статьях по теме.

Главное, чтобы вы помнили, что усредненные цифры минимального и среднего FPS — это всего лишь «средняя температура по больнице», правильнее смотреть на конкретные игры и настройки , что мы и сделали ранее в разделах по играм. Рассмотрим краткий обобщенный анализ по средней и минимальной частоте кадров: в таблицах приведена разница между вариантами GeForce GTX 1060 с 3 и 6 ГБ памяти в соответствующих играх и разрешениях.

Минимальная частота кадров
Игра 1920×1080 2560×1440
Star Wars Battlefront II 5% 16%
Deus Ex: Mankind Divided 6% 39%
F1 2017 0% 25%
Hitman 80% 30%
Middle-earth: Shadow of War 157% 43%
Tomb Raider 178% 257%
Civilization VI 33% 75%
124% 122%
Tom Clancy’s The Division 7% 9%
Project Cars 2 13% 9%
Среднее значение 60% 63%
Средняя частота кадров
Игра 1920×1080 2560×1440
Star Wars Battlefront II 4% 9%
Deus Ex: Mankind Divided 7% 11%
F1 2017 6% 4%
Hitman 7% 17%
Middle-earth: Shadow of War 12% 21%
Tomb Raider 13% 14%
Civilization VI 7% 46%
Wolfenstein II: The New Colossus 83% 114%
Tom Clancy’s The Division 7% 10%
Project Cars 2 11% 12%
Среднее значение 16% 26%

По табличкам сразу становится понятно, что средняя частота кадров в случае наличия 3 или 6 ГБ видеопамяти отличается не так уж сильно, особенно для более низкого разрешения 1920×1080 пикселей (Full HD). Владельцы мониторов с Full HD-разрешением на сегодняшний день могут попробовать сэкономить на объеме видеопамяти , приобретая видеокарту средней мощности с 3-4 ГБ VRAM, а не более дорогие модели с 6-8 ГБ — мы говорим о моделях Nvidia GeForce GTX 1060 и примерно аналогичных ей AMD Radeon RX 570/580 (но читайте далее — тут есть важная оговорка).

При таких условиях средняя разница в скорости хоть и составила 16%, но чаще всего она была в пределах 6%-13% — то есть почти как разница в мощности модификаций видеочипа, установленного в паре моделей GeForce GTX 1060 с разным объемом памяти. А вот если говорить о более высоком разрешении, то разница несколько раз превышала 15%-20%, и это уже будет ощутимо «на глазок» — без применения средств измерения производительности. В некоторых играх такие показатели приведут к тому, что 3-4 ГБ памяти не дадут и минимального комфорта. Поэтому для игры в разрешении выше 1920×1080 совершенно точно нужно выбирать видеокарту с 6-8 ГБ локальной видеопамяти. Особенно если пользователь собирается выставить максимальные настройки качества рендеринга.

Тем более, что даже при усредненной разнице в 16% по средней частоте кадров для Full HD-разрешения минимальные показатели у трехгигабайтной видеокарты отличались в среднем уже на 60%! Это говорит о том, что на варианте GeForce GTX 1060 3 ГБ гораздо чаще случаются провалы производительности в моменты подгрузки ресурсов, не вошедших в видеопамять . Да и отдельно по играм мы увидели некоторое количество проектов, в которых разница между 3 и 6 ГБ означала неиграбельность в случае использования младшего решения. Особенно сильно нехватка видеопамяти видна в играх на версиях движка id Tech 5 и 6, вроде Doom, Wolfenstein II и Dishonored 2 , в которых используются так называемые мегатекстуры, требующие огромных объемов VRAM при самых высоких настройках.

Естественно, читатели в один голос скажут, что наши выводы в стиле «чем больше видеопамяти — тем лучше» очевидны, но ведь только цифры могут показать, насколько конкретно «лучше». Мы уж не говорим о том, что анализ производительности в зависимости от объема видеопамяти в условиях современных игр становится делать все сложнее. Дело в том, что многие современные движки умеют динамически изменять качество рендеринга — разрешение текстур и/или разрешение рендеринга .

Первый вариант мы видели в игре The Division. Даже несмотря на нехватку видеопамяти у варианта GeForce GTX 1060 3 ГБ его производительность была примерно на уровне модели с вдвое большим объемом локальной памяти. Так получилось потому, что игра умеет подстраиваться под имеющийся объем VRAM, используя текстуры с различным разрешением для видеокарт с разным объемом видеопамяти. И в таких случаях разницы в частоте кадров не будет, зато она появится в качестве картинки, хоть это и не всегда легко заметить. А бывает, что игра динамически изменяет разрешение рендеринга таким образом, чтобы производительность не просаживалась ниже определенной отметки.

В любом случае требования к объему видеопамяти постоянно растут, и 3-4 ГБ уже явно мало для максимальных настроек качества и разрешений выше Full HD . И на данный момент у варианта GeForce GTX 1060 3 ГБ и других видеокарт с 4 ГБ видеопамяти просто не осталось запаса по производительности, раз уже сейчас заметна ее нехватка. На данный момент для видеокарт средней мощности вроде GeForce GTX 1060 и Radeon RX 570/580 оптимальным объемом видеопамяти мы считаем уже 6-8 ГБ. И хотя многие игры в реальности до сих пор используют меньший объем VRAM, чем пытаются занять своими текстурами и буферами, но 3 ГБ не хватает слишком часто и уже не только при самых тяжелых настройках.

Многие игры при жесткой нехватке видеопамяти начинают явно тормозить, снижая плавность и минимальную частоту кадров ниже уровня комфорта. И в этих проектах вам придется снижать качество графики, чтобы избежать заметных рывков и неплавности игрового процесса. Другие же игры оставляют процесс играбельным, но втихую регулируют качество картинки, используя ресурсы сниженного качества. Поэтому наш окончательный совет: даже при наличии Full HD-монитора лучше рассчитывать сразу на варианты GeForce GTX 1060 и Radeon RX 570/580 с 6-8 ГБ — хоть они прямо сейчас и несколько менее выгодны, если сравнивать цены и производительность, но этот запас прочности окупится уже в ближайшее время.

По мнению многих пользователей, качество смартфонов напрямую зависит от объема оперативной памяти – чем ее больше, тем лучше. Количество памяти в мобильных гаджетах с каждой новой моделью только увеличивается. Еще только вчера нас удивляла многозадачность, на которую способны смартфоны с 2 гигабайтами ОЗУ, а сегодня 6 или 8 Гбайт кажутся не более чем нормой.

Но так ли необходима современным телефонам такая большая память? На самом деле нет. И вот почему.

Android-смартфоны

Большинство оценивает объем ОЗУ количеством приложений, которые можно одновременно запустить на устройстве. В то время как память тратится и на следующие процессы:

  • Ядро Linux, на котором работает система Android. В ОЗУ изначально резервируется область памяти, где и хранится ядро, его модули, управляющие компонентами смартфона, и драйверы. При запуске устройства сжатый файл, в котором содержится ядро, извлекается напрямую в оперативку.
  • RAM-диск для виртуальных данных. В системном каталоге часть папок и файлов являются виртуальными. Например, информация о частоте процессора или заряде батареи содержится именно в таких файлах, которые создаются при запуске системы. За ними также резервируется немного памяти.
  • Это энергонезависимая память, которая остается при отключении устройства. В ней содержится информация о настройках модема и IMEI. Чтобы обеспечить работу модема, данные из NVRAM передаются в ОЗУ при загрузке.
  • Графический адаптер также нуждается в резервировании оперативки, так как устанавливаемые в смартфонах графические процессоры не имеют встроенной памяти.

И только оставшаяся после распределения на вышеуказанные процессы память используется графической оболочкой ОС и запускаемыми приложениями. При этом в одной части оставшегося пространства система хранит данные о работающих программах, а другую оставляет про запас на случай запуска очередного приложения. Если же свободная память исчерпывается, из ОЗУ автоматически выгружаются запущенные ранее программы, чтобы освободить место новым.

Так сколько же зарезервированной памяти необходимо для обеспечения работы самого устройства? Ответ: примерно 1 ГБ. Конечно, производители могут менять настройки и подключать дополнительные модули, но в целом именно столько требует среднестатистический смартфон.

Достаточно 5-7 одновременно работающих приложений, чтобы многозадачность гаджета оставалась на должном уровне, что составит приблизительно 800-900 МБ. Прибавьте еще 300-400 МБ свободной памяти, которая необходима для загрузки новых программ. В итоге получается около 3 ГБ, которых любому смартфону для нормальной работы будет более чем достаточно. Взяв в руки устройство с 4 ГБ, вы вряд ли заметите разницу в работе по сравнению с моделью 6 ГБ.

Конечно, это не отменяет того факта, что вместе с ростом объема ОЗУ производители станут резервировать за системой все больше памяти, а разработчики будут выпускать приложения с высокой ресурсоемкостью. И вот тогда 6 или 8 ГБ придутся как нельзя кстати. Однако сегодня от дополнительных гигабайтов нет никакого прока.

К iPhone же подобная практика неприменима. Использование Apple собственных комплектующих и проприетарного (несвободного) программного обеспечения позволяет оптимизировать работу устройств. Именно потому компании не требуется каждый год увеличивать объем ОЗУ в своих продуктах.

Так, iPhone 7 Plus может похвастаться скромными 3 ГБ ОЗУ, а iPhone 7 всего лишь 2 ГБ. Предыдущее поколение 7-й версии тоже оснащено 2 ГБ оперативки, а на модели iPhone вроде 6 и 5s приходится и того меньше – 1 ГБ. И это с учетом, что айфоны даже 5-й версии, выпущенные в 2013 году, хорошо работают на iOS 10 и вскоре получат поддержку iOS 11.

Таким образом, больший объем памяти на современных моделях — всего лишь запас на будущее.