Домой / Faq / Правильный шрифт. Используйте различные размеры шрифта. Используйте шрифт с засечками для длинных текстов

Правильный шрифт. Используйте различные размеры шрифта. Используйте шрифт с засечками для длинных текстов

О базовых принципах работы с типографикой.

В закладки

Один из самых важных навыков для дизайнера - это умение выбирать типографику, пишет Джонатан. Ведь текст - один из основных способов коммуникации дизайнера с пользователями. И типографика может как улучшить дизайн, так и сломать его.

Типографика одновременно сложна и прекрасна. Некоторые люди посвящают ей всю свою карьеру. К счастью, их работа хорошо задокументирована, так что у нас есть множество типографических онлайн-ресурсов.

Этот материал призван сформировать начальные навыки выбора типографики для своего дизайна, а также стимулировать на эксперименты со шрифтами и их комбинациями - в том числе и неизвестными.

Определите свою цель

Прежде всего нужно понять, в чем цель вашего дизайна. Какую информацию вы хотите донести? С помощью чего? В хорошем дизайне типографика соответствует цели. Это связано с тем, что типографика - ключевой фактор в создании настроения, тона и стиля дизайна.

Например, если вы создаете дизайн приветственной карточки, который в основном полагается на изображения, лучше выбрать шрифт, который подходит к стилю иллюстраций. Шрифт должен находиться в гармонии с остальным дизайном.

Выбирайте шрифт, соответствующий стилю иллюстраций

Если вы создаёте дизайн лендинга, в котором большую роль играют изображения, берите шрифт, который не будет отвлекать от иллюстраций. Шрифт в этом случае выступает как способ сделать акцент на значимой информации, несущей ключевой смысл.

Если изображения - главный элемент вашего дизайна, берите простые шрифты, чтобы подчеркнуть иллюстрацию

Определите свою аудиторию

Разобравшись с целью дизайна, определитесь с аудиторией. Этот шаг крайне важен, поскольку выбор шрифтов будет зависеть от возраста, интересов и культурного бэкграунда аудитории.

Например, некоторые шрифты лучше подходят для детей. Поскольку они только учатся читать, для них лучше всего подходят легкочитаемые шрифты с крупными и различимыми буквами. Хороший пример такого шрифта - Sassoon Primary. Его создала Розмари Сассун, основываясь на собственных исследованиях того, какие буквы легче всего считываются детьми.

Sassoon Primary

Другие шрифты лучше подходят для более взрослых детей. В таких шрифтах буквы подходящего размера, цвета - контрастные, а рукописного начертания и декоративных стилей нет.

Выбирая типографику, учитывайте аудиторию и её нужды. Проще говоря, ставьте себя на место пользователей.

Ищите вдохновение

Обратите внимание на работы других дизайнеров. Попытайтесь понять, как они определяли облик своей типографики.

Идеи для шрифтов

Если вы не знаете, какой шрифт выбрать, статья The 100 Best Free Fonts из CreativeBloq может быстро настроить вас на нужный лад. В ней автор объясняет, чем мотивирован дизайн каждого из ста представленных шрифтов.

Другой полезный источник идей - это 100 Greatest Free Fonts Collection for 2015 от Awwwards. К тому же, Invision не так давно огромный список ресурсов о типографике. Там источников идей предостаточно.

Чтобы посмотреть, как идеи выглядят на реальных сайтах, зайдите на Typ.io . Там собраны примеры шрифтов со всего интернета. К тому же внизу каждого образца шрифта есть его описание в CSS.

Помимо таких сервисов «для вдохновения», обратитесь к своим любимым сайтам и посмотрите, какие шрифты они используют. WhatTheFont - неплохой инструмент для этого. WhatTheFont - это расширение для Chrome, которое позволяет изучать шрифты в вебе, проводя по ним мышкой.

Идеи для сочетаний

Помимо просто шрифтов, ищите идеи для их сочетаний. Правильные сочетания не менее важны, чем сами шрифты. Благодаря правильно подобранному сочетанию шрифтов создаётся визуальная иерархия информации и улучшается читабельность дизайна.

В поисках вдохновения для сочетаний начните с Typewolf . Там собраны примеры сочетаний шрифтов с разных сайтов. Кроме того, на сайте есть рекомендации и статьи с глубоким разбором типографики. Настоящий кладезь информации.

Выберите свои шрифты

Вдохновившись и вооружившись исследованиями, вы, наконец, готовы выбрать типографику. Когда дело доходит до этого, держите в уме следующие принципы: интересный внешний вид, разборчивость и смысл.

Прежде чем выбрать шрифт, узнайте, для чего он создавался

Выбирайте шрифт, который подходит цели по общепринятым меркам и легко читается. Избегайте слишком вычурных шрифтов в пользу простых и практичных. Также помните о том, зачем вам нужен шрифт. Например, некоторые шрифты лучше подходят для заголовков, другие - для основного текста.

Сочетание двух шрифтов, контрастирующих друг с другом

Что касается сочетания шрифтов, ограничьтесь максимум тремя. Кроме того, скомпонуйте их так, чтобы они контрастировали. Таким образом можно будет управлять движением взгляда читателя: сначала заголовок, потом основной текст. Также можно создавать визуальный контраст, используя разные размеры шрифтов, цвета и «вес».

Для веб-шрифтов хорошо подходят Google Fonts , Typekit , и Font Squirrel . Google Fonts бесплатны, а в Typekit и Font Squirrel есть и бесплатные, и платные шрифты.

Определите размеры шрифтов

Разобравшись с комбинациями шрифтов, займитесь их размерами. Для этого отлично подходит Modular Scale от Тима Брауна, главы отдела типографики Adobe. Фактически Modular Scale - это система для идентификации исторически сложившихся идеальных соотношений размеров шрифтов.

Например, вы можете использовать шкалу соотношений, основанную на золотом сечении. Такими будут первые пять размеров шрифтов:

Золотое сечение (1:1.618)

1.000 x 1.618 = 1.618

1.618 x 1.618 = 2.618

2.618 x 1.618 = 4.236

4.236 x 1.618 = 6.854

6.854 x 1.618 = 11.089​

Значение вашего соотношения может оказаться слишком большим. Например, вот как выглядят последние интервалы в нашей шкале, основанной на золотом сечении:

​Золотое сечение (1:1.618)

11.089 x 1.618 = 17.942

17.942 x 1.618 = 29.03

29.030 x 1.618 = 46.971

46.971 x 1.618 = 75.999

75.999 x 1.618 = 122.966

Как видите, интервалы между цифрами становятся слишком большими. Для большинства интерфейсов такие интервалы не подходят - нужно меньше. К счастью, в

Работая с текстом, часто задаем себе вопрос «как найти или определить шрифт по заданной картинке?» . Например, вы нашли какой-либо PSD файл, а в нем был встроен некий красивый шрифт с тестовой записью. Понятное дело, нам нужно эту запись отредактировать, но только фотошоп пишет уведомление, что такой шрифт не установлен в общей библиотеке и в случае изменения текста он будет потерян. Но нам нужен именно этот шрифт, так как он идеально вписывается в общую концепцию этого PSD файла. Тут-то и задаемся вопросом: где найти шрифт ? Кстати, рекомендую ознакомиться с основными принципами и возможностями . Уверен, вы найдете много полезного и нового для себя.

На самом деле найти или определить шрифт по картинке сейчас не проблема. В интернете существует множество сервисов, которые помогут с большой вероятностью это сделать.

Если как следует покопаться, то, как правило, многие рекомендуют сайты по поиску шрифтов WhatTheFont и Whatfontis . На самом деле, последний мне больше всех понравился, поэтому именно о нем подробно я расскажу. Но сначала общая концепция, на которой построены почти каждый подобный сервис.

Сайты вам предлагают загрузить картинку, после чего система начинает анализ и ищет подходящий шрифт. Как правило, для большей точности совпадения, предлагается дополнительно ввести буквы с клавиатуры в соответствующие окна, например так:

Рекомендуется подбирать картинки большого размера, хотя бы 100 пикселей, и слова на картинке в идеале должны быть нарисованы четкими черными буквами на белом фоне и длиною хотя бы в 4 буквы. Все это нужно, чтобы машина могла сравнить вашу картинку со своей базой шрифтов, а как правило, такая база насчитывает десятки тысяч наименований, и на выходе был шрифт максимально приближенный к искомому.

Потестив несколько таких сайтов, причем искал я один и тот же шрифт с картинки, я пришел к выводу, что самый удобный и эффективный сайт — это Whatfontis . Остальные сильно и часто ошибаются в своей выдаче.

Одно из главных достоинств — это вероятность того, что вам предложат бесплатно скачать тот шрифт, что вы ищите.

Открываете сервис.

Сначала определите каким способом вы хотите воспользоваться.

1. Нажав на кнопку Browse, выберите нужную картинку. Мой пример:

2. Укажите url-адрес к этой картинке, в случае, если она находится у вас не на компьютере, а где-то висит на просторах интернета.

Затем кликаем на Continue.

Примечание

Сколько бы не искал, но я не нашел подобного сервиса с русским интерфейсом. Но это не страшно, поскольку тут все интуитивно понятно и можно быстро разобраться куда кликать.

Главная беда в том, что шрифт, содержащий буквы русского алфавита, вы никогда не найдете на таком сервисе, поскольку они еще не поддерживают кириллицу. Но если вы знаете примеры, подтверждающие обратное — пишите в комментарии, это, несомненно, будет полезно каждому.

Как видите, программа сама распознала где буквы и разделила их по отдельности. Затем она просит вписать в соответствующие поля каким буквам на клавиатуре соответствуют данные картинки.

Еще ниже имеется три регулятора, влияющие на поисковую выдачу.

1. Display only free fonts or free alternative fonts . Галочка здесь означает, что поисковая выдача будет содержать только бесплатные аналоги.

2. Display only commercial fonts or commercial alternative fonts — здесь наоборот — только платные аналоги.

3. Display all fonts — отобразятся сразу все возможные шрифты.

Выбрав нужную галочку, жмите на Continue.

Появится та самая поисковая выдача, среди которой вы ищите самый похожий шрифт. Для удобства ваш искомый система все время показывает в нижнем правом углу.

Как видите, подходящий для меня вариант отображен самым первым под названием «SummerCrushes» . Я кстати поставил галочку, чтобы мне предлагали только бесплатные аналоги. Поэтому я могу с легкостью нажать на «Click here to download the font» , чтобы скачать шрифт который я определял по картинке.

Подобные сервисы очень полезные и должны быть обязательно на заметке у мастеров, работающих с графическими редакторами. Остается только надеяться, что появятся и такие, которые смогут поддерживать кириллицу.

Заметили ошибку в тексте - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter . Спасибо!

Шрифты не встраиваются в страницу сайта. Содержимое кода просто указывает, что пользователю нужно отображать то или иное оформление. При этом опытные верстальщики указывают сразу несколько подходящих вариантов. Если одного шрифта нет – покажется другой.

Также оформление иногда меняется в зависимости от устройства. Например, можно настроить сайт так, чтобы мобильным пользователям он показывал один шрифт (более компактный и читаемый на маленьких экранах), а владельцам планшетов другой.

При этом дизайн не должен быть слишком разнообразным. В большинстве книг по юзабилити интернет ресурсов говорится, что оптимально использовать 3 разных шрифта на сайте. Если их больше, дизайн смотрится слишком негармонично.

Оптимальные варианты

Для контента лучше выбирать шрифты без засечек (гротески). На экранах и мониторах они воспринимаются гораздо лучше. Шрифты с засечками (антиква) используются преимущественно в заголовках или печатных материалах.

Наиболее популярными вариантами являются Arial, Trebuchet десятого кегля для основного контента и Georgia, Times New Roman двенадцатого кегля для заголовков. Это обусловлено их широкой распространенностью и удобством чтения. А вот Impact и Comic Sans, несмотря на популярность, использовать не рекомендуется.

Еще один удачный вариант – это шрифт Verdana. Визуально он похож на Arial, но имеет более тонкий контур. Имейте ввиду, что этот шрифт по умолчанию устанавливается только на поздних версиях Windows и Mac OC, поэтому обязательно указывайте замену.

Использование шрифтов

В различных текстовых вставках (цитирование, рекомендации и т.д.) лучше использовать альтернативный шрифт. Использование одинакового текстового оформления во всех блоках выглядит непрофессионально.

Не изменяйте межстрочный и межбуквенный интервалы. Даже если текст получился слишком длинным и визуально занимает много места, лучше все оставлять так, как есть. В противном случае вы получите пост, который очень сложно прочитать.

Лучше не использовать синий цвет для выделения значимых моментов, так как он ассоциируется со ссылками, и пользователи наверняка захотят по нему кликнуть. Также избегайте любых других выделений цветом, если только на этом не основан дизайн.

Ни в коем случае не используйте скрипты, позволяющие подгружать лишние графические элементы. Во-первых, это скажется на скорости загрузки странице. Во-вторых, вы никогда не сможете предугадать правильность установки шрифта у пользователя. В-третьих, далеко не все посетители сайта захотят получить подобный подарок. В-четверых, увеличиться нагрузка на сервер.

Если вам все-таки необходимо использовать красивый шрифт, то лучше переконвертируйте текст в картинку и в таком виде залейте на сайт.

Один из самых ценных навыков, которые может освоить дизайнер - это умение подбирать шрифты. Это объясняется тем, что текст является одним из основных способов коммуникации дизайнера с пользователем. Типографика имеет решающее значение для дизайна.

Типографика - вещь сложная и красивая. Некоторые посвящают работе с ней всю свою карьеру. К счастью для нас, они подробно описывают свой опыт, поэтому к нашим услугам имеется целая куча онлайн-ресурсов на тему типографики.

Эта статья замышлялась как небольшое введение для тех, кто хочет научиться правильно подбирать шрифты для дизайна. Она подтолкнёт вас к тому, чтобы расширять набор шрифтов и их сочетаний, которые вы используете в макетах, не ограничиваясь хорошо знакомыми вариантами.

Определите свою цель

Прежде всего, определите цель, которую преследует ваш дизайн. Какую информацию вы хотите передать? В каком формате?

В хороших дизайнах типографика соответствует поставленной цели. Это важно, потому что именно шрифты помогают создать определённое настроение, задают тон и стиль дизайна.

Если вы делаете, скажем, поздравительную открытку с большим количеством иллюстраций, выбирайте шрифт, который будет с сочетаться с тем стилем, в котором они выполнены. Шрифт должен гармонировать с остальными составляющими дизайна.

Если же вы проектируете вебсайт с акцентом на изображениях, выбирайте простой шрифт, который не будет отвлекать от них внимание пользователя. Используйте шрифт как способ подчеркнуть информацию, которую хотите донести.

Очертите свою аудиторию

Определившись с целью дизайна, решите, для какой аудитории вы его делаете. Этот шаг имеет огромное значение, так так сведенья о пользователях (возрасте, интересах, культурном фоне) могут оказывать влияние на решения, которые вы будете принимать при подборе шрифтов.

Например, некоторые шрифты больше подходят для младшего возраста. Детям, которые только учатся читать, нужны очень разборчивые шрифты с чёткими контурами букв. Хорошая иллюстрация к этому - Sassoon Primary . Sassoon Primary - проект Rosemary Sassoon , в основе которого лежат её исследования на тему того, какие шрифты детям проще всего считывать.

Другие шрифты более уместны для пожилых людей. Их, как правило, отличает крупный размер букв, выраженная контрастность, отсутствие прописи и декоративных элементов.

При выборе шрифта учитывайте особенности и потребности своей целевой аудитории. Говоря проще, ставьте себя на их место.

Ищите вдохновение

Посмотрите на работы других дизайнеров. Попытайтесь понять, чем они руководствовались, принимая решение использовать именно эти шрифты.

Вдохновение: шрифты

За свежими идеями насчет шрифтов можете обратиться к The 100 Best Free Fonts от CreativeBloq - это отличный источник, который придаст вам нужный настрой. В своей статье CreativeBloq объясняет логику, которой они следовали при выборе каждого из шрифтов.

Кроме того, Invision составил целый с ресурсами по типографике. Там вы найдёте массу источников для вдохновения.

Если хотите вдохновиться примером реальных веб-страниц, советую заглянуть на Typ.io . На сайте собрана коллекция источников с интересными решениями со всей Сети. Вдобавок для каждого сэмпла сайт отображает CSS-параметры шрифта под текстом.

Кроме специализированных сайтов, можете посетить свои любимые страницы и посмотреть, что используют там. Здесь вам пригодится инструмент WhatTheFont - расширение для Chrome, которое отображает информацию о шрифте, когда наведешь мышку на текст.

Вдохновение: сочетания

Помимо самих шрифтов, поизучайте разные варианты их сочетания - это не менее важно. Правильные сочетания помогают сформировать зрительную иерархию и сделать дизайн более простым для восприятия.

Первый источник для вдохновения, который стоит посетить, - это Typewolf . На Typewolf собраны примеры интересных сочетаний с разных сайтов. Также они предлагают рекомендации по подбору шрифтов и углублённые руководства по типографике. Для тех, кто работает с шрифтами, это настоящий клад.

FontPair - еще один ресурс о том, как лучше выбирать сочетания, предназначенный конкретно для работы с Google Fonts . На ресурсе предусмотрена возможность сортировки по сочетаниям стилей (например, sans-serif и serif или serif и serif).

И наконец, в Сети полно наборов готовых сочетаний от профессиональных дизайнеров. Скажем, Typography: Google Fonts Combinations или Typography: Google Fonts Combinations Volume 2 . Просто вбейте запрос «font pairing» на Behance , Dribble и других подобных сайтах.

Выберите шрифт

Теперь, когда вы теоретически подкованы и запаслись вдохновением, можно приступить к выбору. В процессе отбора помните о трёх принципах: читабельность, разборчивость, цель.

Выбирайте шрифты, которые имеют классический вид и легки для восприятия. Откажитесь от вычурных шрифтов в пользу простых и практичных. И принимайте во внимание назначение того или иного шрифта: какие-то из них, допустим, больше подходят для заголовков, чем для основного текста.

Соответсвенно, прежде чем выбирать шрифт, продумайте, с какой целью будете его использовать.

Что касается сочетаний шрифтов, не делайте их слишком сложными - ограничьтесь тремя разными типами, не больше. Кроме того, подбирайте контрастирующие шрифты. Это поможет направить взгляд пользователя: сначала к заголовку, затем к основному тексту. Также создавать визуальный контраст можно при помощи разных размеров, цветов и начертаний.

Для веб-шрифтов можно использовать Google Fonts , Typekit , и Font Squirrel . На Google Fonts всё бесплатно, Typekit и Font Squirrel предлагают платные и бесплатные варианты.

Задайте размер

Теперь, когда вы определились с сочетанием, следующий шаг - выставить размеры. Для этого есть замечательный инструмент

Создание потрясающих шрифтовых композиций – это скорее искусство, чем наука. Действительно, красота шрифтов не имеет границ. И хотя нет абсолютных правил их сочетания между собой, все же хорошо следовать лучшим практикам веб-типографики. В данной статье показаны лучшие приемы сочетания шрифтов, а также традиционные ошибки.

1. Сочетайте шрифты с засечками со шрифтами без засечек (sans serif и serif)

Самый популярный типографский прием – набор заголовка рубленым (без засечек) шрифтом, а текста – шрифтом с засечками. Это классическая комбинация, в ней почти невозможно ошибиться.
В примере ниже — типичный макет статьи, в заголовке использован Trade Gothic Bold No.2 , а в тексте - Bell Gothic . Оба шрифта – рубленые, тем не менее, у них очень разные «личности». Хорошее правило при создании макета — не привлекать излишнее внимание читателя к виду шрифта. Trade Gothic предполагает серьезность, а Bell Gothic , наоборот – динамику и экспрессивность.

Сочетание этих шрифтов вызывает нежелательный дизайнерский конфликт. Trade Gothic хочет перейти прямо к фактам, а Bell Gothic хочет веселиться. Такое напряжение между шрифтами – не наша цель, его следует избегать.
Теперь рассмотрим пример справа. Bell Gothic заменён шрифтом Sabon . Sabon , как шрифт с засечками, очень хорошо работает с Trade Gothic . Они оба нацелены на ясность и читабельность благодаря хорошей высоте знаков x-height (грубо говоря, это высота строчной буквы x в шрифте, она определяет расстояние между базовой линией и верхней). Таким образом, у обоих шрифтов одна и та же цель, что создает прекрасное сочетание.

2. Избегайте шрифтов одного класса

Шрифты одного класса, но из разных семейств могут запросто вызвать разногласие при их комбинировании. Их ярко выраженные личности будут тянуть одеяло каждая на себя, в результате макет станет «грязным».
На примере внизу, слева, в заголовке использован шрифт Clarendon Bold , который относится к классу Slab serif . В теле статьи использован Officina Serif который также относится к Slab serif . Шрифты класса Slab serif отличаются ярко выраженным характером, им нравится доминировать на странице. Использование двух шрифтов класса Slab serif в одном месте может вызвать ненужное напряжение.

А теперь обратите внимание на правую сторону примера. Clarendon Bold в заголовке поставлен рядом с более нейтральным New Baskerville . New Baskerville относится к универсальному классу Transitional serif с широкими знаками, которые хорошо сочетаются с жирным Clarendon . Выбор шрифтов разных классов с самого начала избавит вас от головной боли при создании макета.

3. Присвойте шрифтам разные роли

Один из простых способов комбинации шрифтов, это составление ролевой дизайнерской схемы для каждого шрифта. В примере ниже мы использовали Akzidenz Grotesk Bold прописными для имени автора статьи. Для заголовка - Rockwell Bold . Вводный абзац и основной текст статьи в одном шрифте – Bembo , но разного размера. И, наконец, подзаголовок - Akzidenz Grotesk Medium .

Отчетливый Rockwell Bold мы оставили для привлечения внимания к заголовку. В целом использовали уже открытую нами схему сочетания рубленого шрифта и шрифта с засечками. И даже при таком выборе у нас большое количество вариаций по размеру, весу и функциям шрифтов. В общей сложности использовались 4 шрифта из 3-х гарнитур, все они привели к связанному, сплоченному дизайну, так как у каждого шрифта своя роль, четко определенная в типографической иерархии. Так что если сомневаетесь – распределите роли!

4. Контрастная насыщенность шрифтов

Самый лучший способ испортить макет – не разделить элементы текста друг от друга по их иерархии. Кроме использования разных размеров, убедитесь, что ваши шрифты разного веса (жирности), чтобы дать читателю «путеводитель» по вашему дизайну.
На примере слева у нас разные размеры шрифта, но недостаточный контраст по толщине. Myriad Light рядом с Minion Bold «пропадает» и теряет визуальный авторитет. Как бы то ни было, но глаз читателя должен в первую очередь выделять заголовок, а не превью.

Справа мы использовали Myriad Black над Minion нормальной толщины. Возможно, заголовок тяжеловат, но по крайней мере, у читателя не возникает сомнений по поводу того, что читать первым.

5. Создайте на странице различную тональность текста

В типографии тональность достигается различными способами – толщиной, размером, шириной строк, кернингом и пр. Самый простой способ «увидеть» тональность – смотреть на макет не прямо, а боковым зрением. Посмотрите на пример внизу, направив взгляд немного справа или слева от картинки, так, чтобы вы уже не могли читать текст, но могли видеть его общий тон. При таком взгляде вы заметите, что пример слева сливается в один серый блок текста, немного темнее внизу. А вот пример справа отчетливо сохраняет свою визуальную иерархию. Как бы далеко вы не находились от текста, у вас не возникает сомнений по поводу того, где находится заголовок, и куда ваш взгляд перейдет потом.

Умное использование текстовой тональности усиливает визуальную иерархию на странице, что напрямую связано с передачей смысла сообщения.

6. Не смешивайте настроения шрифтов

Одна из частых ошибок – игнорирование присущего шрифту настроения. Шрифты имеют свою личность. Иногда настроение шрифта может меняться в зависимости от контекста, но несущественно. Одна проблема – неправильно подобрать шрифт для конкретной работы. Но еще большая проблема – составить два шрифта с разным настроением!
На примере слева мы соединили Franklin Gothic Bold и Souvenir . Общее впечатление от Franklin Gothic – мужество, сила, стойкость, но с налетом элегантности. Он не ублажающий взор, но очень функциональный. А Souvenir – игривый, легкомысленный, немного равнодушный, но очень симпатичный. Сочетание этих двух шрифтов подобно встрече гвардейца, охраняющего Букингемский дворец, и девочки. Гвардеец послушно игнорирует игривую девчонку у его ног, пытающуюся заставить его улыбнуться. Такое смешение плохо работает. Разное настроение шрифтов привлекает внимание к самим шрифтам, а не содержанию, что свидетельствует о слабом дизайне.

Справа в пару к Souvenir мы поставили более подходящего соседа. У Futura Bold много лиц, но он очень хорошо сочетается с Souvenir по многим причинам. Во-первых, у обоих шрифтов высокие x-height . Оба шрифта обладают округлостью форм и незначительной, но тем не менее заметной закрученностью концов. Ни один из них не доминирует над другим. Оба работают на создание веселого, приподнятого настроения. Напряжения между ними нет.

7. Сочетайте яркое с нейтральным

Чистый, читабельные типографский дизайн требует внимательного отношения к намеренному и непреднамеренному напряжению между шрифтами. Столкновение разных личностей шрифтов – это только одна причина ненужного напряжения. Если один из шрифтов имеет яркую личность, то второй должен быть нейтральным.
На примере слева Dax Bold стоит рядом с Bernhard Modern . Это плохой выбор хотя бы по двум соображениям. Во-первых, Dax имеет узкие знаки и большую x-height , в то время как Bernhard Modern , наоборот, при большой ширине глифов обладает одной из самых низких x-height среди популярных классических гарнитур. Во-вторых, Dax неформальный, современный и яркий. Идеально подходит при подачи текста технарям, компьютерщикам и вообще современной молодежи. Bernhard Modern , наоборот, классический, спокойный, рафинированный и даже немного личный. Объедините неподходящие физические характеристики шрифта с личностными, и получите очень плохо функционирующую типографику.

Взглянем на более удачный выбор. В правой колонке Dax Bold поставили рядом с Caslon , который относится к классу Old style , но был модернизирован и смягчен для лучшей сочетаемости с другими шрифтами. В данном контексте он выглядит удовлетворительно рядом с Dax . Заметьте, как в первую очередь мы видим личность Dax в заголовке, и как Caslon отступает назад и приглашает нас к чтению. В этом примере Caslon является нейтральным выбором для поддержки более яркого Dax .

8. Избегайте несоизмеримых сочетаний

Когда между выбранными шрифтами слишком большой контраст, это создает визуальный дисбаланс, что плохо отражается на всем дизайне. Слева мы поставили Antique Olive Nord – чрезвычайно жирный шрифт, - рядом с Garamond Narrow . Контрастный перебор очевиден. В большинстве подобных случаев, такой контраст идет дальше обычного привлечения внимания и вызывает ощущение неуклюжести. Следовательно, он не доносит до читателя смысла текста.

Справа Antique Olive Nord был заменен более мягким и сдержанным Antique Olive Bold . Garamond Narrow мог бы быть заменен на тот же Garamond в варианте book weight, но более хорошим выбором нам представляется Chaparral . У Chaparral более высокая x-height , чем у Garamond , и в общем у него более современный и нейтральный вид рядом с характерным Antique Olive Bold .

9. Будьте проще – не используйте более двух шрифтов

Вместо того, чтобы перелопачивать библиотеки шрифтов в поисках «того самого» сочетания, иногда лучше вернуться к классическому и гораздо более простому варианту – сочетанию шрифта с засечками и рубленого. На примере внизу мы составили четкую типографскую иерархию, добились разнообразия, получили интересную разбивку по тональности текста и его возрастающую читабельность. Все это было сделано с помощью всего двух шрифтов. Хотя, строго говоря, у нас здесь пять шрифтов: три Helvetica Neue и два Garamond .

Как добиться всего этого без лишних усилий? Во-первых, если вы возьмете шрифты из одной и той же гарнитуры, то наверняка получите отличную визуальную совместимость даже не задумываясь над этим. Во-вторых, мы выбрали проверенную временем комбинацию – сочетание нейтрального заголовочного шрифта и опять же нейтрального шрифта для текста. И Helvetica Neue , и Garamond обладают выраженной, но нейтральной личностью, и они могут сочетаться в сложных макетах друг с другом, потому что мы изначально заложили строгую иерархию. Следование правилам при использовании правильных шрифтов помогает достичь высоких результатов без лишних затрат энергии.

10. Используйте различные размеры шрифта

Самый простой принцип мы оставили напоследок: используйте разные размеры шрифта для достижения контраста между ними. На примере слева заголовок и текст сливаются в один серый кирпич. Используйте боковое зрение - прием, описанный выше, - чтобы взглянуть на оба примера. В то время как левый текст сливается, в правом примере наблюдается огромная разница между заголовком и содержимым.

Справа использовались те же два шрифта, но другого размера. TheMix Italic был значительно увеличен, в то время как New Century Schoolbook уменьшен до более нормального, хоть и все еще читабельного, размера. Использование шрифтов различных размеров помогает четко распределить иерархию и увеличить тоновое разнообразие в типографике.

В заключение

Не существует жестких и быстрых правил комбинирования шрифтов, поэтому процесс принятия правильных вариантов отнимает много времени и, возможно, оказывается даже немного утомительным. Тем не менее, хорошо иметь под рукой удобный набор принципов и правил подбора шрифтов, а также понимать результаты некоторых типографских ситуаций, чтобы избежать ошибок и направить процесс в русло достижения нужного результата.

(Перевод Виктории Шидловской статьи из журнала Smashing Magazine (в ред. автора)