Домой / Faq / Этика в информационном обществе. Формирование ценностных ориентаций современного подростка в информационном обществе

Этика в информационном обществе. Формирование ценностных ориентаций современного подростка в информационном обществе

1. Возрастание роли информации в жизни людей, общества в целом. Теперь информация нужна человеку не только как вид знания, сведений, позволяющий создавать материальные, духовные блага. Сегодня информация - фактор, позволяющий формировать у граждан экономические, политические, социальные позиции, которые могут оказать влияние на состояние дел в обществе, социальные процессы.

2. Мировоззренческие изменения, связанные с отходом от классического способа мировосприятия и общества к искусственному миру социальной информации. Кибернетическое пространство, где сначала работают программисты-интеллектуалы становится информационным пространством социально-культурного, а затем и социально-экономического развития общества. Исследователь Дж. Пелтон полагает, что в перспективе человечество придет к глобальной электронной цивилизации, в основе которой будет синтез телевидения, компьютерной службы и энергетики.

3. Формирование международной системы авторских прав на интеллектуальную собственность, приносящую огромные доходы. Доходы от интеллектуальной собственности, используемой на мировом рынке программного обеспечения для компьютерной индустрии исчисляются многими миллиардами долларов.

4. Информационный обмен отходит от классических средств массовой информации (СМИ) и переходит к инновационным электронным СМИ. Традиционная печать заменяется электронными книгами, компьютерная сеть Интернет охватывает огромную аудиторию по земному шару и предоставляет такой объем информационных услуг, что может называться глобальным СМИ, обладающим обратной связью.

5. С развитием электронных СМИ возможность манипулирования массами, общественным мнениям, использование информации в политической борьбе.

Изменяется роль человека в современном информационном обществе. Для успеха необходим доступ к нужной информации и владение способами пользования ей. Это условие меняет приоритеты в потребностях личности. Значение приобретает образование, умение ориентироваться в потоках информации и влиять на их течение.

В современных условиях возникают новые формы общения, объединений людей, новые формы коллективного сознания. Этому процессу способствует разработка социальных технологий, в основе которых лежит деятельность средств массовой информации, формирующих у населения коллективные представления о явлениях жизни современного человека и общества. Эти представления формируются в соответствии с интересами определенных профессиональных, корпоративных объединений. Так, в интересах медиков формировать у населения сознание, направляющее к здоровому образу жизни с целью оградить от заболеваний СПИД, наркоманией. Политические партии могут стремиться оказать воздействие на сознание людей через средства массовой информации с целью ориентировать их на новые формы социального поведения. При помощи СМИ и социальных технологий разрабатываются новые формы отношения к окружающей среде, к биологии и психологии человека. Так, в современном обществе положение человека не может определяться только формой его участия в процессе производства. На него воздействуют факторы социального манипулирования, постоянно ставя его в ситуацию выбора, при этом, с одной стороны, как бы предоставляя свободу, а с другой – ее ограничивая.

Как показывает анализ, развитие информационного общества, принося определенные блага, ставит перед человечеством множество новых проблем. Так, компьютерная революция может способствовать снижению индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, может стать причиной изоляции людей друг от друга, от их живого общения, может способствовать усилению манипуляции людьми, дегуманизации труда. Чтобы это не приняло угрожающих размеров, важно помнить о гуманитарном аспекте в организации информационного процесса и включать в образовательный процесс духовную и нравственную составляющие.

Информационное общество обострило проблему коммуникации или обмена информацией. Коммуникация – передача информации одного субъекта другому, в качестве субъекта может выступать индивидуум, или коллектив. Важным элементом коммуникации является носитель. Последний может выступать в качестве материального объекта, в виде некой логической конструкции и в иных формах проявления.

Главное условие коммуникации – возможность понимания общающихся субъектов, а это предполагает единство языка, близость уровней социального развития, менталитета. Для осуществления процесса коммуникации субъектам не обязательно вступать в непосредственный контакт, а достаточно воспользоваться какими-либо средствами связи, в качестве которых могут выступать различные тексты, радио, телевидение, телефон, компьютерная связь и т.д. Проблема заключается в обеспечении субъектов общения средствами коммуникации.

Социальными показателями развития информационного общества могут выступать информированность его членов, доступность информации, эффективная работа СМИ, предполагающая обратную связь. Показателями социального развития информационного общества является уровень образования членов общества, их интеллектуальные возможности в информационном производстве и потреблении, нравственные характеристики, не позволяющие переступать границы возможного.

  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 107
Диссертация добавить в корзину 500p

V Глава 1. Особенности системы ценностей информационного общества.

§ 1. Характеристика системы ценностей информационного общества.

§ 2. Роль симулякров или мнимостей в системе ценностей информационного общества.

§ 3. Глобализация как условие существования системы ценностей информационного общества.

Глава 2. Место человека в сфере экономических, политических и эстетических ценностей информационного общества.

§ 1. Человек в сфере экономических ценностей информационного общества.

§ 2. Человек в сфере политических ценностей информационного общества.

§ 3. Человек в сфере эстетических ценностей информационного общества.

Глава 3. Проблемы самоидентификации и самореализации человека в информационном обществе.

§ 1. Проблема самоидентификации человека в информационном обществе.

§ 2. Проблемы самореализации человека в информационном обществе.

§ 3. Образование как основное условие творческой самореализации человека

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Человек в системе ценностей информационного общества"

Актуальность темы исследования* При переходе к информационному обществу, инфраструктуру которого составляют информационные и телекоммуникационные сети, происходит качественное изменение всех сфер жизни общества, а также его системы ценностей. Человек оказывается в новой реальности, состоящей из знаков, символов, образов] и начинает осознавать ее сконструированную, символическую природу.

В этих условиях знание, информация, образование выступают системообразующими ценностями, - без них невозможно существование информационного общества. Образ превращается в самостоятельную ценность: с одной стороны как образ, отражающий реальность, с другой - как симулякр или мнимость, т.е. образ, за которым не стоит никакая реальность. Идеальные ценности начинают доминировать над материальными. Ценности (экономические, политические, эстетические) становятся все более доступными для человека. Плюрализм выступает как неотъемлемая черта системы ценностей информационного общества. Все это придает демократические черты системе ценностей.

1 В то же время ряд других особенностей системы ценностей вызывают к жизни антидемократические тенденции. Так, например,/ мнимости или симулякры дают широкие возможности для манипулирования сознанием людей и общественным мнением.

Диссертация посвящена анализу системы ценностей информационного общества, тем возможностям, которые она предоставляет человеку, и проблемам, которые она для него создает. В работе рассматривается влияние ценностей и информационного общества на процессы самореализации и самоидентификации человека.

Информационное общество могло возникнуть только вместе с глобализацией, под воздействием которой происходит становление противоречивых тенденций в системе ценностей. Наряду с демократизацией системы ценностей и всего информационного общества проявляется тенденция ослабления демократии за счет того, что власть субъектов глобального рынка не ограничена никакими демократическими процедурами, а также тенденции, одновременно ведущие к универсализации и индивидуализации ценностей информационного общества.

В связи с этим, представляется очень важным заявить особенности системы ценностей информационного общества, проанализировать социокультурную среду, которую создают для человека экономические, политические и эстетические ценности, и, наконец, проследить, как все эти факторы влияют на самоидентификацию и самореализацию человека.

Состояние научной разработанности темы. В зарубежной литературе концепция информационного общества разрабатывается с начала 80-х годов в трудах американских футурологов Э.Тоффлера, X. Тоффлера и японского футуролога И. Масуды. Можно отметить следующие работы: Э. Тоффлер«Третья волна», «Предварительные взгляды и предпосылки», «Сдвиг власти: знание, богатство и насилие на пороге XXI века», Э. Тоффлер и X. Тоффлер «Война и анти-война - выживание на рассвете XXI века», И. Масуда «Менеджмент в информационном обществе: освобожденная синергетика японского стиля » и другие. Э. Тоффлер и И. Масуда уделяют особое внимание экономической и социальной сфере информационного общества, проблемам власти и управления.

В отечественной литературе концепция информационного общества разрабатывается Абдеевым Р.Ф., Ворониной Т.П., Мелюхиным И.С.* и рядом других авторов. В частности, Т.П. Воронина, давая комплексный анализ информационного общества, особое внимание уделяет проблемам образования.

Философия постмодерна, возникшая в 80-х годах, не использует термин «информационное общество», а говорит об обществе постмодернизма, базисные характеристики этого общества (существование в системе информационных и телекоммуникационных сетей в период глобализации производства знаний, информации, массовой культуры) совпадают с характеристиками информационного общества. Поэтому труды философов постмодернизма привлечены нами для рассмотрения данной темы. Здесь могут быть отмечены следующие работы: Р.Рорти «Случайность, ирония и солидарность», Ж.-Ф. Лиотар «Условия постмодернизма: сообщение о знании», Ч. Дженкс «Язык архитектуры постмодернизма», Ж. Бодрийар «Избранные труды», Ф. Вагнер «Изобретение культуры» и другие. Во всех перечисленных работах, в основном, анализируются социокультурные характеристики общества постмодернизма. К тому же философия постмодернизма, принципиально оставаясь на фрагментарной позиции и отрицая возможность систематизации фило См., напр.: Абдеев Р.Ф. «Философия информационной цивилизации ».-М., 1994; Воронина Т.П. «Информационное общество: сущность, черты, проблемы». - М., 1995; Мелюхин И.С. «Информационные технологии и бизнес». - М., 1997 софского знания, не рассматривает ценности общества постмодернизма как систему.

Все это позволяет сделать вывод, что проблема исследования системы ценностей информационного общества, ее характеристик и места человека в ней еще недостаточно разработана. Этим объясняется выбор автором темы диссертации.

Цель и задачи исследования. Принимая во внимание уровень исследования проблемы, следует сформулировать цель и задачи предлагаемой диссертации.

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать систему ценностей информационного общества и определить, какие возможности она предоставляет человеку, и какие проблемы ставит перед ним.

Отсюда вытекают решаемые в диссертации задачи:

Определить особенности системы ценностей информационного общества;

Проанализировать роль симулякров или мнимостей в системе ценностей (в сфере экономических, политических и эстетических ценностей);

Рассмотреть, какие возможности предоставляют человеку, и какие проблемы создают для него симулякры или мнимости;

Выявить воздействие на человека тенденций в системе ценностей, появившихся вследствие глобализации;

Рассмотреть особенности среды, создаваемой для человека экономическими, политическими и эстетическими ценностями;

Раскрыть проблему выбора ценностных ориентиров человеком и проблему самоидентификации;

Рассмотреть, как решается человеком проблема самореализации, и в этой связи выявить факторы, способствующие этому процессу.

Основные положения, выдвигаемые автором к защите. Автор считает, что при анализе ценностей информационного общества следует основываться на принципах системного подхода. В работе выявляются специфические особенности системы ценностей информационного общества: положение знания и системообразующих ценностей, связанных с ним (информации, образования), от которых зависит само существование информационного общества; доминирование идеальных ценностей над материальными; превращение образов в самостоятельную ценность; демократизация, выражающаяся в общедоступности и плюрализме ценностей.

В диссертационном исследовании выделяются структурные элементы системы ценностей, и характеризуется противоречивая роль образов и симулякров в сфере экономических, политических и эстетических ценностей. Автор показывает, что без мнимостей невозможно существование системы ценностей информационного общества.

Представляется важным обратить внимание на противоречивые процессы, возникающие в системе ценностей общества под влиянием глобализации, а также раскрыть особенности среды, которые создают для человека экономические, политические и эстетические ценности.

В работе рассматриваются особенности системы ценностей информационного общества на самоидентификацию и самореализацию человека, что имеет важное практическое значение, т.к. позволяет прогнозировать общие тенденции развития информационного общества, а также те изменения, которые происходят в человеке.

Автор анализирует различные подходы к проблеме самоидентификации и показывает, что при переходе от индустриального общества к информационному меняется характер образования, которое становится одной из системообразующих ценностей информационного общества, т.к. способствует творческой самореализации человека.

Уровень и качество образования являются основной характеристикой трудовых ресурсов информационного общества, поэтому основные инвестиции в таком обществе - это инвестиции в человеческие ресурсы, образование. При этом подчеркивается, что информационное общество характеризуется постоянным образованием и самообразованием. Оно становится неотъемлемой формой существования всех возрастных групп (life-long education). В диссертационном исследовании отмечается, что информационное общество потенциально создает все условия для творческой самореализации человека, т.к. образование является общедоступным, глобальным и индивидуальным.

Теоретическая и методологическая база диссертации. В диссертации использованы труды основателей концепции информационного общества Э. Тоффлера, X. Тоффлера, X. Масуды; работы отечественных исследователей информационного общества Р.Ф. Абдеева, Т.П. Ворониной, И.С. Мелихина, А. Неклесса; труды философов постмодернизма В. Андерсона, С. Квейла, М.О. Хара. К. Цвейга, Э. Стерн-берга, Р. Лифтона; отдельно следует отметить работы М. Фуко; а также группы социальных мыслителей А. Шлессинджера и В. Грейдера.

Объем и структура диссертации. Вышеперечисленные аспекты исследования определяют структуру работы. Она состоит из введения, трех глав (9 параграфов), заключения и библиографии.

В первой главе «Особенности системы ценностей информационного общества» анализируются специфические особенности системы ценностей в информационном обществе. В ней выделены основные принципы системного подхода, которые автор применял при анализе системы ценностей информационного общества, и рассматри ваются основные черты, характеризующие систему ценностей (§ 1. «Характеристики системы ценностей информационного общества»); рассматривается место мнимостей в сфере экономические, политические и эстетические ценностей (§ 2. «Роль симуляк-ров или мнимостей в системе ценностей информационного общества»); дается характеристика процессу глобализации (§ 3. «Глобализация как условие существования системы ценностей информационного общества»).

Во второй главе «Место человека в сфере экономические, политические и эстетические ценностей информационного общества » раскрываются особенности среды, которые создают для человека экономические (§ 1. «Человек в сфере эконо мических ценностей»), политические (§ 2. «Человек в сфере политических ценностей») и эстетические ценности (§ 3. «Человек в сфере эстетических ценностей») информационного общества.

В третьей главе «Проблемы самоидентификации и самореализации человека в информационном обществе» рассматриваются особенности влияния системы ценностей информационного общества на самоидентификацию человека (§ 1. «Проблема самоидентификации человека в информационном обществе»); его самореализацию (§ 2. «Проблема самореализации человека в информационном обществе»); выявляется место и роль образования (§ 3. «Образование как основное условие творческой самостоятельности человека в информационном обществе»).

Теоретическое и практическое значение диссертации. Проведенное исследование направлено на дальнейшее развитие теории информационного общества и его системы ценностей. Выводы работы имеют важное значение для научно-теоретического осмысления специфики информационного общества, места человека в нем. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса философии и в спецкурсах по философии.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Зайцева, Лариса Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение темы диссертации позволяет сделать выводы о качественном изменении системы ценностей при переходе к информационному обществу.

Знание, информация, образование выступают в информационном обществе как системообразующие ценности, без которых невозможно само существование этого общества.

Знание оказывает существенное влияние на все ценности информационного общества, но прежде всего на сферы экономических, политических и эстетических ценностей.

Такие экономические ценности как собственность, богатство начинают основываться на знании, так как ведущим сектором экономики информационного общества является производство знаний и информации.

Под влиянием знания качественно меняется такая политическая ценность как власть. Если в индустриальном обществе власть основывалась на физической силе и силе денег, то в информационном обществе появляется власть, основывающаяся на знании.

Под влиянием знания меняется также природа насилия, которое начинает принимать форму манипулирования общественным мнением.

Знание оказывает существенное воздействие на сферы эстетических ценностей информационного общества и способствует возникновению новых видов искусства.

В системе ценностей информационного общества идеальные ценности доминируют над материальными, наблюдается тенденция замещения материальных ценностей идеальными. Например, такие базовые экономические ценности как собственность и капитал принимают идеальную форму.

В информационном обществе образ превращается в реальную ценность, которая оказывает большое влияние на всю систему ценностей, особенно на сферы экономические, политические и эстетические. Образ приобретает власть над человеком, формирует и во многом определяет стиль жизни.

Без образа невозможно существование сферы экономических ценностей информационного общества, так как важной составляющей его экономики является производство, передача и продажа образов. Без формирования образа, имиджа не может быть продан в современной экономике ни один товар.

В сфере политических ценностей появляется такая особенность образа, как власть над людьми. Образ, имидж политика оказывает на человека зачастую значительно большее влияние, чем его программа.

Очень важна роль образов в сфере эстетических ценностей, т.к. искусство информационного общества характеризуется доминированием образа над словом.

Формирование своего имиджа, образа является одним из способов самореализации, специфичным для информационного общества.

В системе ценностей информационного общества особое место занимают образы, за которыми не стоит никакой реальности, то есть мнимости, или, в терминологии постмодернизма, симулякры. Без симулякров невозможно существование системы ценностей информационного общества; особенно велика их роль в экономических и политических и эстетических сферах. Значительная роль мнимостей повышает творческие возможности человека, не сковывает творчество границами материального мира; повышает возможности образования; расширяет границы искусства; придает различным сферам общественной жизни игровой характер. Но мнимости могут заменить человеку реальный мир.

Система ценностей, которая не может существовать без таких элементов, как знание, информация, образы, мнимости или симулякры, создает для человека совершенно новые условия существования. Существование человека в информационном обществе превращается в существование в суперсимволической реальности. Важно отметить, что информационное общество начинает осознавать свою символическую, сконструированную природу, осознавать сделанность своих социальных институтов, ценностей, верований, ритуалов, традиций. Все это дает человеку много возможностей, но и порождает новые проблемы.

С одной стороны, система ценностей информационного общества характеризуется демократическим тенденциями. Это проявляется прежде всего в общедоступности и плюрализме ценностей, что создает для человека более демократические условия существования. Инфраструктура информационного общества, представляющая информационные и телекоммуникационные сети, нацелена на передачу таких системообразующих ценностей, как знание, информация. В частности, за счет распространения дистанционных образовательных программ становится все более доступным и такая системообразующая ценность, как образование.

Плюрализм системы ценностей, во-первых, выражается в том, что инфраструктура информационного общества дает человеку доступ ко всем существующим культурным, эстетическим, политическим, религиозным, этническим и т.п. ценностям; а во-вторых, в том, что система ценностей информационного общества представляет из себя не пирамиду, а паутину без единого центра.

С другой стороны, система ценностей информационного общества может вызывать к жизни и антидемократические тенденции. Это прежде всего выражается в том, что образ, как одна из ведущих ценностей, и особенно образ, за которым не стоит никакой реальности, то-есть мнимость или симулякр, дают широчайшую возможность для манипулирования общественным мнением людей. Здесь можно отметить противоречие, характерное для информационного общества: с одной стороны его инфраструктура делает практически невозможным скрывать или контролировать информацию, но в то же время дает широчайшие возможности для манипулирования сознанием людей и общественным мнением. Антидемократические тенденции также могут проявляться в том, что технологии и инфраструктура информационного общества делает возможным контролировать поведение людей и нарушает права человека на частную жизнь. Эти тенденции особенно присущи экономическим и политическим сферам жизни информационного общества.

Информационное общество предоставляет широчайший выбор всех существующих ценностных ориентиров, самоидентификацию очень сложной. Можно выделить следующие подходы к проблеме самоидентификации человека в информационном обществе:

Подход, базирующийся на релятивистском восприятии ценностей, который делает иронию единственно возможным механизмом самоидентификации;

Подход, сводящий проблему самоидентификации к растворению человека в системе мультикультурных ценностей и ведущий к смерти индивидуализма;

Подход, заключающийся в формировании человека Протея (от мифологического персонажа, который, встречая препятствия, всякий раз менял свою форму), отличительными чертами которого являются нестабильность и нелояльность, выражающиеся в готовности сменить одну и принять другую систему ценностей;

Подход, базирующийся на таких системообразующих ценностях, как знание и образование.

Способы самореализации человека в информационном обществе обусловлены особенностями его системы ценностей. Можно выделить следующие способы самореализации:

Самореализация посредством творческой деятельности, в основе которой роль знания и образования, как системообразующих ценностей. Особенно следует подчеркнуть, что образование является решающим фактором, способствующим творческой самореализации человека;

Самореализация через создание своего образа. Такой способ самореализации основан на очень большой роли образов в системе ценностей, ее игровом характере;

Самореализация в мире симулякров (мнимостей) или в мире виртуальной реальности. Такой способ самореализации может привести к тому, что компьютер, подключенный к Интернету, заменит реальный мир. Это вызывает серьезные психологические и социальные последствия.

Самоидентификация и самореализация решаются человеком в условиях развертывающихся процессов глобализации, без которых было бы невозможно возникновение информационного общества. Глобализация означает переход мира к новому качественному состоянию, к возрастающей взаимозависимости мира, к функционированию мира как единого рынка. Глобализация оказывает влияние на все сферы жизни информационного общества и на его систему ценностей. Под влиянием глобализации в системе ценностей информационного общества возникают противоречивые тенденции.

Глобализация способствует демократизации системы ценностей информационного общества, что выражается, в первую очередь, в их общедоступности. Это относится и к таким системообразующим ценностям, как знание, информация, образование, так и к такой основной экономической ценности, как богатство. Большая доступность богатства для всех способствует преодолению разрыва между развитыми и развивающимися странами, между Севером и Югом.

Но процесс демократизации экономических ценностей не происходит автоматически, т.к. проблема выхода на глобальный экономический рынок для развивающихся стран, на рынок, где основные места уже заняты мультинациональными корпорациями, представляется очень сложной.

В то же время глобализация может привести и к антидемократическим тенденциям в системе ценностей информационного общества. Это связано, прежде всего, с тем, что глобализация ведет к ослаблению суверенитета национальных государств и переходу власти к мультинациональным корпорациям и к субъектам глобального финансового рынка. Но если власть в большинстве национальных государств основана на демократической процедуре и подотчетна гражданам этих стран, то национальные корпорации подчиняются только собранию акционеров, а не гражданам стран, где они расположены. Поэтому власть, как одна из основных политических ценностей, может не основываться на демократических принципах. Глобализация вызывает в системе ценностей информационного общества процессы, ведущие и к универсализации, и к индивидуализации ценностей.

Универсализация ценностей выражается в господстве одних и тех же потребительских ценностей, доминированию эстетических ценностей массовой культуры. Индивидуализация создает среду, включающую в себя ценности, принадлежащие различным культурам, эпохам, обществам.

Условия существования человека в информационном обществе характеризуются изменчивостью и нестабильностью. Единственно постоянным является необходимость непрерывного образования, как основного фактора творческой самореализации человека.

Рассмотрение темы диссертации позволило выделить проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Прежде всего требуют изучения процессы, вызываемые глобализацией, так как они будут определять будущее мира. Переход к глобальной цивилизации требует нового подхода ко всем социальным вопросам, рассмотрения экономических, социальных, культурных ценностей во взаимозависимости с применением системного метода. Например, изменения, вызываемые глобализацией в экономической сфере, требуют не только рассмотрения экономистами, но и философами, социологами, психологами и культурологами. Представляется очень интересным рассмотреть, какое влияние оказывает глобальный рынок на социальный и культурные процессы, как воздействует на образ жизни людей; как общества с очень большими секторами экономики, представляющими аграрный и индустриальный этапы развития, встречают вызов глобальной экономики. Очень интересна проблема взаимодействия ценностей глобальной культуры и ценностей национальных культур. Требует рассмотрения проблема власти в условиях функционирования глобальной цивилизации. Также очень важно понять, какое воздействие на социальные процессы в информационном обществе оказывает складывающаяся глобальная система международной преступности. Очень интересно проанализировать такое явление, как глобализация прав человека.

Очень много проблем, связанных с информационным обществом, также требуют тщательного рассм отрения и анализа. К ним можно отнести:

Символическую и знаковую культуру информационного общества;

Влияние мнимостей или симулякров на культуру информационного общества;

Возможности мнимостей и симулякров в манипулировании сознанием людей и в формировании нужного общественного мнения;

Проблему свободы воли в информационном обществе, в условиях глобализации;

Проблему игровых тенденций и характеристик в информационном обществе и место игры в нем в целом;

Проблему насилия как манипулирования общественным мнением и сознанием человека;

Проблему взаимодействия искусства в обыденной жизни в информационном обществе;

Проблему власти образа, видеократии в информационном обществе;

Анализ творчества, где значительную роль играют мнимости или симулякры.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Информационное общество (постиндустриальное общество) ­­ общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и
реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Отличительные черты:
1. увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
2. возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;
3. возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
4. нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; 5. cоздание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
(а) эффективное информационное взаимодействие людей,
(б) их доступ к мировым информационным ресурсам,
(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Информационное общество в трудах философов XX века:
Истоки термина «постиндустриальное общество» не могут быть названы достаточно однозначно. Традиционно считается, что это понятие было введено в научный оборот американском социологом Д.Рисменом, который в 1958 году применил его в заглавии одной из своих статей. Между тем, пусть и не так широко, известно, что еще в 1917 году А.Пенти, один из теоретиков английского либерального социализма, использовал это понятие, вынеся его даже в заглавие одной из своих книг. И совсем забытым остается тот факт, что сам А.Пенти отдавал приоритет в применении данного термина А.Кумарасвами, автору ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран. (из Иноземцева “Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире”)
В XX в. у философов и социологов появились работы, в которых говорилось о закате западной индустриальной цивилизации (Шпенглер).
В 40­е годы австралийский социолог Кларк прогнозировал наступление общества информации и услуг с новыми информационными технологиями.
В 50­е гг. экономист Фриц Махлуп выдвинул идею общества информационной экономики - информация станет важнейшим товаром. В дальнейшем - развито в работах Ёнэдзи Масуды (японский социолог, 1905­1995), американского социолога Дэниэла Белла.
К концу 60­х годов данная проблематика стала одной из наиболее актуально обсуждавшихся западными социологами. Приблизительно с 70­х годов в западной литературе знание и информация воспринимались не как некая субстанция, воплощённая в средствах производства, а как самостоятельная производственная сила. Таким образом, новое информационное или постиндустриальное общество (в котором информация и знание являются основной производственной силой) противопоставляется обществу индустриальному и доиндустриальному. В экономической сфере информация превращается в самостоятельную производственную силу, значит, часть населения оказывается задействованной в сфере получения и передачи информации. Новый этап в развитии теории был открыт выходом в 1973 году книги Д.Белла «Грядущее постиндустриальное общество», вызвавшей взрыв интереса. В течение этого и следующего десятилетий появляются многочисленные работы, посвященные осмыслению исторического рубежа, на котором оказалось человечество. (из Иноземцева)
Идея постиндустриального общества остается сегодня весьма популярной, а соответствующий термин широко применяется в философских, социологических и экономических работах. Между тем основой концепции постиндустриального общества остается оценка нового социума как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий: отмечаются прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры. (из
Иноземцева)
Д. Белл пишет: «Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений… во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания… Постиндустриальное общество… предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов». (из Иноземцева)
Естественно, что определить хронологические рамки подобного социума оказывается достаточно сложно. Обычно утверждается, что новые тенденции стали нарастать после второй мировой войны, хотя зачастую это происходило в формах, дававших, казалось бы, возможность говорить об экспансии индустриализма. В случае применения в качестве критерия степени развитости третичного сектора (сферы услуг, остальные 2 ­­ первичный (сельхоз и добывающая промышленность), вторичный - обрабатывающая промышленность) своеобразной критической точкой считается середина 50­х годов, когда в США количество работников сферы услуг превысило количество занятых в материальном производстве. Однако реальные изменения, заставившие подавляющее большинство западных футурологов говорить о современных развитых обществах как о постиндустриальных, относятся к середине и концу 70­х годов и включают радикальное ускорение технического прогресса, быстрое изменение структуры занятости, становление нового менталитета у значительной части населения, а также возникновение ряда ситуаций, необъяснимых с точки зрения традиционной экономической науки. (из Иноземцева)
Постиндустриалисты разграничивают этапы общественной эволюции
революционными переходами; подобная периодизация осуществляется ими на основании трёх критериев. Постиндустриальное общество противопоставляется доиндустриальному и индустриальному по следующим важнейшим направлениям: основному производственному ресурсу, которым выступает информация, тогда как в доиндустриальном и индустриальном обществе таковым являлись, соответственно, сырье и энергия; характеру производственной деятельности, который квалифицируется как обработка в противоположность добыче и изготовлению; и технологии, называемой наукоемкой, в то время как первые две стадии характеризовались трудоемкой и капиталоемкой технологиями. (из Иноземцева)

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте

    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ

    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

(а) эффективное информационное взаимодействие людей

(б) их доступ к мировым информационным ресурсам

(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

    развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей

2. Информация и ее виды. Информационный ресурс.

Информация (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение) - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация - совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

В то же время никак нельзя называть произведения искусства информацией. Эстетическое, культурологическое понимание термина информация в корне отличается от понимания информации в кибернетике, физике, биологии и т. д.

Органами чувств (приемниками информации) мы принимаем информацию об окружающем мире, в том числе и информацию о произведениях искусства. Но произведения искусства в связи с этим не становятся чистой информацией. Это мы при помощи органов чувств видя произведения искусства воспринимаем информацию о произведениях искусства.

Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

3. Представление информации: сигнал, сообщение, данные, формы представления, количество информации.

Сигнал (в теории информации и связи) - материальный носитель информации, используемый для передачи сообщений в системе связи. Сигнал может генерироваться, но его приём не обязателен, в отличие от сообщения, которое рассчитано на принятие принимающей стороной, иначе оно не является сообщением. Сигналом может быть любой физический процесс, параметры которого изменяются в соответствии с передаваемым сообщением.

Сигнал, детерминированный или случайный, описывают математической моделью, функцией, характеризующей изменение параметров сигнала. Математическая модель представления сигнала, как функции времени, является основополагающей концепцией теоретической радиотехники, оказавшейся плодотворной как для анализа, так и для синтеза радиотехнических устройств и систем. В радиотехнике альтернативой сигналу, который несёт полезную информацию, является шум - обычно случайная функция времени, взаимодействующая (например, путём сложения) с сигналом и искажающая его. Основной задачей теоретической радиотехники является извлечение полезной информации из сигнала с обязательным учётом шума.

Информацию, фиксированную в определенной форме, называют сообщением. Сообщение может иметь самое различное содержание, но независимо от этого всегда отображается в виде сигнала (электрического, звукового, светового и др.). Сообщение - это форма представления информации.

Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несет полученное сообщение:

Бит. За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Такая единица названа битом.

Производные единицы измерения количества информации. Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей - байт, причем:

1 байт = 8 битов = 23 битов.

В информатике система образования кратных единиц измерения несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10n, где n = 3, 6, 9 и т. д., что соответствует десятичным приставкам "Кило" (103), "Мега" (106), "Гига" (109) и т. д.

В компьютере информация кодируется с помощью двоичной знаковой системы, и поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n

Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

1 килобайт (Кбайт) = 210 байт = 1024 байт;

1 мегабайт (Мбайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;

1 гигабайт (Гбайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайт.

Для людей, обладающих свободой выбора, этические проблемы неизбежны. Имея перед собой множество вариантов действий, они вынуждены решать, какой из вариантов является правильным с моральной точки зрения, а это предполагает знание характеристик «этического выбора».

Для характеристики проблемы этического выбора используются несколько базовых понятий.

Ответственность -- характеристика людей и ключевой элемент этичных действий. Ответственность означает, что вы принимаете на себя потенциальные издержки, долги и обязательства за ваши решения.

Подотчетность -- характеристика систем и социальных институтов. Подотчетность означает, что существует механизм для определения, кто предпринимает те или иные действия и кто несет ответственность за них. ИС и организации, в которых невозможно выявить, кто предпринимает действия и какие именно, нельзя подвергнуть этическому анализу.

Обязанности расширяют понятие ответственности и переносят его в законодательную область. Обязанность -- характеристика общественных систем, в которых предусмотрено возмещение индивидам вреда, причиненного людьми, предприятиями или организациями.

Введенные понятия создают основу этического анализа ИС и действий людей, которые ими управляют.

Сталкиваясь с ситуациями, в которых возникают этические вопросы, нужно уметь анализировать причины их возникновения. Для этого можно использовать следующую процедуру.

1. Выявите и явно опишите факты. Выясните, кто, что делает, для кого, где, когда и как. Нередко первоначальные сообщения бывают ошибочными, и зачастую простое упорядочение фактов помогает найти решение. Это также способствует достижению согласия с оппозиционной стороной, вовлеченной в этическую дилемму.

2. Сформулируйте причины конфликта или дилеммы и договоритесь о ценностях, которые должны лечь в основу решения. Этические, социальные и политические вопросы всегда связаны с определенными ценностями. Стороны в споре должны установить ценности более высокого порядка (свободу, право на конфиденциальность, защиту частной собственности и свободные предпринимательские системы), которые соответствуют ситуации конфликта.

3. Выявите заинтересованные стороны. В решение каждого этического, социального или политического вопроса вовлечены стороны, которые заинтересованы в том или ином результате. Необходимо выяснить, что это за группы и чего они хотят. Это обязательно принесет пользу впоследствии, когда будет обсуждаться выход из ситуации.

4. Обобщите мнения, которые разумно учесть. Вы можете обнаружить, что ни один выбор не удовлетворяет все заинтересованные стороны и что некоторые варианты все же лучше других. Хорошее и этичное решение не всегда одинаково выгодно для всех заинтересованных сторон.

5. Оцените потенциальные последствия принимаемого решения. Некоторый вариант решения может быть этично корректным, но неудовлетворительным с других точек зрения. Определенный вариант выбора может быть приемлем в одной ситуации, но его нельзя обобщать на другие случаи. Всегда спрашивайте себя: «Что будет, если я стану выбирать такой вариант постоянно?»

Как только анализ завершен, подумайте, какие этические принципы и правила нужно учесть, чтобы принять решение. Какие ценности высокого порядка используются в обосновании решения?

При решении вопроса, каким этическим принципам следовать и каким из них отдать предпочтение, полезно рассмотреть те принципы, которые прошли исторический отбор.

1. Ведите себя с другими так, как вам хотелось бы, чтобы они вели себя с вами (Золотое правило). Поставьте себя в ситуацию других и подумайте о себе как об объекте решения -- это поможет вам понять, насколько «справедливо» ваше решение.

2. Если действие не должен предпринимать один человек, тогда его не должен предпринимать и никто другой (императив Иммануила Канта). Спросите себя: «Если кто-то будет поступать так, может ли организация или общество выжить?»

3. Если действие нельзя повторять неоднократно, тогда его нельзя предпринимать ни разу. (Правило Декарта). Некоторое действие может создать изменения, которые сейчас приемлемы, но его повторение могло бы привести в долгосрочной перспективе к неприемлемым последствиям. Это может означать, что «вступив на ненадежный путь, вам невозможно остановиться».

4. Предпринимайте действия, которые помогают достигать более высоких ценностей (Принцип полезности). Это правило означает, что у вас есть определяющие приоритеты и вы способны оценить последствия различных стратегий.

5. Отдавайте предпочтение действиям, которые ведут к наименьшему злу или наименьшим издержкам. (Принцип неприятия риска). Некоторые действия обладают недопустимо высокой стоимостью неудачи при очень низкой ее вероятности (постройка ядерной электростанции в городской черте), или высокой «стоимостью» неудачи при умеренной вероятности (увеличение скорости -- автомобильные аварии). Избегайте действий, которые могут вызвать большие издержки, особенно если вероятность такого рода последствий достаточна высока.

6. Предположите, что кто-то фактически владеет какими-то материальными и нематериальными объектами, хотя возможно, что это и не так. (Этическое правило «Нет бесплатного завтрака»). Если нечто, созданное другим полезно и для вас, значит это «нечто» имеет ценность, и вам следует предположить, что его владелец захочет получить компенсацию за свою работу.

Этические правила носят общий характер и у них так много исключений, что нельзя считать их абсолютным руководством к действию. Тем не менее, мероприятиям, которые не проходят через сито этих правил, следует уделить повышенное внимание, поскольку даже отдаленное сходство с неэтичным поведением может принести вашему предприятию столько же ущерба, как и само такое поведение.

Когда группа людей претендует на то, чтобы называться профессионалами, они придерживаются определенных правил и берут на себя обязательства, базирующиеся на знаниях, осмотрительности и ответственному отношению к своему делу. Соответствующие кодексы поведения создаются профессиональными ассоциациями, которые берут на себя ответственность за регулирование деятельности своих коллег, определяя квалификацию и компетенцию для вступления в ассоциацию. Кодексы этики гарантируют, что профессионалы осуществляют свою деятельность в интересах всего общества, в свою очередь, они получают высокую оплату и уважение к их статусу.

Помимо этих моральных императивов, профессионалы должны учитывать право на частную жизнь, здоровье и благополучие людей при выполнении своей работы и выражать нанимателям свое мнение относительно любых негативных последствий их решений для коллектива и для общества в целом.