Домой / Группы / Литые диски: стоит ли переплачивать? Как выбрать диски для автомобиля правильно и на что обратить внимание

Литые диски: стоит ли переплачивать? Как выбрать диски для автомобиля правильно и на что обратить внимание

Мировой автопром делает всё возможное и невозможное, чтобы удовлетворить спросы всё большего количества людей. Ежемесячно десятками предлагаются новые модели – лишь бы пользователю было из чего выбирать. Действительно, давным-давно канули в лету времена, когда на наших дорогах можно было встретить не более полутора десятка разных легковушек. И всё же любой автовладелец, пускай даже на подсознательном уровне, стремится сделать свой личный автомобиль если не эксклюзивным, то легко узнаваемым среди множества таких же машин. Сделать это можно разными способами, и установка новых колёсных дисков – один из них. Пускай для несведущего такая индивидуализация кажется весьма и весьма незначительной, на самом деле замена колёсного диска в состоянии кардинально изменить облик автомобиля. Отметим, что это далеко не единственный момент, когда может потребоваться подобная операция. Например, неудачный наезд на бордюр может стать причиной возникновения дефектов, которые будет невозможно или нерентабельно исправлять. В таких случаях покупка нового комплекта – единственный вариант решения проблемы.

Особенности выбора дисков для автомобиля.

Как бы то ни было, но к вопросу выбора новых дисков для своего авто следует отнестись более чем ответственно, поскольку от этого зависит не только внешность машины, но и её ходовые качества. И даже если придерживаться рекомендаций производителя, это вовсе не гарантирует, что какой-либо из параметров покупки не окажется неподходящим. Конечно, можно воспользоваться услугами многочисленных онлайн-сервисов по подбору дисков по марке автомобиля, но далеко не все автовладельцы знают об их существовании, или вообще используют интернет для покупки запчастей, ориентируясь на советы знакомых «бывалых». А если учесть, что маркировка этих элементов ходовой части автомобиля может ввести в ступор любого, вопрос о том, как выбрать диски для авто, становится более чем актуальным.

Разновидности автомобильных дисков

Начать рассмотрение особенностей их конструкции необходимо с такого наиболее общего параметра, как тип изготовления. В соответствии с принятой классификацией, существует три основных разновидности этих изделий:

  • штампованные;
  • литые;
  • кованные.

Это, кстати, ещё и вопрос выбора материала изготовления дисков – именно поэтому сначала нужно определиться именно с этой характеристикой, и только после этого начать изучать другие критерии, оказывающие влияние на ходовые характеристики автомобиля.

В силу своей низкой стоимости такие изделия являются наиболее востребованными (14-дюймовые диски, устанавливаемые штатно на большинство недорогих машин, стоят в районе 1 – 1,5 тысячи рублей за один экземпляр). Изготавливают их из «чёрной» углеродистой прокатной стали посредством раздельной штамповки лицевой части и обода, которые соединяются между собой сварочным способом. Для защиты от коррозии и воздействия внешней среды их окрашивают эмалью. Именно для «штамповки» предназначены декоративные пластиковые колпаки, которые можно встретить в любом автомагазине. Кроме низкой цены, они обладают ещё одним весомым преимуществом – высокой ремонтопригодностью, что обуславливает их повышенный ресурс. Дело в том, что при любом кратковременном механическом воздействии (наезд на скорости в глубокую яму, столкновение с бетонным бордюром или другим препятствием) они не ломаются – остаются только вмятины. А уж этот дефект из-за высокой пластичности стали легко можно починить, восстановив с высокой точностью первоначальную геометрию диска.

Но есть у штампованных изделий и не менее серьёзные недостатки. Главный из них – большой вес, утяжеляющий автомобиль, что влечёт за собой как повышение расхода топлива (правда, незначительное), так и определённые неудобства при монтаже/демонтаже. Вторым существенным минусом следует назвать относительно невысокую геометрическую точность «штамповки», из-за чего автовладельцы часто имеют проблемы с балансировкой колёс, которая нарушается непосредственно во время эксплуатации автомобиля. Наконец, «штамповка» характеризуется наименее презентабельной внешностью, и упомянутые выше декоративные накладки как раз и предназначены для исправления этого недостатка.

По популярности эта разновидность «обувки» находится на втором месте. Их часто называют легкосплавными, поскольку изготавливаются они не из стали – в качестве основного материала используется магниевый, алюминиевый или титановый сплав. Технология их производства заключается в отливке изделия в матрице. Это позволяет, во-первых, значительно повысить точность геометрии диска, а во-вторых, позволяет с лёгкостью менять дизайн. После отливки диски подвергаются дополнительной обработке – полировке и покрытию лакокрасочным материалом. Достоинств у литых изделий немало:

  • по сравнению со штампованными изделиями они весят намного меньше;
  • литые диски более прочные;
  • будучи изготовленными из материалов, не подверженных коррозии, они служат намного дольше;
  • их более высокая теплопроводность способствует лучшему отводу тепла во время торможения;
  • технология производства позволяет обеспечить сколь угодно высокое разнообразие дизайнерских решений.

Кроме применения матрицы с разным рисунком, разнообразить литой диск можно, используя покраску в . Почему же они не столь популярны, как штампованные? Причина довольно банальна – у них есть и набор недостатков, которые в глазах большей части автовладельцев перевешивают их преимущества.

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

Распродажа новых автомобилей 2018-2019 года выпуска
Распродажа автомобилей с пробегом Трейд-ин
Кредит от 9.9%

Разумеется, основным ограничивающим фактором является высокая цена. Средняя стоимость 14-дюймового изделия – 3 – 4 тысячи рублей. Вторым минусом можно назвать низкую пластичность материала, из чего следует повышенная хрупкость изделий. Да, литой диск в состоянии выдерживать удары гораздо большей силы, но если он превысит порог прочности, диск, скорее всего, даст трещину. Отметим, что недостаточная пластичность – это повышенная нагрузка на другие узлы подвески из-за практически нулевых амортизационных свойств литых дисков. Ещё один нюанс, на который следует обращать внимание при выборе автомобильных дисков: ремонт литых дисков запрещён положениями регламента ТС. И хотя сама технология ремонта таких изделий существует, пользоваться ею действительно небезопасно, поскольку такой подвергшийся восстановлению диск может стать причиной создания аварийной ситуации.

Основное отличие кованых изделий от литых заключается в технологии производства – их производят методом объёмной штамповки с последующей дополнительной обработкой. При этом материал изготовления – те же алюминиевые сплавы с включением титана и магния. Штамповка при высокой температуре – процесс, который позволяет сохранить внутреннюю структуру материала, при этом экстерьер диска окончательно определяется во время обработки на фрезерном станке. По сравнению с литыми прототипами, кованые диски оказываются ещё легче, при этом повышаются и прочностные характеристики. Наконец, возможности современных фрезерных станков таковы, что придать изделию требуемый эксклюзивный вид с заданной точностью – не проблема.

Не стоит забывать, что пластичность кованого диска, хотя и уступает «штамповке», остаётся достаточно приемлемой. Будучи подвергнутым критически сильному удару, такой диск, скорее всего, не расколется, а получит вмятину, что в определённой степени делает его более ремонтопригодным. Основной недостаток ковки – дороговизна: технология изготовления таких дисков наиболее сложна и ресурсоёмка. Поэтому изготовителей такой продукции не слишком много, и подходящие кованые диски нужно ещё поискать. Усугубляет проблему большое количество подделок, изготовленных методом литья, а отличить кованый диск от литого неспециалисту достаточно сложно.

Параметры колёсных дисков, входящие в маркировку

Если с типом дисков для своей машины вы определились, остаётся детально рассмотреть характеристики, которые могут входить в маркировку. Следует отметить, что таких параметров имеется немало, и просто запомнить их может оказаться проблематично. Если вы выбираете штамповку – достаточно воспользоваться специализированными сервисами, ведь их дизайн не отличается разнообразием и в принципе не важен. Но в случае литых дисков их внешность становится приоритетным критерием, а все остальные придётся уже подбирать самому, поэтому знания о них будут совсем нелишними. Перечислим параметры, оказывающие существенно влияние на то, как правильно подбирать литые диски:

  • монтажный/посадочный диаметр;
  • количество и размеры крепежных отверстий (часто обозначается аббревиатурой PCD);
  • вылет диска (обозначается как ET);
  • ширина диска;
  • диаметр отверстия под ступицу колеса;
  • форма отверстий для крепления дисков;
  • наличие/отсутствие хампов.

Отметим, что порядок, в котором перечислены критерии подбора диска для конкретной модели авто, является случайным, без расстановки приоритетов.

Монтажный размер

Это, пожалуй, самый известный параметр, который очень легко интерпретируется, обозначая диаметр внешней окружности автомобильного диска, измеряемый в дюймах. Обычно он обозначается латинской буквой R. Если на маркировке указано, к примеру, R17, то это означает, что наружный диаметр диска – 17 дюймов. Вообще-то диаметр обозначается буквой D, но в автомобильной индустрии так уж повелось, что под буквой, обозначающей радиус, принято указывать именно диаметр, причём эта традиция сначала укоренилась в шинном производстве, и только затем распространилась на колёсные диски. Но мы употребляем этот параметр, даже не задумываясь о его физическом смысле, хорошо понимая, что речь идёт именно о диаметре. Большинство автовладельцев знают, какой монтажный размер дисков у их автомобиля. А новички легко могут найти эту характеристику в руководстве пользователя. Иногда этот размер указывают на наклейке, располагаемой в дверном проёме (наряду с рекомендацией по допустимому давлению в шинах). Кстати, посадочный размер шин обозначается той же буквой R и должен совпадать с монтажным размером диска. Ну, а диаметр

Знают практически все.

Многие любители тюнинга выбирают диски и , чем указанный производителем. Но улучшение внешнего вида (кстати, достаточно спорное) – единственный плюс такого решения. Во-первых, увеличение размера может оказаться несовместимым с существующей геометрией околодискового пространства, что может стать причиной трения колеса о подкрылки во время поворотов или тряски авто. Во-вторых, подобное решение, скорее всего, изменит функциональность подвески, что обычно становится причиной более быстрого износа ходовой части. Наконец, увеличение диаметра сопряжено с уменьшением профиля шины, что сказывается на снижении комфортности передвижения. Впрочем, изменение диаметра, установленного производителем, на один дюйм в ту или иную сторону допустимо, причём без опасных последствий для транспортного средства.

Количество/размеры крепёжных отверстий

Эта пара параметров, именуемая в среде специалистов «разболтовкой», указывает на количество отверстий для крепления на суппорт, а также на диаметр окружности, на которой эти отверстия расположены. В маркировке этот параметр обычно обозначается аббревиатурой PCD (Pitch Circle Diameter, что, собственно, и переводится как «диаметр окружности»). Количество отверстий для крепёжных болтов может варьироваться в пределах от трёх (как правило, на малолитражных автомобилях) до восьми и более. Скажем на малолитражке ОКА PCD3х98, у большинства моделей ВАЗ – PCD 4 х 98, у Нивы – PCD 5 х 139. Общее правило здесь одно: чем больше масса автомобиля или максимальная скорость, с которой он способен двигаться, тем больше диаметр окружности и число монтажных отверстий.

Разболтовка – параметр важный. Скажем, если установить на ВАЗ Largus, имеющий PCD 4 х 100, диски размером 4 х 98, ничего хорошего не выйдет, несмотря на совсем небольшое различие – всего в 2 миллиметра. Этого достаточно, чтобы нормально закрутить только один болт, все остальные будут с небольшим смещением, что вызовет биение колеса во время движения. А это уже чревато большими неприятностями. Частично эта проблема решаема благодаря применению болтов специальной конструкции (с так называемым «плавающим конусом»). Однако увлекаться подобными экспериментами настоятельно не рекомендуется, и если вы хотите выбрать диски для автомобиля правильно, следите, чтобы PCD был полностью идентичным тому, который указан в мануале.

Вылет диска

Под этим параметром, обозначаемым аббревиатурой ET, понимают расстояние между продольной осью симметрии и привалочной плоскостью. Визуально продольная ось – это линия, которая делит диск на две равные части по ширине. Привалочная плоскость представляет собой место, которым диск соприкасается со ступицей. Его конструкция может быть разной, при этом вылет принимает как положительные, так и нейтральные и отрицательные значения. Всё зависит от того, как расположена его продольная ось симметрии. Если она находится ближе к автомобилю, чем привалочная плоскость, говорят о положительном вылете, если эти условные линии совпадают, диск имеет нулевой вылет, при расположении оси ближе к колесу вылет отрицательный. Другими словами, чем больше диск выступает наружу – тем меньше вылет, чем глубже уходит в колёсную арку – тем это значение больше. При выборе дисков для авто также следует подбирать изделия с параметрами вылета, максимально схожими с рекомендуемыми значениями. В противном случае, кроме изменения характеристик колеи, вы получите усиленное воздействие на подшипники ступицы и в целом на подвеску, что ускоряет износ подшипников и ходовой части.

Ширина диска

Как и диаметр, ширина диска трактуется просто и однозначно. В принятой маркировке она обычно обозначается буквой J и следующим за ней числом, указывающим на ширину изделия в дюймах. В целом этот параметр рекомендуется не нарушать, поскольку это также оказывает влияние на управляемость автомобиля (при ширине, немного меньшей штатной), или приводит к увеличению нагрузки на ходовую автомобиля в случае использования слишком широких дисков. В любом случае этот параметр тесно связан с шинами, которые рассчитаны на автомобильные диски определённой ширины.

Посадочный диаметр

С интерпретацией этого параметра также не должно возникать проблем. Диаметр центрального отверстия, через которое диск крепится к ступице, обозначается на маркировке по-разному, в зависимости от региональных стандартов – DIA или просто буквой D. Понятно, что если приобрести диск, посадочный диаметр которого меньше штатного, вы просто не сможете его установить. При прямо противоположной ошибке будет нарушена его центровка, если не использовать центровочные кольца. Среди автолюбителей бытует ошибочное мнение, что если посадочный диаметр больше стандартного, он отцентрируется самостоятельно, за счёт равномерной затяжки болтов. На практике такой эффект если и достигается, то действует непродолжительно. В конце концов, всё равно появятся биение и вибрация, особенно при движении на больших скоростях, и если балансировка не решит проблемы, следует понимать, что причина – несовпадение диаметра центрального отверстия штатному размеру.

Форма крепёжных отверстий

Этот параметр важен с точки зрения соответствия геометрии крепёжных деталей, используемых для монтажа диска к ступице. Для обычных штампованных изделий гайки и болты имеют едва заметный скос для плотного прилегания к плоскости диска в месте его сопряжения со ступицей. Кроме того, болты достаточно короткие, что обусловлено небольшой толщиной данной разновидности дисков. Толщина литого изделия заметно больше, крепёжное отверстие также имеет немного другую форму. Геометрия посадочного места может быть как конической, как и принимать другие формы. Например, плоскую или полусферическую. Мы уже упоминали выше болты с «плавающим конусом», которые предназначены для частичной компенсации несовпадения параметра PCD диска штатным размерам. У такого крепежа коническая рабочая часть представляет собой отдельное кольцо, размещаемое непосредственно на болте, которое при затяжке болта перемещается вдоль продольной оси.

Хамп

Под этим непонятным словечком следует понимать специальные монтажные выступы, имеющиеся на выступающей наружу поверхности. Их задача – фиксация на диске бескамерной шины. Наверняка вы не раз присутствовали при бортировке колеса и слышали характерный хлопок, который раздается при накачивании покрышки сразу после её монтажа. Этот звук возникает в момент, когда бортовое кольцо покрышки полностью садится между закраиной диска и хампом. В результате резкого сброса натяжения резины и происходит хлопок, напоминающий выстрел. Следует признать, что сегодня встретить новые диски, ориентированные на использование шин, требующих установки камер, практически нереально. То есть все они имеют хампы. Поэтому данный параметр будет важным только в том случае, когда вам встретились диски, произведённые неизвестно, сколько времени назад. Отсутствие хампа легко увидеть визуально, просто на это практически никогда не обращают внимания. Физически на такие изделия тоже можно установить современную бескамерную покрышку, но в этом случае гарантировать полную герметичность посадки нельзя по определению. А это, в свою очередь, означает, что вы подвергаете свой автомобиль вместе со всеми, кто в нём находится, серьёзной опасности: если давление в шине будет недостаточным, на крутых поворотах она может слететь с диска, что грозит переворачиванием автомобиля.

Как видим, в некоторых случаях покупка дисков, не в полной мере соответствующих параметрам рекомендованных изделий, позволительна, но всегда с оговорками. Если вы не склонны к риску – откажитесь от понравившегося комплекта в пользу того, который максимально схож по характеристикам с теми, что рекомендует автопроизводитель.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Диски это уникальный предмет, который меняет внешний вид автомобиля. Зачастую многие не разбираются во всех нюансах, критериях и особенностях выбора дисков для автомобиля.

Это связано с путаницей и отсутствием определенных знаний и умений, ведь нужно выбирать не только красоту, но и ширину, вылет, формы отверстий и др.

У каждого разные предпочтения. Каждый желает придать свое понимание красоты, подчеркнуть его особенности, вывести из серой массы.

Но одного желания недостаточно. Из статьи вы узнаете, как выбрать диски на автомобиль.

Виды дисков

Всего в автомобильном мире существуют две категории материала из которого изготавливаются автомобильные диски:

  1. стальные;
  2. легкосплавные.

Стальные это штампованные диски, в основном дешевый и практичный вариант. Дешевый, качественный, продаваемый продукт, которым оснащают заводские типы колес.

Из плюсов можно отметить:

  • легкую восстанавливаемость;
  • отличную прочность.

Однако есть и минусы:

  • изготовление не точное;
  • необходима частая балансировка;
  • большой вес;
  • отсутствие дизайна и стиля.

Антиподом являются легкосплавные диски. Превосходя все параметры, радует присутствием разнообразия имиджа.

Они легко окрашиваются, имея множество оригинальных цветовых оттенков.

Точность производства оставляет позади стальной тип, славясь точностью и отводя тепло от тормозов.

Формы и диаметр играют ключевую роль, ведь каждый комплект имеет свою уникальность.

Легкосплавные диски могут быть:

  • кованые,
  • литые.

Говоря про литые автомобильные диски, можно отметить зернистую структуру металла.

Поездив, по бездорожью или многочисленным городским ужасным дорогам появляются микротрещины, из-за которых диск может попросту лопнуть.

Кованые диски отличаются своей прочной структурой, поэтому при выборе кованных или литых дисков стоит учитывать дорогу, по которой будет ездить машина.

Маркировка на каждом диске существует для определения всех его технических параметров. Это очень удобно и позволяет выбрать нужное, не ошибаясь.

Разберем все основные параметры.

Ширина обода

Расстояние в дюймах между краями обода.

Монтажный (посадочный) диаметр

Это размер посадочного обода колёсного диска под шину. В просторечии это тоже самое, что радиус диска.

Измеряется в дюймах.

Вылет диска

ET - Чаще всего называют вылетом или выносом и измеряется в миллиметрах. Чем он меньше, тем больше выступает наружу и наоборот.

Большой вылет начнет тереться об арку, подвеску или тормоза.

Не соблюдая соотношение выноса, способствует ухудшению устойчивости, снижению эффективности тормозов наряду с повышением чувствительности управления.

Расположение крепежных отверстий

PCD – число и диаметр расположения крепежных отверстий. Является самым важным параметром, особенно в определении количества отверстий.

Не все болты и крепежи могут оказаться одинаковыми, именно для этого производитель указывает две цифры 6х120. 6 количество крепёжных болтов, а 120 диаметр окружности крепёжных отверстий.

Диаметр посадочного отверстия

DIA – диаметр посадочного отверстия определяет диаметр для посадки колеса на ступицу.

Центрирующий выступ обязан совпадать с диаметром колеса.

Эти маркировки – основы, которые нужно знать перед покупкой понравившихся вам колёс.

Помните, допустив малейшую ошибку в расчетах или при самом отборе, вы можете попасть в ситуацию, когда само колесо попросту не подходит по размерам или ширине.

Дабы не допустить таких ошибок внимательно замеряйте и выбирайте нужные вам параметры.

При приобретении легкосплавных дисков важно помнить, что крепеж осуществляется специальными болтами, идущими в комплекте, либо отдельно.

Выполнять крепление нужно осторожно, чтобы не повредить колодки тормозов.

Так же в первую очередь стоит сверить посадочные размеры. Запросто может вылезти проблема в задевании элементов тормоза и суппортов, что очень плохо сказывается на езде.

Иметь один комплект колес стал не выгодным в связи с перебортовкой каждый погодный сезон. За 3-4 таких операции вы отдадите сумму равную новенькому комплекту.

При каждой перебортовке появляются микротрещины, которые со временем могут отрицательно сказаться на эксплуатации автомобиля.

Да и очередь в шиномонтажную не всем нравится.

У вас возникли вопросы, жалобы или вы хотите оставить свой позитивный отзыв, вы можете это сделать ниже! Оставляйте свои отзывы и предложения в комментариях!

Правильно подобранные колесные диски — это безопасность на дороге и рациональный расход топлива, увеличение срока службы трансмиссии и стильный вид вашего автомобиля.

Колесные диски делятся на две основные группы: стальные и легкосплавные.

Стальные штампованные колеса состоят из обода и приваренного к нему диска. Эти части изготавливаются методом штамповки из листовой стали и соединяются между собой контактной точечной сваркой. После этого диски окрашивают.

Такой способ изготовления дисков прост и недорог. Большое количество автомобилей в базовой заводской комплектации оснащаются стальными дисками. Установка же заводом — изготовителем легкосплавных дисков на автомобиль обычно идет как опция. Хотя, в последнее время, эта тенденция уменьшается в пользу литых дисков.

Прочные и недорогие стальные диски обладают большой ударной вязкостью, поэтому при сильных ударах они не раскалываются, а деформируются, что дает возможность их восстанавливать даже в случаях очень сильного смятия закраин.

Основные недостатки штампованных дисков - это большая масса, уменьшить которую не представляется возможным, т. к. при меньшей толщине стенки снижаются прочностные характеристики, склонность к коррозии при нарушении защитного покрытия, однообразный внешний вид и невысокая точность изготовления (а, значит, возможны проблемы с балансировкой). Большой вес диска отрицательно влияет на динамику разгона и торможения автомобиля, работу подвески и комфорт движения.

Легкосплавные диски имеют неограниченные возможности для дизайна, высокую точность изготовления, прекрасно отводят тепло от тормозного узла, но главное - они легче стальных дисков. Это общие достоинства. Конкретно же судить об их плюсах и минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого сплава они сделаны. Здесь много нюансов, колесо колесу рознь.

Легкосплавные диски изготавливаются методом литья или ковки из высокопрочных сплавов на основе алюминия, магния или титана. Магниевые и титановые диски легче и прочнее алюминиевых, но магний менее стоек к коррозии, поэтому на магниевые диски приходится наносить многослойные защитные покрытия, а титан слишком дорог. Поэтому их применяют на очень дорогих, престижных, либо тюнингованных спортивных автомобилях, не предназначенных для повседневной езды.

Литые алюминиевые диски примерно на 15 - 30%, в зависимости от дизайна, легче стальных. Это является основным их преимуществом, так как при установке таких дисков снижается масса неподрессоренных частей автомобиля.

Это значит, что при движении по неровностям дороги, улучшается плавность хода машины за счет уменьшения вибраций и увеличивается ресурс деталей подвески и трансмиссии за счет снижения действующих на них нагрузок.

Облегченные колеса быстрее восстанавливают контакт с поверхностью дороги при наезде на препятствие, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля на больших скоростях.

Уменьшение веса каждого колеса на 1 кг равнозначно облегчению кузова на 15-20 кг, это положительно сказывается и на динамике автомобиля, так как для разгона и торможения требуется меньшее усилие, что в конечном итоге приводит к увеличению срока службы двигателя, трансмиссии, тормозной системы и к уменьшению расхода топлива.

Кроме того, диски из легких сплавов обеспечивают лучшее охлаждение тормозных механизмов, во-первых, благодаря высокой теплопроводности материалов, во-вторых, возможности делать диск с очень большими отверстиями (без потери жесткости) и направленными лопастями, которые при вращении колеса гонят воздух на тормоз.

Литые колеса прочнее и жестче стальных штампованных, они лучше воспринимают удар и сохраняют форму, но менее пластичны, потому что имеют зернистую внутреннюю структуру. В случае очень сильного удара диск не деформируется, а раскалывается, без возможности его восстановления. Кроме того, литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой, которая, с одной стороны, является защитной, но, с другой стороны, портит товарный вид.

Кованые диски изготавливают методом горячей объемной штамповки на прессах уникальной мощности - свыше 10000 тонн. Эта технология позволяет получать колесные диски рекордной прочности и малого веса, так как металл в результате ковки приобретает многослойную волокнистую структуру. Кованые диски на 20 - 30% легче традиционных литых дисков. В отличие от них, кованые диски при сильных ударах не лопаются, а гнутся без образования трещин. При этом удар должен быть очень сильным.

Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности. К их недостаткам относится высокая стоимость, обусловленная чрезвычайно дорогостоящим оборудованием для производства, и ограниченное число моделей.

«Жидкая ковка», или литье под высоким давлением. Эту технологию применяют многие японские компании. При производстве используются прессы меньшей мощности, чем при ковке (3000 - 5000 тонн), это позволяет добиться мелкозернистой структуры металла и снизить стоимость производства. А по своим прочностным свойствам жидкокованые диски значительно превосходят литые, но недотягивают до цельнокованых.

Составные диски — компромисс между литыми и коваными - попытка уменьшить недостатки и акцентировать достоинства тех и других. Детали колеса изготавливают по разным технологиям, например, обод — кованый, диск — литой. Их соединяют болтами, как правило, титановыми, так как стальной крепеж подвержен электрохимической коррозии. Диски с болтами сейчас в моде, поэтому многие фирмы выпускают цельнолитые колеса с короткими фальшболтами, имеющими чисто декоративный характер. Чтобы отличить такое колесо от сборного, следует посмотреть на диск с обратной стороны. У цельнолитого границы перехода от обода к диску непрерывны, без шва. Технических преимуществ сборные колеса перед цельнолитыми, пожалуй, не имеют. Фальшболты же только увеличивают вес колеса, к тому же могут теряться, особенно на наших ухабистых дорогах.

Таким образом, выбор дисков для автомобиля должен определяться Вашими потребностями и суммой в кошельке. Если Вы хотите своей машине придать современный стильный вид, улучшить управляемость, плавность хода, разгонную и тормозную динамику, то Ваш выбор - это литые легкосплавные диски. Если Вы занимаетесь автоспортом или любите тюнинг - следует приобрести кованые диски. А для автолюбителей, которые ценят надежность, но не готовы выложить круглую сумму за комплект литых колес, подойдут стальные штампованные диски.

Чтобы правильно подобрать диск , нужно знать следующие параметры: ширину и диаметр диска, количество и расположение крепежных отверстий, диаметр ступицы автомобиля, вылет.

Так выглядит конструкция колесных дисков

Установочные размеры можно определить по каталогам подбора шин и дисков, или путем непосредственного измерения. И то, и другое нужно делать в специализированных магазинах.

Диаметр диска подбирается по рекомендации производителя Вашего автомобиля и соответствует посадочному диаметру шины. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра: машины, для которых штатными являются, например, 15-дюймовые диски, переводят на 16 дюймовые, 17 и даже 18-19. Это объясняется стремлением использовать низкопрофильные шины, поскольку их ездовые качества лучше, хотя при этом страдает комфорт, увеличивается вероятность повреждения колесного диска, усиливается нагрузка на все узлы подвески и подшипники ступиц. Вы сами должны найти компромисс между спортом и комфортом.

Ширина обода. Допустимое отклонение ширины обода от рекомендуемой в каталоге, составляет 0,5 — 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0 — 1,5 дюйма — для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Лучше, конечно, выбирать диск нормативной ширины. Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков относительно ширины профиля шины (см. рисунок) нежелательно, так как при этом нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики — реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость.

Существует и «народный» способ подбора ширины диска.

ширина протектора шины - 20% = ширина диска

Например: 195/65R15;

ширина 195 мм — 20% = 156 мм;

делим на 25,4 (1 дюйм=25,4 мм) = 6,1 дюймов, округляем до ближайшего значения из стандартного ряда, получаем 6 дюймов - обод такой ширины нужен для шины 195/65R15.

Нужно понимать, что такой метод не является оптимальным и применять его можно лишь в том случае, когда нет возможности воспользоваться каталогом, потому что при определении ширины диска производителями авто учитывается не только ширина протектора шины, но и высота профиля, габариты и вес автомобиля, и т.д.

Диаметр окружности, на которой расположены отверстия крепления — PCD (Pitch Circle Diameter). Например, PCD100/4 означает, что этот диаметр равен 100 мм, а число отверстий — 4. Устанавливать диски с нарушением диаметра PCD нельзя, — это приведет к тому, что из всех гаек или болтов только одна будет затянута полностью, остальные же отверстия «уведет», и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом, и посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет «бить», кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.

Кроме того, диск подбирают по диаметру центрального отверстия (при ошибке в минус колесо на ступицу не наденешь) и по особенностям крепежных отверстий: затяжка болтов (гаек) «на плоскость», «на сферу» или «на конус».

Вылет колеса (ЕТ) — это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным, и отрицательным. Обозначается вылет, к примеру, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная, или словами OFFSET, DEPORT.

Чем больше величина ЕТ, тем глубже «садится» диск в колесную нишу. Чем меньше ЕТ, тем сильнее диск выпирает из колесной ниши наружу. Поэтому часто владельцы автомобилей стремятся к уменьшению вылета диска.

На рисунке: Слева - колесо со стандартным вылетом ЕТ, справа - колесо с уменьшенным вылетом ЕТ.

Допущение изменения вылета составляет плюс - минус 5-8 мм от указанного в каталоге.

Конечно, уменьшение вылета делает колею колес шире, немного повышает устойчивость автомобиля, машина увереннее проходит повороты и приобретает стильный гоночный вид. Но при этом усиливается воздействие на руль толчков от дорожных неровностей, а это не лучшим образом сказывается на управляемости. Кроме того, увеличивается нагрузка на ступичные подшипники подвеску. Чрезмерно выступающие из колесных арок покрышки будут забрасывать боковину кузова и боковые стекла грязью и могут задевать за колесные арки.

Чтобы автомобиль был не только красивым, но и безопасным, не следует злоупотреблять шириной диска и уменьшенным вылетом, желательно не изменять параметры свыше указанных допусков.

На тюнинговых и спортивных модификациях вылет меняют, но это делают в комплексе с целым рядом других изменений в автомобиле.

В любом случае после замены колес, соблюдая меры предосторожности, нужно провести основательный тест - драйв новых дисков, чтобы почувствовать, как изменилось поведение машины.

И еще один совет. Сегодня экономически не выгодно иметь один комплект дисков, ведь это означает необходимость перебортировать шины при сезонной смене колес. Во-первых, за 3-4 перебортировки вы заплатите сумму, эквивалентную стоимости одного диска. Во-вторых, каждая перебортировка наносит пусть небольшие, но все же повреждения шинам, которые через некоторое время начнут пропускать воздух на стыках с дисками. В-третьих, при бортировании возможны царапины на диске, которые со временем приводят к его коррозии. Плюс к этому, очереди в шиномонтаж, когда «внезапно» наступает зима. Наличие двух комплектов (летних и зимних) смонтированных колес может существенно облегчить вашу жизнь: вы сбережете свое время, сэкономите некоторое количество денег и продлите срок эксплуатации дисков и шин.

Выбор дизайна литых и кованых дисков настолько обширен, что перебрать все варианты практически невозможно. Хороший магазин предложит продукцию 40–50 разных фирм.

Выбор дизайна литых и кованых дисков настолько обширен, что перебрать все варианты практически невозможно. Хороший магазин предложит продукцию 40–50 разных фирм.

Весеннее настроение

Весной при приближении визита на шиномонтаж я снова задумался о приобретении дополнительного комплекта колесных дисков. В Москве за переобувку одного 15-дюймового колеса просят 400 рублей (можно найти и дороже - не вопрос). Комплект - 1600, две переобувки в год (лето-зима) - 3200. А это цена неплохого литого диска.

То есть покупка комплекта отобьется за четыре года. Понятно, при условии, что я буду менять колеса в сборе самостоятельно с помощью домкрата, баллонного ключа и волшебных слов. Выполнять такую операцию два раза в год - лениво, но приемлемо. Если совсем невмоготу, можно перекинуть колеса на том же шиномонтаже. Переброска существенно дешевле, чем монтаж-демонтаж шин на дисках - 100 руб. за колесо. Не разорит.

«Литьё» и «ковка»

Постойте, а почему именно литые диски? И вообще, сначала разберемся в определениях. Штампованные - сиречь стальные, во многих случаях (в моем - тоже) это неказистые диски первой комплектации для недорогих машин. Многие стесняются их внешнего вида и прикрывают пластиковыми колпаками.

Литые и кованые логично объединить в одну группу под названием «диски из легких сплавов», упомянув, что магниевые сплавы на данном поприще в целом предпочтительнее алюминиевых. Но потом разделить обратно, поскольку различны технологии их изготовления (и, соответственно, цена). Литые льют в форму, затем обрабатывают на станках. Кованые, несмотря на название, не куют - применяют разновидность горячей штамповки. При этом кованые совмещают некоторые достоинства штампованных и литых. Они прочнее, чем литые, что позволяет их делать более легкими. И, как штампованные, достаточно эластичны - склонны скорее гнуться, а не трескаться. Если уж инвестировать средства в улучшение автомобиля или упрощение его обслуживания, то лучше, конечно, вложиться в кованые. Хотя это самый дорогой вариант.

Муки выбора

Ни на одной из моих личных машин никогда не было легкосплавных колес. А проблемы с деформацией штамповок возникали (вполне регулярно) только на «Таврии» в достопамятные времена, но это вообще была ахиллесова пята украинской машинки. Проблемы лечились просто и элегантно - молотком. То, что легко согнуть, нетрудно и разогнуть. К услугам квалифицированных механиков в те времена по таким мелочам не обращались. Поэтому мне вообще непонятно, в какой момент и почему диски из легких сплавов стали вдруг модны и столь востребованы? Опять маркетинговые разводы?

Из всего списка достоинств литых дисков безоговорочно принимаю только высокую устойчивость к коррозии и эстетичный внешний вид. Огромный выбор «литья» на прилавках (некоторые считают, что богатство выбора это несомненный плюс) - скорее недостаток. Слишком разбегаются глаза. Одних только фирм с мировыми именами (OZ Racing, Momo, Enkei, Dotz, Fondmetal и прочие) наберется десятка три. Но мировые имена - это всегда дороже, чем местные (читай бюджетные). Как выбирать из местных? Что с чем сравнивать? Никаких полноценных данных вы не найдете. Каждый изготовитель хвалит свой товар. В лучшем случае что-то порекомендует продавец. И напирать будет, скорее всего, на мировые имена.

Между тем сами же продавцы и предупреждают, что в сфере легкосплавных дисков полно некачественного контрафакта, выдаваемого за оригинальную продукцию. Иногда его можно выявить по подозрительно низким ценам. Но иногда и цена такая, как положено. Получается, все это - коты в мешках?

Плюс на минус

Чем любят завлекать продавцы легкосплавных дисков? Помимо красивой внешности непременно упомянут благотворное уменьшение «неподрессоренной массы». Это действительно важный конструкционный параметр (особенно для гоночных машин и спорткаров). Возможно, вам сообщат, что легкие колеса улучшат плавность хода и динамику движения, управляемость и устойчивость автомобиля, облегчат жизнь всем деталям подвески и трансмиссии, двигателю и тормозам. А заодно уменьшат расход топлива - ведь легкое колесо проще крутить, чем тяжелое.

Всему этому и правда есть инженерные обоснования, но все эти улучшения настолько микроскопичны в масштабах серийного автомобиля, что среднестатистический водитель нипочем не ощутит разницу при переходе со штамповки на «литье» или обратно. Ни на динамике, ни на расходе топлива, ни на управляемости.

У кованых дисков обычно выделяют лишь два недостатка: очень дорого и гораздо меньше дизайнерского разнообразия, нежели у литых. И нередко забывают про третий: диск слишком прочный. Есть некоторый риск, что при сильном ударе он не поглотит часть энергии, как это сделают штампованный (погнувшись) или литой (треснув), а всю ее любовно передаст подвеске, рулевому механизму и приводным валам. По крайней мере, в теории именно так.

Главный недостаток литых дисков широко известен и понятен: низкая ремонтопригодность. При неудачном стечении обстоятельств литой диск может разрушиться насмерть. В тех же случаях, когда возможен ремонт, его стоимость может оказаться недалека от стоимости нового диска. Не всегда выйдет найти в магазине другой точно такой же новый диск взамен убитого (ассортимент очень быстро обновляется), а многие вообще продают литые диски не поштучно, а только комплектами.

Добавим, что в эстетичные вырезы легкосплавных дисков любят набиваться снежная каша или грязь (при езде по густым грязям), после чего затвердевают. Эксперты по дискам сетуют, что прикипевшая грязь трудно поддается извлечению и ее остатки нарушают балансировку колеса. Короче, легкосплавные диски хороши только для качественных дорог.

Я нередко езжу по классическим российским дорогам, и мне подобные перспективы не нравятся. И вот что думается: если уж покупать еще один комплект дисков, то пусть это будут нормальные стальные штампованные. Отобьются они не за четыре, а за два сезона. Симпатичные пластиковые колпаки у меня уже есть. Осталось дождаться ближайшей весны.

Многие автовладельцы сталкиваются с необходимостью выбора дисков для своей машины. Кому-то хотелось бы с помощью красивого литья подчеркнуть оригинальность авто, а кто-то ищет недорогие литые или штампованные колеса для зимней резины. Расскажем вам поподробнее как правильно подобрать диски для машины.

Что нужно учитывать при покупке?

Выбирая диски для автомобиля необходимо учитывать следующие параметры:

1. Необходимый тип диска.

2. Диаметр и число крепежных отверстий.

3. Посадочный монтажный диаметр.

5. Ширина диска.

6. Форма крепежных отверстий.

7. Диаметр ступичного центрального отверстия.

На первый взгляд выбор диска может показаться сложной работой, однако в действительности любой автовладелец сможет, предварительно изучив необходимую информацию, правильно подобрать такие колеса для своего автомобиля. В принципе, ничего не мешает вам обратиться в специализированном магазине к консультанту, и он на основании имеющегося у него каталога и данных по вашему автомобилю подберет нужные вам литые или кованые диски.



Популярные типы дисков

В первую очередь вам следует определиться с типом диска, который необходим для вашего автомобиля. Сегодня наибольшее распространение получили три типа дисков для легковых автомобилей:

1. Штампованные.

2. Литые.

3. Кованые.

Самыми дешевыми и универсальными в использовании считаются штампованные диски, которые отличаются надежностью и отличной ремонтопригодности. Однако их распространение ограничивается непритязательным внешним видом. Большинство автовладельцев используют такие колесные диски для зимней резины, когда речь идет о безопасности, а не о привлекательности авто.



Литые диски одновременно универсальны в использования, имеют доступную стоимость и привлекательный внешний вид. Изготавливают их из алюминия или различных лёгких сплавов, что позволяет придать таким колесам оригинальный внешний вид. Если же говорить о недостатках литых дисков, то отметим их более высокую в сравнении с штампованными моделями стоимость, низкую ремонтопригодность, а также подверженность появлению трещин при механических ударах. Отметим и солидные вес таких колес, даже несмотря на использование при их изготовлении легких металлов.



Кованые диски. Это самый дорогой и качественный вариант. Изготавливаются такие колеса по методу объемной горячей штамповки, отличаются легким весом, великолепной прочностью и стильным внешним видом. Однако отметим их высокую стоимость, а также дороговизну ремонта. При наличии трещин необходимо заменить поврежденные элементы составного кованого колеса.



Под посадочным диаметром принято понимать размер резины в дюймах, которая подходит для конкретного диска. Большинство производителей колес и дисков обозначают такой посадочный диаметр при помощи английской буквы R. Соответственно, есть ли у диска маркировка R17, это значит, что такое колесо предназначено для покрышек размером в 17 дюймов.

Соответственно, зная диаметр колес, который подходит для вашего автомобиля, вы с легкостью сможете подобрать диски под посадочный диаметр, и в последующем у вас полностью будут отсутствовать какие-либо сложности с эксплуатацией вашего автомобиля. Помните лишь о том, что чем больше такой посадочный диаметр, тем более низкопрофильные покрышки приходится использовать, соответственно может отмечаться некоторое ухудшение комфорта поездок на автомобиле.



С этим параметром всё просто. У колеса может быть четыре, пять или шесть отверстий под болты. Соответственно, если на ступице вашего автомобиля четыре или пять отверстий под крепеж, необходимо выбирать аналогичные диски, с таким же числом отверстий под крепление. Помните о том, что использовать диски, у которых 6 или 5 отверстий со ступицами с четырьмя болтами запрещается. Число отверстий на ступице должно полностью соответствовать количеству отверстий под крепеж на диске.



С этим параметром при выборе дисков обычно не возникает каких-либо сложностей. Такая ширина обозначается буквой J и показывает размер колес в дюймах. Соответственно, если у диска имеется показатель шины J5.5, то ширина таких колес составляет 5,5 дюймов. Необходимо учитывать предельно допустимую ширину колес при выборе дисков для автомобиля. Поподробнее с максимально возможными показателями ширины используемых колёс вы можете ознакомиться из документации к вашему авто или уточнить этот вопрос у продавца в специализированных магазинах колёс и дисков.



Под вылетом диска принято понимать расстояние от продольной оси в симметрии диска до плоскости крепления его ступицы. Вылет диска может быть отрицательным, нулевым и положительным. Следует сказать, что от этой характеристики будет напрямую зависеть подходит ли конкретное колесо к вашему автомобилю. Поэтому показатель вылета следует изучить ещё перед тем как отправляться в магазин за покупкой колес.



Диаметр ступичного отверстия

Этот параметр не нуждается в каком-либо дополнительном объяснении. Ступица колеса должна входить в имеющийся диск, что и позволит обеспечить его качественное крепление. Соответственно ступица автомобиля должна полностью соответствовать диаметру такого ступичного отверстия на диске.

В редких случаях можно использовать специальные прокладки, что позволяет устанавливать диски с большим ступичным отверстием на автомобиле, не теряя при этом в удобстве эксплуатации автомобиля. Однако помните, что даже при использовании качественных прокладок может появляться вибрация и биение, устранить которые можно лишь заменой дисков.

Форма крепежных отверстий

Диски могут отличаться формой крепежных отверстий, соответственно если вы покупаете дорогой кованый диск с измененной формой крепежных отверстий, то вам также потребуется приобрести соответствующие болты, диаметр которых должен соответствовать диаметру отверстий на ступице. Для штампованных и литых дисков болты имеют слегка коническую форму, что позволяет с легкостью использовать стандартный крепеж для фиксации диска.

Под хампами принято понимать имеющиеся выступы на наружной поверхности диска, что позволяет качественно фиксировать бескамерные покрышки на диске. Наличие и размеры хампов необходимо учитывать при выборе тех или иных бескамерных покрышек. Большинство современных моделей колес оснащаются такими хампами, соответственно имеется возможность использования с ними стандартных бескамерных покрышек, однако если вы приобретаете ретро-диски, которые не имеют хампов, в последующем могут появиться определённые сложности с поиском подходящих для вашего автомобиля покрышек.


Выводы

При выборе дисков для автомобиля необходимо учитывать ряд основных характеристик, что и позволит вам подобрать качественные колеса, которые будут полностью соответствовать вашему автомобилю. Поэтому можно порекомендовать предварительно изучить документацию к вашему автомобилю, в частности предельно-допустимые показатели диаметра покрышек, диаметр ступичного отверстия и так далее, что и позволит подобрать качественные диски, которые в процессе эксплуатации не будут доставлять каких-либо хлопот.