Домой / Игры / Сабвуфер — блажь молодежи или незаменимая вещь в автомобиле? Открытый сабвуфер (без корпуса)

Сабвуфер — блажь молодежи или незаменимая вещь в автомобиле? Открытый сабвуфер (без корпуса)

У этого технического средства существуют свои особые характеристики, которые скрупулёзно изучаются знатоками перед покупкой. «Басы» придают звучанию брутальности и дарят ощущение полной вовлечённости в атмосферу полёта, гармонии и единения с музыкальным произведением.

Впрочем, не все автолюбители сведущи в аудиотехнике, зато многие из них ценят отличное и качественное звучание любимых мелодий. Сталкиваясь с выбором аудиотехники для своих транспортных средств, у них возникает простой и закономерный вопрос - что же такое сабвуфер? На него, в первую очередь, и следует дать ответ.

Сабвуфером называют динамик, работающий на низкочастотных волнах и отвечающий за качественное воспроизведение самых нижних звуковых частот диапазона выбранного вами музыкального произведения.

Различают несколько типов сабвуферов. Корпусные динамики отличаются наличием акустической оболочки - специального корпуса, в который встроен динамик. Конструкция является единым целым - каждая её деталь обеспечивает гармонию звукового сопровождения. Динамики типа «free-air» при установке встраиваются в поверхность салона автомобиля и декорируются или маскируются при помощи специальной сетки и кольца.

Виды корпусов

Сабвуферы также принято различать по видам корпусов. Динамики, обладающие герметичным типом корпуса, отличаются полной изоляцией внутреннего воздушного пространства, где располагается сам динамик, от внешнего. Заключённое внутри корпуса воздушное пространство обеспечивает поддержку мембраны динамика, вследствие чего увеличивается предельная мощность, которую способен выдержать динамик.

Фазоинверсный корпус отличается наличием вентиляционного канала, стимулирующего и улучшающего качество воспроизведения самых низкочастотных звуков, которые только способен воспринять человек.

Корпус типа «bandpass» является своеобразной комбинацией двух типов, описанных выше. Данный вид отличается разделённым на 2 части корпусом. Одна из частей абсолютно герметичная, а другая фазоинверсная. Между этими двумя различного типа камерами вмонтирован сам динамик. Этот тип представляет собой «золотую середину» среди возможных вариантов и становится всё более популярным среди автовладельцев, обладая преимуществами как герметичных, так и фазоинверсных сабвуферов.

Изобарический тип корпуса характеризуется наличием сразу двух динамиков. Воздушная прослойка между мембранами обоих динамиков постоянно находится под давлением, вследствие чего и обеспечивается низкочастотное звучание устройства.

Все существующие сейчас типы корпусов сабвуферов, вне зависимости от своего строения и принципов действия, выполняют одну общую задачу - они обеспечивают изоляцию фронтальной звуковой волны, которая появляется благодаря движению мембраны динамика вперёд, и ограждает её от обратной волны, возникающей вследствие того, что мембрана возвращается назад. При отсутствии обеспечиваемой корпусом изоляции, волны будут взаимодействовать между собой и поглощать друг друга, снижая силу и качество звука.

Выбор конструкции

Определяясь с видом конструкции корпуса сабвуфера, необходимо принимать во внимание множество различных параметров. Следует учитывать мощность динамика, технические характеристики прочих элементов аудиосистемы, модель транспортного средства и - самое главное - мнение и пожелания заказчика.

К требованиям, которым должен отвечать корпус вашего сабвуфера, относятся герметичность, жесткость и демпфирование (иначе называемое звукоизоляцией). Не менее важны прочность корпуса и его устойчивость к вибрациям. Если эти параметры не будут соблюдены, то корпус в процессе работы станет производить собственные вибрации, тем самым искажая звуковое воспроизведение.

При желании он может быть собран индивидуально, с учётом всех желаемых характеристик. Если вам проще приобрести уже готовую конструкцию, производители готовы предоставить широкий выбор типовых моделей. Последний тип обычно демонстрирует оптимальное сочетание цены и качества и является наиболее популярным вариантом. Звучание динамиков в данном случае обеспечивается вполне приемлемое, а установить сабвуфер такого типа в автомобиле довольно просто, особенно ту его разновидность, которая обладает встроенным усилителем. Стоимость готовых сабвуферов колеблется в пределах 150-300 долларов США.

Как уже было сказано выше, сабвуфер является одним из основных компонентов аудиосистемы автомобиля и, следовательно, должен выбираться с учётом характеристик прочих её элементов. Первостепенное значение при выборе звуковой системы имеют, как правило, высоко- и среднечастотные динамики.

Будучи простым автолюбителем и не обладая достаточными техническими познаниями, человеку может оказаться достаточно сложно принять верное решение. Сам выбор лучше всего предоставить профессионалу, который сможет быстро определиться с необходимыми техническими характеристиками устройства. А вам лишь потребуется предварительно озвучить ему свои предпочтения.

Специалист принимает решение, основываясь на ваших требованиях. Он способен подобрать вариант, который будет распространять звуковую вибрацию по всему салону автомобиля, обеспечивая эффект полного присутствия в самом центре звучания. Если же для вас важнее чистота звука, а не его способность сотрясать пространство, специалист сумеет подобрать устройство, соответствующее и этим требованиям.

Выбор корпуса может зависеть даже от того, какому музыкальному стилю заказчик отдаёт своё предпочтение. Корпус будет подобран индивидуально для того, чтобы передать всю гамму звучания хард-рока, блюза или классических произведений. И при всём при этом, если вы решите прослушать композиции, принадлежащие к иному стилевому направлению, нежели привычное для вас, звучание всё равно будет на первоклассном уровне.

Где лучше разместить сабвуфер?

Профессионал способен установить его таким образом, что он идеально впишется в интерьер, не займёт дополнительного пространства и обеспечит отличное музыкальное звучание.

Проще всего разместить в салоне автомобиля модель типа «freeair» — ее можно установить куда угодно, благодаря наличию акустической оболочки, а не каркасного корпуса.

Большинство автовладельцев помещают сабвуфер в багажное отделение, хотя его можно встроить и в подлокотник, расположенный между двумя передними сидениями транспортного средства. Ещё одним оптимальным вариантом расположения устройства является помещение его под сидение.

Часто автолюбитель предпочитает конструкцию, в которой два небольших сабвуфера встраивают в двери автомобиля друг напротив друга, или же один встраивается в приборную доску, а другой - сзади, над багажным отделением. Отличительной особенностью «freeair» является то, что он способен идеально вписаться в интерьер посредством декоративной решётки, которую можно подобрать на любой вкус.

Если же используется корпусный сабвуфер, вы успешно можете обыграть его присутствие в салоне, сделав подходящий декор или выбрав для него стильный корпус.

20.09.2017, 17:47

Сабвуфер (от англ. subwoofer) - акустическая система, воспроизводящая низкочастотный звук в диапазоне от 5 до 300 Гц, представляющая собой динамик в отдельном корпусе увеличенного размера, выполненного из плотного материала на основе дерева (фанера, МДФ, ДСП).

Применение

Сабвуфер применяют с целью локализации низких частот в многополосных аудиосистемах, используемых для просмотра фильмов и прослушивания музыки. При использовании сабвуфера качество низких частот заметно улучшается, что значительно усиливает впечатления от звуковых эффектов. Поэтому сабвуфер незаменим в системах домашних кинотеатров, на современных танцполах и рок- концертах, где нужен звук с мощной подачей низких частот.

Чтобы низкие частоты в общем балансе звучали правильно, сабвуферу необходимо придать правильное расположение относительно сателлитов и по возможности произвести его дополнительную частотную подстройку, устраняющую провалы и пики, которые могут возникать из-за несоответствия частотного диапазона звуковых излучателей акустической системы.

Виды сабвуферов: активный

Сабвуферы делят на два основных типа: активные и пассивные. К основным преимуществам активного сабвуфера следует отнести наличие таких опций, как:

  • усилитель мощности на корпусе;
  • активный кроссовер (частотный фильтр);
  • регулятор уровня громкости;
  • регулятор или переключатель сдвига фазы;
  • регулятор среза частоты;
  • низкоамплитудные входы (разъёмы RCA);
  • высокоамплитудные входы и выходы (speaker input и amplifier output).

Встроенный усилитель в активных сабвуферах позволяет экономить мощность внешнего усилителя/ресивера, используя ее только на сателлиты.

Функция регулировки среза частоты дает возможность разграничить использование частот по установленному уровню, чем значительно улучшает согласованность сабвуфера с сателлитами.

Регулятор сдвига фазы обеспечивает сбалансированное звучание всей АС независимо от размещения сабвуфера по отношению к другим динамикам.

Низкоамплитудные входы позволяют коммутировать саб с внешним усилителем, при наличии у того выхода SUB OUT.

Высокоамплитудные входы и выходы предназначены для подключения выхода на стереопару с усилителя. То есть, саб подключается к ресиверу, а колонки к сабу.

Пассивный сабвуфер

Из-за отсутствия встроенного усилителя требует подключения к внешнему ресиверу, что характеризуется более низкими показателями уровня громкости и качества выходного звука за счет нагрузки на усилители стереоканалов. За неимением каких-либо встроенных опций настройки пассивный сабвуфер требует правильного расположения в помещении относительно других динамиков АС.

Акустическое оформление сабвуферов

По конструкции корпуса сабы бывают следующих типов:

  • закрытый корпус (closed box);
  • фазоинвертор (vented box);
  • пассивный радиатор (passive radiator);
  • бандпасс или полосовой резонатор (bandpass);
  • четвертьволновой резонатор или лабиринт (quarter wave box);
  • открытый корпус (free air);
  • рупорный сабвуфер (Horn loaded).

Закрытый корпус сабвуфера отличается полностью герметичной конструкцией, обеспечивающей ровную и без задержек передачу звука, но имеет слабую частотную отдачу на нижних границах диапазона и плохое охлаждение катушки из-за отсутствия вентиляции корпуса.

Фазоинверторные сабвуферы имеют конструкцию корпуса с тоннелем для воздуха на одной из стенок. Фазоинвертор (вентиляционный канал) помогает воспроизводить максимально низкие частоты в слышимом диапазоне. Звук у фазоинверторных сабов на настроенной частоте чище и мощнее чем у закрытых, при условии правильно рассчитанной конструкции фазоинвертора. Минус фазоинверторных сабов в сложном расчете их конструкции и определенной капризности, когда любая погрешность в работе фазоинвертора или факторы окружающей среды, как то повышенная влажность или температура, могут негативно повлиять на качество воспроизведения, делая бас размытым или глухим.

Сабвуфер с пассивным радиатором представляет собой конструкцию из двух динамиков внутри корпуса, один из которых пассивный, без катушки и магнита. Звуковая волна, идущая от пассивного динамика, накладывается на волну от активного излучателя. Чем больше масса пассивного диффузора, тем ниже граница диапазона низких частот сабвуфера.

Бандпасс корпус представляет собой конструкцию из двух камер, верхней фазоинверторной и нижней герметичной. Такой тип бандпассов называется single vented и относится к простейшим конструкциям бандпасс корпусов 4 категории. Существуют также более сложные бандпассы 6 категории, которые имеют 2 камеры с независимым фазоинвертором в каждой, и 2 камеры с 2 фазоинверторами, один из которых общий для двух камер. Бандпасс сабвуферы отличаются высоким КПД, но громоздкими размерами и низкой добротностью.

Четвертьволновой резонатор работает на ограничение резонанса и поглощения обратной волны. Из–за своеобразной конструкции корпуса в виде зигзагообразной шахты определенной продолжительности, имеющей ряд переборок, получил название «лабиринт». Quarter wave box обладает высокой низкочастотной характеристикой, значительно превышающей эффективность фазоинверторных и закрытых боксов, но в силу своей сложной конструкции встречается редко и требует тщательных и выверенных расчетов при сборке.

Сабвуферы открытого типа чаще всего применяются в автомобильных акустических системах с инсталляцией в заднюю полку. Для таких динамиков корпусом служит багажник автомобиля.

Принцип рупорного сабвуфера происходит от его названия. Это также очень сложный вид конструкции корпуса, который применяется в основном для концертного звука и обладает высокой чувствительностью и самым высоким КПД среди всех других типов сабвуферов.

Главное отличие сабвуфера от классических акустических систем – это мощная целенаправленная передача звука в низкочастотном диапазоне, недоступном для воспроизведения классическими динамиками. Сабвуферы, как правило, являются дополнением к стандартным многополосным акустическим системам, имеющим цифровое обозначение по принципу «количество сателлитов - количество сабвуферов». Для примера: популярная система 5.1. означает наличие 5 динамиков среднего и высокого частотного диапазона и 1 сабвуфера.

Если вы являетесь киноманом, или любителем слушать музыку, внимая всем ее оттенкам, улавливая каждый звук, значит, вы знаете, что без хорошего сабвуфера в акустической системе вам не обойтись.

Наш интернет-магазин предлагает широчайший выбор аудиосистем и сабвуферов различных типов и характеристик. У нас вы обязательно выберете себе ту модель, которая полностью удовлетворит вас как качеством, так и ценой.

Помимо широкого ассортимента, способного удовлетворить даже самого требовательного покупателя, мы предлагаем вам воспользоваться следующими возможностями:

  • наличная или безналичная оплата;
  • быстрая доставка по всей территории Украины;
  • официальная гарантия качества приобретенной продукции;
  • онлайн-консультации наших специалистов;
  • сервисные услуги во время и после гарантийного срока использования товара.

На нашем сайте вы всегда найдете профессиональное техническое описание и качественные фото каждого предлагаемого товара, которые всегда помогут вам сделать правильный выбор.

Станьте нашим гостем, и вы не уйдете от нас с пустыми руками!

Автомобильный сабвуфер предназначен для воспроизведения низших частот. Чтобы получить хорошие низкие частоты на обычных акустических системах (без сабвуфера) требуются большие и мощные колонки.

Применение сабвуфера позволит разгрузить акустическую систему по низким частотам. Поскольку человеческий слух не может распознать направление низкочастотного звука, сабвуфер понадобиться только один и расположить можно в любом месте автомобиля. Качество звука при этом повысится, поскольку не придется перегружать колонки басами, а значит уменьшится количество искажений.

Существует три типа оформления: закрытый ящик, фазоинвертор и бандпасс.

Тип корпуса сабвуфера - закрытый ящик (ЗЯ)

Это наиболее простой в изготовлении тип акустического оформления. Колебания в таком ящике находятся в закрытом объеме и в конечном итоге гасятся. Поскольку звуковая волна это энергия, то затухая она превращаются в тепло. И хотя количество этого тепла невелико - оно все же оказывает влияние на характеристики акустической системы.

Для предотвращения этого эффекта ЗЯ заполняют изнутри звукопоглощающим материалом (вата или синтепон), который, поглощая звук поглощает и тепло. Повышение температуры воздуха становится намного меньше и динамику "кажется" что позади него существенно больший объем, чем на самом деле. На практике таким способом удается добиться увеличения "акустического" объема ящика по сравнению с геометрическим на 15-20%.

При всей простоте конструкции закрытого ящика, он обладает многими достоинствами. Во-первых, простота расчета. Здесь есть всего один параметр - объем. Во-вторых, существенно снижает вероятность перегрузки динамика и его механических повреждений. В-третьих, при грамотном выборе параметров сабвуферной головки и объема корпуса - закрытый ящик не имеет равных в области характеристик, определяющих субъективное восприятие басовых частот.

Если все так хорошо, зачем нужны остальные типы акустического оформления? Подвох один - КПД. У закрытого ящика он наименьший по сравнению с любым другим типом акустического оформления. Чем меньше сделать объем ящика, тем меньше будет его эффективность.

Тип корпуса сабвуфера - фазоинвертор (ФИ)

В фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике "ставится к стенке" используется в мирных целях. Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха. Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании с упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора. Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, но в его пределах к.п.д. существенно возрастает.

Помимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним достоинством - наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора и вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора. В рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком - наоборот, минимальны.

Фазоинвертор капризен к выбору параметров и настройке , поскольку выбору, под конкретный динамик, подлежат три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель часто делают так, чтобы можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.

Тип корпуса сабвуфера - полосовой громкоговоритель (bandpass)

Если закрытый ящик и фазоинвертор - акустические фильтры верхних частот, то полосовой - объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот. Простейший полосовой громкоговоритель - одинарный 4-го порядка. Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у фазоинвертора (передняя камера). Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы - отсюда и термин "симметричная нагрузка".

Из традиционных конструкций, бандпасс - чемпион по эффективности. Эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола.

Бандпасс - капризен в расчете и трудоемок в изготовлении. Поскольку динамик закопан внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Импульсные характеристики тоже не из лучших, в особенности при широкой полосе.

Чем же это компенсируется? Прежде всего - высочайшим к.п.д. Во-вторых - весь звук излучается через тоннель, а динамик полностью закрыт. При компоновке такого сабвуфера открываются немалые возможности для установки его в автомобиль. Достаточно найти небольшое местечко на стыке багажника и салона, где может разместиться жерло тоннеля - и путь мощнейшим басам открыт.

Какой тип корпуса выбрать для сабвуфера

Если любите слушать качественную музыку - выбирайте сабвуфер с закрытом типом ящика. Если нужно много баса, чтобы дрожало стекло автомобиля - выбор в пользу сабвуфера с корпусом фазоинвертора. Этот вариант даст наибольшую мощность. Вариант с корпусом "бандпасс" - лучше оставить профессионалам авто звука.

16/09/2013 , Posted in

Существует целый ряд принципов, по которым можно классифицировать все сабвуферы для , или комнаты прослушивания. Далее мы перечислим основные из них, в каждом случае указывая преимущества и недостатки каждого вида.

Наличие встроенного усилителя

В зависимости от наличия или отсутствия встроенного усилителя различают Активные и Пассивные сабвуферы.

Активные сабвуферы в настоящее время наиболее распространены и, по большому счету, являются оптимальным выбором для использования в или . Активные сабвуферы, попросту говоря, наиболее гибки и удобны в плане инсталляции. Однако они совершенно не обязательно звучат наилучшим образом. Самый простой активный сабвуфер несет на борту усилитель, регулятор частоты раздела кроссовера (LPF или ФВЧ – Low Pass Filter или Фильтр Высоких Частот), переключатель фазы и два типа входных соединений. Наличие встроенного усилителя обуславливает необходимость отдельного шнура питания от розетки 220В до сабвуфера. Регулятор частоты раздела кроссовера позволяет вам ограничить сверху диапазон, который будет воспроизводить сабвуфер. Регулятор (чаще переключатель) фазы позволит вам лучше интегрировать сабвуфер с остальными колонками вашей системы. Он предназначен для инвертирования или плавного изменения фазы аудио сигнала, поступающего на вход сабвуфера. Для его правильной установки вам, скорее всего, придется послушать, как играет система в обоих режимах (0 и 180), и выбрать вариант с наиболее приятным и глубоким басом. Ну, и, конечно же, активному сабвуферу нужно подать сигнал с соответствующего линейного выхода вашего AV ресивера или процессора.

Активные сабвуферы LJAudio и SVSound

Преимущества активных сабвуферов:

  • Очень удобны в использовании (как и AV ресиверы по сравнению с набором отдельных компонентов);
  • Легче в установке и настройке за счет того, что в них уже встроено все необходимое;
  • Как правило, являются менее дорогими (как и AV ресиверы по сравнению с набором AV процессор + многоканальный усилитель).

Недостатки активных сабвуферов:

  • Встроенные усилители на большинстве, хотя и не на всех, сабвуферов являются относительно менее качественными;
  • Менее удобны в плане установки, т.к. всегда требуется тянуть 2 кабеля (питание и сигнал);
  • Если что-то нехорошее случается с усилителем, ему не так просто найти замену или отремонтировать;
  • Производители далеко не всегда продают запасные части к старым моделям;
  • Некоторые активные сабвуферы не включаются автоматически, если на них подается низкий по уровню аудио сигнал (плохо работает система автоотключения\включения).

Пассивные сабвуферы изначально созданы для использования в паре с внешним усилителем. Усилитель может использоваться как выделенный (наилучший вариант), так и интегрированный (к примеру, можно задействовать свободные каналы AV ресивера). Важный момент состоит в том, что, поскольку сабвуфер изначально требует больше мощности для воспроизведения НЧ-звуков, усилитель должен быть достаточно мощным. В дополнение к этому, если сабвуфер не имеет встроенного фильтра высоких частот (а, как правило, пассивный сабвуфер его не имеет), сигнал должен быть отфильтрован на стороне AV ресивера прежде, чем он попадет на сабвуфер.

Пассивные сабвуферы PRO, RBH и JBL

Преимущества пассивных сабвуферов:

  • Внешние усилители обычно более добротны, у них правильные массивные блоки питания, качественная разводка сигнальных цепей;
  • Способны переварить большую мощность и выдать большее количество дБ;
  • Многоканальный усилитель может заставить играть несколько пассивных сабвуферов в вашем ;
  • Пассивные сабвуферы более просты и дешевы в производстве;
  • Внутренний полезный объем корпуса получается больше при тех же размерах, что позволяет более гибко подходить к размещению динамика и портов фазоинвертора;
  • Если усилитель начинает барахлить, его легко можно заменить на любой другой;
  • Менее пожароопасен (электрика и деревянный корпус разнесены в пространстве);
  • Один из главных плюсов – большая гибкость при установке. Вы можете установить усилитель в стойке вместе с остальным оборудованием вашего ДК, а к сабвуферу протянуть лишь один обычный акустический провод. Питание к ним тянуть не нужно!
  • Длинные акустические (колоночные) провода, как правило, дешевле специальных сабвуферных кабелей аналогичной длины;
  • Акустические провода (могут быть исполнены совершенно плоскими) гораздо легче спрятать, нежели сабвуферные кабели.

Внешний сабвуферный усилитель

Недостатки пассивных сабвуферов:

  • Значительно сложнее в организации и установке;
  • Внешние усилители могут быть дороже, чем встроенные.

Направленность излучателя

В зависимости от того, в какую сторону смотрит динамик, сабвуферы можно разделить на:

Излучающие вниз (Down Firing). Этот тип сабвуферов имеет динамик, установленный в нижнюю стенку корпуса и направленный в пол. Сабвуферы данного типа выглядят больше похожими на некую мебель, нежели на акустическую систему. Им не нужен защитный гриль. Играть они могут даже более эффективно, чем их сородичи, потому следует избегать их установки в углах комнат и в непосредственной близости к стенам (касается варианта с одним сабвуфером в системе). Иначе звук может быть слишком гулким.

Down Firing cабвуферы Yamaha и Atlantic Tech

Излучающие вперед (Front Firing). Динамик у этого типа сабвуферов установлен на одной из фронтальных стенок корпуса и направлен параллельно плоскости пола. Сабвуферы данного типа нуждаются в защитном гриле, оберегающем от повреждений динамик, и больше похожи на обычную акустическую систему.

Front Firing cабвуферы Earthquake и Rhythmic Audio

Тип акустического оформления

Данная классификация является наиболее обширной и уходит глубоко корнями в раздел Акустика науки Физика. В качестве минимального ликбеза немного расскажем о предназначении и функции какого бы то ни было акустического оформления динамика. Динамик излучает звук не только вперед, но и назад. Фронтальная и тыловая звуковые волны при этом противоположны по фазе. В связи с этим, существует термин “акустическое замыкание” при котором волны с обеих сторон диффузора динамика складываются и (если они целиком противоположны по фазе) гасят друг друга. В теории вы вообще не должны слышать звук от голого динамика, на практике же звук будет, но сильно далеким от оригинала. Корпус (ящик) акустической системы, в который устанавливается динамик, позволяет это замыкание ликвидировать и придать звуковым волнам требуемые параметры по динамике и частотной характеристике.

Мы опустим дальнейшую теорию и постараемся кратко рассмотреть наиболее часто встречающиеся типы акустического оформления, не забыв рассказать о достоинствах и недостатках каждого из них.

Закрытый ящик (ЗЯ, Закрытый корпус, Enclosure) . Динамик установлен в закрытый воздухонепроницаемый корпус. Такое решение полностью изолирует тыловую звуковую волну динамика от фронтальной.

Достоинства:

  • Легкость конструирования и производства (нужно учесть всего два параметра: объем ящика и добротность динамика);
  • Относительно небольшой объем корпуса;
  • Превосходные импульсные характеристики (отклик на кратковременный сигнал, способность компонента точно воспроизводить кратковременные музыкальные события);
  • Нет нужды в применении сабсоник фильтра (ФНЧ), т.к. присутствует естественная склонность ЗЯ к подавлению частот, ниже резонансной частоты динамика;
  • Быстрый, натуральный, гладкий, упругий, четкий, контролируемый и теплый – вот ряд субъективных характеристик, очень часто используемых при описании баса, воспроизводимого хорошим сабвуфером данного типа.

Недостатки:

  • Относительно высокая нижняя частотная граница, редко находящаяся ниже 30 Гц (по уровню -3 дБ);
  • Самый низкий КПД в сравнении с другими типами акустического оформления.

Фазоинвертор (ФИ , Ported, Vented, Bass-Reflex) . Динамик установлен в корпус, который имеет тоннель, продолжающийся внутрь в виде трубы, короба или щели на определенную длину. Этот тоннель называется портом фазоинвертора. За счет него внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством. Длина и площадь сечения тоннеля являются критически важными параметрами для корректной работы этого типа акустического оформления. И динамик и порт фазоинвертора работают в тандеме, образую вторую колебательную систему, излучающую (уже в фазе с диффузором динамика) дополнительную звуковую энергию тыловой волны. Динамик, как правило, устанавливается во фронтальную стенку корпуса. Порт фазоинвертора чаще всего располагается на той же стенке, реже на перпендикулярной (в случае вниз смотрящего динамика) стенке корпуса и настраивает аппарат на максимальную отдачу в определенном (редко шире 1-2 октав) диапазоне частот. В этом диапазоне динамик работает с минимальной нагрузкой, колебаниями и искажениями (большую часть звука излучает порт), позволяя сабвуферу переваривать большую максимальную мощность. Выше частоты настройки тоннель становится все менее «прозрачным» для звуковых колебаний, и динамик работает, будто в закрытом ящике. Ниже частоты настройки происходит обратное: инерция порта постепенно сходит на нет, и на самых низких частотах динамик работает практически без нагрузки, как если бы его вынули из корпуса. Амплитуда колебаний быстро возрастает, а вместе с ней и риск выплевывания диффузора динамика или повреждения звуковой катушки от удара о магнит. Это особенность обуславливает необходимость применения в сабвуферах фазоинверторного типа фильтров инфранизких частот (сабсоников).

Достоинства:

  • Более низкая граница АЧХ, спокойно располагающаяся в районе или даже ниже 20 Гц (по уровню -3 дБ);
  • Позволяет подводить большую мощность за счет меньшей амплитуды колебаний диффузора динамика, особенно в районе и выше частоты настройки;
  • Более производительны, превосходя в среднем на 3дБ по уровню звукового давления своих собратьев в закрытом ящике;
  • Глубокий, мощный, полный, громкий, вдохновляющий, потрясающий и сотрясающий землю – такие эпитеты часто сопровождают описание НЧ эффектов, воспроизводимых сабвуферами данного типа.

Недостатки:

  • Требует большего размера корпуса;
  • Сложнее получить желаемый результат при конструировании и производстве;
  • Требуют наличия дополнительного фильтра инфранизких частот (сабсоника) или ограничения громкости, т.к. велика вероятность повреждения динамика на частотах ниже частоты настройки;
  • Импульсные характеристики хуже ЗЯ, что сказывается на субъективном восприятии басовых нот, особенно в музыке;
  • Диаметр порта должен быть относительно большим, чтобы избежать нежелательных призвуков проходящего через него воздуха. Это тянет за собой необходимость увеличения длины тоннеля, что, в свою очередь, влечет необходимость увеличивать сам корпус. В итоге может получиться ящик совершенно непотребных размеров;
  • Гулкий, спертый, вялый, однонотный, медленный и неточный – часто встречающиеся субъективные эпитеты относительно баса от неудавшихся сабвуферов данного типа.

Большинство представленных на рынке потребительской электроники сабвуферов являются фазоинверторными. Аппараты данного типа позволяют получить самый глубокий и самый громкий бас, пускай местами и за счет качества воспроизведения особо тонких и требовательных к точности музыкальных деталей.

Полосовой громкоговоритель 4-го порядка (Bandpass Vented\ Sealed, Бэндпасс, БП) . Бэндпасс 4 порядка характеризуется динамиком, фронтальная и тыловая части которого установлены в двух отдельных камерах единого корпуса. Причем тыловая часть динамика находится в закрытом ящике, а фронтальная в ящике с портом (туннелем) либо наоборот. Корпус такого сабвуфера создается, как закрытый ящик, но с добавлением акустического фильтра (порта). Данный фильтр, работая в тандеме с фронтальной звуковой волной динамика, ограничивает полосу пропускания аппарата, попутно поднимая уровень звукового давления в этом частотном диапазоне.

Достоинства:

  • Достижима довольно низкая граница АЧХ (по уровню -3 дБ), но лишь за счет меньшей отдачи и большего уровня искажений;
  • Достижимы экстремально высокие уровни звукового давления, ценой которым будет более высокая частота настройки и узкая полоса пропускания;
  • Требуется меньший совокупный ход динамика, меньше вероятность его повредить;

Недостатки:

  • Трудно сконструировать все правильно. Результат сильно зависит от точности полученных объемов обеих камер, а также от частоты настройки;
  • Склонен к однонотному басу, особенно если сконструирован недостаточно корректно;
  • Для достижения широкой полосы пропускания придется смириться с невысокой чувствительностью и наличием искажений в некотором диапазоне;
  • Слабые импульсные характеристики;
  • Ширина полосы пропускания и чувствительность связаны обратно пропорционально.


Bandpass сабвуферы Lanzar и Sonance

Наиболее часто сабвуферы подобного типа встречаются в автомобильных инсталляциях, нацеленных на участие в соревнованиях по автозвуку в категории максимального звукового давления (SPL).

Полосовой громкоговоритель 6-го порядка (Bandpass Vented) . Бэндпасс 6 порядка характеризуется динамиком, фронтальная и тыловая части которого установлены в двух отдельных камерах единого корпуса. Причем и тыловая и фронтальная часть динамика находятся в ящике с портом (туннелем). Каждая камера настраивается на свою расчетную частоту. Результирующая АЧХ по идее должна быть лучше, чем у всех описанных ранее вариантов оформления. Правами на данный тип акустического оформления и секретами принципов расчета корпуса владеет компания Bose. Они объясняют теорию таким образом: «НЧ динамики располагаются между двумя отдельными акустически упругими объемами внутри запатентованного Bose модуля «Acoustimass». Когда диффузор динамика двигается, он возбуждает воздух в камерах. Находящийся в камере воздух, играя роль акустической пружины, взаимодействует с воздухом, находящимся в туннеле, и выдает больше НЧ звука при меньшей мощности усиления. Система более чувствительна и требует меньшей амплитуды колебаний диффузора динамика, что, в свою очередь, рождает меньшее количество искажений. Даже если каким-то образом искажение было создано, благодаря запатентованной технологии оно останется в плену акустических объемов корпуса и никогда не достигнет ваших ушей».

Достоинства:

  • Большая чувствительность;
  • Меньше колебания диффузора – минимальный уровень слышимых искажений.

Недостатки:

  • Общий объем двух камер выливается в довольно громоздкий ящик;
  • Трудно сконструировать. Результат сильно зависит от точности реализации расчетных параметров;
  • Нет четких формул расчета объемов и размеров портов из-за патента, принадлежащего компании Bose;
  • Динамик довольно легко может выйти из строя в результате постоянного высокого давления, влекущего за собой перегрев его частей;
  • Слабые импульсные характеристики.

EBS (Extended Bass Shelf, Расширенная Басовая Полка) . EBS – это разновидность фазоинверторного оформления корпуса динамика. Различие в том, что рабочий объем корпуса нарочно выбирается больше на 25-75% от оптимального расчетного, а порт настраивается на частоту, близкую к резонансной частоте динамика. Как результат мы получаем приличную прибавку в нижней граничной частоте сабвуфера. Если измерить АЧХ такого аппарата, становится видна та самая «Полка», находящаяся сразу выше частоты настройки.

Достоинства:

  • Низкая граница АЧХ (по уровню -3 дБ), легко достигающая значений далеко вниз за 20 Гц;
  • Инфранизкий, содрогающий землю бас;
  • Увеличенная отдача на частотах ниже 25 Гц за счет уменьшенной отдачи выше 30 Гц (частоты зависят от параметров внутреннего объема и частоты настройки порта).

Недостатки:

  • Гигантский размер корпуса;
  • Динамик способен выдержать на 25-50% меньшую максимальную мощность прежде, чем начнет разрушаться;
  • Нехватка эффекта присутствия, недостаток атаки – такие эпитеты встречаются при описании EBS;
  • Общий эффект от баса значительно смягчен. Сигналы на частотах от 40 до 60 Гц крайне низки по уровню;
  • Сложнее «продать», т.к. большинство людей слабовосприимчивы к звукам на таких низких частотах;
  • Нужно в 8 раз больше мощности (впрочем, как и объема передвинутого воздуха), чтобы сделать звук на 20 Гц таким же громким, как на 40 Гц.

Бесконечный экран (Infinite baffle, IB). IB – это разновидность открытого оформления динамика, в котором экран, разделяющий фронтальную и тыловую звуковые волны представляется в виде бесконечной плоскости. Данная конструкция подразумевает монтаж НЧ-динамиков в очень большой изолированный рабочий объем, размеры которого позволяют пренебречь силой сопротивления, создаваемой при сжатии воздуха в других типах оформления. Такой тип оформления не влияет на изменения резонансной частоты динамика, что неминуемо происходит в остальных случаях. Зачастую в качестве «изолированного» объема используют соседнее с комнатой домашнего кинотеатра помещение (подвал, чердак, погреб, кладовку, гараж и т.д.). В отличие от своих фазоинверторных и закрытых собратьев, IB-сабвуферы отличает отсутствие посторонних призвуков, так часто создаваемых портами фазоинверторов и стенками корпуса ЗЯ. Как говорят сторонники IB: «Слушайте бас, а не корпус (Hear The Bass, Not The Box)».

Достоинства:

  • Максимально низкая граница АЧХ (по уровню -3 дБ), достигающая значения в 5 Гц;
  • Экстремально инфранизкий, содрогающий землю и перехватывающий дыхание бас;
  • Отсутствие посторонних призвуков и окраса звучания;
  • Экономия внутреннего пространства – нет нужды устанавливать большие ящики в помещении ;
  • Скрытность установки – находка для дизайнера интерьера.

Недостатки:

  • Всегда сложный кастомный инсталляционный проект. IB не бывают промышленного исполнения;
  • Наличие соответствующего смежного помещения для установки динамиков;
  • В смежном помещении баса будет столько же, сколько и в вашем кинотеатре (встает вопрос дополнительной звукоизоляции);
  • Требуется большее количество динамиков, т.к. их максимальная мощность уменьшается на 50% (нет акустического сопротивления воздуха, легче повредить динамик);
  • Сложность расчета и настройки, требующая профессионального калибровочного оборудования и эквалайзеров.

Варианты организации IB сабвуферов

Такие сабвуферы вы встретите лишь дома у продвинутых энтузиастов домашнего кинотеатра, которых по праву называют «Bass Head» (Басовая голова). Эти ребята не знают компромиссов и строят сабвуферы, выделяя для них целую смежную комнату, монтируют несколько пар 15-18” динамиков, подводят 3-4 кВт усилительной мощности – все ради достижения того самого эффекта присутствия. И, видимо, не зря, ведь LFE канал саундтрека целого ряда фильмов содержит НЧ-эффекты, опускающиеся вплоть до 5 Гц!

Реальный пример АЧХ IB сабвуфера (красный график)

Пассивный излучатель (ПИ, Passive Radiator, PR). Пассивный излучатель используется всегда в сочетании с активным и служит в качестве замены туннелю фазоинвертора. АС с пассивным излучателем больше всего похожа на АС с фазоинвертором в плане своих акустических характеристик, однако, с возросшей чувствительностью. Пассивные излучатели часто исполняются в виде обычного динамика, у которого отсутствует магнит и катушка, или просто в виде плоской диафрагмы на подвесе. Излучатель должен быть больше или как минимум таких же размеров, как и активный динамик.

Достоинства:

  • Отсутствие призвуков и окраса звучания, создаваемых портом фазоинвертора;
  • Простота настройки. Простым добавлением или отыманием небольших значений массы ПИ настроечная частота корпуса может быть изменена на значение от 0,1 до 15 Гц. Легкодостижима точная настройка;
  • Возможность настройки небольших корпусов на более низкую частоту – нет ограничений по длине туннеля;
  • Меньше угроза выхода динамика из строя на инфранизких частотах, нет нужды в применении сабсоника.

Сабвуферы с пассивным излучателем Paradigm, Definitive Tech и Mirage

Недостатки:

  • Возможны искажения в связи с эффектом «пинг-понга» (если кратко, колебания ПИ могут повлечь колебания основного динамика);
  • Немногим более высокая нижняя граница АЧХ сабвуфера по сравнению с ФИ;
  • Самый крутой спад (36 дБ/октава) ниже частоты настройки;
  • Более дорогие в производстве (ПИ стоит дороже пластмассовой трубы ФИ).

Трансмиссионная линия (ТЛ, Лабиринт, Transmission Line, TL). Динамик устанавливается в корпус, внутри которого организован акустический лабиринт или длинная труба, которую и называют трансмиссионной линией. Длина такого лабиринта зависит от резонансной частоты динамика и материала, из которого изготовлен демпфирующий состав, покрывающий стенки всего лабиринта. ТЛ может сужаться и расширяться или по всей своей длине оставаться с неизменной площадью поперечного сечения, а также иметь целый ряд изгибов и поворотов для уменьшения итоговых размеров корпуса АС. Длина трансмиссионной линии соответствует 1/4 длины волны резонансной частоты динамика. Лабиринт обычно наполнен демпфирующим материалом различного типа, что помогает абсорбировать большую часть энергии обратной звуковой волны и позволяет использовать более короткую ТЛ при сохранении целевой частоты настройки АС.

Достоинства:

  • Отличные импульсные характеристики, равные (а зачастую и превосходящие) закрытые конструкции (ЗЯ) и значительно превосходящие фазоинверторные исполнения (ФИ);
  • Априори более жесткая конструкция корпуса избавляет от вносимых его стенками искажений;
  • Низкая крутизна спада АЧХ (в районе 10 дБ/октава и менее), влекущая увеличение отдачи в зоне глубокого баса;
  • Меньше окрас верхних басовых нот в связи с уменьшенными пиками импенданса;
  • Более живой, чистый и глубокий бас.

Transmission Line сабвуферы PMC и Earthquake

Недостатки:

  • Сложность проектирования и постройки;
  • Далеко не все динамики проявят себя хорошо в лабиринте, а конкретных рекомендаций по их выбору не существует;
  • Отсутствуют четкие методики проектирования и расчетные формулы для создания ТЛ, по большому счету это всегда метод проб и ошибок;
  • Размер корпуса может оказаться внушительным.

В домашних кинотеатрах встречается редко. В большинстве своем АС на основе лабиринта – удел энтузиастов Hi-Fi и Hi-End.

Изобарик (Compound, Isobaric) с двумя динамиками. Два динамика устанавливаются вместе в корпус, имеющий замкнутое пространство определенного объема между ними. Динамики должны работать друг с другом в фазе. Объем замкнутого между динамиками пространства должен быть минимальным, насколько это возможно для беспрепятственного хода диффузоров. В процессе моделирования корпуса данного типа берут вдвое меньший внутренний объем ЗЯ, что позволяет исполнить любой сабвуфер вдвое более компактном виде по сравнению с любым другим типом акустического оформления.

Достоинства:

  • Вдвое меньшие размеры корпуса для любого динамика относительно ЗЯ – основной плюс;
  • Улучшенная отдача на самых низких частотах;
  • Более плотный, быстрый, четкий и натуральный – эпитеты, встречающиеся при описании баса, воспроизводимого изобариком.

Недостатки:

  • Для работы внутреннего динамика требуется дополнительная аналогичная по величине мощность усиления, расходуемая «зря»;
  • Чувствительность системы ниже на 3 дБ по сравнению с ЗЯ за счет увеличенной вдвое массы диффузоров и уменьшенного вдвое внутреннего объема;
  • Чувствительность системы ниже на 6 дБ по сравнению с двумя ЗЯ аналогичного объема и с аналогичными динамиками.

В настоящее время сабвуферы такого типа встречаются крайне редко и лишь там, где есть большие проблемы с пространством для их установки, а бас требуется скорее четкий, нежели громкий.

Тяни/Толкай (Push/ Pull) с двумя динамиками. В закрытый корпус с единым внутренним объемом устанавливаются два динамика особым способом. Оптимальным считается вариант, когда динамики устанавливаются в одной плоскости корпуса, причем один направлен наружу, а второй направлен внутрь. Подключение к усилителю осуществляется в противофазе, когда в реальности работа диффузоров динамиков получается синфазной. Нечетные гармоники, согласно теории Венса Дикесона (Vance Dickason) самоустраняются. А если верить фирме, M&K, специализирующейся на производстве Push/Pull сабвуферов, такой подход позволяет избавиться даже и от четных гармоник. Так или иначе, гармонические искажения рожденные аномалиями динамика и его составных частей, сокращаются за счет аналогичных инвертированных аномалий второго динамика. Звук, как говорят сторонники данного вида оформления, получается настолько натуральным и естественным, насколько это возможно за счет коррекций, вносимых динамиками друг в отношении друга. Часто встречается вариант Push/Pull дизайна, когда оба динамика смотрят наружу, что выглядит более эстетично и привычно. Хотя в этом случае эффект сокращения искажений выражен слабо, все остальные плюсы подхода сохраняются. Размер корпуса должен быть вдвое большим, нежели чем при его расчете для одного динамика. Система получается более чувствительной (на 3 дБ) по сравнению с ЗЯ половинного объема и одним динамиком на борту при полностью аналогичной кривой АЧХ. Сабвуфер становится способен выдержать вдвое большую мощность.

Достоинства:

  • Лучшая чувствительность;
  • Возросшая вдвое максимальная мощность;
  • Отсутствие гармонических искажений;
  • Соответствующие способности к созданию высоких уровней звукового давления (SPL).

Недостатки:

  • Единый большой корпус сабвуфера, который может быть как с виду уродлив, так и сложен в конструировании и дальнейшем перемещении.
  • АЧХ, по большому счету, соответствует двум отдельным сабвуферам в корпусах вдвое меньших габаритов, однако, здесь вы не имеете возможности разнести их по разным частям комнаты при настройке, что зачастую крайне необходимо.

Push/Pull сабвуферы от Blue Sky, MK Sound, а также 3D DIY модель

Компании, достигшие совершенства в производстве сабвуферов по технологии Push/Pull, такие как MK Sound и Ken Kreisel (основатель MK), сегодня предлагают превосходно выглядящие сабвуферы и АС, обладающие непревзойденными характеристиками и звучанием. Это подтверждается использованием их продукции в ведущих киностудиях Голливуда и звукозаписывающих студиях Лондона. Добавим лишь то, что Кен Крейсел является изобретателем сабвуферов как таковых и систем типа «сателлит-сабвуфер».

Размер громкоговорителя (динамика)

Очень часто сабвуферы делят на классы согласно размеру (чаще диаметру) рабочей поверхности диффузора установленного динамика. Применяемые в строительстве сабвуферов динамики (вуферы) имеют, как правило, наибольшие размеры, т.к. они должны двигать большое количество воздуха для создания низкочастотных звуковых волн. Для получения того же уровня громкости на частоте на одну октаву ниже (например на 30 Гц вместо 60 Гц) вам потребуется в четыре раза больше мощности. Чем ниже резонансная частота динамика, тем меньшей частоты звуки способен воспроизвести громкоговоритель с заданным уровнем искажений. Резонансная частота динамика (обозначается Fs) определяется комбинацией массы его подвижных частей (диффузора, защитного колпачка, катушки и ее основания) и гибкости подвеса. При нормальных условиях нам потребуется более мощный усилитель, чтобы «раскачать» динамик сабвуфера, нежели обычную акустическую систему. Однако важно помнить, что хотя вы и должны иметь усилитель с запасом по мощности, чтобы избежать искажений (клипинг), основной задачей все же является согласование сабвуфера с основными акустическими системами. На любом уровне громкости сабвуфер не должен выделяться и локализироваться, а лишь невидимо расширять границу звучания системы вниз по кривой АЧХ.

Самыми распространенными размерами динамиков для использования в сабвуферах являются 8″, 10″, 12″, 15″ или 18″ (речь о диаметре круглого диффузора). Несмотря на то, что 18″ сабвуфер способен воспроизвести бас самой низкой частоты и на максимальной уровне громкости, самый большой динамик далеко не всегда является наилучшим выбором для оптимального воспроизведения басовых нот. Большие вуферы сложнее контролировать и настраивать. В наши дни на рынке присутствуют 10″ сабвуферы, способные двигать столько же воздуха, сколько могли переместить старые 15″ модели. Это стало возможным благодаря очень длинноходному диффузору 10″ динамика, спроектированному с учетом сохранения параметров линейности на протяжении всего своего рабочего хода, и высокомощному цифровому усилителю класса D, способному как следует раскачать такой вуфер в корпусе небольших размеров.

Если вы много времени проводите в дороге и любите слушать музыку, а также хотите добиться качественного звука, то вам следует купить хороший сабвуфер. Данный девайс обеспечивает громкий и глубокий бас, делая акустическое оформление вашей машины безукоризненным и законченным.

Сейчас практически во всех автомобильных журналах есть обзоры сабвуферов известных марок - KENWOOD, SONY или PIONEER, а также JL Audio, MTX и многие другие. Они настолько замечательны, что разницу в из звучании среднестатистическому уху ощутить будет трудно. Поэтому, мы не советуем вам участвовать в конкурсе на лучшую автоакустику. Лучше если, стоимость акустики не будет превышать двадцати процентов от стоимости вашего автомобиля.

Сабвуферы бывают двух типов: пассивные и активные. У активных сабвуферов есть встроенный усилитель. От вас требуется тольо подключить пару контактов от головного аппарата, после чего система будет готова к работе. При этом нет необходимости в согласовании всех компонентов (головной аппарат - усилитель - сам сабвуфер). Но есть и минусы у активных сабвуферов. Например, при их изготовлении используются более дешевые и простые компоненты, что сказывается на качестве звучания. Самые известные модели: PIONEER TS-WX205A, KENWOOD KRC-WA82RC, Панасоник EAB-12132J, Lanzar HWT-8 и, конечно же, Earthquake ASB 10.

Для подключения сабвуфера с пассивной электроникой необходимо выбрать наиболее подходящий усилитель, который при мостовом включении будет давать ту же мощность (она должна быть указана в паспорте сабвуфера как номинальная).

Перед тем, как выбрать сабвуфер, необходимо иметь представление об особенностях конструкции. По этому параметру данные девайсы делятся на четыре типа:

1. Закрытого - это сабвуферы с герметичным корпусом.

2. Фазоинверторного - сабвуферы с фазоинвертором, то есть с трубой или щелью, которая служит для настройки в области низких частот. Плюсы - глубокое и громкое звучание. Минусы - высокая цена.

3. Полосового - сабвуферы с динамиком, который убран внутрь корпуса. Можно обойтись без фильтра.

4. С пассивным радиатором. У таких сабвуферов есть второй динамик, который нужен для понижения резонансной частоты. Такие аппараты мало распространены и эффективны лишь при настройке звука в машине выше среднего класса.

Громкость всех сабвуфером зависит в основном от положения компоненты в автомобиле.

У автомобилей с кузовом «седан» порт и динамики направлены на заднее сиденье. При этом рекомендуется оставлять зазор шириной примерно восемь сантиметров между спинкой заднего кресла и сабвуфером. Если в автомобиле на заднем ряду есть подлокотник, то сабвуфер направляется на него. В этом случае достигается максимально возможное проникновение звука в салон без ощутимого урезания частот. В противном случае может появится эффект «гулкости и приглушения», который свойственен сабвуферам с большим корпусом.

А машин с кузовом «хэтчбэк» наилучший звук достигается при направлении динамика и порта в сторону багажного отделения или вверх. В результате достигается нужное отражение звука. При этом он проходит не через спинку кресла, а через верхнюю полку.

В автомобилях с кузовом «универсал» сабвуфер чаще всего направляют между фазоинвертором и динамиков назад.

В отдельную группу стоит отнести компактные сабвуферы . Прежде всего они интересны тем, что по минимуму вносят изменения в интерьер машины. Располагают их, как правило, в скрытых местах, что в нашей стране в связи с автокражами весьма актуально. Компактные сабвуферы можно разместить под передними креслами или над нишей для ног переднего пассажира. Подобные аппараты имеют следующие плюсы: незаметность, простота установки, невысокая цена, небольшой размер. Но есть и минусы - маленькие динамики диаметром 12-13 сантиметров. Для достижения глубоких басов производители применяют различные разработки и новшества: разные формы корпуса, наполнение ватой, компрессионный динамик. Но не смотря на это, компактный сабвуфер никогда не будет играть так, как полноразмерный аппарат. Наиболее популярные модели: PIONEER TS-WX50, Панасоник EAB-1213J, Blaupunkt CMS-265.

Как видите, выбрать сабвуфер не так сложно. Автоакустику можно купить самому, а можно обратиться к профессионалам, которые по заказу сделают не только идеальный сабвуфер, но и гармоничную музыкальную систему в вашей машине.