Домой / Faq / Самый лучший микрофон в мире. Типы микрофонов по назначению. Плюсы и минусы микрофонов разной направленности

Самый лучший микрофон в мире. Типы микрофонов по назначению. Плюсы и минусы микрофонов разной направленности

Микрофон может использоваться как для записи музыки дома, стриминга или караоке, так и для концертных выступлений и записи целого оркестра. Динамические микрофоны, способные пережить резкие перепады звукового давления часто используют для точной передачи звука ударных, а конденсаторные микрофоны могут записывать даже самые тихие звуки.

Конденсаторные и динамические микрофоны

Конденсаторные микрофоны более чувствительны, имеют широкий частотный диапазон, передают звук достовернее и могут быть очень компактными. Но они слишком чувствительны к падениям или ударам и не могут работать на холоде. Кроме того, для работы конденсаторного микрофона нужно дополнительное питание 48 В. Такая функция есть во многих микшерных пультах, предусилителях, внешних звуковых картах и других устройствах с микрофонным входом. Если же его нет, можно дополнительно приобрести блок с фантомным питанием. Конденсаторные микрофоны чаще всего используют в студиях звукозаписи, на телевидении и при видеосъемке.

Динамические микрофоны выдерживают резкие звуки или перепады в звуковом давлении, поэтому их часто используют для записи ударных установок. Их конструкция более надежная и менее подвержена выходу из строя после падения. Для динамических микрофонов в меньшей степени характерна проблема «обратной связи», они меньше «ловят» низкочастотные шумы или призвуки. Но у них не самый широкий частотный диапазон и ниже достоверность передачи звука. Динамические микрофоны используют в студиях, на выезде, на концертах, в театрах и дома.

Характеристики микрофонов

Чувствительность микрофона указывается в дБ, и чем меньше это значение по модулю, тем проще микрофону записывать тихие звуки. Некоторые динамические микрофоны имеют достаточно низкую чувствительность в -70 дБ, тогда как многие конденсаторные микрофоны обладают более высокой чувствительностью на уровне от -46 до -35 дБ и выше. Если необходимо провести запись в непосредственной близости от микрофона, не нужно гнаться за устройствами с высокой чувствительностью, и наоборот, если задача предполагает извлечение достаточно тихих звуков в камерной атмосфере (акустическая гитара, струнный квартет), нужно позаботиться о микрофоне с более высокой чувствительностью.

Максимальный уровень звукового давления (SPL) показывает, на какую громкость звука рассчитан микрофон. Высокими значениями уровня звукового давления являются показатели более 90 дБ. Такой шум можно ощутить вблизи Ниагарского водопада или на рок-концерте. Уровень шума в тихой студии звукозаписи составляет 10 дБ, а взлетающий реактивный самолет способен развивать звуковое давление, близкое к болевому порогу человека в 130 дБ. Микрофоны с высоким показателем максимального уровня звукового давления стоит выбирать для концертной деятельности или любой другой области, где источник звука очень мощный.

Одни из самых важных параметров микрофона динамический диапазон (способность воспроизводить самые тихие и самые громкие звуки без искажений) и отношение «сигнал/шум» (разница в дБ между 94 дБ динамического диапазона микрофона и собственным шумом). Что чем это значение, тем лучше - вы получите более чистое, прозрачное и динамичное звучание.

Чем шире частотный диапазон, тем звук при передаче более естественный и натуральный - и басовые инструменты не «съедаются», и высокие ноты хорошо слышны. Почти все динамические микрофоны имеют диапазон от 50 – 80 Гц до 15 кГц - этого достаточно для вокала и большей части акустических инструментов, за исключением самых низко- и высокочастотных - контрафагота, тубы, большого органа, рояля, контрабаса, большого барабана и скрипки, цимбал и многих деревянных духовых инструментов. Если же стоит задача качественно записать выступление симфонического оркестра, микрофон лучше подбирать с более широким диапазоном - конденсаторный. Для простой передачи речи достаточно охвата в 100 –10 000 Гц.

Чем больше сопротивление микрофона, тем хуже его слышно, если не использовать микшерный пульт или звуковую карту со встроенными предусилителями. При подключении высокоомного микрофона к стандартному входу компьютера или караоке звук будет очень тихим.

Специализированные микрофоны

Микрофоны для общения по сети стоят недорого, поскольку от них не требуют высокого качества звукопередачи. Они бывают настольного исполнения либо в виде «прищепки» для крепления на одежду.

Микрофоны для больших конференций четко передают речь и устраняют посторонние звуки (кашель, шуршание бумаг). Их можно разделить на настольные поверхностные микрофоны, микрофоны «на гусиной шее», микрофоны пограничного слоя (встраиваются в стол или в кафедру вровень с их поверхностью), а также ручные, петличные и головные.

Когда за небольшим столом собирается группа из нескольких человек, не обязательно каждому ее участнику ставить отдельный микрофон, достаточно установить в центре стола один всенаправленный микрофон. Если же участвующих в конференции много, и им необходимо говорить часто по очереди или выступать по одному перед всеми, лучше использовать однонаправленный микрофон «на гусиной шее», кардиоидный или суперкардиоидный, который улавливает звук только непосредственно говорящего в него.

Более продвинутый вариант - большие конференц-системы, состоящие из пульта «председателя» (который может управлять другими микрофонами), пультов «делегатов» и головного устройства, которое позволяет делать переводы, запись самой конференции и назначение групп делегатов. У таких пультов есть кнопка вкл/выкл, возможность подключения наушников, у некоторых - выбор перевода, встроенный динамик и подсветка на стержне микрофона.

Микрофоны для записи видео фотоаппаратом имеют возможность установки в «горячий башмак» (hot shoe) фотоаппарата и подключаются к нему через разъем 3,5 мм mini-jack (реже XLR).

Беспроводные микрофоны

Беспроводные микрофоны очень удобны и часто бывают необходимы в разных сферах - в театрах, на концертах или лекциях в больших аудиториях. Первое, что здесь необходимо учитывать - это расстояние, на котором может работать система, в среднем это 50 – 60 м. Но существуют и системы с дальностью действия до 100 м. Если нужно использовать несколько радиосистем в одном месте, нужно учитывать, сколько радиосистема может иметь разных частот, чтобы они не создавали друг другу проблем.

Головной или петличный микрофон, работающий с радиосистемой, имеет поясной (или карманный) передатчик, микрофон к которому подключается кабелем небольшой длины. Но не всякий микрофон можно подключить к любому передатчику. Недостаток беспроводных микрофонов - необходимость смены батареек или подзарядки аккумуляторов в среднем через 6 ч работы.

Дорогой профессиональный микрофон нет смысла приобретать, если нет соответствующего оборудования для его подключения - предусилителей или студийных звуковых карт и профессиональных записывающих устройств, а также подготовленного помещения (студии). Он не сможет работать в таких условиях в соответствии с заявленными характеристиками.

Если вы ищете недорогой, но качественный и надежный микрофон для дома, например, чтобы петь в домашнем караоке или записывать вокал на ноутбук, лучше выбрать динамический микрофон, поскольку он наименее подвержен поломке при случайных падениях или ударах и не требует дополнительного питания. Достаточно подключить его к звуковой карте, караоке-системе или в микшерный пульт.

Если микрофон подбирается для записи подкастов в домашних условиях, нужно учесть, насколько он чувствителен и «капризен» - конденсаторный микрофон с высокой чувствительностью будет записывать звуки работающих электроприборов в комнате. Для их устранения нужно будет позаботиться о дополнительных аксессуарах: поп-фильтре и микрофонной стойке.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.

Эту статью я вынашивала очень долго. Не писала исключительно потому, что не находилось в окружении звукорежиссера - асса. К счастью, теперь он есть). Зовут Максим Шустов. К нему я и отправилась на уютную питерскую студию HOREX, где и провела вечер минувшего дня.

Отпоив чаем и устроив экскурсию по владениям, Максим рассказал о звукорежиссерских находках, разобрал при мне микрофон и даже показал образец, полностью собранный вручную в Германии... В общем, я много чего узнала, но главное – из миллиона микрофонов действительно стоящих наберется с десяток!

Микрофон для подкастера

Это тот самый случай, когда качество звука должно быть хорошее, но покупать микшерный пульт, предусилитель, трансформатор и кучу другой терминологии) человек не станет.

Идеальное решение - USB конденсаторный микрофон, не требующий фантомного питания, то есть вам не нужно будет покупать микшер, через USB соединение все уладится само собой. Также не потребуется дополнительного программного обеспечения, указанные ниже модели работают со стандартными драйверами ОС. Потребуются лишь микрофон, компьютер и звуковой редактор)

Замечу, желающим делать подкасты, но обходиться без микрофона и специального софта,прямая дорога на статью о .

SHURE PG27 USB – 9495 рублей

Модель не дешевая, но это SHURE- бренд, у которого за плечами история и несколько действительно настоящих хитов. Микрофон будет давать отличный звук по ряду причин: он конденсаторный, что существенно лучше динамического, кардиодный (не будет ловить посторонние источники звука), имеет широкую диафрагму (для речевых и вокальных микрофонов выбираем именной такую мембрану), он отлично улавливает частотный диапазон, то есть и жирный низ, и прозрачный верх.

К сожалению, из-за того, что микрофон имеет усредненные характеристики нельзя говорить о его особенности.Это качественный чистый и прозрачный звук, без завалов и задираний, НО без изюминки.

ART M-ONE U - 4740 рублей

Компания ART на российском рынке представлена не так давно, но за океаном её продукты пользуются стабильным спросом уже более 20 лет. Микрофон M-ONE U из серии оптимального соотношения цены и качества .Судите сами: хорошая сборка, широкая чувствительная мембрана, четкая кардиоидная направленность, не дающая посторонним звукам вмешиваться в процесс звукозаписи, - и все это за приемлемую цену.

Особенности: микрофон не отличается теплотой звучания и немного окрашивает верхний диапазон частот. Думаю, что подкастерам -девушкам он будет в самый раз.

BLUE YETI – 5590 рублей

Это подкастерский хит! Долгое время заветные лавры украшали мембрану микрофона Rode Podcaster. Но сейчас успех перебрался на сторону голубого йети. Чем хорош?! YETI позволяет записывать звук в стерео! Об этом как раз и говорят три огромные буквы на его теле - TНX. Дело в том, что THX -стандарт кинотеатров, и сейчас такой сертификат получает только самая лучшая техника, работающая со звуком. Еще из достоинств:

  • поразительная чистота и четкость звука, не характерная для usb - микрофонов
  • возможность выбирать одну из диаграмм направленности: кардиоида, восьмёрка, круг.
  • встроенный предусилитель для наушников, он позволяет мониторить записываемый сигнал без какой-либо задержки.

Микрофон для звукозаписывающей студии

Октава МКЛ-5000- 29 900 рублей

Начнем с того, что это ламповый микрофон. От транзисторного он отличается тем, что улавливает четные гармоники, и голос от этого очень теплый. Нечетные гармоники, например, дают эффект совершенно противоположный. Голос как бы металлизируется и кажется более холодным.

В ходе разговора с экспертом я сделала вывод, что, несмотря на российское происхождение микрофона, он очень, очень, очень хорош. Это как бы такой Neumann, но только собранный в Туле . Оказывается, там не только самовары с пряники умеют делать, но вот и отличные студийные вещи.

Возвращаясь к МКЛ-5000, скажу, что у микрофона широкая мембрана, несколько диаграмм направленности, очень ровная частотная характеристика, делающая микрофон одним из самых любимых в звукорежиссерском мире, наконец, ламповый каскад, выполненный на лампе военной серии!!! Именно каскаду микрофон и обязан сочным, но прозрачным звучанием. МКЛ-5000 красиво окрашивает верхний диапазон частот и придает плотность низким тембрам. Как результат - уникальное звучание и огромная любовь со стороны дикторов.

Rode K2 - 24 640 рублей

Это тоже ламповый конденсаторный микрофон с теплым звучанием и ровной частотной характеристикой. Эксперт звукозаписывающей студии HOREX так и не решился ответить на вопрос, какой же микрофон лучше - Rode или Октава. Хотя, первый, например, собирается не в Туле, а Австралии. Но, с другой стороны, куда там зеленому континенту до нерва военных ламп)

В общем, сухие факты сообщают, что Rode K2 - лучший студийный микрофон 2004 года , он дешевле Октавы и, к тому же, имеет широкую позолоченную мембрану, обеспечивающую большой динамический диапазон и отличную чувствительность, K2 отлично подчеркивает тембр и без искажений передает тонкости звучания как мужских, так и женских голосов. В общем, Rode K2 не просто так стал флагманом компании.В течение долгого времени инженеры подбирали оптимальные технические составляющие и, соединив их, создали по-настоящему отличный микрофон.

Shure SM7b – 20 000 рублей

Это классический микрофон для студий и радиостанций даже не смотря на то, что он динамический. Поклонниками этого микрофона явно являются мужчины, их баритоны, обертоны и нижние ноты раскрываются на все сто, чего не скажешь о нотах женских. Я работала на этом микрофоне и помню вечную борьбу с гейном и ползунком эфирной дорожки! Ну, не хочет он работать с высокими нотами и все!

Тем не менее, это бюджетный студийный вариант, он кардиоид, имеет дополнительную ветрозащиту, надежно защищен от воздействия электромагнитных полей и снабжен переключателями, которые ослабляют низкие и усиливают средние частоты (не забудьте их отыскать, если пишите женщин, а то они также невзлюбят этого представителя рода микрофонного, как и я)

Микрофон для радиостанции

Буду вам советовать Нойман и только Нойман . Хотя в стороне, безусловно, не должны оставаться отличные производители, которые уже давно стали даже не легендами, а иконами стиля. Каждый звукорежиссер знает Telefunken - микрофонную элиту, ее стоимость иногда просто космическая, ту же Violet Design – они и вовсе вручную собирают каждый свой микрофон и славятся просто невероятным звучанием. Но все это изыски, в них не пристало ежедневно болтать, дышать и хохотать ди-джям. Пусть они делают это в Нойман!

Neumann TLM 103 – 49 600 рублей

Neumann TLM 103- один из лучших микрофонов среднего ценового сегмента и один из самых недорогих в ноймановском модельном ряду.Для тех, кто связан со звуком, он своего рода must have.

Сочетание наработанного с годами ноймановского опыта, немецкого качества и передовых современных технологий действительно впечатляют: микрофон обладаем низким уровнем собственных шумов, имеет широкую позолоченную мембрану и способен выдержать самое высокое звуковое давление. Его в принципе можно назвать самым универсальным микрофоном в мире. TLM 103 используют и вокалисты,и музыканты, и радиостанции. Пожалуй,это типичный микрофонный бестселлер)

Neumann M 149 Tube - 222 400 рублей

Neumann M 149 Tube один из самых совершенных микрофонов, созданный когда - либо инженерами Нойман! Да, стоит он дорого, но характеристики и качество звучания полностью оправдывают средства, вложенные в его покупку.

В микрофоне присутствуют и переключатели диаграммы направленности (их аж 9), и аттенюаторы, и частотные фильтры. Одним словом, это один из лучших микрофонов современности , который присутствует на самых дорогих и качественных студиях и радиостанциях! Если вы смогли купить Neumann M 149 Tube и грамотно им воспользоваться - вы в элите звукозаписывающей индустрии, не меньше.

Максим Шустов и Юлиана Романова

P.S. О своих любимых микрофонах пишите в комментариях!

Микрофон для ПК с развитием компьютерных систем, игровых, мультимедиа и технологий общения в реальном времени через интернет стал неотъемлемым атрибутом современного ПК. Общаетесь ли вы с друзьями в «Скайпе», проходите очередной уровень командной игры, записываете собственные аудиокомментарии, микрофон в этих процессах играет первостепенную роль. Но у многих пользователей может появиться проблема: какую именно модель выбрать при покупке, чтобы она отвечала всем их потребностям? И тут нужно учесть несколько основных моментов, которые в конечном итоге и предопределят выбор.

Микрофон для ПК: основные виды конструкции

Первое, на что стоит обратить внимание, - конструкция устройства. На сегодняшний день, исходя из пользовательских комментариев и огромного количества отзывов в интернете, наибольшей популярностью пользуются несколько основных конструкционных решений.

Тут отдельно можно выделить микрофоны-петлички, закрепляемые на одежде при помощи специальной прищепки, настольные устройства на подставке с гибкой ножкой или фиксированным креплением и цельные компьютерные аудиогарнитуры (микрофоны с наушниками для ПК).

Каждое из таких устройств имеет свои плюсы и минусы, касающиеся удобства использования, подключения к аудиоинтерфейсу компьютерной системы, частотных характеристик, чувствительности и т. д.

Как выбрать хороший микрофон для ПК?

Сразу следует понять, что в зависимости от того, в какой области будет применяться устройство, и будет решаться проблема выбора.

Например, для записи речи в презентациях хорошо подойдут микрофоны петличного типа или стационарные устройства, которые обладают хорошей чувствительностью и направленностью благодаря фиксации в одном положении.

В случае прохождения командных компьютерных игр придется использовать микрофоны с наушниками для ПК, поскольку каждый член группы должен не только отправлять собственные уведомления, но еще и слышать остальных собеседников.

Для записи качественных вокальных партий предпочтение следует отдать микрофонам студийного типа с хорошими частотными параметрами.

Как уже понятно, добиться качественной передачи сигнала с использованием микрофонов-петлиц будет крайне сложно. Поэтому многие пользователи (опять же, судя по отзывам) приобретают настольные модели, для которых, кроме самих звуковых характеристик, важна еще и устойчивость устройства. Можно, конечно, использовать и беспроводной микрофон для ПК, но, как в случае с петлицами, их характеристики явно ниже, нежели у моделей более высокого уровня. Да и при значительном удалении от компьютера могут наблюдаться перебои со связью или другие нежелательные эффекты.

Основные характеристики устройств

Теперь несколько слов о том, на что следует обратить внимание, покупая микрофон для ПК. Основным параметром является чувствительность, то есть способность устройства воспринимать звуковой сигнал минимального уровня. Но такие девайсы, как правило, могут запросто ловить и посторонние шумы.

Далее следует обратить внимание на направленность действия (ненаправленные устройства могут фокусировать или усиливать сигнал из разных направлений, но когда требуется четкая направленность, лучше выбрать односторонний микрофон).

Частотные характеристики микрофонов для обычной записи речи могут находиться в пределах от 0,1 до 10 кГц. Для профессиональной записи голоса придется выбирать устройства с параметрами повыше.

По методу передачи сигнала микрофоны делятся на конденсаторные, которые рекомендуются профессионалами обработки звука, и динамические модели, которые обладают не такими высокими характеристиками, но зато доступны по цене.

В плане подключений к аудиоинтерфейсу лучше предпочесть аналоговую модель со штекером в виде «джека» или «мини-джека», а не брать микрофон для ПК USB. Но аналоговые модели рекомендуется использовать при условии наличия хорошей звуковой карты, а не интегрированной в материнскую плату. USB-модели не всегда обладают высокими параметрами, но если выбрать достаточно дорогое устройство с предусилителем в комплекте, можно получить весьма неплохой звук.

Самые популярные модели микрофонов среднего ценового диапазона (отзывы пользователей)

Сказать однозначно, какой именно микрофон для ПК станет оптимальным вариантом, очень трудно. Для начала рассмотрим несколько самых популярных моделей, исходя из рейтинга, составленного на основе пользовательских отзывов:

  • SVEN MK150 - петличная модель с хорошей чувствительностью, идеально походящая для подключения к ноутбукам и доступная по цене.
  • Defender MIC-112 - российская настольная разработка с гибкой ножкой, ориентированная на сферу онлайн-общения в социальных сетях или в программах вроде Skype.
  • Genius MIC-01A - всенаправленный настольный микрофон с жестким креплением, который может применяться как полупрофессиональный девайс для записи речи при создании презентаций или озвучивании домашнего видео.
  • Plantronics AUDIO 300 - настольная модель для передачи речи с повышенной чувствительностью, что вызывает наводку на колонки (их при записи нужно отключать).
  • Hama 57151 - портативный микрофон конденсаторного типа, который может применяться не только при записи звука, но и при использовании программ распознавания речи.

Дорогие микрофоны для ПК

Отдельно стоит остановиться на нескольких моделях более высокого ценового диапазона от именитых производителей. Среди всего такого оборудования, если не брать в расчет студийные микрофоны, для домашнего применения можно порекомендовать следующие модификации:

  • Audio-Technica AT2020 - универсальная модель с хорошей системой улавливания звука, обладающая высокими звуковыми характеристиками и очень прочной конструкцией, пригодной даже для транспортировки в экстремальных условиях.
  • Shure PG27 - чуть ли не легендарный микрофон конденсаторного типа, который можно использовать даже в студиях звукозаписи при помощи подключения к компьютерным системам посредством USB-интерфейса.
  • Sennheiser PC 8 USB - полноценная аудиогарнитура с наушниками, ориентированная на общение или прохождение командных компьютерных игр (если стоимость ее покажется слишком высокой, можно купить аналогичное устройство с одним наушником).
  • Apogee MiC 96K - весьма интересный девайс для качественной записи звука в домашних условиях, который можно даже напрямую подключить к собственному Mac-компьютеру, iPhone или же iPad).
  • Blue Microphones Snowball - необычный сферический USB-микрофон, предназначенный для записи объемного звука с повышенным качеством.

Что предпочесть?

Завершая обзор самых популярных моделей в пользовательском рейтинге, остается ответить на самый главный вопрос о том, какой же все-таки микрофон для ПК приобрести. Вся зависит исключительно от того, для каких именно целей будет использоваться данное устройство. Если оно нужно только для общения, можно выбрать любую недорогую модель (хоть петличного, хоть настольного типа), но особо следует обратить внимание на устойчивость или крепость фиксации. Для озвучивания каких-то собственных проектов, где требуется высокое качество записи, лучше применять микрофоны более высокой стоимости. В плане подключений к саунд-системе компьютера выбор лучше остановить на аналоговых моделях конденсаторного типа. Впрочем, вопрос предпочтений все равно остается за пользователем.

Пора вспомнить школьный курс физики. Начнем с устройства:

  • Динамические микрофоны - это «динамики наоборот», у которых обмотка, колеблясь в поле постоянного магнита, и генерирует сигнал. Их достоинства - прочность, отсутствие необходимости в дополнительном питании, низкое выходное сопротивление (к этому мы еще вернемся ниже). Но и недостатки ощутимы: низкая чувствительность, габариты. Поэтому в виде гарнитуры или «прищепки» их использовать просто нереально - а для компьютеров и ноутбуков такие форматы как раз удобнее всего для самых частых применений.
  • У конденсаторных микрофонов есть потребность во внешнем источнике напряжения (фантомное питание), зато они при малых размерах могут иметь приличную чувствительность, их амплитудно-частотная характеристика ровнее. Но из-за потребности в фантомном питании и высокого выходного сопротивления они способны работать не со всякой звуковой картой (например, на старых Sound Blaster Audigy был специальный джампер, переводивший микрофонный вход в «конденсаторный» режим).
  • Электретные микрофоны - это разновидность конденсаторных. Независимо от конкретной реализации, гомоэлектретной или гетероэлектретной (отставить смех в аудитории!), они имеют настолько высокое выходное сопротивление, что усилитель для них приходится встраивать в сам капсюль, а сигнальный провод у них одновременно несет и питание. Электретные микрофоны дешевы, поэтому в компьютерной сфере они используются чаще всего. Если Вы случайно вставляли наушники во вход для микрофона, то слышали в них характерный щелчок - это именно питание для электретного микрофона заставило мембраны колебаться. Но и качество у этих микрофонов соответствующее: для серьезной работы со звуком приобретите «конденсаторник» или «динамик».

Теперь обратимся к диаграмме направленности . Это понятие определяет, в каком направлении микрофон «слышит» лучше всего. Естественно, идеальный вариант - это когда микрофон улавливает только сигнал от источника звука, но на практике он будет малоприменим: стоит Вам переместиться или повернуть голову, как громкость записи резко упадет. Для компьютеров актуальны в первую очередь:

  • Всенаправленные микрофоны имеют очень широкую диаграмму направленности, «ловя» и Вашу речь, и посторонние шумы, зато мало чувствительны к перемещению. Такой вариант лучше всего для петличных или наголовных микрофонов, которые «смотрят» куда угодно, но только не на Ваш рот.
  • Кардиодные микрофоны имеют диаграмму направленности, похожую на символическое изображение сердца. Они требуют более точной ориентации на источник звука, но и шумов в записи будет меньше. Записывать дома музыку, зачитывать текстовое сопровождение для видео стоит именно с кардиодным микрофоном.

Супер- и гиперкардиодные микрофоны узконаправлены, их стихия - скорее студийная работа или репортажи «в поле». Дома такой микрофон вряд ли будет Вам удобен.

А теперь о главном в вопросе сопряжения любых источников сигнала . У любого микрофона есть определенное выходное сопротивление, а у любой звуковой карты - сопротивление входное. В общем случае достаточно знать, что второе должно быть значительно больше первого, иначе хорошего звука Вы не получите: он станет крайне неразборчивым, «ватным». Но бесконечно увеличивать входное сопротивление звуковой карты, особенно встроенной, тоже нельзя: уровень шумов станет таким, что запись звука станет невозможной. Поэтому выходов два: или выбор микрофона с низким выходным сопротивлением, или покупка микрофонного предусилителя или дибокса, который согласует высокоомный микрофон с низкоомным входом. К тому же, увеличивая амплитуду сигнала, поданного на звуковую карту, Вы избавитесь от необходимости выкручивать предусиление на ней самой - тут у дешевых карт вновь полезут всевозможные шумы.

Как и обещал, начинаю серию статей о домашней звукозаписывающей студии. Первым и основным предметом, который нам понадобиться при записи вокала к песням - это, конечно, микрофон. Поэтому сегодняшнюю статью посвящаю именно этому аксессуару.

Начну с того, что расскажу о типах микрофонов. Полная классификация их достаточно обширная, и напрямую зависит от того, какой источник звука будет записываться. В нашей домашней студии, микрофон нам нужен в основном для записи вокала, то разобраться нам нужно только в некоторых типах. Для себя я, например, выделил два основных типа микрофонов: динамические и конденсаторные.

Динамические микрофоны - это наиболее часто встречающиеся микрофоны, принцип действия которых основан на преобразовании действия звуковой волны в механические колебания диафрагмы, прикрепленной к катушке индуктивности. В связи с тем, что в изготовлении микрофоны этого типа достаточно просты, стоимость их, как правило, невысока. Используются в основном на концертах, либо в студиях на репетициях. Внешнего напряжения для работы таких микрофонов не требуется.

Конденсаторные микрофоны - это микрофоны более сложной конструкции, роль диафрагмы в которых выполняет металлическая мембрана, являющаяся также одной из обкладок конденсатора (собственно, поэтому они и называются конденсаторными). Когда звуковая волна начинает воздействовать на мембрану, сжимая или расширяя её. Из-за этого происходит изменение емкости конденсатора, вследствие чего постоянное напряжение преобразуется в переменное. Для работы конденсаторных микрофонов требуется внешнее питание (фантомное), которое обычно составляет 48 В и подается, как правило, через микшерный пульт. Бывает, что используется питание в 9 В, в этом случае оно подается батарейкой или, например, по USB кабелю. В сам конденсаторный микрофон встраивается предварительный усилитель, способный согласовать выходное сопротивление микрофона с входным сопротивлением микшерного пульта или усилителя, к которому он подключен. Микрофоны конденсаторного типа более сложны в изготовлении, эксплуатироваться должны бережнее, но обладают очень качественными частотными характеристиками, поэтому стоимость их выше динамических. Очень часто такие микрофоны используются для записи звука в студийных либо домашних условиях. Для нашей домашней студии как раз то, что нужно, такой мы и будем выбирать.

Но прежде, чем перейду к конкретным моделям, хочу добавить, что помимо описанных выше типов существует ещё один интересный тип микрофонов - ламповые . Хотя, если быть точным, ламповые микрофоны являются всего лишь разновидностью конденсаторных микрофонов. Интересны они тем, что за счет использования вместо полупроводниковых элементов ламп накаливания, звук становится более натуральным и как выражаются профессиональные звукорежиссеры, «теплым». Единственный минус ламповых микрофонов - эта их заоблачная стоимость, исчисляемая в несколько тысячах долларов.

Стоит оговориться, что сейчас в некоторых магазинах появились относительно недорогие модели ламповых микрофонов (например, Behringer T-1 , Behringer T-47 - стоимостью около 7,5 тыс. рублей), но использовать их профессионалы, почему-то не советуют. Конкретных отзывов об использовании именно этих микрофонов, к сожалению не нашел, но в качестве микрофона для домашней студии я их всё же рассматривать пока не буду (не считаю, что это действительно оправдано).

С типами более-менее разобрались, теперь переходим ко второму вопросу, который должен возникать: по каким параметрам выбирать микрофон?

Первым и наиболее важным параметром для нас является динамический диапазон, а именно те частоты, которые микрофон сможет воспроизвести и записать. Человеческое ухо воспринимает звуки частотой от 16 Гц до 20 кГц , так что для нашей студии будем выбирать микрофон с близким к указанному динамическим диапазоном.

Вторым актуальным параметром при выборе записывающего устройства является направленность (диаграмма направленности). Существует их всего три:

  1. Круговая или всенаправленная характеристика - в этом случае микрофон сможет записать любой источник звука расположенный вокруг него на 360 градусов.
  2. Направленная (кардиоида, суперкардиоида, гиперкардиоида) характеристика - записывается только источник звука, расположенный непосредственно перед диафрагмой.
  3. Двунаправленная (восьмерка) характеристика - микрофон воспримет источник звука, расположенный перед ним и за ним.

Здесь тоже несложно, для записи вокала нам наиболее подойдет вторая диаграмма направленности, а, точнее, кардиоида (наиболее распространенная).

Собственно, основное мы знаем, теперь переходим к описанию конкретных марок.

Behringer С-1 и Behringer С-1U
(3 460 руб. и 4 910 руб.)

Самый недорогой микрофон конденсаторного типа с 16 мм диафрагмой. Отличается достаточно ровной АЧХ (амплитудно-частотной характеристикой), повышающейся только при записи высоких частот (порядка 10-20 кГц), и малошумящей схемой, что позволит записать кристально чистый. Микрофоны Behringer С-1 и Behringer С-1U отличаются только способом подключения. В случае с Behringer С-1U микрофону не требуется внешнего питания и использования микшерного пульта, так как в комплекте имеет USB кабель, с помощью которого он и подключается к компьютеру.

Частотный диапазон: 40 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
136 дБ
Масса (нетто): 0,53 кг

AKG Perception 120
(6 130 руб.)

Качественный конденсаторный микрофон с отличной сборкой, подойдет под самые различные нужды в домашней студии. Обеспечивает качественную детализацию и чистоту звука. Имеется переключаемый басовый фильтр. Кроме этой версии с обычным шнуром XLR, выпущена версия с USB проводом.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 130 дБ (150 дБ при переключении басового фильтра)
Масса (нетто): 0,46 кг

Audio-Technica AT2020 USB
(7 770 руб.)

Студийный конденсаторный микрофон с высококачественным А/Ц конвертером, который позволяет записывать звук точно таким, каким его слышите вы. Отличается встроенным разъемом для наушников, позволяющим осуществлять мониторинг звука в реальном времени, а также отдельными регуляторами громкости и усилителя. В комплекте имеется крепление для стойки и защитный чехол для переноски. Выпускается с обычным шнуром XLR и со шнуром USB, для быстрого подключения к компьютеру.

Частотный диапазон: 20 Гц - 16 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 138 дБ
Масса (нетто): 0,39 кг

Октава МК 319
(9 050 руб.)

Российский профессиональный микрофон, который считается легендарным. Отличается максимально достоверным звуком и его «прозрачностью». Для использования с повышенным уровнем звукового давления на микрофоне имеется специальный переключатель «-10 дБ». Питание фантомное (48 В), шнур стандартный XLR.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 122 дБ
Масса (нетто): 0,51 кг

ART M-ONE U
(10 260 руб.)

Ещё один микрофон с USB проводом, сразу подключаемый к компьютеру. Отличительной чертой микрофона является большая 32 мм диафрагма, которая сможет передать все красочные нюансы голоса. Поставляется в комплекте с жестким держателем для стойки.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 138 дБ
Масса (нетто): 0,47 кг

На этом, наверное, и все. Здесь я привел только те микрофоны, которые, по отзывам, больше всего подходят для использования в домашних мини-студиях. Сильно дорогие микрофоны я рассматривать не стал, так как это не всем по карману. А какой из них использовать, и использовать ли вообще, выбирать вам. Для себя, на данный момент, планирую купить AKG Perception 120 или Behringer С-1U .