С сегодняшнего дня все разработчики могут пополнять магазин Windows 10. Если вы используете эту операционную систему, вы можете создать для нее собственное приложение. Регистрироваться в качестве разработчика не нужно, публиковать его в магазине тоже, но вы сможете пользоваться им сами или отправить его своим друзьям.
Как создать приложение для Windows 10?
Зайдите на сайт , залогиньтесь в аккаунт Microsoft и согласитесь с предложенными условиями.
Откроется начальная страница сервиса. Нажмите на «Windows 10» и выберите в разделе шаблонов «Empty App W10».
Придумайте своему приложению название, впишите его в соответствующее поле и нажмите «Start with this one!»
Вы перейдете в рабочую панель App Studio. Во вкладке «Content» вы можете наполнить приложение контентом из RSS-ленты любого сайта и различных сервисов (Facebook, Twitter, YouTube, Instagram, Flickr и так далее). Также можно использовать HTML-код.
Расположение контента на странице приложения можно настроить, нажав значок редактирования на плитке любого из блоков. Изменения не сохраняются автоматически, поэтому иногда нажимайте кнопку Save.
Во вкладке «Themes» можно выбрать любую из заготовленных тем оформления или модифицировать существующую так, чтобы она максимально подходила вашему приложению.
Во вкладке «Tiles» настраивается живая плитка приложения. Вы можете загрузить иконки разных размеров.
Вкладка «Settings» - финальная. В ней можно выбрать язык приложения, добавить описание, привязать проект к своему аккаунту разработчика и активировать показ рекламы.
В любой момент можно посмотреть, как ваше приложение будет выглядеть и работать на смартфоне, планшете и компьютере. Если необходимо внести правки, вернитесь в любую вкладку и отредактируйте контент.
Скачайте архив с приложением на компьютер, распакуйте его в какую-нибудь папку, но не спешите его запускать.
Скачайте с сайта Microsoft корневой сертификат и установите его. Затем зайдите в меню «Обновление и безопасность» параметров устройства и в разделе «Для разработчиков» включите «Режим для разработчика».
Всем привет!
Моя последний пост был написан довольно давно и пора бы исправлять этот прескорбный факт. Сегодня я решил разбавить череду статей о Windows Azure и поговорить о другой, не менее привлекательной платформе от Microsoft – Windows Phone .
Как вы наверняка уже знаете, операционная система для мобильных устройств компании Microsoft присутствует на рынке уже давно (аж с 2010 года) и на сегодняшний день занимает одну из лидерских позиций, в некоторых странах обходя по количеству проданных устройств даже популярную iOS. Поэтому многие разработчики как в России так и по всему миру уже вовсю пишут приложения для этой ОС, отчитываясь об отличных продажах и прибылях в Windows Store.
Начать разрабатывать приложения для Windows Phone на самом деле довольно легко. Если вы уже знаете C# и имели опыт работы с WPF или Silverlight, то можно сказать, что вы знаете 80% необходимой информации. Дело в том, что в основе платформы разработки для Windows Phone изначально лежал Silverlight, а в версии WP8 он сменился на в чем-то похожую на него платформу, хоть и более приближенную к WinRT. Так что если вы когда-либо писали приложения на WPF, знаете, что такое MVVM и для чего он нужен – то вперед, пишите приложения для Windows Phone .
Но что делать, если вы не опытный разработчик, но вам очень хочется иметь здесь и сейчас свое уникальное приложение, которое можно установить на свой телефон и хвастаться перед друзьями? Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.
Windows Phone App Studio
Я всегда любил компанию Microsoft за то, что она предоставляет своим пользователям разработчикам очень удобный инструменты для работы. И вот в августе Microsoft представила свой новый сервис, который позволит любому человеку, даже не знакомому с программированием вообще, создать свое собственное приложение для Windows Phone. Называется он Windows Phone App Studio .
С помощью данного сервиса вы за всего четыре шага сможете создать полноценное приложение с нуля. Вы сможете задать свои стили, изображения и данные, добавить описание и выложить результат в магазин приложений. При этом вам не обязательно быть зарегистрированным разработчиком (годовая подписка для которых стоит $99). Теперь у каждого есть возможность бесплатно разблокировать одно устройство и загрузить на него до двух собственных приложений, чтобы их протестировать.
Мне самому стало интересно, какие возможности есть у данного сервиса, и я решил создать приложение-суптник для своего мини-проекта Факты о программировании . Об этом я сейчас подробно и расскажу.
Шаг 0.1. Регистрация
Для того, чтобы начать пользоваться сервисом, вам необходимо зарегистрировать свой собственный LiveID аккаунт. Я думаю нет смысла объяснять, что это такое, если вы хоть раз пользовались каким-либо сервисом от Microsoft. Заходим на сайт App Studio и жмем кнопку Start Building:
Введите свой LiveID логин и пароль и выпопадете в систему управления своими приложениями. Если вы делаете это впервые, то у вас будет пустой список. У меня же в коллекции уже есть приложение prog_facts.
Шаг 0.2. Выбор типа приложения
Для того, чтобы создать свое первое приложение, надо выбрать пункт меню Create. Вам будет предложено два варианта – создать приложение по одному из доступных шаблонов или же настроить все с нуля.
Готовых шаблонов достаточно много. Среди них есть и шаблоны для приложений спортивной направленности (например, для отслеживания результатов любимой команды), семейные, развлекательные и многие другие. При наведении маши на шаблон вы увидите его краткое описание, а при выборе каждого из них вам откроется дополнительное окно, где будет продемонстрировано то, как это приложение может выглядеть.
В моем случае я решил не полагаться на шаблон, а создал приложение с нуля, выбрав соответствующий пункт меню create an empty app .
Шаг 1. Информация о приложении
Самый первый и самый простой шаг из тех четырех, за которые нам обещают создать приложение, отвечает за информацию о будущем приложении. Вам надо будет указать его название, краткое описание и выбрать логотип. Логотип должен быть в формате PNG и размером 160×160 пикселей.
Обратите внимание на телефон, который отображается справа. В нем всегда отображается ваше приложение с теми изменениями, которые вы с ним делаете.
Шаг 2. Наполнение контентом
Каждое приложение, создаваемое через Windows Phone App Studio, состоит из секций. Каждая секция представляет собой набор страниц, связанных между собой какой-то логикой. Например, данными, которые на этой странице можно отображать. Создадим новую секцию, в которой в качестве источника данных будем использовать поток RSS.
Здесь надо задать имя будущей секции, выбрать тип источника данных (доступны Коллекция, RSS, видео с YouTube, изображения из Flickr, поиск в Bing и HTML5 контент) и присвоить ему имя. После создания секции мы попадем на страницу редактирования.
Страница редактирования разделена на несколько частей. В разделе Data Source вы можете управлять источником данных, который связан с этой секцией. Раздел Pages содержит перечень всех страниц, которые относятся к секции. Можно заметить, что у нас по умолчанию создалось две страницы. Первая, под названием Blog – главная страница секции, которая содержит записи, считанные из RSS потока. Вторая страница Info была сгенерирована автоматически и она отвечает за отображение деталей каждой записи из RSS, когда пользователь выберет ее в списке. Мы пока оставим страницы секции и сперва отредактируем источник данных. (и не забываем нажать Save Changes, чтобы секция сохранилась в проекте)
Шаг 2.1. Источник данных
Выбрав на предыдущем экране источник данных, мы попадем в окно его редактирования. Поскольку мы выбрали тип источника RSS, то нам будет предложено указать URL, по которому будут получаться данные. Для этого примера воспользуемся RSS лентой, расположенной по адресу
Как только вы нажмете Refresh и сохраните результаты, на главной странице приложения в эмуляторе вы сразу увидите, что данные из RSS ленты уже отображаются в вашем приложении. Это крайне удобно и полезно, потому что сразу можно узнать, как программа будет выглядеть. Например, моя RSS лента не прикрепляет изображения к записям, поэтому вместо них конструктор App Studio подставляет картинки по умолчанию, которые выглядят неуместно. Давайте это исправим.
Шаг 2.2. Редактирование внешнего вида страницы
Выбрав на странице “Configure App Content” в разделе Section Pages одну из страниц, вы перейдете в окно ее редактирования. Для каждого типа страницы доступны несколько возможных шаблонов. Для страницы Blog, которую я изначально хочу поправить, по умолчанию выставлен вид отображения записей и картинок. Давайте выберем вид с только записями, попутно поправив заголовок страницы:
Сразу видно, как изменилось приложение. Теперь записи идут одна за другой последовательно, что приводит внешний вид приложения к минималистичному стилю. Стоит обратить внимание на поля Item Title и Item Subtitle. Вместо простого текста там сейчас написаны непонятные выражения {Data.Title} и {Data.Summary}. Для тех, кто знаком с WPF, это можно сравнить с Data Binding. Для остальных я поясню.
Поскольку наша секция построена вокруг Data Source, то мы должны иметь возможность каким-то образом получать данные из этого источника. Эти выражения как раз и означают, что в соответствующих полях мы хотим видеть информацию, полученную из RSS ленты. Здесь объект Data представляет собой одну запись из RSS, а поля Title и Summary – какую-то конкретную часть этой записи. Если нажать на иконку справа от поля, то вам выведется весь перечень доступных полей объекта Data, среди которых есть информация об авторе записи, ее дате, ссылке и несколько еще.
Аналогичным образом попробуем отредактировать страницу Info. Для нее доступен несколько иной набор шаблонов, среди которых мы выберем самый простой и подходящий больше всего:
На этой странице все примерно аналогично. Единственное, что вместо объекта данных Data здесь используется Context, который по сути является тем же самым.
Шаг 2.3. Добавление меню и других секций
Помимо простых секций, в Windows Phone App Studio можно добавить так называемое меню. Это секция, которая состоит из перечня ссылок на другие секции или на внешние сайты. Я решил добавить меню на разделы сайта с видео, чтобы у вас всегда был под рукой быстрый доступ к полезной информации. Добавляется меню аналогично простой секции и его настройка не представляет сложности. Так что предлагаю освоить это в качестве домашнего задания.
Шаг 3. Стили
Завершив наполнение приложения секциями, страницами и меню, переходим к разговору о прекрасном, а именно о стиле. В разделе 3 “Configure App Style” вы сможете настроить базовую цветовую гамму, которая будет использоваться в вашем приложении. Я выбрал цвета, которые используются в блоге – это синий и белый. Таким образом приложение получилось светлым и приятным, хотя о вкусах не спорят.
Цвет Accent Brush отвечает за то, каким будет ваш основной цвет акцента. Он отвечает за заголовок приложения. Кисть Background Brush, как не трудно догадаться, отвечает за цвет фона. Вы также можете выбрать картинку, если считаете ее более уместной, чем однотонная заливка. Foreground Brush – это цвет шрифтов, которыми будут выводиться данные в вашем приложении. Ну и Application Bar Brush – цвет фона панели меню, выводящегося снизу.
Шаг 3.1. Тайлы
Тайлы – неотъемлемая часть любого приложения для Windows Phone. Они могут расширить ваше приложение, позволив пользователю видеть дополнительную информацию, не открывая основное окно программы. Конечно же, в Windows Phone App Studio вы не сможете создать умный тайл, который смог бы самостоятельно обновлять свой вид и подгружать дополнительные данные откуда-нибудь. Однако вы можете выбрать один из нескольких стандартных типов поведения, используя некие статические данные. Например, для приложения glamcoder я выбрал тип тайла Iconic Template и выведу на него краткое описание приложения:
Шаг 3.2. Splash и Lock экраны
Это дополнительные украшения, которые позволят вашему приложению выглядеть более нарядно и презентабельно. Изображение Splash Screen – это картинка, которая выводится пользователю, пока ваше приложение загружается. Там, как правило, принято помещать логотип вашей программы или фирмы, чтобы сразу дать понять пользователю, каким именно приложением он собирается пользоваться в данный момент.
Изображение для Lock Screen – это картинка, которая будет выводиться на экран блокировки. На самом деле в нем нет особого практического смысла, потому что эта картинка статична в рамках Windows Phone App Studio, и вряд ли пользователь захочет сменить красочные Bing обои вашей картинкой.
Шаг 4. Финал
Ну вот мы и дошли до самого последнего этапа – создания нашего первого приложения для Windows Phone. На последней странице с названием Generate нас ждет заветная опция – сгенерировать пакет, который впоследствии мы сможем установить на свое устройство. Нажимаем большую кнопку Generate app и ждем, пока работает магия.
После того, как генерация завершится, вы увидите соответствующее сообщение, а также на выбор несколько вариантов. Первый – вам на почту придет письмо, из которого вы сможете скачать свое приложение. Второй – вы можете загрузить на свой компьютер готовый файл пакета, чтобы потом опубликовать его в магазине приложение. И третий вариант – вы можете скачать исходные коды полученного приложения, чтобы подредактировать их. Я вам советую воспользоваться третьим способом. Во-первых, так вы получите больше гибкости и сможете внести такие изменения, которые в Windows Phone App Studio сделать нельзя. А во-вторых, и это самое главное, вы сможете самостоятельно разобраться в коде приложения, изучить как, оно работает, чтобы в следующий раз написать все своими собственными руками.
Заключение
Популярность той или иной мобильной операционной системы в наши дни определяется не теми функциями, которые она предоставляет пользователям из коробки сама, а теми приложениями, которые доступны в магазине и которые позволяют расширить функциональность каждого устройства до бесконечности. Я часто слышу слова людей, мало знакомых с Windows Phone, что это отсталая система, что для нее нет необходимых приложений и тому подобные глупости. Все это не так. Система активно развивается, с каждым днем появляется все больше новых, полезных, а порой даже эксклюзивных приложений.
Я очень надеюсь, что эта статья вдохновит вас на написание своего собственного первого приложения для Windows Phone. И мне хочется верить, что знания, которые вы приобретете, помогут вам создать новый Instagram или новые Angry Birds. А чтобы это случилось как можно раньше, заходите на портал разработки для Windows Phone , изучайте материалы, смотрите видеоуроки, творите.
Удачи и хороших вам приложений!
Последнее обновление: 31.10.2015
Запустим Visual Studio Express 2013 for Windows. В меню выберем File->New Project.. . Перед нами откроется окно создания проекта:
В левой части окна выберем Visual C#->Store Apps-> Windows Phone Apps . А среди шаблонов нового проекта выберем Blank App (Windows Phone) , дадим какое-нибудь название проекту, например, назовем его HelloApp. И нажмем ОК.
И Visual Studio создаст новый проект:
Проект по шаблону Blank App по умолчанию имеет следующие узлы:
Каталог Assets , содержащий используемые файлы изображений
App.xaml и App.xaml.cs - файл ресурсов приложения на xaml и файл кода приложения на c# соответственно
MainPage.xaml и MainPage.xaml.cs - файл графического интерфейса окна приложения и файл кода окна на c# соответственно
Package.appxmanifest - файл манифеста приложения
На данном начальном этапе пока для нас ценность представляют файлы MainPage.xaml и MainPage.xaml.cs . Откроем файл MainPage.xaml, который представляет графический интерфейс:
Слева в виде телефона у нас будет окно графического дизайнера. Справа - окно разметки графического интерфейса на языке xaml. Графический интерфейс в данном случае представлен классом MainPage, который представляет собой отдельную страницу. Все изменения по интерфейсу, которые мы сделаем, тут же будут отображаться в графическом дизайнере, который даст нам визуальное понимание того, как в итоге будет все выглядеть.
Допустим, наше приложение будет считать сумму вклада после начисления процентов. Для этого нам нужно поле ввода суммы вклада, поле для вывода результата и кнопку, с помощью которой мы будем инициировать вычисления итоговой суммы. Итак, изменим код файла MainPage.xaml следующим образом:
С помощью атрибутов элементов мы задаем их внешний вид и позиционирование. Например, с помощью атрибута Margin задаются отступы от внешнего края. Более подробно об атрибутах и прочих элементах языка xaml мы поговорим в дальнейшем.
После добавления элементов и их атрибутов у нас автоматически обновится и окно дизайнера:
Теперь изменим код кнопки следующим образом:
С помощью выражения Click="button1_Click" мы добавили обработчик события Click. Таким образом, по нажатию кнопки будет срабатывать метод button1_Click . Теперь определим этот метод.
Откроем файл MainPage.xaml.cs , который содержит логику страницы. По умолчанию он имеет следующий код:
Using System; using System.Collections.Generic; using System.IO; using System.Linq; using System.Runtime.InteropServices.WindowsRuntime; using Windows.Foundation; using Windows.Foundation.Collections; using Windows.UI.Xaml; using Windows.UI.Xaml.Controls; using Windows.UI.Xaml.Controls.Primitives; using Windows.UI.Xaml.Data; using Windows.UI.Xaml.Input; using Windows.UI.Xaml.Media; using Windows.UI.Xaml.Navigation; namespace HelloApp { public sealed partial class MainPage: Page { public MainPage() { this.InitializeComponent(); this.NavigationCacheMode = NavigationCacheMode.Required; } protected override void OnNavigatedTo(NavigationEventArgs e) { } } }
В класс MainPage добавим новый метод:
Private void button1_Click(object sender, RoutedEventArgs e) { double capital; if(Double.TryParse(textBox1.Text,out capital)) { capital+=capital * 0.12; textBlock1.Text = capital.ToString() + " долларов"; } else { textBlock1.Text="Некорректное значение"; } }
В методе мы получаем введенное в текстовое поле значение и пытаемся его преобразовать к типу double. Если преобразование пройдет успешно, то выводим результат несложных вычислений.
Запустим на выполнение:
При запуске мы можем выбрать, где мы будем тестировать приложение - на реальном устройстве или эмуляторе. В моем случае я запускаю приложение на реальном смартфоне, поэтому в выпадающем списке выбираю Device . Однако можно выбрать и один из эмуляторов, если они уже установлены.
При запуске приложения на смартфоне важно, чтобы смартфон не находился в состоянии блокировки. Итак, запустим:
Введем в текстовое поле какое-нибудь число и нажмем на кнопку:
При тестировании через смартфон важно помнить, что при запуске приложение автоматически устанавливается на телефон, и мы можем его найти в списке всех приложений:
И при необходимости потом, отключившись от компьютера, также сможем его запустить, либо удалить.
На этом создание первого приложения завершено.
С выходом Windows 8, разработчикам был представлен абсолютно новый тип приложений – приложения в стиле Modern UI. Ну, как новый? Подобные приложения уже разрабатывались для Windows Phone. Данные приложения не имели ничего общего с привычными Windows-приложениями. Такие приложения не совместимы с предыдущими версиями Windows, обладают абсолютно новым интерфейсом (Modern) и для их разработки используется новый WinRT API
(Windows Runtime API) и Windows XAML
(язык разметки интерфейса).
Никаких проблем для написания только Windows 8-версии своего приложения не было, однако, если требовалось написать приложение не только для Windows, но и для Windows Phone, нужно было преодолеть определенные трудности. Все дело в том, что Windows Phone для своих приложений использует Silverlight и Windows Phone API, тогда, как Windows 8 использует Windows XAML и WinRT API. Они имеют некоторые существенные отличия.
Несведущему человеку может показаться, что никаких проблем это приносить не должно, хотя на деле каждая версия приложения должна быть написана с нуля полностью. Именно это является главной проблемой, так как объем работы, который требовалось выполнить, был колоссальным. Нет, конечно были способы для унификации некоторых частей приложения, но они трудны для начинающего разработчика.
В Microsoft знали об этой проблеме и долгое время работали над ее решением. Результатом этой работы стали так называемые универсальные приложения Windows (Universal Windows Apps), которые доступны начиная с Windows 8.1 Update 1 и Windows Phone 8.1 (которая до конца лета будет доступна для установки всем устройствам на Windows Phone 8). Можно предположить, что теперь приложения будут работать без перекомпиляции как на Windows, так и на Windows Phone, но это не совсем так.
Каждое приложение все так же будет создаваться и компилироваться отдельно для каждой платформы, но объем требуемой работы теперь существенно сократился. Все дело в том, что Microsoft наконец-то унифицировали большую часть API для Windows и Windows Phone. Больше всего изменений было выполнено именно на стороне Windows Phone. Отныне для написания приложений для этих двух платформ (скоро будет три, Xbox One туда же) используется WinRT API и Windows XAML. Конечно же привычный для Windows Phone Silverlight никуда не делся и даже обзавелся некоторыми дополнительными возможностями, но не о нем сейчас разговор.
Универсальные приложения теперь используют среду выполнения Windows (тот самый Windows Runtime). Эти нововведения позволяют программисту свести платформозависимый код к минимуму, ведь большинство вызовов к API идентичны.
Тестовое приложение
Сегодня предлагаю вам попробовать написать простое универсальное приложение, имя которому «Hello, World!» . Писать будем на языке C# (требуются как минимум начальные знания языка и XAML ). Для этого минимально нам понадобится:
Windows 8.1 (x86)
Это совсем минимально. С таким комплектом вы сможете разработать универсальное приложение и отлаживать его Windows-версию на своем текущем компьютере. Windows Phone-версию приложения вы сможете отлаживать только на реальном устройстве (причем требуется аккаунт разработчика).
Чтобы иметь возможность отлаживать свое приложение в эмуляторе Windows Phone, вам потребуется:
Windows 8.1 Профессиональная (x64)
Процессор с поддержкой аппаратной виртуализации для клиента Hyper-V (подходит даже бюджетный Celeron G1610 и вроде даже Pentium 4 на LGA775)
Visual Studio Express 2013 для Windows с обновлением 2
С таким комплектом вы сможете разрабатывать свое приложение более полноценно и тестировать его в различных режимах с использованием имитатора Windows-планшета и эмулятора Windows Phone.
Я же буду использовать Visual Studio Ultimate 2013 и показывать все буду именно на ней. Не волнуйтесь, от бесплатной Express интерфейс практически не отличается. Начнем!
Универсальный «Hello, World!»
Запустим Visual Studio и создадим новый проект.
В разделе «Приложения Магазина Windows» есть различные шаблоны приложений как для Windows, так и для Windows Phone. Нас интересуют именно универсальные приложения, шаблоны которых доступны в специальном подразделе.
На выбор дается два варианта: пустое приложение и приложение с Hub (это такой классный элемент управления). Остановимся на пустом приложении, ведь мы пока только учимся, и сразу лезть в дебри не следует. Пойдем от простого.
Введите имя для создаваемого приложения. Я назвал его «UniversalHelloWorld» , четко и ясно. Нажимаем «ОК» и ожидаем, пока Visual Studio создает проект. Давайте рассмотрим структуру созданного проекта.
Весь проект подразделен на три части :
Windows - содержит код и элементы, доступные только Windows-версии приложения
Windows Phone - содержит код и элементы, доступные только Windows Phone-версии приложения
Shared – содержит код и элементы, которые доступны сразу для двух платформ
Обратите внимание, что на данный момент общим являются только один элемент: App.xaml (и App.xaml.cs). Этот элемент отвечает за запуск и остановку приложения.
Вы уже можете попробовать запустить приложение. И для этого нажмите F5. Для прекращения отладки, вернитесь в Visual Studio и нажмите «Shift+F5» . Вы должны увидеть пустой экран. Первоначально будет запущена Windows-версия приложения. Чтобы выбрать, какую версию приложения запустить, найдите на панели инструментов кнопку отладки (зеленый треугольник).
Здесь вы можете выбрать, где запускать отладку вашего приложения. Имитатор выполняет имитацию Windows-планшета, у которого вы можете менять ориентацию, разрешение дисплея и прочие вещи. Кнопка «Удаленный компьютер» предназначена для запуска отладки на внешнем Windows 8 устройстве. Я для этих целей использую Surface RT.
Вернемся к смене запускаемой версии. В подменю «Запускаемый проект» вы можете выбрать «Windows Phone 8.1» . После этого содержимое базового меню изменится и на ваш выбор будет доступно множество эмуляторов.
Выберите желаемый эмулятор и запустите отладку. После того, как эмулятор запустится, вы увидите пустой экран своего приложения. После завершения отладки эмулятор закрывать совсем не требуется.
Пока каждая версия приложения имеет отдельную главную страницу MainPage.xaml. Так как наше приложения очень простое, нам совсем не требуется разный дизайн страницы на каждой платформе. Перенесите MainPage.xaml в раздел Shared, и затем удалите его из разделов Windows и Windows Phone. Структура проекта станет такой:
Открыв данный файл, вы увидите эту страну в визуальном редакторе, а также ее код разметки. Пока мы имеем следующий код:
Он всего лишь создает корневую сетку страницы, закрашенную стандартным цветом страницы. Давайте добавим на страницу одноименную надпись и кнопку для приветствия. Разместите в Grid элемент TextBlock. Код элемента будет таков:
Чтобы посмотреть, как страница выглядит в режиме планшета/десктопа и телефона, используйте выпадающий список над редактором кода.
Также добавим на страницу кнопку, которая покажет нам небольшое сообщение. Код этой кнопки такой:
Добавим для этой кнопки обработчик события ее нажатия (Click). Для этого дважды щелкните кнопку, и вы автоматически перейдете к редактору кода C#. Автоматически сгенерировался пустой обработчик.
Рано или поздно вопрос о создании мобильного приложения задает себе любой человек, считающий себя продвинутым пользователем одной из мобильных операционных систем. Над кем-то возобладает простой интерес, а кто-то, имея опыт в программировании, хочет попробовать свои силы в создании программ для мобильных платформ. Наша статья будет полезна и тем, и другим пользователям. Мы постараемся рассказать о “кухне” создания программ: из каких этапов состоит процесс, что необходимо для этого знать, какие инструменты понадобятся в работе и многое другое. В качестве примера платформы для создания приложений возьмём одну из операционных систем с наиболее активно развивающимся рынком программ — Windows 8.1.
По пунктам:
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.Первый этап: идея
Создание любого приложения, неважно, для мобильной или десктопной платформы начинается с идеи . Прежде всего, разработчик ставит перед собой вопрос: “Чем моё приложение будет полезно пользователю?”. Если это программа, то её задача — помогать человеку выполнять какие-либо повседневные действия, оправдывая назначение смартфона быть карманным помощником. Если это игра, то в ней, в зависимости от жанра, обычно предполагаются интересный сюжет, красочная графика, увлекательный геймплей, либо и то, и другое, и третье вместе. Если аналогичная программа или игра уже существует, необходимо сразу продумать, какими функциональными особенностями или другими “фишкам” новое приложение будет отличаться от существующих аналогов .
После того, как назначение и цели приложения определены, выбрать платформу, для которой оно будет предназначено будет легко. Если это часто используемое приложение, например, помощник по навигации, карманный справочник или, может быть, казуальная игра, которая будет помогать убивать время в очереди, то, очевидно, создавать приложение стоит для мобильной платформы. С другой стороны, если речь идёт о приложении, которое предполагает работу с большими объёмами информации и использование только в определённых условиях (например, только дома или на работе), будь то сборник рецептов или офисный пакет (а в случае с игрой, если она требует погружения в сюжет или имеет сложное управление), то такое приложение чаще будут использовать на планшете, ноутбуке или компьютере. Другими словами, нужно продумать сценарии использования вашего будущего приложения: в каких случаях пользователи его будут запускать и на каких устройствах. Как и было сказано в анонсе, в этой статье в качестве примера мы возьмём операционную систему Windows 8.1, универсальную для планшетов, ультрабуков, моноблоков и обычных компьютеров. Также, важно отметить, что в случае выбора этой платформы позже не составит большого труда портировать приложение для операционной системы Windows Phone из-за использования одних и тех же инструментов и схожих возможностей обеих ОС.
Следующим шагом на данном этапе является определение целевой аудитории приложения. Целевая аудитория во многом задаёт дизайн приложения и его функциональные возможности. Яркий, красочный внешний вид или строгие пункты меню, простота использования или множество специфических настроек – возможность однозначно определить подобные свойства приложения даёт именно чёткое знание своей целевой аудитории. Понятно, что яркие цвета понравятся детям, а официальность оценят взрослые люди. Минимальное количество настроек сделает программу привлекательной для новичков в мире высоких технологий, а широкая функциональность придётся по душе опытным пользователям.
Последний пункт первого этапа не является обязательным, и его можно отложить вплоть до окончания непосредственно создания приложения, но не будет лишним с самого начала выбрать подходящую схему монетизации . В настоящее время наиболее распространены четыре таких схемы:
Freeware – бесплатные приложения. Такие программы и игры являются абсолютно бесплатными, не содержат и не подразумевают прямого заработка на них. Взамен денежного вознаграждения разработчик может при достаточной популярности такого приложения (а бесплатные программы и игры становятся популярными быстрее других) сделать известными своё имя или бренд, для того, чтобы уже завоевать аудиторию к моменту выпуска следующего, возможно, уже платного приложения.
Adware – приложения с рекламой. В этом случае всё очень просто: программа содержит рекламный блок, за просмотры которого или за клики по нему разработчик получает вознаграждение. Часто в adware-приложения встраивается возможность платного отключения рекламы.
Freemium – приложения с платным контентом. Как правило, freemium-приложениея бесплатны для скачивания из магазина приложений, но содержат дополнительный платный контент. Особенную популярность эта схема получила в многочисленных играх, начиная от казуалок и заканчивая серьёзными проектами. В настоящее время всё больше пользователей относятся к freemium-приложениям негативно из-за необходимости постоянных денежных вливаний, поэтому перед тем, как использовать такую схему, стоит хорошо все продумать.
Shareware – платные программы. Заплатив единожды за shareware-приложение, пользователь навсегда получает полный доступ ко всем его функциям. Для распространяемых по такой схеме программ обычно доступны demo- (с ограниченными возможностями) и trial-версии (с ограниченным сроком действия).
Стоит также упомянуть о пятом, относительно редком способе монетизации – платной подписке. Купив подписку, пользователь может пользоваться всеми возможностями приложения без дополнительных покупок, но только в течение определённого времени. Обычно такую схему используют в клиентах различных онлайн-сервисов, например, мессенджерах, облачных плеерах ли кинотеатрах.
Второй этап: дизайн
Говоря о дизайне, мы будем иметь ввиду преимущественно программы, так как именно они вкупе с дизайном операционной системы создают единый стиль операционной системы. Благодаря этому при запуске программ у пользователя никогда не возникнет ощущения чего-то “чужеродного” в устройстве, а кроме того, вследствие общего расположения контекстных меню и настроек, не будет затруднений с поиском нужных пунктов для выполнения привычных действий. Например, в любой программе из Магазина Windows меню можно вызвать свайпом от нижней части экрана (либо кликом правой кнопки мыши по любому месту), а все настройки находятся в одноимённом пункте правой “чудо-панели”, открываемой свайпом от правой части экрана (это также можно сделать наведя курсор мыши на любой из правых углов дисплея). В случае с играми следование официальным гайдлайнам разработчика ОС (в данном случае Microsoft) не требуется, поэтому будет достаточно принять во внимание рекомендации, которые мы дали в описании первого этапа.
Практически любой дизайн начинается с эскиза, или, как принято говорить в профессиональной среде, с прототипирования. Прототипирование в случае с дизайном приложения – это быстрый набросок расположения основных элементов будущего приложения, в том числе меню и способов навигации. Базовые инструменты для создания прототипа дизайна – лист бумаги и карандаш. Такой способ подходит, чтобы продумать общую концепцию и оперативно зарисовать приходящие в голову образы.
Также прототипирование можно осуществлять на компьютере, используя различное программное обеспечение, начиная с простых графических редакторов и заканчивая специализированными инструментами. В число преимуществ последних входят, например, наличие сетки для выравнивания элементов приложения и возможность размещения на экране таких же меню, надписей и кнопок, которые используются в интерфейсе операционной системы. Здесь перед разработчиком снова встаёт выбор: можно использовать либо инструменты быстрого прототипирования, которые могут работать онлайн и не требуют установки на компьютер, либо профессиональные пакеты, с помощью которых прототип можно довести от состояния эскиза до интерактивного макета, внешне неотличимого от настоящего приложения. В качестве примера сервиса первой категории можно привести бесплатный NinjaMock , а что касается второй категории, то в ней одним из самых популярных средств прототипирования различной глубины проработки является Axure . Собственные средства протипирования предлагает и Microsoft – это приложения Project Siena и Expression Blend. Их преимуществом является возможность экспорта полученных реалистичных прототипов в проекты Visual Studio и продолжения работы над проектом уже в среде разработки.
Как правило, выбирать нужный вариант следует исходя из сложности будущего приложения. Если стоит цель создать простую утилиту для помощи пользователю при выполнении каких-либо задач, то хватит и эскизного прототипа, но при работе над большими и продолжительными проектами обычно создаются достаточно проработанные интерактивные прототипы.
Иконка (плитка) приложения – небольшой, но один из самых важных элементов дизайна, на который пользователи будут обращать внимание перед скачиванием программы, и который затем будут видеть каждый раз перед запуском. Если приложение обретёт популярность, его иконка станет узнаваемой и впоследствии будет у многих ассоциироваться только с конкретной программой. При создании иконки обычно стараются либо отразить функциональность приложения (например, на иконках большинства программ для создания заметок можно увидеть письменные принадлежности), либо создать новый бренд (в качестве примеров популярных программ можно привести браузер Chrome и клиент социальной сети VK). В любом из случаев, согласно современным трендам дизайна и фирменного стиля Windows 8.1, плитка/иконка приложения должна быть плоской, лаконичной, а, главное понятной простому пользователю.
Третий этап: разработка
После того, как окончательно определены идея и возможности будущего приложения, а также есть представление о его дизайне, наступает непосредственно этап разработки и внедрения функций, т. е. написания кода. Обычно это наиболее объёмная часть разработки приложения. Мы уделим внимание этому вопросу в объеме, необходимом для общего представления: какие знания потребуются, где их можно расширить, и какие инструменты будут необходимы.
Разработку можно вести на различных языках, среди которых — C++, C#, Visual Basic, JavaScript, HTML и XAML. Непосредственно до начала разработки приложения необходимо изучить системные вызовы и возможности API операционной системы. Если вы уже знаете один из перечисленных языков программирования, то свои знания будет легко применить к созданию собственного приложения для “плиточного” интерфейса. В специальном разделе сайта компании Microsoft есть подробные инструкции с примерами, в том числе для языка C++ и XAML или для JavaScript и HTML . В качестве IDE (среды разработки) Microsoft рекомендует использовать Microsoft Visual Studio, программы в котором можно писать, компилировать и отлаживать на любом из указанных языков программирования. Помимо этого на официальном сайте компании доступен для скачивания SDK , содержащий множество дополнительных материалов, в том числе документацию, специализированные инструменты, которые пригодятся опытным разработчикам, и полезные для новичков примеры исходных кодов программ.
Имея необходимые знания и инструменты, можно приступить непосредственно к самому процессу написания кода, который будет отвечать как за внешнее поведение различных элементов интерфейса, так и за внутреннюю работу приложения. К последней относятся взаимодействие с ОС, получение данных от системы (например, из файлов владельца устройства и Интернета) и пользователя, их обработка и вывод результатов обработки в удобочитаемом виде. Для хранения данных в большинстве случаев используются базы данных SQL (поддерживаются практически любые системы управления базами данных или СУБД). Также информацию можно загружать, используя внешние сервисы. Если говорить о конкретных функциях программы, то для написания качественного приложения придётся потратить время на изучение вещей, не связанных напрямую с программированием. Например, если ваша программа будет проигрывать музыкальные файлы, потребуются знания о звуковых форматах, а если потребуется доступ к Интернету, не будут лишними знания о принципах работы сети.
После того, как реализован основной функционал программы, даже если вы не являетесь профессиональным дизайнером, следует поработать над анимацией и кастомизацией элементов интерфейса. Это необходимо, чтобы приложение не выглядело топорной поделкой, было привлекательно для пользователей, которые зачастую обращают внимание не только на функциональность программы, но и на дизайн. Наконец, если вы решили монетизировать приложение с помощью внутренних покупок, то их следует внедрить с помощью специального API Windows 8.1.
При разработке обязательно стоит принимать во внимание список требований Microsoft к приложениям для Магазина Windows: без их выполнения ваша программа будет отклонена при попытке опубликовать её в магазине приложений.
Четвёртый этап: тестирование
Некоторые разработчики не придают особого значения тестированию приложений, а перед публикацией в Магазине, в некоторых случаях, даже не проверяют корректность работы программ на реальных устройствах (имеются ввиду устройства с сенсорными экранами, если разработка ведётся на компьютере без тачскрина). Конечно, так делать не стоит: главная опасность при разработке программ для планшетов и ультрабуков на Windows 8 заключается в том, что одни и те же активные элементы программ могут по-разному реагировать на клик мышью и нажатие пальцем.
Чтобы избежать таких недоразумений, необходимо провести полноценное тестирование на устройстве с тачскрином. На данном этапе можно прибегнуть к помощи друзей или знакомых: до публикации в Магазине в процессе добавления нового приложения в аккаунте разработчика есть функция отправки приглашения отдельным пользователям на бета-тест . К сожалению, проводить публичные бета-тесты Microsoft не позволяет.
Пятый этап: публикация в Магазине
После того, как приложение полностью готово, самое время опубликовать его в магазине. Для этого понадобитсяаккаунт разработчика . Его стоимость составляет 625 рублей для индивидуальных разработчиков или 3 000 рублей для компаний, а регистрация для студентов и стартапов вовсе бесплатна – код можно получить по программам DreamSpark и BizSpark соответственно. В процессе публикации разработчику будет необходимо указать название приложения, определить его категорию , возрастные ограничения и выставить цену. С обзором этого процесса можно ознакомиться на сайте Microsoft.
После того, как программа или игра отправлена, в течение примерно пяти рабочих дней тестировщики проверят её на предмет соблюдения всех правил Microsoft, о которых мы уже упоминали на этапе разработки. Если не возникло никаких проблем и в процессе отправки приложения на утверждение вы согласились с публикацией, ваша программа или игра будет немедленно опубликована в Магазине приложений и появится в выдаче поиска.
Как ни странно, этот этап может занять довольно много времени, поэтому мы ещё раз напоминаем о важности соблюдения всех требований Microsoft, которые включают требования к коду и функциям приложения, соблюдению гайдлайнов дизайна, а также оформлению заявки.
Шестой этап: реклама и поддержка
Если вы создаёте программу для широких масс, а не узкого круга людей, или игру, слишком надеяться на “сарафанное радио” не стоит. Сами по себе приложения “выстреливают” довольно редко, и, если вы хотите, чтобы о вашем продукте узнали – его необходимо продвигать . Способов может быть много: посты в социальных сетях или . Можно предложить “бонусы” за рекламу приложения в социальных сетях самими пользователями, этот способ часто используется при продвижении игр.
Итак, о приложении узнали, и пользователи начали его покупать, но это совершенно не означает, что можно откинуться на спинку кресла и считать деньги, “капающие” на счёт. Чем больше у приложения пользователей, тем больше отзывов они будут писать, и эти