Домой / Музыка / Умение правильно задавать вопросы. Вопросы по индивидуальным спорам

Умение правильно задавать вопросы. Вопросы по индивидуальным спорам

Самый простой способ - обычная страница, на которой перечислены вопросы и ответы на них. Как добавить на сайт страницу «Вопросы и ответы»:

  1. В приложении «Сайт» откройте раздел «Структура» и убедитесь, что в нем присутствует строка с правилом для приложения «Сайт». Если такой строки нет, добавьте правило для приложения «Сайт».
  2. Перейдите в раздел «Страницы » и создайте черновик новой страницы. В тексте страницы перечислите вопросы, которые вы хотите осветить, и ответы на них. Оформите страницу, как вам нужно.
  3. Опубликуйте черновик.
Страницы можно создавать также с помощью других приложений, а не только с помощью «Сайта», например: «Блог», «Фото», Shop-Script, «Поддержка», «Хаб». Для публикации страницы с помощью этих приложений необходимо в 1-м шаге проверить наличие строки с правилом для нужного приложения, которое вы хотите использовать вместо «Сайта» для публикации страницы.

Способ 2: приложение «Хаб»

Более функциональный вариант создания раздела вопросов и ответов - это интерактивный раздел сайта, в котором посетители сайта могут задавать вопросы, а другие посетители (а также вы) могут отвечать на них. Вы сможете создать полноценный центр поддержки со статьями, вопросами, ответами, комментариями и возможностью оценивать статьи и комментарии друг друга. Все эти возможности предоставляет приложение «Хаб »:

  1. Установите приложение «Хаб» с помощью «Инсталлера».
  2. Убедитесь, что в разделе «Структура» приложения «Сайт» присутствует строка с правилом для «Хаба». Если такого правила нет, добавьте его.
  3. В бекенде «Хаба» создавайте новые темы-статьи с помощью кнопки Новая тема .
  4. В настройках хаба включите возможность добавления комментариев к статьям.
  5. В настройках хаба включите возможность добавления вопросов и обсуждений посетителями сайта, а также возможность оценивать ответы и комментарии друг друга.

Способ 3: приложение «Поддержка»

Приложение «Поддержка » предоставляет возможность сохранить ответы на часто возникающие вопросы в виде статей, которые вы можете использовать в ответах на запросы клиентов. Эти же самые ответы на частые вопросы можно одновременно сделать доступными для всех посетителей сайта - в виде раздела со статьями, разбитыми на категории.

  1. Установите приложение «Поддержка» с помощью «Инсталлера».
  2. Убедитесь, что в разделе «Структура» приложения «Сайт» присутствует строка с правилом для «Поддержки». Если такого правила нет, добавьте его.
  3. В бекенде приложения в разделе «ЧАВО » создайте статьи с ответами на часто задаваемые вопросы. Если статей много, распределите их по категориям. В свойствах статей включите флажок доступности на сайте.

Большинство работающих людей заинтересованы в юридических консультациях по вопросам трудового права. Не каждый может досконально разобраться во всех нюансах, даже если выучит наизусть весь Трудовой Кодекс. В таких ситуациях принято обращаться к юристу. Однако в наше время услуги адвоката по трудовым спорам достаточно дорогое удовольствие. Да и чтобы получить консультацию опытного юриста необходимо сначала записаться на прием, высидеть в очереди или дождаться назначенного времени дома. Да и никто не даст гарантии, что данная консультация поможет решить ваш вопрос.

Для вас имеется возможно получить юридическую консультацию от опытного юриста не выходя из дома. Для этого достаточно задать вопрос онлайн через форму обратной связи. Трудовое право достаточно сложное для понимания обычных людей, не имеющих отношения к юриспруденции. Трудовые споры достаточно разнообразны и запутанны. Иногда каждая из сторон (работник(и) и работодатель) действительно считают, что каждый прав. Бывают и такие ситуации, когда люди пытаются получить выгоду, нарушая при этом трудовое право обдуманно в процессе достижения своих целей. И не всегда это работодатель. Иногда трудовое право нарушают по незнанию непреднамеренно. В любом случае очень часто люди, чтобы решить свои проблемы по трудовым вопросам обращаются к юристам.

На нашем сайте консультация юриста проводится в режиме онлайн. Вы можете задать свой вопрос абсолютно бесплатно.

Что представляют собой трудовые споры? Это разногласия, которые возникают между работодателем и его сотрудниками в процессе трудовой деятельности. Вопросы, которые не могут решить между собой организация и люди, в ней работающие бывают разные:

  • несвоевременная оплата зарплаты;
  • невыплата зарплаты;
  • выплата зарплаты не в полном объеме;
  • нарушение трудовой дисциплины;
  • невыполнение трудовых обязанностей;
  • халатность;
  • выполнение трудовых обязанностей не в полном объеме;
  • хищение;
  • необоснованное увольнение;
  • принудительное восстановление в должности;
  • необоснованный отказ в принятии на работу;
  • нарушение организации индивидуальных и коллективных условий труда;
  • нарушение договора о материальной ответственности;
  • и т.д.

Перечислять все возможные разногласия не имеет смысла. В любом случае, очень редко они разрешаются без юридической помощи. Чаще всего консультация юриста онлайн или лично требуется именно сотруднику.

Обычно в крупных организациях имеются юридические отделы, которые стоят на страже ее интересов. А вот простой работник, обращаясь за защитой своих прав, не может обойтись без посторонней помощи.

Трудовые споры делятся на индивидуальные (конфликт происходит между организацией и одним сотрудником) и коллективные (конфликт происходит между организацией и группой сотрудников).

Напоминаем, что если вы попали в сложную ситуацию, вы можете задать свой вопрос через форму обратной связи. Юридическая консультация для пользователей сайта проводится бесплатно в режиме онлайн.

Вопросы по индивидуальным спорам

Как уже было сказано выше, индивидуальные споры возникают между работодателем и одним из его сотрудников. Если быть точнее между работником и организацией или ее представителем (директор, руководитель, юрист организации и т.д.). Возникают разногласия на основании нарушения одной из сторон трудового законодательства. Трудовое законодательство выражено в:

  • трудовом кодексе;
  • положениях трудового договора;
  • локальных нормативных документах организации;
  • иных документов, регулирующих трудовые правоотношения.

В целях разрешения конфликтов стороны могут обратиться:

  • к помощи трудовой комиссии с просьбой урегулировать конфликт в соответствии с законодательством;
  • с заявление в инспекцию труда с просьбой провести проверку и решить возникшую ситуацию;
  • в судебные органы.

Также конфликт может быть исчерпан в досудебном порядке. Это когда обе стороны находят взаимовыгодное решение в сложившейся ситуации, удовлетворяющие и работника и работодателя. Например, сотруднику выплатили задержку по зарплате. Или наоборот, сотрудник покрыл материальный ущерб, полученный по его вине в добровольном порядке. Когда конфликтный вопрос невозможно разрешить в мирном порядке без помощи юриста по трудовому законодательству обойтись очень сложно. Чтобы не проиграть дело в суде только потому, что не хватило юридической грамотности или по незнанию порядка организации судебного производства обращайтесь за юридической помощью онлайн к нашим консультантам. Вы можете задать вопрос и получить ответ в соответствии с последними нормами законодательства абсолютно бесплатно.

Вопросы по коллективным спорам

Коллективные споры в трудовых отношениях подразумевают под собой наличие разногласий между организацией и, соответственно, коллективом работников. Также как и в индивидуальных спорах, все вопросы могут решать представители сторон. Чаще всего представителями являются квалифицированные юристы, имеющие большой опыт работы с трудовыми правоотношениями. Требования, которые предъявляют работники к работодателю, должны быть изложены в письменном виде и утверждены коллективным собранием. Чтобы требования считались действительными, утвердить их могут не менее двух третьих желающих добиться справедливости. То есть, если коллектив работников предъявляет претензии своему работодателю, при этом их численность составляет тридцать человек, то письменную петицию должны подписать все, а конкретизируются требования на собрании. И вот на этом собрании должно присутствовать не менее двадцати сотрудников из тридцати.

В обязанности работодателя входит предоставить неудовлетворенным сотрудникам помещение, в котором они смогут обсудить все возникшие проблемы. Требования сотрудников должны быть рассмотрены в течение двух дней, в этот же срок они должны получить ответ. Если взаимопонимание недостигнуто в добровольном порядке, их спор подвергается примирительной процедуре. Избежать этого этапа ни сотрудники, ни представители организации не имеют права. Следующий этап это трудовой арбитраж. Вообще, по данному вопросу, чтобы учесть все нюансы, нужно создавать отдельную тему. Все возникшие вопросы вы можете задать через форму обратной связи и получить консультацию опытных юристов совершенно бесплатно.

Немного о рассмотрении трудовых споров

В этой части статьи мы немного затронем тему разрешения возникшего недопонимания между работниками и работодателями. Одним из этапов рассмотрения подобных конфликтов является создание комиссии, которая создается специально для рассмотрения трудовых споров. К полномочиям подобных комиссий относится рассмотрения большинства конфликтов, возникающих между руководством и подчиненными. Исключением являются только дела, которые подлежат рассмотрению в суде. К ним относятся:

  • восстановление на должность после увольнения независимо от причины;
  • изменение числа и повода для увольнения;
  • неправомерный перевод с одного места работы на другое;
  • разногласия по сумме оплаты за выполненную работу;
  • оплата прогула, который работник был вынужден совершить вынужденно;
  • нарушение правил пользования работодателем личными данными работника;
  • возмещения материального ущерба в пользу работодателя;
  • необоснованный отказ в предоставлении рабочего места соискателю при его соответствии всем необходимым требованиям вакансии;
  • дискриминация в любом ее проявлении;
  • если работодатель физическое лицо;
  • если работодатель религиозная организация.

Во всех перечисленных случаях конфликт на базе трудовых отношений может разбираться только в судебных органах. Кроме того, у того, кто считает, что его трудовые права были нарушены, всегда есть возможность обратиться в судебные органы по подведомственности разбираемого дела. А у посетителей нашего сайта есть возможность получить бесплатную консультацию у опытных юристов и тем самым, возможно, избежать лишних затрат времени на судебное разбирательство.

Качество ответа зависит не только от того, кому мы задаём вопрос, но и от того, как мы его задаём. Неверно задав вопрос, вы почти гарантированно получите неверный ответ. Правильные вопросы существенно увеличивают шансы на , консультацию, полезную информацию. Попробуем разобраться, что для этого нужно делать.

5 ошибок спрашивающего

1. Задать вопрос, в котором уже содержится ответ

Очень часто у спрашивающего есть какой-то свой вариант ответа, и он хочет проверить его. В этом случае важно, чтобы вопрос не содержал указаний на «правильный» ответ. Примеры таких вопросов: «Нам ведь нужно взяться за этот заказ?», «Я думаю, что выдержит, ты тоже так считаешь?», «Ты ведь согласен, что сработает?» и так далее. Когда вопрос обращён от начальника к подчинённому, вероятность получить желательный ответ возрастает многократно. Если вы действительно хотите знать мнение собеседника, а не просто решили разделить с ним , не давайте понять, что ждёте только его одобрения.

2. Задать закрытый вопрос

Закрытыми называют вопросы, предполагающие ограниченное число вариантов ответа. Как правило, два или три. Самый известный пример - шекспировское «быть или не быть». Если вы не Шекспир, не стоит загонять отвечающего в рамки. Вполне возможно, что за пределами существует ещё множество возможностей. Простой пример: начальство нагружает вас дополнительной работой. «Согласиться или отказаться?» - спрашиваете вы у друга, упуская тем самым вариант «Согласиться, но за прибавку к зарплате».

3. Сделать вид, что поняли ответ, хотя это не так

Не все ответы одинаково понятны. Непонятный ответ бесполезен. Если вы не уверены, что поняли собеседника, не стоит скрывать этот факт. Часто руководители боятся просить разъяснений, так как это якобы демонстрирует их некомпетентность. Между тем бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч (Jack Welch) в книге Winning утверждает, что именно руководители должны задавать вопросы чаще других и их вопросы должны быть лучшими.

4. Давить на отвечающего

«Какого чёрта у тебя там творится с проектом?» «Ты вообще собираешься работать?», «Что за ерунду ты мне показываешь?» - во всех этих случаях спрашивающий получит в ответ только . Если ваша цель - заставить сотрудника признать вину, то вы всё делаете правильно. Если же стоит цель разобраться в проблеме, то давление на отвечающего только повредит. Бизнес-консультант Майкл Маркуардт (Michael Marquardt) пишет, что, защищаясь, человек склонен рассматривать себя как часть возникшей проблемы, а не как источник возможных решений.

wittaya2499/Depositphotos.com

5. Задать целую серию вопросов

Этот способ настолько хорош, что его используют намеренно, когда не хотят услышать ответ. Просто задайте собеседнику множество вопросов подряд, желательно перебивая его. И всё. Его , и ни на один из вопросов ответа вы не получите.

Умение задавать правильные вопросы избавляет от необходимости знать все ответы.

Дональд Питерсон (Donald Peterson), генеральный директор Ford (1985–1989)

5 хороших идей для правильных вопросов

1. Подготовьтесь

Если вам предстоит разговор, где вы будете задавать важные вопросы, имеет смысл подготовиться заранее: определить суть проблемы и цель беседы, набросать список вопросов.

2. Формулируйте вопрос в одном предложении

Бизнес-консультант Джефф Хаден (Jeff Haden) предлагает использовать этот приём, чтобы избавиться от «подсказок» в вопросах. К тому же короткие вопросы, как правило, более понятны. Пытаясь уложиться в одно предложение, вы сами лучше поймёте суть проблемы.

3. Сформулируйте несколько вариантов вопроса

В процессе подготовки целесообразно подобрать несколько вариантов одного и того же вопроса. Это позволит взглянуть на проблему с разных сторон. Полезным бывает задать один и тот же применительно к разным временным промежуткам. Например, не «Что можно сделать для увеличения продаж?», а «Что можно сделать для увеличения продаж в ближайший месяц?».


eteimaging/Depositphotos.com

4. Начинайте вопросы со слова «почему»

Такие вопросы направлены на выявление причины. «Почему» очень хорошо смягчает директивные вопросы. Например, вместо «Ты до сих пор не сдал проект. Что происходит?» лучше спросить «Почему не получается сдать проект вовремя?». Есть даже специальная техника выявления скрытых причин - .

5. Задавайте уточняющие вопросы

Среди важных вопросов мало таких, что предполагают короткий, ясный и единственный ответ. Намного чаще мы сталкиваемся с проблемами, у которых есть много вариантов решения, а последствия сложно оценить. Несколько последовательно заданных вопросов, каждый из которых развивает и уточняет предыдущий, позволяют получить более глубокие и полезные ответы. Если вопрос становится поводом к диалогу, дискуссии, обсуждению, это хороший вопрос.

Для большинства людей задавать вопросы так же естественно, как ходить или есть. Они не задумываются, хорошо или плохо это у них получается. Но если от правильного ответа зависит , имеет смысл поработать над качеством вопросов. А вы используете какие-то специальные приёмы, чтобы задавать хорошие вопросы?

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы .

Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

«Извините за недоразумение, я вас не правильно понял» - фраза, которую часто можно услышать в разговоре между людьми. Так вот, чтобы вам не приходилось ее произносить, научитесь правильно задавать вопросы. Правильно поставленный вопрос, позволяя выяснить намерения партнера, помогает избежать недоразумений и конфликтов. Ведь порой, пренебрегая возможностью задать вопрос, или не задавая его в нужное время, мы открываем путь догадкам и домыслам, разнообразным умозрительным построениям, создаем неверное впечатление о других, приписывая им несуществующие качества, достоинства и недостатки, что нередко и приводит к недоразумениям и конфликтам.

Кем бы вы небыли, руководителем или обычным менеджером, коуч тренером или психологом, в любой сфере жизнедеятельности вам пригодится умение правильно задавать вопросы. В любой беседе, как в деловой, так и в личной, правильные вопросы помогают:

  • Проявлять интерес к личности партнера и собеседника;
  • Обеспечить «взаимопроникновенность», т. е. сделать свою систему ценностей понятной для собеседника, одновременно прояснив его систему;
  • Получить информацию, выразить сомнения, проявить собственную позицию, выказать доверие, интересоваться сказанным, проявить снисхождение и показать, что вы готовы уделить разговору необходимое время;
  • Перехватить и удержать инициативу в общении;
  • Перевести разговор на другую тему;
  • Перейти от монолога собеседника, к диалогу с ним.

Чтобы научиться правильно задавать вопросы, надо уделить внимание правильности построения внутреннего диалога и изучит основных виды вопросов во внешнем диалоге.

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ (вопросы самому себе) организует наше собственное мышления и помогает нам формулировать мысли . Уместность и качество, точность и последовательность вопросов, возникающих в нашей голове, в значительной степени влияют на эффективность большинства предпринимаемых нами действий.

Для того, чтобы организовать внутренний диалог надо понять, что его цель это анализ какой-либо из проблем. Всесторонне разобрать любую проблему (ситуацию) поможет набор, соответствующих вопросов. Существует два варианта вопросов.

Первый вариант , это семь классических вопросов:

Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?

Эти семь вопросов позволяют охватить проблемную ситуацию целиком, и произвести ее словесно-логический анализ.

Второй вариант анализа ситуации это набор из шести вопросов:

  • Факты - Какие факты и события, относятся к рассматриваемой ситуации?
  • Чувства - Какие чувства в общем, я испытываю по отношению к данной ситуации? Что предположительно чувствуют другие?
  • Желания - Что я по-настоящему хочу? Чего хотят другие?
  • Препятствия - Что мне мешает? Что мешает другим?
  • Время - Что и когда надо делать?
  • Средства - Какими средствами я обладаю для того, чтобы решить эту проблему? Какими средствами обладают другие?

Используйте любой из двух вариантов, организовывая внутренний диалог. При возникновении проблемы проанализируйте ситуацию с помощью вопросов самому себе, доведите свои мысли до ясности, и только после этого начинайте действовать.

Важность и значимость ВНЕШНЕГО ДИАЛОГА , заключается в правильных вопросах , которые куда лучше, чем монотонный монолог. Ведь тот, кто спрашивает, является лидером в разговоре. Также с помощью вопросов мы показываем собеседнику свою заинтересованность в беседе и в ее углублении. Спрашивая, мы выражаем человеку стремление установить с ним хорошие отношения. Но все это происходит тогда, когда беседа не напоминает и не выглядит как допрос.

Поэтому перед тем как начать беседу или деловой разговор, подготовьте для собеседника серию вопросов, и задайте их ему, как только перейдете к деловой части разговора (в обычном разговоре, как только коснетесь нужной вам темы). Так, вы обеспечите себе психологическое преимущество.

Вопросы внешнего диалога могут ставиться в конкретных формах и бывают следующих видов:

Закрытые вопросы . Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.

Не следует сразу подталкивать человека, задавая такие вопросы, к окончательному принятию решения. Помните, что проще убедить, чем переубеждать.

Другое дело, когда вы намеренно задаете закрытый вопрос, на который сложно ответить отрицанием. Например обращаясь к общепризнанным ценностям (подобным способом часто пользовался Сократ): «Согласитесь, жизнь не стоит на месте?», «Скажите, для вас важно качество и гарантии?». Для чего это делается: чем чаще человек с нами соглашается, тем шире зона взаимопонимания (это один из способов манипулирования ). Так и наоборот, если вы не можете подобрать правильный вопрос , и часто слышите «нет» в ответ на наводящие вопросы вопросы, увеличивается вероятность отказа вашему предложению в целом. Поэтому добейтесь согласия в малом, не начинайте разговор с противоречий, тогда будет легче добиться желаемого результата.

Открытые вопросы . Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.

Спрашивайте о фактах, которые помогут вам понять ситуацию: «Что имеется?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и т.д.

Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения.

Выясняйте отношение вашего собеседника к обсуждаемой ситуации: «Что вы думает по этому поводу?», «Как вы относитесь к этому?».

Предложите в форме вопросов, иное (свое) решения проблемы: «Может поступить таким образом..?», «Почему бы нам не обратить внимание на такой-то вариант..?», при этом аргументируя свое предложение. Это намного лучше, чем открыто говорить: «Я предлагаю…», «Поступим лучше так…», «Я считаю…».

Интересуйтесь, на чем основывается утверждение вашего собеседника: «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?», «Чем это обусловлено?».

Уточняйте все, что вам неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?».

Выясняйте неучтенные моменты, как личные, так и деловые: «О чем мы забыли?», «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?»,

Если имеют место сомнения, уточняйте их причины: «Что мешает?», «Что вас беспокоит (не устраивает)?», «В чем причина сомнений?», «Почему это нереально?».

Характерные особенности открытых вопросов:

  • Активизация собеседника, такие вопросы заставляют его думать над ответами и высказывать их;
  • Партнер по своему усмотрению выбирает, какую информацию и аргументы нам представить;
  • Открытым вопросом мы выводим собеседника из состояния сдержанности и замкнутости и устраняем возможные барьеры в общении;
  • Партнер становится источником информации, идей и предложений.

Так как, отвечая на открытые вопросы, собеседник имеет возможность уйти от конкретного ответа, увести разговор в сторону или поделится только выгодной для него информацией, рекомендуется задавать основные и второстепенные, уточняющие и наводящие вопросов.

Основные вопросы – планируются заранее, могут быть как открытыми, так закрытыми.

Второстепенные, или последующие вопросы - спонтанные или запланированные, они задаются для уточнения уже прозвучавших ответов на основные вопросы.

Уточняющие вопросы предполагают короткие и лаконичные ответы. Задаются они в случае возникновении сомнений, чтобы уточнить нюансы. Люди почти всегда с охотностью вникают в подробности и нюансы своих дел, так что проблемы тут не возникает. Разве что мы сами часто пренебрегаем задавать уточняющие вопросы, в то время как наши собеседники только и ждут от нас этого, дабы удостоверится, что мы все правильно поняли. Не стесняйтесь и не забывайте задавать уточняющие вопросы!

Наводящие вопросы это вопросы, по содержанию делающий очевидным определенный ответ, т.е. формулируются так, чтобы подсказать человеку, что он должен сказать. Наводящие вопросы рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился и надо вернуть разговор в нужное (деловое) русло, либо если вам нужно подтвердить правильность вашего суждения (веру в выгодность вашего предложения).

Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать правильность ваших суждений и согласиться с вами. Потому использовать их нужно крайне осторожно.

Для того чтобы знать как правильно задавать вопросы , надо иметь представление о всевозможных видах этих вопросов. Применение в деловой и личной беседе вопросов всех видов позволяет добиваться различных целей. Давайте рассмотрим основные виды вопросов:

Риторические вопросы задаются с целью вызвать у людей нужную реакцию (заручиться поддержкой, акцентировать внимание, указать на нерешенные проблемы) и не требуют прямого ответа. Такие вопросы также усиливают характер и чувства в предложении говорящего, делают текст богаче и эмоциональнее. Пример: «Когда, наконец, люди научатся друг друга понимать?», «Можно ли считать произошедшее нормальным явлением?».

Риторические вопросы надо так формулировать, чтобы они звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны. Одобрением и понимание здесь служит - тишина в ответ.

Провокационные вопросы задаются с целью вызвать у собеседника (оппонента) бурю эмоций, для того, чтобы человек в порыве страстей, выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее. Провокационные вопросы это чистой воды манипулятивное воздействие , но и оно иногда необходимо для пользы дела. Только не забудьте, перед тем как зададите подобный вопрос просчитать все риски, с ним связанные. Ведь задавая провокационные вопросы вы в какой то мере бросает вызов.

Сбивающие вопросы переводят внимание в область интересов спрашивающего, которая лежит в стороне от основного направления разговора. Подобные вопросы задаются или непреднамеренно (если вам интересна тема разговора, не стоит спрашивать о вещах, не имеющих к ней дела) или умышленно из-за желания решить какие-то собственные проблемы, направить беседу в нужное вам русло. Если на ваш сбивающий вопрос, собеседник предложит вам не отвлекаться от обсуждаемой темы, так и сделайте, но при этом заметьте, что хотите рассмотреть и обсудить заявленную вами тему в другое время.

Также сбивающие вопросы задаются с целью просто уйти от темы разговора, либо потому что она не интересна (если вы дорожите общением с этим человеком не стоит так делать), либо она неудобна.

Эстафетные вопросы - направлены на опережение и требуют умения схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие своей позиции. Например: «Вы этим хотите сказать, что?..».

Вопросы демонстрирующие свои знания . Их цель блеснуть собственной эрудицией и компетентностью перед другими участниками беседы, заслужить уважение партнера. Это некая форма самоутверждения. Задавая такие вопросы надо быть действительно, а не поверхностно компетентным. Потому, что вас самих могут попросить дать подробный ответ, на ваш же вопрос.

Зеркальный вопрос содержит часть утверждения произнесенного собеседником. Задается, чтобы человек увидел свое утверждение с другой стороны, это помогает оптимизировать диалог, придать ему подлинный смысл и открытость. Например, на фразу «Больше никогда не поручайте мне этого! », следует вопрос - «Не поручать вам? А разве есть еще хоть кто-то, кто так же хорошо мог бы с этим справиться? »

Вопрос «Почему?», примененный в данном случае, вызвал бы защитную реакцию, в виде отговорок, оправданий и поиска мнимых причин, и мог бы закончиться даже обвинениями и привести к конфликту. Зеркальный вопрос дает гораздо лучший результат.

Альтернативный вопрос задается в форме открытого вопроса, но содержит несколько вариантов ответа. Например: «Почему вы выбрали профессию инженера: сознательно, пошли по стопам родителей или решили поступать за кампанию, вместе с другом, а может, сами не знаете почему?». Альтернативные вопросы задаются, чтобы активизировать неразговорчивого собеседника.

Вопрос, заполняющий молчание . Хорошим правильным вопросом можно заполнить неловкую паузу, порой возникающую в беседе.

Успокаивающие вопросы оказывать заметное успокаивающее воздействие в трудных ситуациях. Вам они должны быть хорошо знакомы, если у вас есть маленькие дети. Если они чем-то расстроены, отвлечь и успокоить их можно задав несколько вопросов. Действует этот прием незамедлительно, ведь на вопросы приходится отвечать, тем самым отвлекаясь. Точно так же можно успокоить и взрослого.

Предполагает соблюдение следующих правил:

Краткость сестра таланта . Вопрос должен быть кратким, четким и ясным. Тем самым увеличивается вероятность ответа на него. Когда вы начинаете сложные, пространные рассуждения, уходите далеко от темы можете вообще забыть, о чем конкретно хотели спросить. А ваш собеседник, в то время когда вы пять минут излагаете свой вопрос, ломает голову, о чем именно вы хотите его спросить. И может так получиться, что вопрос останется не услышанным или непонятым. Если уж вы хотите зайти издалека, пусть сначала прозвучит объяснение (предыстория), а потом понятный и короткий вопрос.

Чтобы у собеседника, после ваших вопросов не возникало ощущение, что он на допросе, смягчайте их по интонации. Тон вашего вопроса не должен показывать, что вы требуете ответа (конечно если это не ситуация когда у вас не остается иного выхода), звучать он должен в непринужденной форме. Иногда будет правильно спросить у того с кем вы разговаривает, спросить разрешения - «Можно задать вам для уточнения несколько вопросов?»

Умение задавать вопросы, неразрывно связано с умением слушать собеседника. Люди очень отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. И к вашему вопросу они отнесутся с той же долей внимательности. Так же важно не только показать свою культуру и заинтересованность, но и не пропустить информацию, которая может послужить поводом для уточняющих вопросов или для корректировки уже заготовленного.

Большинство людей по разным причинам не готовы отвечать на прямые вопросы (кто-то испытывает трудности в изложении, а кто-то боится передать неправильные сведения, одни недостаточно знают предмет, других ограничивает личная или корпоративная этика, причиной может быть сдержанность или стеснительность, и т. п.). Для того, чтобы человек не смотря ни на что дал вам ответ нужно его заинтересовать, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы в его интересах.

Не стоит задавать вопрос начинающийся со слов: «Как вы могли…?» или «Почему вы не…?». Правильный вопрос это запрос об информации, но не как не скрытое обвинение. Когда ситуация требует выразить недовольство действиями партнера, лучше твердо, но тактично сказать об этом ему в утвердительной форме, а не в форме вопроса.

Итак, узнав как правильно задавать вопросы , вы можете получить от собеседника нужную вам (профессиональную) информацию, лучше его понять и узнать, узнать его позицию и мотивы поступков, сделать более искренними и доверительными (дружескими) отношения с ним, активизировать на дальнейшее сотрудничество, а также обнаружить слабые стороны и дать ему возможность разобраться в том, в чем он заблуждается. Понятно почему психологи чаще говорят об искусстве, а не об умении задавать вопросы .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

1. Не надо увлекаться жаргоном. Часто люди стесняются и робеют, общаясь с более опытными собеседниками. Кто то просто помалкивает, а кто то начинает сыпать изобилием псевдоумных слов, жаргонизмов, сокращений. И чем меньше человек понимает и больше робеет, тем бессвязнее становится поток сознания;) Наверно, на не слишком искушенных собеседников, это производит впечатление.

2. Старайтесь говорить просто . Даже если вы полностью разбираетесь в вопросе и владеете терминологией, это не значит, что собеседник знает все те же слова. К тому же простота сближает. Простыми и понятными словами легче добиться взаимопонимания. Есть распространенное мнение: если вы не можете объяснить младшекласснику, как это работает, значит вы сами не понимаете:)

3. Сформулируйте вопрос полностью . Может статься, что и вопроса нет или первая половина «вопроса» не связана со второй.

4. Краткость - сестра таланта . Все знают, но по разному трактуют. Часто, например, «утаивают» часть вводных данных. Наверно, хотят поразить в самый интересный момент;)

5. И в то же время не надо добавлять ненужную информацию, не относящуюся к вопросу . Как часто, пытаясь узнать, скажем, про трансляцию адресов, вопрос начинают с полного описания всей сети, включая принтеры и точки доступа;)

6. Попробуйте самостоятельно ответить на свой же вопрос . Это вообще возможно? Например, люди часто любят задавать риторические вопросы, но ждут вполне реальных ответов. И даже сердятся, если им не отвечают:)

Вот такое великолепие «я примапливаю на линк полиси, шейплю трафик, рандомно дропаю, но все равно линк флапает.» наверно лучше заменить чем-нибудь типа «На интерфейсе работает правило QoS на выход. При перегрузке очереди пакеты дропаются случайным образом. Может это влиять на периодическое падение канала?»

Или вот, прямо статья в Networkers: «В сети используется высокопроизводительное оборудование разных производителей и настроены эффективные протоколы, соответствующие RFC для обеспечения отказоустойчивости и взаимодействия. При попытках использовать измененные таймауты наблюдается падение производительности всей сети. Попытки локализовать проблему пока не привели ни к чему. Как бы Вы посоветовали эффективно оттраблшутить эту систему?» Здесь так много красивых слов, что к концу фразы ты уже проникся крутостью вопрошающего, но увы, забыл вопрос:). Возможно, лучше было бы добавить нужного (описание используемых технологий) и выкинуть пафос. Например, так: «Сеть использует коммутаторы разных компаний. Между ними настроены протоколы RSTP и LACP. Мы пробовали менять некоторые параметры этих протоколов, но возникли проблемы: резко падает производительность. Мы пока не смогли их решить Есть ли подводные камни в настройке этих протоколов?»

Или ещё шедевр: «Что вы мне посоветуете ещё сделать в моей сети?» Понимаю, часто инструктор даже круче первой учительницы для младшеклассников и должен как по волшебству решить все проблемы вопрошающего, известные и еще не известные:) И даже как то неловко подобный пыл гасить:)

И ещё позволю себе наблюдение: умение стройно, понятно и просто излагать свои мысли еще никому не вредило. А часто и помогало занять более высокие должности только за счет того, что человек может нормально общаться с руководством. Не перегружая избыточной «техникой», в которой часто руководитель не разбирается, но понятно объясняя проблему (возможно, выдумывая на ходу:))

Возражения и дополнения с удовольствием принимаются:)
(Нагло воспользуюсь и скрою из всего получившегося мануал для своего форума:)))

Сергей Фёдоров, преподаватель по cisco, CCIE Security