Домой / Музыка / "мелодия - душа музыки". Мелодия - душа музыки

"мелодия - душа музыки". Мелодия - душа музыки

«Мелодия - душа музыки»

  1. Мелодия - важнейшее средство музыкальной выразительности.
  2. Мелодия как синоним прекрасного.
  3. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.

Музыкальный материал:

  1. Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. «Серенада» (слушание);
  2. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное далеко» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов (Ф. Шуберта).
  3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Ф. Шуберта).

Мелодия всегда будет самым чистым
выражением человеческой мысли…

Ш. Гуно

Если ритм присутствует везде - и в природе, и в искусствах, то мелодия всецело принадлежит музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство.

В переводе с греческого это слово означает «пение» «песня», «напев» ... Самая первая в мире мелодия была, наверное, колыбельная. С той поры люди сочинили столько мелодий, что если каждый день с утра до ночи их слушать, то жизни не хватит, чтобы познакомиться хотя бы с половиной из них.
Давайте и мы попробуем сочинить мело­дию. Заманчиво сверкают клави­ши рояля: пожалуйста, мы к твоим услугам, говорят они. Кажется, легче всего сочинить какую-нибудь песенную мелодию.
Вспомните какие-нибудь стишки, ну, скажем, такие:
Чижик, пыжик, где ты был?
На Фонтанке воду пил...
А теперь, читая про себя эти незамысловатые строчки, рит­мично ударяйте по клавишам. По каким? Да по каким придётся... Ну, что? Не получается мело­дия? Ничего удивительного. Далеко не каждый набор звуков ­ мелодия.
Оказывается, мелодия создаётся по определённым зако­нам, а устанавливает эти законы музыкальный слух человека. Зву­ки в мелодии должны ладить между собой, как бы вытекая друг из друга, продолжая друг друга.
Мелодии песен и танцев нам всегда понятны. Но вот иногда, слушая серьёзную музыку, мы встречаемся с мелодиями, кото­рые кажутся нам... немелодич­ными. А знатоки и любители музыки слушают их с удовольстви­ем. В чём тут дело?
Композитор С. С. Прокофьев говорил: ...Когда Бетховен сочинял свои мелодии, они были так новы, что многие современники говорили: «Этот глухой старик не слышит, что он сочиняет». Между тем Бетховен правильно угадал буду­щее, и его мелодии доставляют нам наслаждение через 100 лет после его смерти. То же самое бы­ло с Вагнером, Листом и многими другими замечательными композиторами».
Но неужели, нам, чтобы понять новую музыку и привыкнуть к ней, придётся ждать сто лет? Нет, конечно. Если вы будете почаще встречаться с самой разной музыкой, ваш слух станет гибким, послуш­ным и научится понимать самые разные музыкальные языки.

Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа. Не случайно П. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия - душа музыки», ибо где, как не в ней - то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья...

Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире, - пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.

У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший предел человеческих чувств.

Если музыкальный ритм всё вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений - ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит в глубинном, скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза - ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.

Чем же объясняется воздействие мелодии?

Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу – человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?

Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта - одну из самых проникновенных лирических (лирический – нежный, задушевный) мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поётся ночью в честь возлюбленной.

Жанр серенады появился как вокальное или инструментальное произведение, исполнявшееся обычно вечером или ночью в знак уважения или любви к какому-либо лицу. Часто это была песня с гитарным аккомпанементом под окном любимой.
После смерти Шуберта его последние четырнадцать песен, написанные летом 1828 года, были выпущены в свет в сборнике «Лебединая песня». Туда вошли такие шедевры художественной песни, как «Город», «Двойник» и знаменитая «Серенада», помещённая в сборнике четвёртой.
Выдающуюся популярность эта лирическая песня на слова немецкого поэта Людвига Рельштаба приобрела, прежде всего благодаря певучей мелодии широкого дыхания. Большинство её фраз завершаются мечтательными взлётами. Они звучат, как нежные призывы к возлюбленной прийти на тайное ночное свидание. Звучанию гитары подражает и фортепианное сопровождение в «Вечерней серенаде» Шуберта. Оно много раз вторит в различных регистрах вокальной партии, как бы создавая атмосферу нежной мечтательности - то трепетной, то восторженной. Этому способствуют красочные сопоставления с минором одноименного мажора - приём, очень характерный для гармонического языка композитора.

Серенада (текст песни)

Русский текст Н. Огарёва, музыка Ф. Шуберта

Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.
В рощу лёгкою стопою ты приди, друг мой.
При луне шумят уныло листья в поздний час,
Листья в поздний час.
И никто, о друг мой милый, не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь, в роще зазвучали трели соловья,
Звуки их полны печали, молят за меня.
В них понятно всё томленье, вся тоска любви,
Вся тоска любви.
И наводят умиленье на душу они,
На душу они.
Дай же доступ их призванью, ты душе своей,
И на тайное свиданье ты приди скорей!
Ты приди скорей!

В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта - о счастливой любви: наступит день, влюблённые встретятся. И всё же её мелодия открывает нам очень многое - то, чего нет в словах и о чём вообще рассказать очень трудно.

Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, - вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.

Серенада Ф. Шуберта существует и как вокальное, и как инструментальное произведение для фортепиано и даже для оркестра.

Слушание «Серенады» на выбор педагога:

  1. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (исп. И. Архипова на русском языке)
  2. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (симфонический оркестр)
  3. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (в исп. Дж. Ширли-Квёрка – баритон, Ян Партридж – фортепиано)
  4. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь». Музыкальная кавер-версия, сделанная композитором и аранжировщиком А. Волковым на музыку «Серенады» Франца Шуберта. Вокальные партии исполняют: Ирина Туманова - женский вокал, Андрей Дунаев - мужской вокал.

Музыкальная кавер-версия - авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива. Исполнение кавер-версии может содержать элементы оригинальной музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной аранжировки.

В современной интерпретации эта песня, летящая в пространстве, обрела сегодня куда большую масштабность и мощь, динамику и энергию, стремящиеся к свету. Что-то потеряла, что-то нашла, но она, как и весь мир, находится в процессе развития - не всегда простого.

Мелодия - «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно её открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и даёт нам возможность в течение нескольких минут постичь её величие», - писал Томас Карлейль.

Вопросы и задания:

  1. В чём заключаются главные отличия выразительности мелодии от выразительности ритма?
  2. Как вы понимаете слова П. Чайковского: «Мелодия - душа музыки»? Объясните на примере «Серенады» Ф. Шуберта.
  3. Какие музыкальные инструменты могли бы исполнить мелодию в «Серенаде» Ф. Шуберта?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуберт. Серенада (4 варианта исполнения), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Урок 5. «Душа музыки - мелодия»

Цель урока: понять, что мелодия - главная мысль музыкального произведения.

Музыкальный материал: «Сладкая грёза», П.Чайковский; «Марш деревянных солдатиков», П.Чайковский, «Вальс», П.Чайковский; Па-де-де» из балета «Щелкунчик», П.Чайковский; «Веселая песенка» Г.Струве, В.Викторова.

Проблема урока: зачем музыке нужна мелодия?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Душа музыки - мелодия».

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. Зачем музыке нужна мелодия? Муза». Придется ей помочь. Да и сами разберемся. (слайд 1)
  • Давайте споем песню «Падают, падают листья». (Авторы рекомендуют «Веселую песенку Струве, но мне, кажется, лучше петь знакомую песню, ту, что уже пели).
  • Кто пел мелодию? (Хор).
  • А кто играл аккомпанемент? (Учитель).

2. Развитие темы урока.

  • Вспомним ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни - какой-либо музыкальный мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» ее «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто ее сочинил.
  • Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем? (Слова. Песня. Мелодия).
  • Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия».
  • Сейчас прозвучат несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их. (Звучат мелодии популярных песен, песен, которые выучили на уроках музыки, дети называют и поют их).
  • Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь послушайте две пьесы – марш и танец. Сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда танец?

Звучат мелодии «Марша деревянных солдатиков» и «Вальса» из «Детского альбома» П. Чайковского. Дети определяют, что первая - мелодия марша, а вторая - танца. Этот танец называется «вальс».

(слайд 4. Вся музыка вставлена на слайд, настроена анимация, если музыка не будет воспроизводиться, нужно настроить заново ссылки на музыку или заново вставить музыку).

  • По каким признакам вы определили, где звучит мелодия марша, а где - танца? (Мелодия марша звучала четко, отрывисто. Звуки ее будто бы изображали шаги, поступь. Эту мелодию мог бы сыграть барабан).
  • В марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, дети могут исполнять на воображаемых барабанах ритмическую пульсацию пьесы. Под «Марш деревянных солдатиков» можно организовать увлекательную игру - игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в ладонях рук «игрушечных кукол», мальчики - играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. - Правильно!
  • А как же вы узнали вальс? (Мелодия в нем плавная, красивая. Она словно закружилась в танце. Можно считать «про себя» - раз, два, три).(Под музыку вальса дети могут мягко ритмично покачиваться влево - вправо) .
  • А сейчас вы услышите небольшую пьесу. Ее сочинил композитор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напомнит вам музыка.

Звучит мелодия «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. (Это музыка Петра Ильича Чайковского).

  • Правильно. Это замечательный русский композитор (показать портрет композитора). Он сочинил альбом пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это «Детский альбом» (показать сборник пьес). «Детский альбом» - цикл из 24 фортепианных пьес - П.И. Чайковский написал в 1878 г. и посвятил его своему племяннику Володе Давыдову.
  • А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец, или марш.

Звучит «Сладкая греза» П. Чайковского в исполнении учителя. (Это песня. Но ее никто не поет. Это песня без слов).

  • Вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка? (Напевно, плавно. Неторопливо. Ласково. Задумчиво).
  • Я сейчас сыграю вам главную мелодию пьесы, а вы мягким движением одной из рук передайте ее характер. (Учащиеся выполняют задание).
  • Молодцы! Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук. Какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки?

(Задумчивое. Спокойное. Мечтательное. Грустное. Светлое). . (Мелодическую линию песни «Сладкая греза» можно сыграть с детьми на воображаемой скрипке, певучими протяженными движениями «волшебного» смычка).

  • Правильно. Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза». Грёза - это мечта, воспоминание, раздумье о чем-то приятном, дорогом, добром.
  • Ну, а теперь давайте посмотрим мультфильм, в котором звучит музыка из «Детского альбома» П. И. Чайковского, посмотрим и послушаем «Сладкую грёзу», а потом расскажем сказку, которую вы увидели в мультфильме.

Вывод: Итак, мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия - это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия - душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и танцы, и марши.

Встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии произведений и старайтесь напевать их.


Мелодия (греч. μελωδία , от μελος- напев, песня и ωδή- песня, пение) - основная мысль

музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство

музыкальной выразительности.
Иногда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.

Какая бы музыка ни звучала - песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них

мелодию. Мелодия - это лицо любого музыкального сочинения, его суть, его душа.
Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением.

Подобно речи, мелодия представляет собой способ общения людей - обращение к слушателю с целью воздействовать на него. Как в мелодии, так и в речи важны высота звука, ритм, громкость, темп, тембр.


Итак, мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.
Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Она должна быть напевна, в ней не должно быть широких скачков, она движется чаще всего плавно.
Примеры различных типов мелодии можно найти уже в древней музыке.

Древнегреческое пение, средневековое церковное пение были монодичны , т.е. в них был только один главный голос, поющий мелодию.

Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония ).
В более поздние времена появилась полифония – многоголосие, в котором одновременно звучат несколько мелодий.

В полифонической музыке (расцвет которой приходится на XVII в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью.


Наконец, в гомофонном стиле , потеснившем полифонию в XVIII в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов).
Итак, мы познакомились с 4 основными способами изложения мелодии :

  • Монодия – один голос

  • Гетерофония – один голос с подголосками

  • Полифония – многоголосие

  • Гомофония – один голос главный, а все остальные играют роль аккомпанемента

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий - народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.

Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.

Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс .

Обе эти темы имеют яркие мелодии.
Вопрос: какие русские народные мелодии вы знаете?
Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.

Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости".

В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…
Вопрос: какие мелодии обычно воспринимаются как грустные, а какие – как радостные?

(минорные; мажорные)
страница 1

О дезинформации в названиях музыкальных композиций, или Что такое «Музыка ангелов»:

"Некий злобный гений упорно подписывает популярные музыкальные записи случайными красивыми названиями. Авторами же указываются классические композиторы, никогда не писавшие этих произведений. «Музыка ангелов» стала, наверное, самым популярным вопросом на форумах поиска нот. Итак, разоблачительный список:

1. Моцарт – Музыка ангелов - неправильное название, эту мелодию написал Yiruma? и называется она «River Flows in You», более редкая замена - Ян Качмарек – Goodbye (из фильма Хатико). Еще мелодию из фильма Хатико можно встретить под названием Wilhelm Richard Wagner – «Spring Waltz».

2. Композицию «Мелодия слез» (или «Слёзы дождя») Бетховен никогда не писал. ВКонтакте красуется ошибочное название, которое придумали невежественные люди. Эту композицию написал южнокорейский пианист под псевдонимом The Daydream.
Оригинальное название композиции: Tears.

3. «Моцарт В. А. Чистая симфония. Ближе к мечте» - ошибочное название, на самом деле эта композиция написана коллективом Secret Garden и называется она The promise.

4. Музыку к фильму «Реквием по мечте» написал Клинт Мэнселл, но не ВАГНЕР и не МОЦАРТ! (В Википедии присутствует ошибка в статье о фильме).

5. «Шопен Фредерик – Весенний вальс (или же Осенний вальс) (4:27)» Этого Шопен тоже никогда не писал, композиция Mariage D’amour с длительностью 4:27 принадлежит композиторам Paul de Senneville и Olivier Toussaint. Исполнителем является Ричард Клайдерман.

6. Вагнер – Свадебный марш/Сон в летнюю ночь/Увертюра - композиция неверно называется ВКонтакте, музыка написана Яном Тирсеном и называется она Yann Tiersen – Comptine d’un autre ete: L’apres midi. У Вагнера есть свадебный ХОР из оперы Лоэнгрин. Второй вариант Hans Gьnter Wagener - Sommernachtstraum.

7. Д. Д. Шостакович – Симфония №5 (Симфония души) или еще ее называют прелюдией - название неверное, эта композиция принадлежит коллективу Secret Garden и называется она Song from A Secret Garden.

8. «Шопен Фредерик – Весенний вальс (1:31)» - еще одно неверное название, мелодию с длительностью 1:31 написал Ян Тирсен и называется она Yann Tiersen – Mother’s Journey. Стоит отметить, что Тирсена как только ни называют, человеческая фантазия безгранична.

9. «Шопен Фредерик – Апрель мечты» – настоящее название Yanni Hrisomallis – One Man’s Dream.

10. Штраус – Ромео и Джульетта – это не Штраус, а Нино Рота,написавший саундтрек к фильму «Ромео и Джульетта», называется What Is a Youth?

11.Wilhelm Richard Wagner – Trдne (Вагнер – Слеза) – неверное название, на самом деле это Дмитрий Маликов – Прощай, жестокий мир

12. Верди – Сицилийская вечерня - неверное название, композитор заглавной темы к фильму «Крестный отец» все тот же Нино Рота.

13. Штраус – Медленный вальс – настоящее название Secret Garden – Dreamcatcher

14. Пуччини – Тоска (скрипка), также приписывается Верди, Вивальди и Ванессе Мэй – все это неверные названия, истинный композитор Edvin Marton, обработавший мелодию из Арии Каварадосси.

16. Рихард Вагнер – Реквием по любви; Dieses Leben; Жизнь - неверное название, на самом деле это Secret Garden – Awakening

17.Бетховен – Silense - неверное название, на самом деле это Ernesto Cortazar – Beethoven’s Silence

18. Клод Дебюсси – Героическая колыбельная - неверное название, на самом деле это Carter Burwell – Bella’s Lullaby.

19. «Адажио» Альбинони - известный миф, на самом деле композитором является Ремо Джазотто, а не Альбинони.

21. Clou – Слушая тишину - неверное название, на самом деле это Origen – Dance of the Clouds.

22. Иоганн Себастьян Бах – Прелюдия № 13 - на самом деле это Ketil Bjornstad Prelude 13 (из фильма «Одиночество в сети).

23. Моцарт – Гимн Лиги чемпионов УЕФА - Моцарт не писал гимн лиги чемпионов.

25. Johann Pachelbel – «Canon in D major» – приписывается иногда И. С. Баху.

26. Cаундтрек к фильму «Список Шиндлера» Джона Уильямса приписывается Фредерику Шопену.

27.Wilhelm Richard Wagner – Himmelfahrt Schцn - неправильное название, на самом деле это Jonathan Cain – Bridal March.

28. Рихард Вагнер – Воплощение любви – (3.33), на самом деле это Toni Hulji – Croatian Rhapsody.


6 класс

Тема: Мелодия – душа музыки

Мелодия (греч. μελωδία , от μελος- напев, песня и ωδή- песня, пение) - основная мысль

музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство

музыкальной выразительности.

Иногда какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил или сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.

Какая бы музыка ни звучала - песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них

мелодию. Мелодия - это лицо любого музыкального сочинения, его суть, его душа.

Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением.

Подобно речи, мелодия представляет собой способ общения людей - обращение к слушателю с целью воздействовать на него. Как в мелодии, так и в речи важны высота звука, ритм, громкость, темп, тембр.

Итак, мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.

Главное для мелодии – возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Она должна быть напевна, в ней не должно быть широких скачков, она движется чаще всего плавно.

Примеры различных типов мелодии можно найти уже в древней музыке.

Древнегреческое пение, средневековое церковное пение были монодичны, т.е. в них был только один главный голос, поющий мелодию.

Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония).

В более поздние времена появилась полифония – многоголосие, в котором одновременно звучат несколько мелодий.

В полифонической музыке (расцвет которой приходится на XVII в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью.

Наконец, в гомофонном стиле, потеснившем полифонию в XVIII в., основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов).

Итак, мы познакомились с 4 основными способами изложения мелодии:

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий - народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.

Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.

Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс.

Обе эти темы имеют яркие мелодии.

Вопрос: какие русские народные мелодии вы знаете?

Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.

Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости".

В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…

Вопрос: какие мелодии обычно воспринимаются как грустные, а какие – как радостные?

(минорные; мажорные)