Домой / Музыка / Что такое коаксиальная акустика и ее особенность. В чем разница между коаксиальной и компонентной акустикой, какую выбрать

Что такое коаксиальная акустика и ее особенность. В чем разница между коаксиальной и компонентной акустикой, какую выбрать

Современные автолюбители, все больше внимания уделяют качеству звука в салоне транспортного средства. Как известно для того чтобы добиться качественного звучания, необходимо составить акустическую систему из нескольких составляющих. Штатная акустическая система включает в себя: головное устройство – ресивер, сабвуфер, колонки и усилитель. Вопрос звучания музыки, требует внимательного подхода и определённого количества знаний. Хорошая акустическая система стоит недёшево, к тому же для того, чтобы установить систему самостоятельно и наслаждаться превосходным качеством звучания необходимо ознакомиться с основными требованиями установки акустики в авто.

Перед тем как потратить существенную сумму денег на акустическую систему необходимо рассмотреть основные особенности видов акустики. Одним из наиболее популярных видов систем для автомобилей является коаксиальная акустика.

Подробное описание особенностей системы.

Коаксиальная авто-акустика включает в себя несколько динамиков, которые воспроизводят все необходимые диапазоны аудио волн. Основным отличием данного вида акустики, является сбалансированность и хорошее качество звучания. Преимущество коаксиальной системы в том, что она уже включает в себя динамики всех необходимых частот и исключает необходимость собирать колонки воспроизводящее определённые частоты отдельно. Конструкция коаксиальной системы, включает в себя базовый динамик низких частот и динамики средних и высоких частот. Все динамики акустической системе располагаются на одной оси. Для равномерного разделения частот по динамикам системы, акустика оснащается встроенным кроссовером.

Стандартная коаксиальная акустика включает в себя трёх полосный динамик. Также в ассортименте автомобильных магазинов можно встретить коаксиальные динамики с пятью или большим количеством полос. В связи с этим коаксиальные динамики часто называют двух, трёх или пяти полосными. Как правило, для получения качественного звука с полным спектром, хватает динамика с тремя действующими полосами. Но нередко автолюбители предпочитают увеличить количество полос в погоне за более качественным звуком. Коаксиальная акустика предоставляется в достаточно широком ассортименте, что позволяет автолюбителю без лишних проблем выбрать колонки, которые легко монтируются в штатные места для динамиков.

При этом данный вид акустики позволяет избежать изготовления дополнительных подиумов или различных сложностей при монтаже динамиков. Коаксиальные динамики размером в 10 дюймов нередко устанавливают в заднюю полку авто. Таким образом, часть автолюбителей добивается получения неплохого баса без установки дополнительного сабвуфера. Без преувеличения, можно сказать, что коаксиальная акустика на сегодняшний день самая распространённая система автомобильного звучания. Это легко объясняется хорошим сочетанием цены и качества, а так же относительно простой установкой в салон автомобиля.

Если владелец транспортного средства не слишком привередлив к звучанию музыки в салоне, то стандартная компоновка акустической системы позволяет добиться желаемого результата. В большинстве случаев переднюю часть автомобиля оснащают динамиками размером в 16 с половиной сантиметров в заднюю часть транспортного средства нередко устанавливают овалы размером 6 на 9 см. Как правило, источником звучания в салоне автомобиля является магнитола или ресивер.

На самом деле коаксиальная акустическая система наиболее эффективна при другой компоновке. Для получения хорошего звука в салоне авто правильнее всего монтировать акустику в задних дверях или на жёсткой полке. Для музыкального оснащения передней части авто лучше всего подходит компонентная акустика. Объяснить, почему не стоит устанавливать рассматриваемый вид акустики в передней части авто достаточно просто. Без специальной подготовки штатных разъемов под колонки, при установке динамиков в значительной степени теряются высокие частоты. Дело в том, что динамики воспроизводящее высокие частоты имеют достаточно узкий диапазон действия. При установке динамика в вертикальное положение, звук попросту пропадает. Исключением являются акустические системы с поворотным динамиком ВЧ.

Рассматриваемые вид акустической системы достаточно привередлив в эксплуатации. Дело в том что коаксиальная акустика весьма чувствительна к частицам пыли и песка. Если динамики расположены в горизонтальном положении они постоянно находится в свободном доступе и быстро загрязняются. Динамик низкой частоты через некоторое время использования начинает издавать нехарактерные звуки. В результате динамику требуется ремонт или последующая замена.

По каким критериям необходимо выбирать коаксиальную акустику в машину?

Конечно, как и любой другой вид акустики, коаксиальные динамики необходимо подбирать не по внешнему дизайну, а по размеру, звуковым характеристикам и качеству воспроизведения частот. Как ни странно, качество звучания редко зависит от количества полос акустической системы. Намного важнее качество изготовления диффузоров динамиков. При выборе акустической системы необходимо обратить свое внимание на материал, который использовался для изготовления элемента. Наиболее практичным является мягкий материал для изготовления диффузоров. Диффузоры из пластика или алюминия, имеют определённую резкость которая не так гармонично звучит в салоне автомобиля. Наиболее адаптированными являются мягкие динамики.

При покупке динамика стоит немалое внимание уделить кроссоверу. Стоит отдать предпочтение кроссоверу располагающему большим количеством элементов. Вне зависимости от типа акустики, для получения более качественного звучания лучше всего использовать внешний усилитель. В случае если вы решили не использовать внешний усилитель стоит обратить свое внимание на чувствительность динамика. От чувствительности колонок в большей мере зависит громкость звучания.

Каждый владелец автомобиля рано или поздно сталкивается с вопросом покупки новой акустической системы. При этом автолюбитель встаёт перед выбором экономить на автомобильной акустике или потратить немалую часть бюджета. Для получения правильного ответа, необходимо чётко понимать предназначение акустики в салоне автомобиля. Если музыка звучит в салоне чаще всего как ненавязчивый фон, то тратить значительную часть бюджета на автомобильную акустику смысла нет. Если же, вы являетесь большим ценителем музыки и привыкли слушать её на максимальной громкости, стоит разборчиво и внимательно подойти к выбору динамиков и других компонентов акустической системы.

Для того чтобы серьезно подойти к подбору автомобильного звука, необходимо внимательно ознакомиться со всеми соответствующими терминами и основными характеристиками звуковоспроизводящих устройств. В нередких случаях решающим фактором является установка акустической системы. Если вы решили приобрести качественную акустическую систему, вам потребуется соответствующая установка оборудования. При грамотной установке даже недорогая акустическая система может выдавать приличный звук. Коаксиальная система имеет ряд характерных преимуществ, но при этом остается более доступной и простой в установке, чем компонентная.

Установка коаксиальной системы, не требует большого количества навыков и специального опыта. Но, знакомства с основными тонкостями установки требует любая акустика.

Возможно, многие из Вас, уважаемые читатели, не раз задавались вопросом улучшения акустической ситуации внутри своего автомобиля. Согласитесь, при длительной поездке, сидеть в полной тишине не так уж и весело, поэтому минимальное, что можно сделать в такой ситуации, это заблаговременно установить обычною недорогую магнитолу. С ее помощью Вы сможете слушать любимую музыку, узнавать о событиях в стране или получать прогноз погоды на ближайшие несколько дней (при условии, что она поддерживает радиосвязь). Однако, что бы обеспечить качественное звучание автомагнитолы, придется применить дополнительные устройства, именуемые акустической системой. Сегодня мы с Вами обсудим один из ее вариантов, который представлен в виде широкополосной (или как ее еще называют «однополосной») акустической системы.

Путь развития акустических систем: от широкополосных до многополосных

Широкополосные акустические системы представлены в виде широкополосных колонок, в которых электрический сигнал , поступает к динамику без давления на частотные полосы – высокой и низкой частоты. В начале своей истории, практически все динамики имели высокую чувствительность и определялись как широкополосные, однако, по мере развития и совершенствования технологии звукопроизведения, колонки с одним динамиком, который отвечал за весь спектр звука, были вытеснены акустической системой, предусматривающей разделение звука на две полосы. Для достижения такого эффекта начали использовать специальное устройство – кроссовер.

Отдельные динамики колонок такого рода имели разную конструкцию, были сделаны из разных материалов и занимались обслуживанием своего индивидуального поддиапазона. Нижний динамик, обладающей большей площадью и плотностью диффузора осуществлял контроль за низкими и средними частотами, а верхний отвечал за высокую частоту. С дальнейшим развитием акустических систем, продолжалось и полосное разделение звука. Это послужило причиной появления колонок с тремя, четырьмя и даже пятью звуковыми полосами, которые получили название «многополосных».

Если разбирать данное понятие более точно, то в наше время, широкополосные колонки чистого вида, встречаются разве что в «радиоточках», но с точки зрение маркетинга, который внес некоторые коррективы в определение «широкополосной акустической системы», в эту категорию попадает множество других колонок, являющихся, по сути, двухполосными. Проходящий сигнал, с помощью кроссовера, делиться на две полосы и подается на два соответствующих динамика разной конструкции – в задачу верхнего входит контроль за работой высокой частоты, а нижний отвечает за низкую и среднюю частоту. Однако, существуют и такие акустические системы, которые хоть и обладают двумя полосами и двумя динамиками, но широкополосными их не называют. В чем же дело?

Нам кажется, что в современном мире, правильнее всего будет давать определение «широкополосной акустики» не с технической стороны вопроса, а именно с маркетинговой, более того, технический вариант уже был озвучен в начале данной статьи.

И так, современная широкополосная акустическая система, как правило, является напольной или большой полочной колонкой, обладающей не больше чем двумя динамиками высокой чувствительности. Динамик, отвечающий за низкую и среднюю частоту, оборудован тонким, легким диффузором (обычно бумажным), имеющим значительную площадь. В его задачу входит воспроизведение большей части звукового спектра – начиная от барабанов и заканчивая вокалом. Динамики, контролирующие высокую частоту, также обладают довольно существенной площадью. Хоть они и несколько меньше низкочастотных, но никаких «пищалок» и металлических диффузоров размером с копейку, в широкополосной акустике Вы не встретите.

Имеющиеся в таких динамиках легкие диффузоры, могут передавать самые тонкие музыкальные моменты – вокальные обертона, ели заметные струнные щипки и т.д. При прослушивании широкополосной акустики с хорошим трактом воспроизведения, может показаться, что слышно, как со смычка скрипача осыпается канифоль, тоесть широкополосные динамики идеально подходят для воспроизведения классики и легкой живой музыки, благодаря чему, их так полюбили многие аудиофилы. Однако, несмотря на все преимущества, свое «но» есть практически в любом вопросе.

Вот и здесь, говоря о чувствительном диффузоре широкополосных динамиков, нельзя не отметить нехватку его плотности, что означает невозможность передачи мощных гитарных рифов и забойных барабанов тяжелого рока. Более того, такая музыка этой акустике вообще противопоказана. Все что можно будет услышать, так это крикливое исполнение, которое не принесет даже малейшего удовольствия. Если владелец автомобиля поклонник хард музыки или утяжеленного блюза, широкополосные акустические системы ему не подойдут. Лучше будет обратить внимание на многополосную акустику.

Дополнительные компоненты любой акустической системы

Как Вы уже поняли с предыдущего вопроса, установка обычных широкополосных динамиков мало кого полностью устроит, поэтому многие автолюбители, машины которых оборудованы штатными динамиками, либо ищут пути их усиления, либо заменяют на более усовершенствованные звуковые излучатели. Отдельное внимание, в этом вопросе, хотелось бы уделить динамикам 6*9, или как их чаще называют – « ». Данный вид излучателей предназначен для воспроизведения глубоких звуковых басов. Как правило, низкочастотники такого рода, имеют большой диаметр и большую площадь диффузора.

Автомобильный сабвуфер – один из самых лучших способов озвучивания низких частот, помогающий получить хорошие басы. Большинство автомобилистов устанавливают сабвуфер в свое транспортное средство с целью получения не только качественного глубокого баса, но и сочетающихся с ним средних и высоких частот, которые способна выдавать только хорошая акустика. В настоящее время, существует два типа сабвуферов: активные и пассивные. Активное устройство обладает сабвуферным динамиком, помещенным в готовый корпус. Он оснащен встроенным усилителем и активным кроссовером. Пассивный сабвуфер представлен в виде одного сабвуферного динамика, без всяких дополнительных элементов.

Перед тем, как решится на приобретение сабвуфера для своего автомобиля, необходимо определиться с его размерами, габаритами и оптимально подходящей мощностью. Обратите внимание! Для более качественной установки и лучшего звучания, автосабвуферам необходим специально подготовленный корпус.

Еще одним популярным дополнением акустической системы есть кроссовер (иногда его еще называют «фильтром»), представленный в виде конденсатора и катушки индуктивности, настроенных на определенную частоту. Почему именно конденсаторы и катушки? Да потому, что именно они являются простейшими реактивными элементами, способными дифференцировать сигналы (конденсаторы отвечают за высокочастотные, а катушки за низкие). Умелое управление сигналами делает из кроссовера простейший частотный фильтр.

Чаще всего, он является основным компонентом многополосной аудиосистемы, так как занимается разделением входящего сигнала на разные частотные диапазоны. Соответственно: чем больше каналов в кроссовере – тем больше динамиков и тем интересней будет общая звуковая атмосфера.

Широкополосная акустика и ее конструкция

Для воспроизведения высококачественных звуковых сигналов, широкополосная акустика использует всего лишь один динамик, который способен охватывать весь слышимый частотный спектр. Такая особенность, исключает необходимость использования кроссовера, который, к слову, много людей считают оной из самых страшных вещей в мире аудио звука. Конечно, с практической стороны, неплохо когда один динамик может обеспечить качественный звук, но для этого конструкция короба должна быть соответствующей.

Различают два основных типа широкополосных динамиков: с конус-визером (или просто «дудка») и с центральным колпачком. Широкополосный динамик обладающий конус-визером включает в себя два конуса – большой (такой же как и в нормальных конических динамиках) и немного меньший визер-конус, расположенный внутри большого. Второй вариант, с центральным колпачком, имеет вид обычного простого динамика, только с конус куполом (центральным колпачком).

Характеристики тех или иных широкополосных динамиков рознятся между собой и зависят от особенностей конструкции и производителя. Некоторые из них, имеют довольно высокий уровень эффективности и чувствительности, низкий уровень искажения и график частотной характеристики, что указывает на снижение уровней звукового давления на средние и низкие басы. Именно этот фактор является причиной необходимости использования специального короба, способствующего повышению басов.

Но не смотря на некоторые недостатки, высокая чувствительность широкополосных динамиков, допускает возможность использования усилителей с очень маленькой мощностью (от 0,5 до 3 Вт лампового усилителя). Другие представители широкополосной акустики обладают более низкой эффективностью, но в то же врямя имеют хорошую частотную характеристику. Обычно, такие устройства можно использовать в открытом ящике или коробке бас-рефлекс, но потребуется более сильный усилитель.

На сегодняшний день существует мало настоящих (именно полноспектровых) широкополосных акустических систем, которые могли б качественно воспроизводить звук пользуясь всего лишь одним динамиком. Большинство из них, по сути, принадлежат к разряду «полно-диапазонных» и в конечном результате требуют двух источников излучения: один динамик для низких, а второй для высоких частот.

Как мы уже отмечали ранее, стандартная широкополосная акустика довольно часто не обеспечивает оптимально желаемого звукового качества музыки, поэтому многим автовладельцам приходится менять штатные динамики на более сильные устройства. В таких случаях, кроме эффективности новых динамиков, немаловажным моментом есть приемлемость их ценовой политики, ведь платить больше - не хочется никому.

Думаю, можно не говорить о широком вариативном ряде представителей современного мира автомобильных динамиков, ведь каждый автолюбитель, который хотя бы раз интересовался данным вопросом и так об этом знает. Поэтому, что бы выбрать действительно то, что Вам нужно, к вопросу приобретения устройства стоит подходить крайне ответственно. Если водитель не предъявляет к музыке слишком высоких требований, то самым правильным решением будет покупка широкополосных динамиков: и стоят дешевле и процесс установки не требует специальных навыков, а значит ее можно провести самостоятельно. Для прослушивания новостей или музыки радиостанций, таких устройств будет более чем достаточно.

Что бы грамотно выполнить процедуру установки акустических систем, важно учитывать типоразмер динамиков. Типоразмер – это тот стандарт, который определяет размер автомобильных динамиков. Как известно, в большинстве транспортных средств, заводом-изготовителем уже предусмотрены штатные места для установки, но их размер предназначается только для динамиков овальной или круглой формы на 10, 13 или 16 сантиметров.

Обратите внимание! Чем больший у динамика размер – тем лучше он будет воспроизводить низкие частоты, тоесть, в целом типоразмер определяется размером низких частот динамика. При покупке широкополосной акустики, чаще всего, в комплект к ней прилагается инструкция, в которой детально описывается весь процесс предстоящей установки. Прежде чем переходить к монтажу, можно дополнительно изучить фото и видеоматериалы, находящиеся в сети Интернет. преимуществом широкополосной акустики есть и то, что цена на нее всегда ниже, чем на многополосную.

Подписывайтесь на наши ленты в

Знали ли вы, что устройства воспроизведения звука могут быть разного типа? Существуют компонентные звуковые системы и коаксиальные. Первые имеют большее распространение, поэтому бессмысленно что-то о них рассказывать. Давайте обратимся ко второму типу устройств и рассмотрим: коаксиальные колонки — что это такое? Если вы выходите на новый уровень пользователя акустической системы, эта информация точно будет вам полезной.

Вопрос выбора — насколько остро он стоит?

Многие автолюбители сталкивались с очень тяжелым выбором: сократить расходы на покупку оборудования или приобрести самую хорошую технику, значительно ударив по своему бюджету?

Если вести речь про акустические звуковые системы для автомобилей, то и коаксиальные, и компонентные типы устройств могут продолжительно балансировать на грани для пользователей. В таком деле нужно внимательно изучить абсолютно все достоинства и недостатки обеих сторон, трезво взвешивая критерии, доверяясь своим индивидуальным предпочтениям. У вас получится подойти к делу с полной серьезностью только в том случае, если разнообразные наименования и названия станут для вас говорящими терминами, а не хаотичным набором слов и букв.

Важно! Демонтируя старый проигрыватель, нередко планируется установить на его место замену. Для этого предлагаем внимательно изучить статью: с помощью уже готового .

Ну что ж, коаксиальные колонки — что это? Давайте найдем самый достоверный ответ на этот вопрос.

Терминология

Автомобильная акустическая звуковая аудиосистема представляет из себя целую конструкцию из динамиков. Такие устройства имеют на одной оси и низкочастотные динамики, и высокочастотные. Даже коаксиальный тип можно классифицировать по двум видам:

  • Двухполосные.
  • Трехполосные.

Что лучше выбрать для покупки?

Если вы приобрели общее представление о том, что это такое — коаксиальные колонки, то вас наверняка интересует, что же взять себе в автомобиль?

Чистота звучания

Главные различия между коаксиальной и компонентной звуковой системой кроются в расположении источника звучания в пространстве салона вашего транспорта:

  • Целостностная звуковая система делает звук более узконаправленным, поэтому коаксиальные установки предпочтительны для тех водителей, которые хотят дополнить звучание компонентной.
  • Компонентная, в свою очередь, распространяет по пространству автомобиля довольно-таки неплохой звук, но и здесь есть один подводный камень: все динамики разных частот смешивают всю палитру звуковоспроизведения и дают на выходе не самую однородную картину. Объединение всех динамиков тоже создает некоторые проблемы при воспроизведение и не дает пользователю полностью прочувствовать частоту звука.

Важно! При выборе руководствуйтесь тем, что для малогабаритных автомобилей лучше не приобретать компонентную систему, поскольку ограниченное пространство не даст возможности звуку грамотно распространяться. А так же изучайте, .

Расположение кроссовера

Также стоит учитывать не только сам разброс устройств воспроизведения, но и технические различия:

  • В коаксиальных типах устройств имеет встроенный кроссовер, который занимается фильтрацией частот.
  • Во втором типе такое устройство монтируется “снаружи”.

Способ установки

Следующий момент, который может возникнуть в процессе сравнения типов, — это способ проведения монтажа. Если взглянуть на то, что устанавливается в салон автомобиля с завода, то эту аппаратуру акустикой назвать не повернется язык. Поэтому следует понимать, что оба типа акустики — это не просто дело рук автовладельца, но и каких-то неизбежных затрат:

  • Коаксиальные девайсы не требуют особых технических познаний и навыков, поэтому весь процесс монтажа можно легко провести самостоятельно.
  • Второй же тип предлагает только ту установку, в которой будут соблюдаться все законы распространения звука, учитываться все специальное оборудование и качественная шумоизоляция.

Важно! Также не следует упускать из виду и магнитолу: чем ниже качество этого устройства, тем меньше важности в той возне, которая развернется вокруг компонентных установок, ведь сомнительного качества прибор вряд ли предоставит вам тот звук, который бы вас удовлетворил.

Ориентируемся на свои цели

Если вы — не самый заядлый меломан, в пути вас вполне устроит какой-нибудь шансон, радиоэфир или дискотека девяностых, то установка компонентной системой станет вообще бессмысленной тратой денег и усилий.

Существует еще один решающий фактор для выбора — это стоимость самой звуковой аппаратуры, даже если не брать во внимание цену ее обслуживания. Арифметика здесь довольно-таки простая: чем лучше звук, тем больше затраты.

Важно! Исключением из всего этого являются системы-трансформеры, которые могут превращать один тип в другой при помощи специальных креплений.

Подведем итоги

Коаксиальные колонки — что это? Для того чтобы в вашей голове все устаканилось, соберем самую важную информацию в один список:

  1. В коаксиальной аппаратуре динамики с разными частотами объединены в одну конструкцию, а в компонентом типе они полностью автономны.
  2. Первый тип систем дает только узконаправленный звук и смешивает разные частоты в “кашу”.
  3. Фильтр частот в первом типе встроенный, а во втором — внешний.
  4. Системы из автономных колонок требует куда больше усилий, соблюдения важных условий и больше затрат.
  5. Первый вариант аппаратуры отличается меньшей стоимостью.

Чем отличается коаксиальная акустика от компонентной?

Каждый автовладелец несчетное количество раз оказывается перед сложнейшим выбором: сэкономить на автоначинке или приобрести лучшее, пробив дыру в бюджете. Когда речь идет об автоакустике, коаксиальные и компонентные системы способны заставить долго балансировать, изучая преимущества и недостатки обеих и взвешивая предпочтения. Но серьезно подойти к выбору можно только тогда, когда именования – не набор букв, а о многом говорящие термины. Итак, коаксиальная и компонентная автоакустика: с чем их едят и что от них слышат.

Что такое коаксиальная и компонентная акустика

Коаксиальная автомобильная акустическая система представляет собой единую конструкцию динамиков: на оси с низкочастотным расположены и высокочастотные. Бывают двухполосными и трехполосными, и разделение это осуществляется посредством встроенного в конструкцию кроссовера.

Компонентная акустическая система представляет собой разночастотные динамики, разнесенные отдельно.

Сравнение коаксиальной и компонентной акустики

Принципиальная разница между коаксиальной и компонентной акустикой состоит в расположении источника звука в пространстве салона автомобиля. Единая конструкция коаксиальных систем делает звук узконаправленным, поэтому такие динамики часто устанавливают как дополнение – в зону задних сидений, например, тогда как на переднем фронте действует компонентная система. Последняя источник звука разбрасывает по салону – своего рода суперсурраунд получаем на выходе, однако здесь есть подвох: каждый высокочастотный, низкочастотный и среднечастотный динамик воспроизводит звук из своей “точки”, так что акустическая картина весьма неоднородна. Однако объединение динамиков в коаксиале создает эффект смешения частот, от чего звук теряет чистоту. Для небольших автомобилей компонентная акустика не подходит, так как в ограниченном пространстве разницы с коаксиальной не будет.

Компонентная акустика Philips

Помимо разброса динамиков, чисто техническое отличие коаксиальной от компонентной системы кроется в кроссовере, выполняющем роль фильтра частот. В коаксиальных системах он встроенный (за исключением некоторых моделй hi-end сегмента), в компонентных – внешний.

Еще один ключевой момент в процессе сравнения коаксиальной и компонентной акустики – способ установки. То, что стоит в авто “с завода” – чаще всего акустической системой зовется с натяжкой. И коаксиальная, и компонентная система в салоне автомобиля – дело если не рук, то трат автовладельца. Для установки первой не требуются специальные знания и технологии, и делается это чаще всего самостоятельно. Компонентная система предполагает установку динамиков в соответствии с правильными акустическими зонами, оборудование полочек и применение шумоизоляции. Кроме того, многое зависит и от магнитолы: чем ниже уровень техники, тем бесполезнее возня с компонентными системами, которые просто не смогут дать качественный звук. Впрочем, если вы не заядлый меломан, и в дороге вас сопровождает немудреный шансон или дискотека 90-х, а то и радио – компонентная система будет лишней обузой, и разницы с коаксиальной, опять же, просто не ощутите.

Решающим фактором для многих автовладельцев может стать стоимость самой акустики, не говоря уже об оплате ее технического сопровождения. Эта категория сравнения доступна всем и арифметически проста: коаксиальные системы обычно дешевле компонентных. Исключение составляют разве что системы-трансформеры, превращающие компонентные в коаксиальные посредством специальных креплений.

Отличие коаксиальной акустики от компонентной

  1. В коаксиальных системах разночастотные динамики объединены, в компонентной – автономны.
  2. Коаксиальные системы дают узконаправленный звук.
  3. Кроссовер (частотный фильтр) в коаксиальных системах встроенный, в компонентных – внешний.
  4. Компонентная система сложнее в установке и требует соблюдения ряда условий.
  5. Коаксиальная акустика дешевле компонентной.

http://thedifference.ru

Коаксиальные колонки - это колонки с динамиками разных частотных полос, расположенными на одной оси, в общем корпусе. Самая простая аналогия – матрешка, где вместо фигурок расположены динамики. В этом и состоит основное отличие коаксиальной акустики от компонентной – здесь вы получите систему в одном корпусе, а компонентная рассредоточена в разных корпусах.

Наибольшее применение коаксиальная акустика нашла там, где размеры пространства ограничены - в автозвуке. Согласитесь, если у вас малолитражка с небольшим салоном, очень сложно грамотно установить две-три пары различных динамиков для хорошего звучания всех спектров частот, с учетом того, что их еще нужно грамотно правильно по внутреннему пространству. Тут-то на помощь и пришло решение о совмещении разнополосных динамиков в одном корпусе.

Конечно, следует закономерный вопрос – а как же широкополосные динамики? Но не все так просто. Как известно, универсальное решение, как правило, будет уступать специализированному – так и в случае с динамиками. Ни один динамик не может с одинаково хорошим качеством произвести звук на всем заявленном частотном диапазоне. Идеального широкополосного динамика не существует - басы могут подхрипывать или проваливаться, верхние частоты отсутствовать, середина будет плоской. Другая ситуация складывается, когда динамик воспроизводит определенную полосу частот – такая конструкция проще реализуется, работает качественнее, надежнее, и что немаловажно – она дешевле. Конечно, идеально, чтобы эти динамики располагались в разных корпусах и размещались в разных местах – для формирования объемной акустической картины, но это не всегда возможно.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Количество частотных полос коаксиальных колонок бывает различным, и достигает 4 – динамики низких, средних частот и твитеры (для передачи высоких частот).

При выборе колонок в акустическую систему, нужно учесть их импеданс (сопротивление) . Правильный импеданс влияет на работу акустической системы вцелом. Так как динамики будут подключаться к усилителю, то их характеристики должны соответствовать друг другу: при сопротивлении колонки более низком, чем то, на которое рассчитан усилитель, велика вероятность его перегрузки по току, и он может сгореть.

Кроме импеданса учтите номинальную мощность коаксиальной колонки – она должна быть больше мощности усилителя, чтобы система работала, обеспечивая нормальный звук. Если вы думаете, что чем больше заявлена мощность на упаковке с колонкой, тем лучше будет звук – это не совсем верно. Мощность конечно же влияет на громкость звучания, но на самом деле на громкость звука больше влияет соотношение мощности и чувствительности колонки. То есть при сравнении двух колонок с одинаковой мощностью громче будет работать та, у которой чувствительность выше.

Все привыкли при выборе акустической техники обращать внимание на частотный диапазон модели , считая, что чем он шире, тем лучше будет звук. Но производители при указании этой характеристики зачастую лукавят. Да, возможно, весь диапазон, заявленный на упаковке, и воспроизводится динамиками, но очень мало кто предоставляет информацию, с каким качеством это делается – то есть присутствуют ли пики и провалы в амплитудно-частотной характеристике звука. Поэтому стоит принимать во внимание частотный диапазон, если указаны его допустимые отклонения в цифрах, или же приведена графическая АЧХ – эта информация уже будет достоверной и сообщающей информацию о качестве воспроизведения.

Некоторые модели динамиков комплектуются внешним кроссовером – частотным фильтром, вручную разделять частотные полосы. В целом, кроссовер срезает ненужные частоты для каждого динамика, сужая их рабочий диапазон, чтобы частотные спектры динамиков не наслаивались друг на друга, и на выходе получалась ровная АЧХ, без спадов и провалов. Оборотная сторона применения кроссоверов – в начальном и бюджетном сегментах сложно найти работающий без претензий кроссовер.

Форма динамиков встречается как круглая, так и овальная. Обратите внимание на это при покупке, если собираетесь монтировать акустику в уже существующие отверстия - штатные или купленного подиума. Хотя, конечно, в случае с подиумом, лучше его выбирать под колонки, после выбора моделей динамиков. Нужно учесть посадочную глубину динамиков и диаметр . Убедитесь, что выбранная модель поместится в посадочные гнезда, тщательно промерив посадочные размеры – это упростит монтаж и избавит от проблем.

Диффузор динамика низких частот в корпусе располагается с помощью подвеса , чтобы обеспечить необходимую подвижность. Подвесы могут быть выполнены из разных материалов: бутилкаучук, каучук, пенополимер, пенополиуретан, резина, ткань, гибридная система. Разные материалы обладают и разными характеристиками: прочностью, износостойкостью и эластичностью.

Материал диффузоров динамиков тоже бывает разным: полипропилен, композитное волокно, карбон, слюда, целлюлоза, прорезиненная ткань – все многообразие сложно перечислить. Такое большое количество совершенно разных фактур объясняется тем, что хотя новые материалы постоянно появляются, но от старых никто не отказывается – как появились первые динамики с бумажными диффузорами, так до сих пор от нее не отказались. Дело в том, что два главных требования к материалу диффузора, можно сказать, противоположны: это внутреннее затухание и жесткость. Жесткость нужна для равномерной передачи звука с излучающей поверхности. А внутреннее затухание выравнивает звук – сглаживая пики и провалы. Таким образом, согласно первому требованию идеальный диффузор должен быть металлическим или керамическим, а согласно второму – из пластичного материала. Вот производители и ищут компромисс, удовлетворяющий обоим требованиям.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА


Чаще всего коаксиальные колонки упоминаются в разговорах про автозвук, хотя их использование давно ушло дальше – производители топовых акустических систем для дома и не только используют их в своих установках. Поэтому не стоит считать коаксиалки – бюджетно-урезанным решением, которое всегда уступает компонентным динамикам, и дает выигрыш в цене и занимаемом пространстве. Да, зачастую коаксиальные колонки выступают только лишь как составная часть акустической системы машины (их устанавливают назад, для подзвучки), тогда как основную звуковую картину формируют компонентные динамики, установленные в передней части салона. Но некоторым вполне достаточно одних коаксиалок, без дополнительных динамиков.

Коаксиальные динамики при достойных звуковых характеристиках достаточно компактны по размерам, и при грамотном подборе могут идеально встать в посадочные гнезда вашего автомобиля, не требуя дополнительных проставок и подпилов. Производители выпускают колонки круглые и овальные , от миниатюрных 10 см до 25 см.

Для ценителей звука с детальной проработкой , хорошим решением будут трех и четырехполосные колонки.

Для людей, которые любят «погромче и пожестче» , интересными покажутся модели с «оптимальными» значениями – высокими чувствительностью (от 88 дБ) и мощностью (от 70 Вт), а так же максимально жесткими материалами диффузоров – слюдой, карбоном, углеродными и армированными волокнами.

Любителя мягкого звука привлекут модели с диффузорами из мягкого материала - прорезиненной ткани.

Если вы не можете установить многокомпонентную акустическую систему с сабвуфером, а хочется, чтобы звучание басов было достойным , обратите внимание на максимально большие колонки (да, в этом случае размер играет значение) - 16-25 см.

Конечно, немаловажную роль в качестве звучания играет и стоимость акустики – качественные материалы и новые разработки дешево стоить не могут, особенно это касается приборов, где важна компактность, как в случае с коаксиальными динамиками.

В недорогом ценовом сегменте – до 3000 рублей можно подобрать колонки подходящих для вас размера и формы (почти все форм-факторы представлены в этом ценовом сегменте). По большому счету, в этом ценовом сегменте можно подобрать оптимальную модель практически по всем характеристикам, если вы не хотите переплачивать за премиальные комплектующие и новейшие разработки.

В более дорогом ценовом сегменте – от 3000 рублей представлены модели в принципе с теми же характеристиками, что и в более дешевом сегменте, но с повышенным вниманием к материалам, качеству и используемым технологиям. Также модели этой ценовой категории вцелом в цифрах параметров выглядят лучше: мощность и чувствительность у них выше. Встречаются модели во влагозащищенных корпусах – для установки на открытые виды транспорта – скутеры, мотоциклы, квадрациклы, лодки.

Помните, что "идеальных универсальных" колонок в природе не существует - это только компоненты системы, и на качество получаемого в результате звука влияют не только они. А в ситуации с автозвуком все еще сложнее, потому что салон машины - это маленькое ограниченное пространство, где всегда приходится искать компромисс между количеством акустических точек, их грамотным расположением, качеством монтажа, шумоизоляцией и конечной стоимостью всей системы. А в акустическую систему, при серьезном подходе будут входит не только колонки, но усилитель, чейнджер и прочее - на этом сэкономить едва ли получится, потому что все оборудование должно быть примерно одного уровня и подходить по техническим характеристикам (мощная колонка не будет хорошо работать от слабого усилка). Поэтому при мыслях о покупке новой акустики взвешивайте все "за" и "против" - если вы слушаете в машине радио полчаса в день, едва ли стоит серьезно тратиться на дорогое оборудование.