Домой / Группы / Ялтинская конференция глав государств. Ялтинская конференция. Декларация об освобождённой Европе

Ялтинская конференция глав государств. Ялтинская конференция. Декларация об освобождённой Европе

Пермяков В.Э. 1

Пермякова Е.В. 1

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов имени Владимира Петровича Шевалева»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История - это фонарь в будущее,

который светит нам из прошлого.

Василий Осипович Ключевский.

В мировой истории происходило много различных событий, которые в высшей степени мощно повлияли на её течение в дальнейшем, и даже на то, какая ситуация в мире сегодня. Таких событий в истории достаточно много, но самыми известными из них являются падение Западной Римской империи в 476 году, падение Константинополя в 1453 году, Великая французская революция 1789-1799 годов, и многие, многие другие события и процессы, которые происходили в мировой истории…

Об одном из событий, произошедших именно во время Второй мировой войны, и в котором мы принимали активнейшее участие, и будет моя работа. Я хотел бы рассказать о Ялтинской конференции 4-11 февраля 1945 года и её роли в послевоенном мироустройстве. При написании этой работы, моя главная цель заключалась в следующем: определить роль Ялтинской (Крымской) конференции в послевоенном мироустройстве.

Исходя из того, какую цель я решил поставить перед собой следующие задачи:

Понять, как подготавливалась и организовывалась конференция глав “большой тройки” в Крыму. Рассмотреть основные вопросы, которые необходимо было решить на Ялтинской конференции.

Проследить ход Ялтинской конференции. Выяснить, каковы были итоги конференции и принятые решения.

Определить роль Ялтинской конференции и её принципов в послевоенных международных отношениях.

Понять, оберегаются и сохраняются ли сегодня ялтинско-потсдамские принципы мироустройства.

Объектом своего исследования я выбрал документы и итоговые соглашения Ялтинской конференции, а также её роль в триаде: Тегеран-Ялта-Потсдам.

В ходе исследования я решил проверить следующую гипотезу: Принятые в Ялте в 1945 году принципы послевоенного мироустройства сохраняли человечество от глобальной войны 70 лет.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время в нашем мире практически разрушены те принципы мироустройства, которые были приняты в ходе Ялтинской конференции. Нарастающая угроза Третьей мировой войны, которая, с большой вероятностью, положит конец существованию человечества, ярко демонстрирует то, что Ялтинские принципы, являлись мощной действующей силой, сдерживающей мир от глобальной войны в продолжение такого длительного периода времени.

Также хотелось бы добавить, что на сегодняшний день существует такая проблема, как возрождение в некоторых странах, освобождённых от фашистских захватчиков (Польша, Украина, Румыния, страны Прибалтики), фашизма, активно пропагандируется и развивается русофобия.

К тому же, то самое право “вето”, введённое именно при создании ООН, на сегодняшний день используется двояко. Пользуясь им, страна-обладатель этого права, может наложить запрет на какое-либо решение, принятое в ходе заседания ООН лишь потому, что этой стране очень выгоден с финансовой точки зрения запрет этого решения или меры.

1. Причины проведения и подготовка Ялтинской конференции

Ялтинская конференция стала второй по счёту многосторонней встречей лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции - США, Великобритании и Советского Союза.

Участники конференции располагались в трех крымских дворцах: делегация СССР во главе с И.В. Сталиным в Юсуповском дворце, делегация США во главе с Ф. Рузвельтом в Ливадийском дворце и делегация Великобритании во главе с У. Черчиллем в Воронцовском дворце.

Возникает другой вопрос: Почему решили проводить конференцию именно в Ялте? Всё дело в том, что это было несколько символично. Ялта была тем городом, который был совсем недавно освобождён советскими войсками. Гитлер считал, после того, как Крым будет завоёван немецкими войсками, он останется немецким навсегда, т.е. Ялта стала бы лучшим курортом Германии. Таким образом, советская Ялта была символом освобождения людей от фашистского ига.

К принятию высокопоставленных гостей в Ялте СССР подготовился всего за два месяца, несмотря на то, что Крым сильно пострадал от военных действий. Президент США Рузвельт даже «ужаснулся размерами разрушений, причиненных немцами в Крыму».

2. Ход и решения конференции

Итак, исходя из того, что конференция обхватывала большое количество важных вопросов, которые тогда стояли на повестке дня, и от решения которых зависело, каким будет мир, и будет ли мир вообще существовать.

Участие в конференции приняли:

Руководители трех союзных держав: Председатель Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталин, Премьер-Министр Великобритании У. Черчилль, Президент Соединенных Штатов Америки Ф.Д. Рузвельт. Круг обсуждаемых военных и политических вопросов оказался достаточно широким.

Основными среди них были:

Вопрос о репарациях

Вопрос о послевоенной судьбе Германии

Вопрос о послевоенном положении Польши и Югославии.

Вопрос о войне СССР с Японией

Вопрос о послевоенном мироустройстве

Работа Конференции началась с рассмотрения обстановки на европейских фронтах. Главы правительств трех держав поручили военным штабам обсудить на своих заседаниях вопросы координации наступления союзных армий с востока и запада. Во время конференции И.В. Сталин получил от Ф.Д. Рузвельта письмо, в котором Рузвельт признавал справедливыми позицию СССР относительно Курильских островов и острова Сахалин.

Письмо это перевёл устно тогда А.А. Громыко, и по окончанию его перевода вслух Сталин сказал: "Письмо является важным, Америка сейчас признала справедливость нашей позиции по Курилам и по Сахалину. Американцы, наверное, при этом будут настаивать на своей позиции по вопросу о возможности участия Советского Союза в войне против Японии...". [№2. С.15]

Закончил Сталин эту тему разговора словами: “Занятой теперь позицией США как бы реабилитируют себя в наших глазах за то, что они сочувствовали Японии в 1905 году.” Тогда в Портсмуте после Русско-японской войны велись мирные переговоры между японской делегацией и делегацией России, которую возглавлял глава правительства граф Витте. В то время США по существу помогали Японии оторвать от России её территории.

Таким образом был решен вопрос и о вступлении СССР в войну на Дальнем Востоке. Подписанное 11 февраля 1945 г. секретное соглашение предусматривало, что Советский Союз через два - три месяца после капитуляции Германии вступит в войну против Японии.

По условиям соглашения «О зонах оккупации Германии и об управлении «Большим Берлином» вооруженные силы трех держав должны были занять в ходе оккупации Германии строго определенные зоны. Советским Вооруженным Силам предназначалась для оккупации восточная часть Германии. Северо-западная часть Германии отводилась для занятия английскими войсками, юго-западная - американскими. Были и "интересные" сценарии будущего Германии. "Если у неё будет какое-либо будущее", - выразился У. Черчилль на заседании 4 февраля. Премьер-министр Великобритании предлагал отделить от Германии её южные провинции, в том числе Баварию, и включить их в Дунайскую федерацию...". Ф.Д. Рузвельт выступил с предложением о расчленении Германии на пять самостоятельных государств. Экзотических идей со стороны союзников поступало много. В ответ на высказывание У. Черчилля о том, что Германии в качестве будущего типа государственного устройства подходит коммунизм, И.В. Сталин даже был вынужден заметить, что коммунизм Германии подходит "как корове седло". Так что её разделение выглядит совсем не случайным.

Ключевой проблемой, таким образом, оставалась германская. Участники конференции подписались под заявлением, в котором, в частности, говорилось: «Нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушать мир всего мира», что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир», «разоружить и распустить все германские вооружённые силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб», «изъять или уничтожить всё германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию…; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристическое влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа

Особое место на конференции занял вопрос о репарациях Германии, инициированный СССР. Советское правительство потребовало, чтобы Германия возместила ущерб, нанесенного союзным странам гитлеровской агрессией. Общая сумма репараций должна была составить 20 млрд. долларов, из которых СССР претендовал на 10 млрд. долларов. Взимание репараций путем единовременного изъятия из национального богатства (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей и т. д.) предусматривалось главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии. В ходе обсуждения этого вопроса руководители США и Великобритании вынуждены были признать, что советские предложения о репарациях с Германии вполне справедливы. В результате переговоров был подписан протокол, опубликованный полностью лишь в 1947 г. В нем излагались общие принципы решения репарационного вопроса и намечались формы взимания репараций с Германии. Советская делегация (докладывал заместитель наркома иностранных дел И.М. Майский, председатель репарационной комиссии, ему И.В. Сталин разрешил выступать на английском.) назвала сумму в размере 20 млрд долларов. Это была самая малая незначительная доля возмещения прямых материальных потерь СССР в ходе немецкой оккупации территорий СССР и военных действий. Ущерб Советского Союза оценивался экспертами и экономистами в 2 трлн. 600 млрд. рублей. Западные руководители признавали на словах огромный ущерб, понесённый СССР, но на практике нечего реального не желали сделать, чтобы содействовать Советскому Союзу получении репараций. Однако союзники так и не смогли окончательно определить сумму компенсаций. Было решено лишь, что США и Великобритания отдадут Москве 50 % всех репараций.

Думая только о том, как бы не ослабить послевоенную Германию и сохранить её роль «оплота против большевизма», У.С. Черчилль под различными предлогами отказывался зафиксировать в протоколе точную сумму немецких репараций, предложенную советской делегацией. Ф.Д. Рузвельт, хотя и мог, не стал «выкручивать руки» своему британскому партнеру, и неспроста.[№5.С. 246]

Примечательно, что на самой конференции делегация США не стала затрагивать вопрос о долгосрочном кредите на 6 млрд. долларов, хотя такое предложение поступило от советской стороны в ответ на туманные американские намеки. Важное место среди решений Крымской конференции занимала Декларация об освобожденной Европе. Это был документ о согласовании политики в деле помощи народам, освобожденным от фашистской оккупации. Союзные державы заявили, что общим принципом их политики в отношении стран освобожденной Европы является установление такого порядка, который позволит народам «уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору». Крымская конференция показала пример практического разрешения подобных проблем в отношении Польши и Югославии.

СССР получил западную границу с Польшей в 1920 г., с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между Германией и СССР в 1939 г. по Договору о дружбе и границе между СССР и Германией, основным отличием от которого стала передача Польше Белостокского региона.[№5.С.301]

Достигнутая в Ялте договоренность по польскому вопросу, несомненно, была определенным шагом по пути решения одного из наиболее спорных вопросов послевоенного устройства мира. Конференция не приняла англо-американский план замены Временного польского правительства каким-то новым правительством.

По предложению СССР Крымская конференция обсудила вопрос о Югославии. Речь шла о том, чтобы ускорить образование единого югославского правительства на основании заключенного в ноябре 1944 г. соглашения между председателем Национального комитета освобождения Югославии И. Тито и премьер-министром югославского эмигрантского правительства в Лондоне И. Шубашичем.

В Ялте была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Союзникам требовалась межгосударственная организация, способная предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. Было условлено, что в основу деятельности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира будет положен принцип единогласия великих держав — постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето.

И.В. Сталину удалось убедить Ф.Д. Рузвельта, что отсутствие права вето в определенных условиях могло обернуться против интересов Америки и повторить ситуацию с Уставом Лиги Наций, который в свое время отверг конгресс. Таким образом, И.В. Сталин добился согласия партнёров на то, чтобы в числе учредителей и членов ООН был не только СССР, но и Украинская ССР и Белорусская ССР. И именно в ялтинских документах появилась дата «25 апреля 1945 года» — дата начала Сан-Францисской конференции, которой было предназначено выработать Устав ООН. [№1.С.47]

В ходе работы Крымской конференции была принята специальная декларация «Единство в организации мира, как и в ведении войны». В ней указывалось, что государства, представленные в Ялте, подтверждают свою решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство действий, которое сделало победу в войне возможной и несомненной для Объединенных Наций.

3. Значение Ялтинской конференции для послевоенного мироустройства и истории

Во время проведения конференции Главами трех держав было продемонстрировано желание к сотрудничеству, взаимопониманию и доверию. Удалось добиться единства в вопросах военной стратегии и ведения коалиционной войны. Совместно были согласованы и спланированы мощные удары армий союзников в Европе и на Дальнем Востоке.

В результате работы конференции были одобрены важнейшие международно-правовые документы, такие как Декларация Свободной Европы, документы об основных принципах создания международной Организации Объединенных Наций.

Крымская конференция руководителей СССР, США и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний во время войны и высшей точкой сотрудничества трех союзных держав в ведении войны против общего врага.

Таким образом, решения Крымской конференции укрепили антифашистскую коалицию на заключительном этапе войны и способствовали достижению победы над Германией. Борьба за всестороннее и полное осуществление этих решений стала одной из главных задач советской внешней политики не только в конце войны, но и в послевоенные годы.

Глобальный конфликт не обязательно может быть ядерным. Это может быть конфликт, напоминающий Тридцатилетнюю войну в 17 веке, которая де-факто была первой мировой войной. Это была серия локальных конфликтов, разнесённых в пространстве и во времени, охвативших практически всю Европу. Сейчас мы видим очаги локальных войн на Ближнем Востоке, на Украине. Нам могут ещё устроить такие очаги на Кавказе и в Центральной Азии. Таким образом, мы можем получить по периметру наших границ серьёзную конфликтную зону. Безусловно, что коллективный Запад пытается таким образом дестабилизировать ситуацию в России, привести к власти нужный им режим. В случае победы они надеются уже открыто и официально, в отличие от времён распада СССР, навязать свою волю побеждённым.[№7.С.4]

В отличие от времён СССР, у России сейчас нет возможностей «играть на территории противника». Единственное, что всерьёз можно использовать - цивилизационный кризис в США и, особенно, в Западной Европе. Европейская цивилизация утрачивает свою расовую идентичность, религиозную идентичность. Европейцы всё меньше работают и всё больше потребляют. Трудовая этика уступает место этике погони за удовольствием. Подобные тенденции, хоть и в меньшей степени, прослеживаются и в США. В демографическом плане и в Новом, и в Старом Свете идёт замещение коренного населения приезжими. Наша задача - не попасть вместе с Западом в эту воронку саморазрушения. Возможно, в данных исторических условиях победа будет заключаться не в том, чтобы выиграть, а в том, чтобы дождаться, когда противник как бы растворится.

В политическом плане, многие решения Ялтинской конференции сегодня не соблюдаются. Например, по итогам этой конференции, Германия должна была быть полностью очищена от нацизма. Ей запрещалась всяческая помощь в насаждении нацизма в других государствах. Но что мы видим? Сегодня Германия поддерживает киевский режим, несмотря на то, что тот закрывает глаза на русофобию, антисемитизм и другие нацистские проявления. А порой даже поддерживает ультранационалистов и использует их в своих интересах. У меня ощущение, что поддержка Германией нынешней Украины противоречит Ялтинским соглашениям. [№3.С.431]

Конечно, деградация мирового устройства, возникшего по итогам Ялтинской конференции, главным образом была обусловлена распадом СССР. Но наложился на это и духовный кризис самой западной цивилизации. Сегодня, это всё заметнее. Дошло до того, что пассажирам самолётов, летящих из Европы в исламские государства, предлагают снимать нательные кресты. Мир стал иным.

Заключение

Решения, достигнутые в феврале 1945 года на Ялтинской конференции, те принципы, которые были на ней созданы, абсолютно кардинально изменили саму картину мира, изменили его будущее. В какой-то степени можно сказать, что конференция в Ялте в 1945 году просто изменила мир по своей сути. Я бы хотел отметить, что исторической наукой на сегодняшний день наиболее успешно исследованы следующие проблемы: становление принципов послевоенного устройства в ходе Ялтинской конференции, воплощение этих принципов в жизнь, историческая важность и ценность Крымской конференции.

Я считаю, что цель моей работы достигнута, задачи выполнены, и гипотеза в целом верна - Принятые в Ялте в 1945 году принципы послевоенного мироустройства сохраняли человечество от глобальной войны 70 лет. Чем же всё-таки так актуальна проблема послевоенного мироустройства, основы которого были заложены в ходе Ялтинской конференции? На сегодняшний день даже в ООН, в той самой организации, которая призвана любой гуманной ценой сохранить мир, произносятся речи с угрозами в адрес различных стран, угрозами введения войск на территорию той или иной страны с целью “навести порядок”. Но навести такой порядок, который будет выгоден лишь тем, кто его наводит. И таких примеров очень много: Косово, конфликты в Ливии, Ираке, Афганистане. Но что же дальше? Можно ли вернуть назад те принципы, можно ли надеяться на то, что в будущем мир всё-таки будет сохранён от глобальной войны, человечество всё-таки уцелеет? Наверное, однозначного ответа на данный момент человечество не может дать. Остаётся только надеяться и верить, что в один прекрасный день люди вспомнят, что те самые, уже ставшие историей, ялтинские принципы мироустройства, которые превосходно справлялись целых 70(!) лет с проблемой оберегания мира от глобальной войны, ещё вполне применимы для борьбы с войной и терроризмом на сегодняшний день.

Список источников и литературы

Источники:

А.А. Громыко, И.Н. Земсков, В.А. Крючков и другие - “Советский союз на международных конференциях периода Великой отечественной войны, 1941-1945 гг.: Сборник документов”, 1984 г.

Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.: Сборник документов. В 6 т. / М-во иностр. дел СССР. Т. 2. Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (28 ноября - 1 декабря 1943 г.); Т. 4. Крымская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (4-11 февраля 1945 г.). М.: Политиздат, 1984.

Литература:

Балашов А. И., Рудаков Г.П. История Великой Отечественной войны / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков. - С. - Пб.: Питер, 2006.

Гуркович В. Крымская конференция 1945 года. Памятные места / В. Гуркович.-М.:Мысль,1995.

Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов.- М.: Издательство ПРИОР,2009.

Шевченко О.К. Ялтинская конференция в зеркале историографии: к вопросу о применении количественных методов в истории.-Симферополь, .2010

Интернет-ресурсы:

Берец С. Ялта. Система мироздания: (Русская служба би-би-си) [Электронный ресурс] / Сергей Берец. - Дата публикации: 2005.02.04. - Режим доступа к статье: http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/hi/russian/news/newsid_4234000/4234225.stm

Бутаков Я. Духи Ялты: смена вариантов глобализации К 60-летию Крымской конференции «большой тройки»: (Агенство Политических Новостей) [Электронный ресурс] /Ярослав Бутаков . - Дата публикации: 2005.02.04. - Режим доступа к статье: http://www.apn.ru/opinions/article9230.htm

Под Ялтой 4 февраля 1945 года в Ливадийском дворце открылась Крымская конференция (Газета Черноморский обозреватель) [Электронный ресурс]. - Дата публикации 2012.02.04 . - Режим доступа к статье: http://yalta.tv/news/452---4--1945-------.html

Эггерт К. Триумф и крах Ялтинской системы: (Русская служба би-би-си) [Электронный ресурс] / Константин Эггерт. - Дата публикации: 2005.02.11. - Режим доступа к статье: http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/hi/russian/in_depth/newsid_4255000/4255969.stm


Крымская (Ялтинская) конференция, вторая по счёту встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — во время Второй мировой войны(1939-1945 гг.), занимает важную главу в истории не только нашей страны, но и всего мира. Интерес к ней не ослабевает, хотя прошло уже 70 лет со дня ее проведения.

Место проведения конференции было выбрано не сразу. Первоначально предлагалось провести встречу в Великобритании, как равноудаленной от СССР и США. Среди названий предполагаемых мест проведения фигурировали также Мальта, Афины, Каир, Рим и еще ряд городов. И.В. Сталин настаивал провести встречу именно в Советском Союзе, чтобы главы делегаций и их окружение смогли лично убедиться в том ущербе, который нанесла Германия СССР.

Конференция проходила в Ялте 4-11 февраля 1945 г. в период, когда в результате успешно проведенных стратегических операций Красной Армии боевые действия были перенесены на германскую территорию, и война против гитлеровской Германии вступила в завершающую стадию.

Кроме официального названия у конференции было несколько кодовых. Отправляясь на Ялтинскую конференцию, У. Черчилль дал ей название «Аргонавт», проведя аналогию с древнегреческими мифами: он, Сталин и Рузвельт, подобно аргонавтам, отправляются на черноморские берега за золотым руном. Рузвельт ответил в Лондон согласием: «Вы и я — прямые наследники аргонавтов». Как известно, именно на Конференции в Ялте состоялся раздел сфер влияния трех держав в послевоенном мире. Кодовое название - «Остров» - конференция получила для введения в заблуждение противников, так как одним из возможных мест ее проведения фигурировала Мальта.

В Конференции приняли участие руководители трех союзных держав: Председатель Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталин, Премьер-Министр Великобритании У. Черчилль, Президент Соединенных Штатов Америки Ф.Д. Рузвельт.

Кроме Глав Трех правительств в Конференции также участвовали члены делегаций. От Советского Союза - Народный Комиссар Иностранных Дел СССР В.М. Молотов, Народный Комиссар Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецов, Заместитель Начальника Генерального Штаба Красной Армии генерал армии , Заместители Народного Комиссара Иностранных Дел СССР А.Я. Вышинский и И.М. Майский, Маршал Авиации С.А. Худяков, Посол в Великобритании Ф.Т. Гусев, Посол в США А.А. Громыко. От Соединенных Штатов Америки - Государственный Секретарь Э. Стеттиниус, Начальник Штаба Президента адмирал флота В. Леги, Специальный Помощник Президента Г. Гопкинс, Директор Департамента Военной Мобилизации судья Дж. Бирнс, Начальник Штаба Американской Армии генерал армии Дж. Маршалл, Главнокомандующий Военно-Морскими Силами США адмирал флота Э. Кинг, Начальник Снабжения Американской Армии генерал-лейтенант Б. Сомервелл, Администратор по военно-морским перевозкам вице-адмирал Э. Лэнд, генерал-майор Л. Кутер, Посол в СССР А. Гарриман, Директор Европейского Отдела Государственного Департамента Ф. Мэттьюс, Заместитель Директора Канцелярии по специальным политическим делам Государственного Департамента А. Хисс, Помощник Государственного Секретаря Ч. Болен вместе с политическими, военными и техническими советниками. От Великобритании - Министр Иностранных Дел А. Иден, Министр Военного Транспорта лорд Лезерс, Посол в СССР А. Керр, Заместитель Министра Иностранных Дел А. Кадоган, Секретарь Военного Кабинета Э. Бриджес, Начальник Имперского Генерального Штаба фельдмаршал А.Брук, Начальник Штаба Воздушных Сил Маршал авиации Ч. Портал, Первый Морской Лорд адмирал флота Э. Каннингхэм, Начальник Штаба Министра Обороны генерал X. Исмей, Верховный Союзный Командующий на Средиземноморском театре фельдмаршал Александер, Начальник Британской Военной Миссии в Вашингтоне фельдмаршал Вильсон, член Британской Военной Миссии в Вашингтоне адмирал Сомервилл вместе с военными и дипломатическими советниками.

К принятию высокопоставленных гостей в Ялте СССР подготовился всего за два месяца, несмотря на то, что Крым сильно пострадал от военных действий. Разрушенные дома, остатки боевой техники произвели неизгладимое впечатление на всех участников конференции, Президент США Рузвельт даже «ужаснулся размерами разрушений, причиненных немцами в Крыму».

Подготовка к конференции была развернута во всесоюзном масштабе. Оборудование, мебель, продукты свозили в Крым со всей территории СССР, в Ялту прибывали специалисты строительных организаций и сферы обслуживания. В Ливадии, Кореизе и Алупке за два месяца установили по нескольку электростанций.

Местом стоянки союзных кораблей и судов был выбран Севастополь, где были созданы запасы топлива, питьевой и котельной воды, отремонтированы причалы, маяки, навигационное и противолодочное оборудование, проведено дополнительное траление в бухтах и по фарватеру, подготовлено достаточное количество буксиров. Аналогичные работы были проведены в ялтинском порту.

Участники конференции располагались в трех крымских дворцах: делегация СССР во главе с И.В. Сталиным в Юсуповском дворце, делегация США во главе с Ф. Рузвельтом в Ливадийском дворце и делегация Великобритании во главе с У. Черчиллем в Воронцовском дворце.

За безопасность участников конференции отвечала принимающая сторона. Охрану на суше обеспечивали авиационные и артиллеристские спецгруппы, с моря - крейсер «Ворошилов», эскадренные миноносцы, подводные лодки. Кроме того, к ним присоединились и боевые корабли союзников. Поскольку Крым все еще находится в радиусе действия немецкой авиации, базировавшейся в Северной Италии и Австрии, нападение с воздуха не исключалось. С целью отражения опасности были выделены 160 истребителей авиации флота и вся ПВО. Было также построено несколько бомбоубежищ.

В Крым было направлено четыре полка войск НКВД, в том числе специально подготовленные для несения охраны 500 офицеров и 1200 человек оперативных работников. За одну ночь парк вокруг Ливадийского дворца огородили четырехметровым забором. Обслуживающему персоналу запрещалось покидать территорию дворца. Был введен строжайший пропускной режим, в соответствии с которым вокруг дворцов устанавливались два кольца охраны, а с наступлением темноты организовывалось третье кольцо пограничников со служебными собаками. Во всех дворцах были организованы узлы связи, обеспечивающие связь с любым абонентом, и ко всем станциям были прикреплены сотрудники, владеющие английским языком.

Официальные встречи членов делегаций и неофициальные - обеды глав государств - проводились во всех трех дворцах: в Юсуповском, например, И.В. Сталин и У. Черчилль обсуждали вопрос о передаче людей, освобожденных из фашистских лагерей. В Воронцовском дворце встречались министры иностранных дел: Молотов, Стеттиниус (США) и Иден (Великобритания). Но основные встречи проходили в Ливадийском дворце - резиденции американской делегации, несмотря на то, что это противоречило дипломатическому протоколу. Связано это было с тем, что Ф. Рузвельт не мог передвигаться самостоятельно без посторонней помощи. С 4 по 11 февраля 1945 г. в Ливадийском дворце состоялось восемь официальных встреч.

Круг обсуждаемых военных и политических вопросов оказался весьма широким. Решения, которые были приняты на конференции, оказали большое влияние на ускорение окончания войны и послевоенное устройство мира.

Во время проведения конференции Главами трех держав было продемонстрировано желание к сотрудничеству, взаимопониманию и доверию. Удалось добиться единства в вопросах военной стратегии и ведения коалиционной войны. Совместно были согласованы и спланированы мощные удары армий союзников в Европе и на Дальнем Востоке.

Одновременно решения, принятые участниками конференции, по сложнейшим вопросам мировой политики, явившиеся результатом компромиссов и взаимных уступок, в значительной степени определили развитие международно-политических событий на долгое время. Были созданы благоприятные возможности для эффективного действия послевоенной системы международных отношений, основанной на принципах баланса интересов, взаимности, равенства и сотрудничества, в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности.

В результате работы конференции были одобрены важнейшие международно-правовые документы, такие как Декларация Свободной Европы, документы об основных принципах создания международной Организации Объединенных Наций, заложившие основу отношений между государствами.

Были разработаны условия обращения союзников с побежденной Германией и решены вопросы о ее будущем. Участники конференции заявили о непреклонной решимости ликвидации германского милитаризма и нацизма, договорились об участии Франции в урегулировании германской проблемы, о границах Польши и составе ее правительства, об условиях вступления СССР в войну против Японии. Важную роль на ходе и результатах проведения переговоров оказал огромный рост международного авторитета Советского Союза, которому способствовали выдающиеся победы Советских Вооруженных Сил.

Тем не менее, по ряду вопросов между участниками конференции существовали серьезные разногласия. У представителей западных стран-членов антигитлеровской коалиции были опасения, связанные с превращением СССР в державу мирового масштаба. Однако настойчивое стремление советской дипломатии к поискам взаимоприемлемых решений и принятию их на основе равенства без навязывания своего мнения другим привело к тому, что документы, одобренные на конференции, явились отражением согласия ее участников, а не результатом советского диктата.

Работа Конференции началась с рассмотрения обстановки на европейских фронтах. Главы правительств трех держав поручили военным штабам обсудить на своих заседаниях вопросы координации наступления союзных армий с востока и запада. В ходе совещаний по военным вопросам было подтверждено, что 8 февраля 1945 г. на западном фронте начнется советское наступление. Однако американские и английские военные специалисты уклонились от выполнения просьб советской стороны воспрепятствовать переброске немецких войск из Норвегии и Италии на советско-германский фронт. В общих чертах было намечено взаимодействие стратегических сил авиации. Координация соответствующих операций возлагалась на Генеральный штаб Советской Армии и главы союзных военных миссий в Москве.

В ходе Конференции был решен вопрос и о вступлении СССР в войну на Дальнем Востоке. Подписанное 11 февраля 1945 г. секретное соглашение предусматривало, что Советский Союз через два - три месяца после капитуляции Германии вступит в войну против Японии. В этой связи были согласованы условия вступления СССР в войну против Японии, которые выдвинул И.В. Сталин: сохранение статус-кво Монгольской Народной Республики; возвращение Советскому Союзу южной части Сахалина и всех прилегающих к ней островов; интернационализация Дайрена (Даляня) и восстановление аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР; возобновление совместной с Китаем (с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза) эксплуатации Восточно-Китайской и Южно-Маньчжурской железных дорог; передача СССР Курильских островов.

Это соглашение конкретизировало общие принципы союзнической политики, которые были зафиксированы в Каирской декларации, подписанной США, Англией и Китаем и опубликованной 1 декабря 1943 г.

Поскольку перспектива вступления СССР в войну с Японией предполагала ее поражение в ближайшем будущем, эта политическая договоренность определяла границы возможного продвижения Советских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке.

Руководители трех великих держав обсудили политические вопросы, которые должны были возникнуть после поражения Германии. Они согласовали планы принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции и общие принципы обращения с побежденной Германией. Союзные планы предусматривали, прежде всего, разделение Германии на оккупационные зоны. Конференция подтвердила разработанные Европейской консультативной комиссией соглашения «О зонах оккупации Германии и об управлении «Большим Берлином», а также «О контрольном механизме в Германии».

По условиям соглашения «О зонах оккупации Германии и об управлении «Большим Берлином» вооруженные силы трех держав должны были занять в ходе оккупации Германии строго определенные зоны. Советским Вооруженным Силам предназначалась для оккупации восточная часть Германии. Северо-западная часть Германии отводилась для занятия английскими войсками, юго-западная - американскими. Район «Большого Берлина» должны были занять совместно вооруженные силы СССР, США и Англии. Северо-восточная часть «Большого Берлина» предназначалась для занятия советскими войсками. Зоны для войск Англии и США еще не были определены.

В соглашении «О контрольном механизме в Германии», подписанном 14 ноября 1944 г., говорилось, что верховная власть в Германии в период выполнения ею основных требований безоговорочной капитуляции будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США и Англии, каждым в своей зоне оккупации по инструкциям своих правительств. По вопросам, затрагивающим Германию в целом, главнокомандующие должны будут действовать совместно в качестве членов Верховного контрольного органа, который в дальнейшем стал называться Контрольным советом по Германии. Расширив эти постановления, Крымская конференция решила предоставить зону в Германии также и Франции за счет британской и американской оккупационных зон и пригласить французское правительство войти в качестве члена в Контрольный совет по Германии.

При обсуждении германского вопроса на Крымской конференции руководители США и Великобритании настаивали на принятии решения о создании комиссии для изучения вопроса о послевоенном устройстве Германии, о возможности ее расчленения. Однако англо-американские планы расчленения Германии не получили одобрения советской делегации.

Точка зрения Советского Союза на будущее Германии была хорошо известна с самого начала войны из выступлений советских руководителей. СССР отвергал политику мести, национального унижения и гнета. В тоже время, руководители трех держав заявили о решимости осуществить в отношении побежденной Германии важные мероприятия: разоружить и распустить все германские вооруженные силы; уничтожить германский генеральный штаб; определить наказание гитлеровским военным преступникам; уничтожить нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения.

Особое место на конференции занял вопрос о репарациях Германии, инициированный СССР. Советское правительство потребовало, чтобы Германия возместила ущерб, нанесенного союзным странам гитлеровской агрессией. Общая сумма репараций должна была составить 20 млрд. долларов, из которых СССР претендовал на 10 млрд. долларов. Советское правительство предложило, чтобы репарации взимались в натуре - в форме единовременного изъятия из национального богатства Германии и ежегодных товарных поставок из текущей продукции.

Взимание репараций путем единовременного изъятия из национального богатства (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей и т. д.) предусматривалось главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии. Конференция учитывала опыт разрешения репарационной проблемы после первой мировой войны, когда от Германии требовали возмещения ущерба валютой и когда репарационный вопрос, в конечном счете, способствовал не ослаблению, а усилению военного потенциала Германии.

В ходе обсуждения этого вопроса руководители США и Великобритании вынуждены были признать справедливость советских предложений о репарациях с Германии. В результате переговоров был подписан протокол, опубликованный полностью лишь в 1947 г. В нем излагались общие принципы решения репарационного вопроса и намечались формы взимания репараций с Германии. Протокол предусматривал учреждение в Москве межсоюзной комиссии по репарациям в составе представителей СССР, США и Великобритании. В протоколе указывалось, что советская и американская делегации согласны положить в основу своей работы предложение Советского правительства об общей сумме репараций и о выделении из нее 50 процентов для СССР.

Таким образом, несмотря на разногласия, союзные державы приняли на Крымской конференции согласованные решения не только о полном разгроме Германии, но и об общей политике в германском вопросе после окончания войны.

Важное место среди решений Крымской конференции занимала Декларация об освобожденной Европе. Это был документ о согласовании политики в деле помощи народам, освобожденным от фашистской оккупации. Союзные державы заявили, что общим принципом их политики в отношении стран освобожденной Европы является установление такого порядка, который позволит народам «уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору». Крымская конференция показала пример практического разрешения подобных проблем в отношении двух стран - Польши и Югославии.

«Польский вопрос» на конференции являлся одним из самых сложных и дискуссионных. Крымская конференция должна была решить вопрос о восточных и западных границах Польши, а также о составе будущего польского правительства.

Польша, которая перед войной была крупнейшей страной Центральной Европы, резко уменьшилась и сдвинулась к западу и северу. До 1939 г. её восточная граница проходила практически под Киевом и Минском. Западная граница с Германией находилась восточнее р. Одер, при этом большая часть балтийского побережья также принадлежала Германии. На востоке довоенной исторической территории Польши поляки являлись национальным меньшинством среди украинцев и белорусов, тогда как часть территорий на западе и севере, населённых поляками, находилась под германской юрисдикцией.

СССР получил западную границу с Польшей по «линии Керзона», установленной в 1920 г., с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между Германией и СССР в 1939 г. по Договору о дружбе и границе между СССР и Германией, основным отличием от которого стала передача Польше Белостокского региона.

Хотя Польша к началу февраля 1945 г. в результате наступления советских войск уже находилась под властью временного правительства в Варшаве, признанного правительствами СССР и Чехословакии (Эдварда Бенеша), в Лондоне находилось польское правительство в изгнании (премьер-министр Томаш Арчишевский), которое не признало решения Тегеранской конференции o линии Керзона и потому не могло, по мнению СССР, США и Великобритании, претендовать на власть в стране после окончания войны. Разработанная 1 октября 1943 г. инструкция правительствa в изгнании для Армии Крайовой содержала в себе следующие инструкции на случай несанкционированного польским правительством вступления советских войск на довоенную территорию Польши: «Польское правительство направляет протест Объединенным нациям против нарушения польского суверенитета - вследствие вступления Советов на территорию Польши без согласования с польским правительством - одновременно заявляя, что страна с Советами взаимодействовать не будет. Правительство одновременно предостерегает, что в случае ареста представителей подпольного движения и каких-либо репрессий против польских граждан подпольные организации перейдут к самообороне».

Союзники в Крыму осознавали, что «Новое положение создалось в Польше в результате полного освобождения её Красной Армией». В результате длительного обсуждения польского вопроса было достигнуто компромиссное соглашение, по которому было создано новое правительство Польши - «Временногo правительствa национального единства», на базе Временного правительства Польской Республики «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим, в результате чего столкновения между прозападными и прокоммунистическими формированиями в этой стране были решены в пользу последних.

Достигнутая в Ялте договоренность по польскому вопросу, несомненно, была определенным шагом по пути решения одного из наиболее спорных вопросов послевоенного устройства мира. Конференция не приняла англо-американский план замены Временного польского правительства каким-то новым правительством. Из решений конференции становилось ясно, что ядром будущего Правительства национального единства должно стать существовавшее Временное правительство.

По предложению СССР Крымская конференция обсудила вопрос о Югославии. Речь шла о том, чтобы ускорить образование единого югославского правительства на основании заключенного в ноябре 1944 г. соглашения между председателем Национального комитета освобождения Югославии И. Тито и премьер-министром югославского эмигрантского правительства в Лондоне И. Шубашичем. По этому соглашению новое югославское правительство должно было быть сформировано из руководителей национально-освободительного движения при участии нескольких представителей эмигрантского югославского правительства. Но последнее при поддержке правительства Англии тормозило выполнение соглашения.

Обсудив югославский вопрос, конференция приняла предложение СССР с поправками английской делегации. Это решение было большой политической поддержкой национально-освободительного движения Югославии.

Важное место в работе Крымской конференции заняла проблема обеспечения международной безопасности в послевоенные годы. Огромное значение имело решение трех союзных держав о создании всеобщей международной организации для поддержания мира.

Руководителям трех держав удалось в Ялте разрешить важный вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности, по которому не было достигнуто соглашения на конференции в Думбартон-Оксе. В результате был принят предложенный Рузвельтом «принцип вето», то есть правило единогласия великих держав при голосовании в Совете Безопасности по вопросам мира и безопасности.

Руководители трех союзных держав договорились о созыве 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций с целью подготовки устава международной организации безопасности. На конференцию предполагалось пригласить страны, подписавшие декларацию Объединенных Наций 1 января 1942 г., и те страны, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 года.

В ходе работы Крымской конференции была принята специальная декларация «Единство в организации мира, как и в ведении войны». В ней указывалось, что государства, представленные в Ялте, подтверждают свою решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство действий, которое сделало победу в войне возможной и несомненной для Объединенных Наций. Это было торжественным обязательством трех великих держав сохранить в будущем принципы могучей антифашистской коалиции, сложившейся в годы второй мировой войны. Одним из проявлений такой решимости было соглашение об учреждении постоянного механизма для регулярной консультации между тремя министрами иностранных дел. Этот механизм получил название «Совещание министров иностранных дел». Конференция решила, что министры будут собираться через каждые 3-4 месяца поочередно в столицах Великобритании, СССР и США.

Крымская конференция руководителей СССР, США и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний во время войны и высшей точкой сотрудничества трех союзных держав в ведении войны против общего врага. Принятие Крымской конференцией согласованных решений по важным вопросам служит убедительным доказательством возможности и эффективности международного сотрудничества государств с различным общественным строем. При наличии доброй воли союзные державы, даже в условиях острейших разногласий, смогли достигнуть соглашений, проникнутых духом единства.

Таким образом, решения Крымской конференции укрепили антифашистскую коалицию на заключительном этапе войны и способствовали достижению победы над Германией. Борьба за всестороннее и полное осуществление этих решений стала одной из главных задач советской внешней политики не только в конце войны, но и в послевоенные годы. И хотя ялтинские решения выполнялись точно лишь Советским Союзом, они, тем не менее, были примером боевого содружества «большой тройки» в годы войны.

Вся работа Крымской конференции проходила под знаком неизмеримо возросшего международного авторитета Советского Союза. Результаты работы глав трех союзных правительств послужили основой тех демократических, миролюбивых принципов послевоенного устройства Европы, которые были разработаны Потсдамской конференцией, вскоре после победы над фашистской Германией. Созданный в Ялте биполярный мир и раздел Европы на Восток и Запад сохранились более чем на 40 лет, до конца 1980-х годов.

Прохоровская А.И.
старший научный сотрудник 3 управления Научно-исследовательского
института (военной истории) Военной академии
Генерального штаба ВС РФ
кандидат исторических наук

ЯЛТИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 г., также Крымская конференция – конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне 1939–1945 (СССР, США и Великобритании): председателя СНК СССР И.В.Сталина, президента США Ф.Д.Рузвельта и премьер-министра Великобритании У.Черчилля при участии министров иностранных дел, начальников высших штабов и других советников. «Большая тройка» (Сталин, Рузвельт и Черчилль) собралась 4–11 февраля в Ливадийском дворце близ Ялты в период, когда в результате наступления Советской Армии и высадки союзных войск в Нормандии военные действия были перенесены на германскую территорию и война против фашистской Германии вступила в завершающую стадию. На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, определено отношение к Германии после ее безоговорочной капитуляции, намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенного устройства мира, обсужден ряд других вопросов.

Перед Ялтой британская и американская делегации встретились на Мальте. Рузвельт намеревался продолжать сотрудничество с СССР. По его мнению, Великобритания была империалистической державой, а ликвидацию колониальной системы Рузвельт считал одним из приоритетов послевоенного урегулирования. США вели дипломатическую игру: с одной стороны, Великобритания продолжала оставаться их ближайшим союзником и атомный проект осуществлялся с ведома Лондона, но в тайне от Москвы; с другой стороны, советско-американское сотрудничество позволяло осуществить глобальное регулирование системы международных отношений.

В Ялте, как и в 1943 на Тегеранской конференции, вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения.

Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение.

Советская сторона подняла вопрос о репарациях (вывоз оборудования и ежегодные платежи), которые должна заплатить Германия за причиненный ущерб. Однако сумма репараций установлена не была, т.к. этому воспротивилась британская сторона. Американцы же благожелательно восприняли советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, из которых 50 процентов должны были быть выплачены СССР.

Советское предложение о членстве советских республик в будущей ООН было принято, однако их число было ограничено двумя (Молотов предлагал две-три – Украину, Белоруссию и Литву, мотивируя это тем, что Британское Содружество представлено в полном составе). Было решено провести учредительную конференцию ООН в США в апреле 1945. Советская сторона согласилась с американским предложениям, согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог принимать участие в голосовании в том случае, если вопрос касался страны-члена СБ. Рузвельт воспринял советскую уступку с воодушевлением.

Рузвельт серьезно относился к принципу опеки ООН над колониальными территориями. Когда американская сторона представила соответствующий документ, Черчилль заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. Как, вопрошал Черчилль, апеллируя к СССР, отнесся бы Сталин к предложению интернационализировать Крым? Американская сторона заявила, что имелись в виду территории, отвоеванные у врага, например острова в Тихом океане. Согласились на том, что американское предложение распространяется на подмандатные территории Лиги наций, территории, отобранные у противника, и территории, которые добровольно согласятся на надзор со стороны ООН.

Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с европейскими государствами. Сталин не оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой все еще шли бои. В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей коммунистам. В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 в Москве, – рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.

Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, подтвердили паритет в Югославии, где руководитель югославских коммунистов Иосип Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной. Но практическое урегулирование ситуации в Югославии складывалось не так, как этого хотелось Черчиллю. Англичан беспокоили также вопросы территориального урегулирования между Югославией, Австрией и Италией. Было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.

Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем, что СССР не консультировался с ними в решении проблем послевоенного устройства Румынии и Болгарии. Ситуация в Венгрии, где советская сторона также исключила западных союзников из процесса политического урегулирования, подробно не обсуждалась.

Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени вся территория Польши контролировалась советскими войсками; в этой стране было образовано прокоммунистическое правительство.

Рузвельт, поддержанный Черчиллем, предложил, чтобы СССР вернул Польше Львов. Однако это была уловка, уже обсужденные в Тегеране польские границы западных лидеров не занимали. В действительности на повестке дня стоял другой вопрос – послевоенного политического устройства Польши. Сталин повторил ранее согласованную позицию: западная граница Польши должна быть передвинута, восточная – проходить по линии Керзона. Что же касается правительства Польши, то варшавское с лондонским никаких контактов иметь не будет. Черчилль заявил, что по его сведениям просоветское правительство представляет взгляды не более чем трети поляков, ситуация может привести к кровопролитию, арестам и депортациям. Сталин в ответ пообещал включить во временное правительство некоторых «демократических» лидеров из польских эмигрантских кругов.

Рузвельт предложил создать президентский совет в Польше, состоящий из представителей различных сил, который бы сформировал польское правительство, однако вскоре снял свое предложение. Последовали долгие дискуссии. В итоге было решено реорганизовать временное польское правительство на «широкой демократической основе» и провести как можно скорее свободные выборы. Все три державы обязались установить дипломатические отношения с реорганизованным правительством. Восточная граница Польши определялась по линии Керзона; территориальные приращения за счет Германии были упомянуты расплывчато. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до следующей конференции.

Фактически решениями по польскому вопросу, о других государствах Европы в Ялте было подтверждено, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье – в англо-американской сфере влияния.

Американская сторона представила на конференции документ под названием «Декларация об освобожденной Европе», который был принят. В декларации провозглашались демократические принципы. Главы союзных правительств, в частности, брали на себя обязательства согласовывать друг с другом свою политику по разрешению политических и экономических проблем освобожденных стран в период «временной» нестабильности. Союзники должны были создавать условия для установления демократических форм правления через свободные выборы. Однако эта декларация так и не была реализована на практике.

На Ялтинской конференции было заключено соглашение по вступлению СССР в войну против Японии через два-три месяца после окончания войны в Европе. В ходе раздельных переговоров Сталина с Рузвельтом и Черчиллем были достигнуты договоренности об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке. Сталин выдвинул следующие условия: сохранение статуса Монголии, возвращение России Южного Сахалина и прилегающих островов, интернационализация порта Далянь (Дальний), возвращение СССР ранее принадлежавшей России военно-морской базы в Порт-Артуре, совместное советско-китайское владение КВЖД и ЮМЖД, передача СССР Курильских островов. По всем этим вопросам с западной стороны инициатива уступок принадлежала Рузвельту. Основная тяжесть военных усилий против Японии приходилась на США, и они были заинтересованы в скорейшем выступлении СССР на Дальнем Востоке.

Решения Ялтинской конференции во многом предопределили послевоенное устройство Европы и мира почти на пятьдесят лет, вплоть до крушения социалистической системы в конце 1980-х – начале 1990-х годов.

Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 - 11 февраля 1945) - одна из встреч лидеров стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце в Ялте, в Крыму.

Значение

В 1943 году в Тегеране Франклин Рузвельт, Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль обсуждали в основном проблему достижения победы над Третьим рейхом, в Потсдаме в июле-августе 1945 года союзники решали вопросы мирного обустройства и раздела Германии, а в Ялте принимались основные решения о будущем разделе мира между странами-победительницами.

К тому моменту крах нацизма сомнений уже не вызывал, и победа над Германией была лишь вопросом времени - в результате мощных наступательных ударов советских войск военные действия были перенесены на германскую территорию, и война вступила в завершающую стадию. Судьба Японии тоже не вызывала особых вопросов, поскольку США уже контролировали почти весь Тихий океан. Союзники понимали, что у них уникальный шанс распорядиться историей Европы по-своему, поскольку впервые в истории практически вся Европа находилась в руках всего трёх государств.

Все решения Ялты в общем и целом касались двух проблем.

Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников - дело, которое было начато ещё в Тегеране.

Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и СССР потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий.

Передел границ

В этом плане Рузвельту, Черчиллю и Сталину удалось найти общий язык практически по всем вопросам.

Польша

Её очертания после Второй мировой войны кардинально изменились. Польша, которая перед войной была крупнейшей страной Центральной Европы, резко уменьшилась и сдвинулась к западу и северу. До 1939 года её восточная граница находилась практически под Киевом и Минском, да к тому же поляки владели Виленским регионом, который теперь вошёл в состав Литвы. Западная же граница с Германией находилась восточнее Одера, при этом большая часть балтийского побережья также принадлежала Германии. На востоке довоенной территории поляки являлись национальным меньшинством среди украинцев и белорусов, тогда как часть территорий на западе и севере, населённых поляками, находилась под германской юрисдикцией.

СССР получил западную границу с Польшей по так называемой «линии Керзона», установленной ещё в 1920 году, с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между Германией и СССР в 1939 году по секретному дополнительному протоколу о разделе сфер интересов к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, основным отличием от которого стала передача Польше Белостокского региона.

Хотя Польша к тому времени уже шестой год находилась под властью Германии, в Лондоне существовало временное правительство этой страны в изгнании, которое было признано и СССР и потому вполне могло претендовать на власть в своей стране после окончания войны. Однако Сталин в Крыму сумел добиться от союзников согласия на создание нового правительства в самой Польше «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем без особого труда сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим.

Германия

Было принято принципиальное решение об оккупации и разделе Германии на оккупационные зоны и о выделении Франции своей зоны.

Конкретное урегулирование вопроса относительно зон оккупации Германии было достигнуто ещё до крымской конференции и зафиксировано в «Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении „Большим Берлином“» от 12 сентября 1944.

Это решение предопределило раскол страны на долгие десятилетия. 23 мая 1949 года была введена в действие Конституция Федеративной Республики Германии, ранее подписанная представителями трёх западных держав. 7 сентября 1949 года первая сессия западногерманского парламента провозгласила создание нового государства. В ответ 7 октября 1949 на территории советской оккупационной зоны была образована Германская Демократическая Республика. Шла речь также об отделении Восточной Пруссии (позже, уже после Потсдама, на 1/3 этой территории была создана нынешняя Калининградская область).

Участники Ялтинской конференции заявили, что их непреклонной целью является уничтожить германский милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир» , «разоружить и распустить все германские вооружённые силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб», «изъять или уничтожить всё германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристическое влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа». Вместе с тем в коммюнике конференции подчёркивалось, что после искоренения нацизма и милитаризма германский народ сможет занять достойное место в сообществе наций.

Балканы

Был обсуждён и извечный балканский вопрос - в частности, ситуация в Югославии и Греции. Считается, что Сталин позволил Великобритании решать судьбу греков, в результате чего позднее столкновения между коммунистическими и прозападными формированиями в этой стране были решены в пользу последних. С другой стороны, было фактически признано, что власть в Югославии получит НОАЮ Иосипа Броз Тито, которому, правда, было рекомендовано взять в правительство «демократов».

…Тут-то Черчилль и коснулся темы, которая больше всего его интересовала.

Давайте урегулируем наши дела на Балканах, - сказал он. - Ваши армии находятся в Румынии и Болгарии. У нас там имеются интересы, наши миссии и агенты. Давайте избежим столкновений по мелким делам. Поскольку речь идет об Англии и России, то как Вы думаете, если бы вы имели 90 % влияния в Румынии, а мы, скажем, 90 % влияния в Греции? И 50 % на 50 % в Югославии?

Пока его слова переводились на русский язык, Черчилль набросал на листе бумаги эти процентные соотношения и подтолкнул листок Сталину через стол. Тот мельком взглянул на него и вернул обратно Черчиллю. Наступила пауза. Листок лежал на столе. Черчилль к нему не притронулся. Наконец он произнес:

Не будет ли сочтено слишком циничным, что мы так запросто решили вопросы, затрагивающие миллионы людей? Давайте лучше сожжем эту бумагу…

Нет, держите ее у себя, - сказал Сталин.

Черчилль сложил листок пополам и спрятал его в карман.

- Бережков В. М. Сложности межсоюзнических отношений. Странное предложение // Страницы дипломатической истории - 4 изд. - М.: Международные отношения, 1987. - С. 478. - 616 с. - 130.000 экз.

Декларация об освобождённой Европе

В Ялте была также подписана Декларация об освобождённой Европе, определившая принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях. Она предполагала, в частности, восстановление суверенных прав народов этих территорий, а также право союзников совместно «помогать» этим народам «улучшать условия» для осуществления этих самых прав. В декларации говорилось: «Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путём, который позволит освобождённым народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору».

Идея о совместной помощи, как и ожидалось, позднее не стала реальностью: каждая держава-победительница имела власть лишь на тех территориях, где были размещены её войска. В результате каждый из бывших союзников в войне начал по её окончании старательно поддерживать своих собственных идеологических союзников. Европа за несколько лет разделилась на социалистический лагерь и Западную Европу, где Вашингтон, Лондон и Париж пытались противостоять коммунистическим настроениям.

Репарации

В очередной раз был поднят вопрос о репарациях. Однако союзники так и не смогли окончательно определить сумму компенсаций. Было решено лишь, что США и Великобритания отдадут Москве 50 процентов всех репараций.

Дальний Восток

Отдельным документом была принципиально решена судьба Дальнего Востока. В обмен на участие советских войск в войне против Японии Сталин получил от США и Великобритании существенные уступки. Во-первых, СССР получал Курилы и Южный Сахалин, потерянный ещё в русско-японской войне. Кроме того, за Монголией признавался статус независимого государства. Советской стороне также были обещаны Порт-Артур и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД).

ООН

В Ялте была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Союзникам требовалась межгосударственная организация, способная предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. Именно на конференциях победителей в Тегеране и Ялте и на промежуточных переговорах в Думбартон-Оксе была сформирована идеология Организации Объединённых Наций.

Было условлено, что в основу деятельности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира будет положен принцип единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето.

Сталин добился согласия партнёров на то, чтобы в числе учредителей и членов ООН был не только СССР, но и Украинская ССР и Белорусская ССР. И именно в ялтинских документах появилась дата «25 апреля 1945 года» - дата начала Сан-Франциской конференции, которой было предназначено выработать Устав ООН.

ООН стала символом и формальным гарантом послевоенного мироустройства, авторитетной и иногда даже достаточно эффективной организацией в разрешении межгосударственных проблем. При этом страны-победители и впредь предпочитали решать действительно серьёзные вопросы своих взаимоотношений путём двусторонних переговоров, а не в рамках ООН. ООН также не смогла помешать войнам, которые и США, и СССР вели за прошедшие десятилетия.

Наследие Ялты

Крымская конференция руководителей США, СССР и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений по важным вопросам вновь показало возможность международного сотрудничества государств с различным общественным строем.

Созданный в Ялте биполярный мир и жёсткий раздел Европы на восток и запад сохранились всего чуть более чем на 40 лет, до конца 1980-х годов, что говорит о неустойчивости такой системы.

Ялтинская система рухнула буквально за два-три года на рубеже 1980-1990-х годов, когда «Восток», который олицетворял СССР, исчез с карты мира. С тех пор границы сфер влияния в Европе определяются лишь текущей расстановкой сил. В то же время большая часть Центральной и Восточной Европы достаточно спокойно пережила исчезновение прежних демаркационных линий, а Польша, Чехия, Венгрия и страны Балтии даже смогли встроиться в новую картину мира в Европе.

Соглашение по перемещенным лицам

В ходе конференции было заключено ещё одно соглашение, которое было очень важно для советской стороны, а именно соглашение по репатриации военных и гражданских лиц, т.е. перемещенных лиц - лиц освобожденных (плененных) на территориях захваченных союзниками.

Впоследствии, исполняя это соглашение, англичане передали советской стороне не только советских граждан, но и бывших россиян давно имевших иностранные гражданства. В том числе была совершена и выдача казаков, из которых стршие официеры (генералы) были казнены, а остальные были репресированы советской властью.

По некоторым оценкам, это соглашение коснулось более чем 2,5 млн.человек.

ЯЛТИНСКАЯ (КРЫМСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ руководителей трех держав - союзников по Антигитлеровской коалиции: от СССР - И. В. Сталин, США - Ф. Д. Рузвельт, Великобритании - У. Черчилль - состоялась 4-11 февраля 1945 г. в Ялте (Крым) на завершающем этапе Второй мировой войны 1939-1945 гг.

Решались военные вопросы и проблема послевоенного устройства Европы. Участники в совместном коммюнике заявили о том, что они определили свои планы в целях окончательного разгрома общего врага и детально спланировали сроки и вопросы координации мощных ударов, которые будут нанесены Германии; договорились об общей политике и планах обращения с нею после ее полного поражения.

Германия делилась союзниками на четыре оккупационные зоны - английскую, американскую, советскую и французскую. Предусматривалось установление союзнической администрации и контроля, осуществляемого специально создаваемым органом в составе главнокомандующих трех держав с местом пребывания в Берлине. Требование СССР о немецких репарациях в размере 10 млрд долл. было признано законным. Они должны были поступать в форме вывоза товаров и капиталов, использования людской силы. (Это решение конференции полностью не было выполнено. Кроме того, в СССР вывозилась морально и физически устаревшая техника, что помешало модернизации советской экономики.)

В Декларации об освобожденной Европе союзники подчеркнули стремление согласовывать свои действия при решении политических и экономических вопросов в Европе. СССР добился укрепления своих позиций в Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии и обещал вступить в войну с Японией, за что получил согласие союзников на присоединение к нему Курильских островов и Южного Сахалина.

Было принято решение о создании Организации Объединенных Наций (ООН), в которой СССР получил три места - для РСФСР, Украины и Белоруссии, т. е. тех республик, которые вынесли на себе основную тяжесть войны, понесли наибольшие экономические потери и человеческие жертвы.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 590.

Крымская конференция 1945 года, Ялтинская конференция 1945 года, конференция глав правительств трёх союзных во 2-й мировой войне 1939 - 1945 держав - СССР, США, Великобритании: пред. СНК СССР И. В. Сталина, президента США Ф. Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля при участии министров иностр. дел, нач. штабов и др. советников. Состоялась в Ялте 4-11 февраля, в период, когда в результате мощных наступательных ударов Советской Армии, перенёсшей воен. действия на герм. территорию, война против гитлеровской Германии вступила в завершающую стадию. На К. к. были согласованы воен. планы держав в целях окончат. разгрома фаш. Германии, определено их отношение к Германии после её безоговорочной капитуляции и намечены осн. принципы общей политики в отношении послевоен. организации мира. Было решено, что после того как германское вооружённое сопротивление будет окончательно сокрушено, вооруж. силы СССР, США и Великобритании оккупируют Германию; причём войска каждой из упомянутых держав будут занимать определённую часть (зону) Германии. Предусматривалось также создание в Германии координированной союзнич. администрации и установление контроля, осуществляемого через специально создаваемый контрольный орган, состоящий из главнокомандующих трёх держав, с местом пребывания в Берлине. При этом указывалось, что Франция будет приглашена взять на себя определённую зону оккупации и участвовать в качестве четвёртого члена этого контрольного органа. Конкретное урегулирование вопроса относительно зон оккупации Германии было достигнуто ещё до К. к. в Европейской консультативной комиссии и зафиксировано в "Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении „Большим Берлином"" от 12 сент. 1944. Участники конференции заявили, что их непреклонной целью является уничтожить герм, милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что "Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир", "разоружить и распустить все германские вооруж. силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб", "изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию...; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристическое влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа".

Вместе с тем в коммюнике К. к. подчёркивалось, что после искоренения нацизма и милитаризма герм. народ сможет занять достойное место в сообществе наций.Состоялся обмен мнениями по вопросу о репарациях с Германии.

К. к. приняла решение по вопросу создания Организации Объединённых Наций (ООН). Участники К. к. определили, что 25 апр. 1945 в Сан-Франциско (США) будет созвана конференция Объединённых Наций, которая подготовит окончательный текст Устава ООН (см. Сан-Францисская конференция 1945). Было условлено, что в основу деятельности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира будет положен принцип единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН.

К. к. приняла "Декларацию об освобожденной Европе", в к-рой союзные державы заявили о своём стремлении согласовывать свои действия при решении по-литич. и экономич. проблем освобождённой Европы. В декларации говорилось: "Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору".

По вопросу "О Польше" в коммюнике К. к. выражалось "общее желание видеть установленной сильную, свободную, независимую и демократическую Польшу".

Была достигнута договорённость о созд-дании пр-ва Польши на широкой основе, с включением демократич. деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. Было решено, что советско-польская граница должна проходить по г. н "Керзона линии" с отступлением от неё в нек-рых районах от 5 до 8 км в пользу Польши, что Польша получит существен-ное приращение терр. на С. и на 3

По вопросу о Югославии К. к. приняла ряд рекомендаций об образовании Вре-менного объединённого пр-ва Югослави и создании Временного парламента на основе Антифашистского вече нац. осво-бождения Югославии.

На К. к. было принято "Соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока", в к-ром предусматривалось вступление Советского Союза в войну против Японии через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. В соглашении было зафиксировано, в частности, что по окон чании войны СССР будут возвращены юж. часть о. Сахалин и все прилегающие к ней острова, переданы Курильские о-ва, На К. к. был рассмотрен также вопрос о создании постоянного механизма для регулярных консультаций между министрами иностр. дел трёх держав.

В коммюнике К. к. три союзные державы выражали "решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций".

Многие решения К. к., так же как и др. совместные соглашения союзных держав периода войны и её окончания, не нашли своего последовательного осуществления в послевоенные годы по вине западных держав, взявших курс на раздувание "холодной войны" против социалистических стран, на возрождение западногерманского милитаризма и реваншизма.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Литература:

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, в. 11, М., 1955;

Тегеран. Ялта. Потсдам. Сб. док-тов, М., 1971 (см. ниже ссылку на электронную версию книги);

Исраэлян В. Л., Дипломатическая история Великой Отечественной войны 1941 - 1945, М., 1959;

История внешней политики СССР, ч. 1, 1917 -1945, М., 1966.

Далее читайте:

Тегеран – Ялта – Потсдам: Сборник документов / Сост.: Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбулевский. – 2-е изд. – М.: Издательство «Международные отношения», 1970. – 416 с.