Домой / Группы / Шахматный движок Houdini – скачать, описание, характеристики

Шахматный движок Houdini – скачать, описание, характеристики

Шахматный движок Houdini – один из сильнейших в мире, наряду с Komodo и Stockfish. Был разработан бельгийским программистом Робером Ударом и выпущен впервые в 2010 году. С выходом версии 1.5a в декабре этого же года, движок очень быстро взлетел на первые позиции во всевозможных рейтинг-листах шахматных движков и тем самым приобрел большую популярность. Удар использовал опыт именитой Rybka, переработав алгоритм поиска лучшего хода и шкалу оценки позиции, совершив таким образом прорыв в мире компьютерных шахмат.

В феврале 2011 года Гудини стал победителем TCEC (Сезон 1, 2011), неофициального первенства среди шахматных машин, выиграв в суперфинале у Рыбки 4.0 матч из 40 партий со счетом 23,5-16,5. Состоявшийся матч-реванш суперфинала TCEC (Сезон 2, 2011) в апреле того же года против уже обновленной Рыбки 4.1 остался за Гудини со счетом 22-18.

Программа написана на C++ и доступна только на ОС Windows.

Отличительной особенностью Гудини является способность отсекать плохие и бесперспективные продолжения почти сразу, посмотрев пару-тройку ходов. Благодаря этому движок позволяет себе сконцентрироваться на потенциально выигрывающем варианте и посчитать его максимально глубоко. Как отмечает с гордостью сам автор, его детище способно почти интуитивно выбрать перспективное направление и мгновенно отказаться от иного, сравнивая такую особенность своей программы с инстинктом и опытом человека при игре в шахматы.

Работа Гудини, как и большинства современных движков, основана на использовании UCI-протокола, обеспечивающего взаимодействие движка с их графическим интерфейсом. Это означает, что для того, чтобы воспользоваться движком, потребуется графический интерфейс пользователя GUI или проще говоря, оболочка. Такой оболочкой могут послужить бесплатные графические интерфейсы Arena Chess GUI, GUI SCID, GUI Winboard или платные ChessBase Reader, Fritz Chess.

Рейтинг Houdini на 2018 год

Houdini доминировал среди шахматных движков с конца 2010 по 2013 год. В настоящее время является ближайшим преследователем Stockfish и Komodo. На 31 марта 2018 года в одном из наиболее весомых рейтинг-листов CCRL 40/40 Houdini занимает 3-ю позицию: http://www.computerchess.org.uk/ccrl/4040/

Скачать Houdini бесплатно

Изначально Houdini не был коммерческим проектом и был доступен для скачивания бесплатно. Однако с выходом версии 2.0 ситуация изменилась. На сегодняшний день скачать бесплатно можно версию Houdini 1.5a. Это именно тот движок, с выходом которого в королевстве шахматных программ произошел переворот. Сделать это можно по ссылке ниже.

Доступен на операционных системах: Windows.

В декабре 2017 года в суперфинале TCEC (Сезон 10, 2017) Houdini выиграл матч против Komodo со счетом 53-47 и стал чемпионом турнира 10-го сезона. Вашему вниманию одна из партий этого суперфинала.

Видео с комментариями партии Houdini Komodo : TCEC Season 10 – Superfinal

Шахматные движки постепенно становятся все более и более популярными. Сегодня многие шахматисты пользуются ими для того, чтобы проверить свои силы, научиться чему-то новому или усовершенствовать свои навыки.

Развитие компьютерной инженерии позволило гроссмейстерам и программистам создать большое количество уникальных продуктов, которые имеют множество преимуществ. При этом каждый движок уникален и имеет свои особенности.

Шахматный движок Houdini стал откровением для многих мастеров в 2012 году, когда ему удалось одолеть признанного лидера Rybka и занять первенство среди компьютерных алгоритмов.

Скачать шахматный движок Гудини 5 к сожалению, пока невозможно. Эта новейшая версия движка ещё недоступна пользователям.

Как сообщает разработчик движка, релиз Houdini 5 планируется в 2016 году, но называть какие-то точные даты пока рано. Однако недавно стало известно, что Houdini 5 был заявлен Робертом Худартом в качестве участника 9-го сезона The Top Chess Engine Championship (TCEC), который продлится с 1 мая по 1 декабря 2016.

О Houdini- история появления движка

Шахматный движок Houdini является еще одной программой в длинном списке уже существующих, которая, в отличие от многих других, смогла достигнуть очень высоких показателей. Чего стоит тот факт, что Гудини удалось опередить движок Rybka .

Гудини появился на свет 15 мая 2010 года и за краткий срок успел привлечь к себе немалую аудиторию, демонстрируя интересные и перспективные решения в процессе игры.

Изначально движок был некоммерческой разработкой, так что ранние версии можно скачать бесплатно. А также на сайте разработчика шахматисты могут скачать бесплатно для ознакомления версию движка 1,5а, которая стала последней в цикле некоммерческих версий программы.

Уже известны и следующие разработки того же автора, это в частности движок Гудини 4, который, равно как и предшественники, уже адаптирован как для 32, так и для 64-битной системы. Эта шахматная программа была создана для Windows и не имеет версия для смартфонов.

Создатель программы

Движок Гудини был создан Робертом Худартом, уроженцем Бельгии. Несмотря на то, что Роберт занялся созданием шахматных программ еще в 80-х годах, ему удалось не только перенять опыт передовых программ подобного типа, а и значительно улучшить свои собственные таблицы, алгоритмы и выпустить в свет уникальный продукт. Во многом на развитие Гудини повлиял движок Rybka, который впоследствии проиграл более перспективному аналогу.

За пару лет Роберт запустил несколько версий программы, а после 2013 года сделал небольшую паузу, желая уделить больше внимания своей семье.

На сегодняшний день Хударт продолжает работать над проектом. У шахматистов есть возможность скачать шахматный движок Гудини 4 по ссылке http://ifreechess.ru/news/skachat_houdini_gudini_4/2013-12-07-104.html .

Шахматный движок Гудини уникальный в своем роде, потому как создатель заложил в нем умение оценивать все факторы сразу: динамику, пространство игры, а также присутствующие на доске фигуры.

Многие разработчики стараются максимально удалить способ «мышления» программы от того, как мыслит человек, но умный Houdini способен, в отличие от многих движков, делать выбор! Он может сразу уяснить, какие ходы более выгодны и прорабатывать только их, отсеяв неперспективные варианты. Можно сказать, что, оценив несколько ходов, программа уже в состоянии буквально на интуитивном уровне выбрать правильное решение. Благодаря этому Гудини непревзойденен даже в играх с ограниченным временем на размышление.

Это действительно необыкновенное решение, которое стало предметом гордости создателя движка.

Ну и напоследок готовы представить вам видео

Houdini против движка Stockfish

Houdini - коммерческий движок, один из самых сильных в мире. Он использует протокол UCI . То есть, сам движок представляет из себя консольное приложение, и для комфортной работы с ним необходима графическая оболочка, поддерживающая этот протокол (подойдёт, например, или Chessbase).

Особенностью движка является то, что он (точнее, версия Houdini pro) очень хорошо заоптимизирован для работы на мощном железе, когда доступно большое число параллельных потоков (до 128) и большой объём памяти (до 128 ГБ).

Здесь мы приведём все настройки, предоставляемые в последних версиях Houdini (начиная с 5). Возможно, в будущем они будут меняться. Для изменения настройки необходимо передать движку команду

setoption <имя_настройки> value <новое значение> Подробнее про это можно прочитать в описании команды setoption протокола UCI.

Настройки

Большинство настроек Houdini подробно описаны на сайте авторов . Здесь мы приведём их описание на русском.

SyzygyPath .
Путь к папке, в которой расположены файлы с эндшпильными базами в формате syzygy. Если папок несколько, то пути к ним нужно разделять символом "; " в системе Windows и символом ": " в Unix-системах. Значение по умолчанию:

NalimovPath .
Путь к папке, в которой расположены файлы с эндшпильными базами Налимова. Если папок несколько, то пути к ним нужно разделять символом "; " в системе Windows и символом ": " в Unix-системах. Базы Налимова поддерживаются только в Houdini Pro. Значение по умолчанию:

NalimovCache . Возможные значения от 4 до 1024 .
Объём оперативной памяти, используемый для хранения баз Налимова. Чтобы параметр имел эффект, сначала надо подключить эти базы, указав к ним путь в . Измеряется в мегабайтах. Базы Налимова поддерживаются только в Houdini Pro. Значение по умолчанию: 32 .

EGTB Probe Depth . Возможные значения от -10 до 99 .
Эта настройка управляет частотой обращения движка к эндшпильным базам. Это могут быть базы в формате syzygy (см ) или Налимова (см. ). Чем выше её значение, тем чаще будет происходить обращение к базам. Как утверждают разработчики, делается это с помощью хитрых алгоритмов, так что количественно описать настройку не получится. При значении настройки -10 алгоритмы отключаются. Увеличивать значение имеет смысл, только если у вас очень быстрый жёсткий диск. Значение по умолчанию: 5 .

EGTB Fifty Move Rule
Если настройка включена, то при доступе к эндшпильным базам в формате syzygy (см. ) будет учитываться правило 50-ти ходов. То есть, если позиция приводит к мату, но до него нужно сделать более 50 обратимых ходов, то позиция будет объявлена ничейной. Значение по умолчанию: true .

Число потоков, которые будут параллельно производить анализ. Чем больше значение настройки, тем быстрее анализируется позиция, а следовательно возрастает сила игры. С другой стороны, большое число потоков может "тормозить" систему. Также не имеет смысла устанавливать значение больше, чем число ядер в процессоре. Даже если процессор поддерживает больше потоков, чем у него есть физических ядер (режим hyper-threading), то всё равно наиболее сильная игра будет при параметре Threads равном числу физических ядер. Значение по умолчанию: зависит от используемого железа. Для двухъядерного процессора оно равно 1 .

Contempt . Возможные значения: от -10 до 10 .
Рискованность движка. Чем значение больше, тем более рискованные ходы делает движок, уменьшая при этом вероятность ничьей. Достигается это за счёт того, что Houdini оценивает свою позицию немного оптимистичнее, устанавливая ценность своих фигур немного выше, чем у фигур соперника. Как следствие, движок будет производить обмен фигурами только в том случае, если от этого он получит явное позиционное преимущество. В среднем параметр Contempt , установленный в 2 , уменьшает вероятность ничьи на 5%. Возрастание уровня Contempt на единицу увеличивает оценку собственных фигур приблизительно на 0.15 пешки. Сильнее всего движок играет, когда этот параметр не установлен (то есть, установлен в 0 ). По умолчанию, этот режим не работает при бесконечном анализе позиции, однако его можно включить с помощью . Делать это не рекомендуется, так как в таком случае оценки для чёрных и белых будут несимметричными. Значение по умолчанию: 0 .

Analysis Contempt . Возможные значения: true , false .
Включает режим рискованности (параметр ) при бесконечном анализе позиции. Обычно делать это не рекомендуется, так как в таком случае оценки для чёрных и белых будут несимметричными. Значение по умолчанию: false .

Tactical Mode . Возможные значения: true , false .
При включении настройки, Houdini концентрируется на тактическом анализе позиции. При этом движок становится очень мощным решателем тактических задач. Нужно также отметить, что в режиме Tactical Mode сила игры существенно снижается, так что использовать его в реальных партиях не рекомендуется. Значение по умолчанию: false .

Move Overhead . Возможные значения: от 0 до 5000 .
Эта настройка нужна в случае, когда движок работает с медленным интернет соединением или медленным пользовательским интерфейсом. Она указывает, сколько миллисекунд стоит дополнительно выделять на каждый ход. Этот параметр можно увеличить, если дижок слишком часто проигрывает по времени. Значение по умолчанию: 0 .

Ponder . Возможные значения: true , false .
Если настройка включена, движок переключается в режим, когда он может думать над позицией во время хода противника. В этом режиме Houdini не начинает анализ сам по себе, для этого ему должна быть послана команда "go ponder " (см. описание команды ). Значение по умолчанию: true .

Strength . Возможные значения от 0 до 100 .
Сила игры движка. Чем выше значение настройки, тем сильнее он играет. Следующая таблица показывает очень приблизительное соотношение параметра Strength и силы игры в формате Elo:

Strength Elo
0 1000
10 1300
20 1600
30 1900
40 2200
50 2500
100 3200
Значение по умолчанию: 100 .

UCI_Elo . Возможные значения от 1000 до 3200 .
Сила игры движка в формате Elo. Значение 1700 соответствует уровню третьего разряда, 1950 - первого разряда, 2150 - кандидата в мастера, 2300 - мастера и 2500 - уровню гроссмейстера. Houdini пересчитывает этот параметр в значение , используя таблицу из описания Strength . Чтобы ограничить силу игры с помощью UCI_Elo , надо предварительно установить в положение true . Значение по умолчанию: 3200 .

UCI_LimitStrength . Возможные значения: true , false .
Включает режим ограничения силы игры движка. Когда он включён (значение true ), сила игры регулируется с помощью параметра . В противном случае, она регулируется с помощью . Значение по умолчанию: false .

FiftyMoveDistance . Возможные значения: от 5 до 50 .
Число обратимых ходов, после которых движок начинает рассматривать позицию как ничейную. Например, устанавливая параметр в 15 , вы говорите движку, что если в течении 15 ходов каждым из игроков не сделано ни одного необратимого хода, партия считается ничейной. Значение по умолчанию: 50 .

UCI Log File .
Имя файла, в который будет записываться весь ввод и вывод движка. Значение по умолчанию:

UCI_Chess960 . Возможные значения: true , false .
Если настройка включена, то Houdini будет анализировать игру для шахмат Фишера. Значение по умолчанию: false .

MultiPV . Возможные значения от 1 до 220 .
Указывает, сколько рекомендуемых ходов должен выводить движок. Значение по умолчанию: 1 .

MultiPV_cp . Возможные значения от 0 до 999 .
Указывает, насколько оценка хода должна быть близка к оценке наилучшего хода, чтобы движок отображал его в списке рекомендуемых ходов. Измеряется в десятых частях пешки. То есть, если оценка какого-то хода отличается от наилучшего хода больше, чем указано в этой настройке, то он в списке рекомендуемых ходов не отображается, даже если он должен был туда попасть в соответствии со значением . По утверждениям разработчиков, параметр вычисляется приблизительно. Если указано значение 0 , то параметр игнорируется. Значение по умолчанию: 0 .

Размер памяти, выделяемой для хранения различной информации. Косвенно влияет на силу игры: больше памяти - сильнее игра. Однако слишком большие значения Hash могут наоборот замедлить работу движка, так как всей системе перестанет хватать памяти. При бесконечном анализе или в партиях с большим контролем времени рекомендуется выделять столько памяти, сколько может позволить система. Например, для системы с 4 ГБ памяти лучше выделить 2048 МБ для Hash . В более короткий партиях, например на 3 или 5 минут, разработчики рекомендуют использовать значение в 256 или 512 . По этой ссылке (Eng) приводится формула для вычисления оптимальной величины Hash в зависимости от железа и контроля времени.
Параметр всегда округляется вниз до ближайшей степени двойки (1 , 2 , 4 , 8 и т.д.). Измеряется в мегабайтах. Значение по умолчанию: 128 .

hash.dat в папке My Documents текущего пользователя. Значение по умолчанию:

NUMA Enabled . Возможные значения: true , false .
Включает использование движком технологии NUMA. Эта технология поддерживается большинством многопроцессорных систем и призвана эффективнее распределять память между процессорами. При включенной настройке NUMA Enabled Houdini организует использование памяти и потоков таким образом, чтобы учесть конфигурацию NUMA на компьютере. Это может существенно ускорить работу движка, когда он работает более чем на шести ядрах. Настройка доступна только в версии pro. Значение по умолчанию: true .

NUMA Offset . Возможные значения: от 0 до 15 .
Эта настройка полезна, когда на одной многопроцессорной системе запущены несколько движков Houdini. В этом случае всем им должны быть даны разные значения NUMA Offset , чтобы они не отбирали друг у друга ресурсы. Настройка доступна только в версии pro. Значение по умолчанию: 0 .

День добрый, дорогой друг!

О лидерах в компьютерных шахматах мы уже говорили. , Комодо, теперь появилось новое чудо техники Альфа Зеро. Сегодня в фокусе нашего внимания ближайший преследователь лидеров: Шахматный движок Houdini.

Более того, буквально намендни, в декабре этого года Гудини версии 6.03 переиграл в матче и был признан новым чемпионом TCEC, неофициальном первенстве мира среди движков. Счет матча 53:47.

Так что, в стане лидеров конкуренция возрастает. И это есть хорошо.

Что это за программа?

Гудини/Houdini — компьютерная шахматный движок, предназначенный для ОС Windows. По заверениям авторов, Houdini подходит для любой не слишком старой версии Windows. Программа разработана известным специалистом-программистом Робером Ударом .

Робер «загорелся» интересом к шахматным программам еще в 80-х годах. Благодаря таланту и упорству ему удалось создать по истине уникальный продукт.

Год рождения Гудини - май 2010 года. Движок быстро снискал интерес благодаря убедительным результатам и оригинальной манере игры. Движок практически сразу вышел в лидеры в различных рейтингах, обогнав бывшую в то время во главе списка .

В начале 2011 года версия движка Houdini 1.5a обыграл Рыбку 23½ на 16½ и был признан лучшей шахматоной программой в начале 2011 года. Через пару месяцев матч-реванш с Rybka и снова успех за Houdini 22:18 .

В 2016 году появилась на свет Гудини версии 5 . По оценкам экспертов, в «пятерке» усилена оценочная составляющая (большая глубина оценки)

В сентябре 17 года появилась версия №6 . По словам автора, улучшены почти все характеристики и сила движка выросла примерно на 60 пунктов ЭЛО.

Поначалу Гудини был некоммерческим начинанием. Ранние версии распространялись бесплатно. Это можно сделать и сейчас на сайте разработчиков до версии движка 1.5 включительно. Следующие версии движка уже заявляются как платные.

Особенности стиля

«На вопрос «Если бы Вы должны были выбрать одного игрока представлять планету Земля в шахматном матче против инопланетян, то кто это был бы из действующих шахматистов?» гроссмейстер Пётр Свидлер, 7-кратный чемпион России, ответил коротко: «Houdini»

Особенность Houdini – удачное сочетание сильной позиционной оценки с лучшим алгоритмом поиска.

По мнению многих экспертов, Гудини уникален своей универсальностью и способностью оценивать множество факторов одновременно.

И самое главное – Houdini способен делать выбор! Он сразу отсекает заведомо невыгодные ходы и фокусируется только на лучших. Можно сказать, движок обладает интуицией. Отсюда репутация Гудини, как непревзойденного блицора.

В какую силу играет движок?


Это примерно столько же, сколько разница между мной и тем же Карлсеном.

Очевидно, что с рейтингом 3383 играет последняя версия движка. Однако и предыдущие версии не лыком шиты. Тягаться с такими движками, как Гудини в практической игре на результат, — дело не слишком благодарное.

Другое дело, когда движки бьются между собой. Вот пример:

Где можно скачать?

Эта история еще не до конца известна в деталях, но тенденция «очеловечивания» железа, что называется, — налицо. И Houdini в первых рядах. Как ныне говорят – «в тренде».

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.