Домой / Группы / Повторитель поворота звуковой зуммер своими руками. Делаем автоподелку — мастерим звуковой сигнализатор поворотов для своей «Ласточки. Звуковой контроль "поворотника"

Повторитель поворота звуковой зуммер своими руками. Делаем автоподелку — мастерим звуковой сигнализатор поворотов для своей «Ласточки. Звуковой контроль "поворотника"

Во время движения автомобиля в плотном дорожном потоке и при совершении водителем различных маневров указатели поворотов имеют немаловажное значение. Многие начинающие водители часто попросту теряются, забывая о том, что после завершения очередного маневра необходимо выключить поворотник. Этим самым они (неосознанно) провоцируют других участников движения.

Предотвратить подобное недоразумение и призван самодельный звуковой дублёр поворотов, который, кстати сказать, можно собрать всего-навсего… за 10 минут. И тут важным подспорьем автолюбителю будет микросхема К561ЛН2. Её основные отличия - малое потребление мощности и хорошее быстродействие.

Сразу нужно оговориться, почему в данном случае мною не был задействован стандартный бузер, содержащий в себе встроенный генератор. Просто у него не слишком приятный тон звучания. Поэтому сперва желательно подключить бузер ко входу низкочастотного генератора, затем подобрать ручкой настройки на выходе подходящее звучание. И только после этого пускать звук через микросхему.

Схема устройства состоит из двух отдельных частей.


Генератор содержит в себе два логических элемента, а также небольшую времязадающую электроцепь.


В состав усилителя входят три запараллеленных между собою логических элемента. Подобное соединение заметно повышает силу коммутируемого тока. Усилитель даёт возможность устойчивой работы генератора микросхемы с нагрузками типа «бузер».

Монтаж и подключение устройства.

Отрицательный полюс (минус) крепится, как обычно, к «массе» автомобиля. Положительный полюс (плюс), через посредство «развязывающих» диодов, берётся от кнопки аварийной остановки.

Чтобы разобраться, какая из клемм этой кнопки какому поворотнику соответствует, нужно воспользоваться мультиметром, включенным на замер постоянного напряжения. Затем, включив поворотник (например, левый), убедиться, что на одной из клемм периодически появляется и исчезает напряжение +12 вольт. То же самое проделать и с другим поворотником.

Начинающие автомобилисты иногда забывают отключить указатель поворота после завершения маневра, чем могут ввести в заблуждения остальных участников движения. Помочь в решении этого вопроса может самодельный звуковой повторитель поворотов, который можно сделать своими руками за 10 минут . На помощь любителям придет простая схема самодельного звукового дубликатора (повторителя) поворота на микросхеме к561лн2 и «бузере» без встроенного генератора.

Сразу оговорюсь почему я не использовал обычный бузер со встроенным генератором- мне не понравился тон звучания. Поэтому, я сначала подключил бузер к имеющемуся в наличии генератору НЧ, покрутил ручку- выбрал наиболее приятный звук и воспроизвел его при помощи генератора на микросхеме к561лн2.

Всю схему повторителя поворотов можно разделить на 2 части:

  • Генератор- он выполнен на 2-х логических элементах INV1 и INV2 а так же время задающая RC-цепь
  • Усилитель- выполнен на 3-х логических элементах INV3 INV4 INV5 соединенных параллельно для того что бы усилить коммутируемый ток. Усилитель позволяет генератору работать с такими нагрузками как «бузер».

Подстройка по частоте (настройка тона звучания повторителя поворотов) производится изменением номинала R1 и С1.

Монтаж и подключение схемы повторителя поворотов к бортовой сети.

Подключается «-» схемы к массе автомобиля, а «+» подается через «развязывающие» диоды с кнопки аварийной остановки. Для определения к каким именно клеммам кнопки подключать возьмите мультиметр, установите его в режим измерения постоянного напряжения, включите левый поворот- найдите на какой клемме циклически появляется и пропадает + 12В, то же проведите с включенным левым поворотом.

В моем случае схема собрана методом навесного монтажа. В качестве корпуса для звукового дубликатора поворотов был выбран к 2-мл шприц из которого был извлечен поршень. Провод был выведен из отверстия-носика, а бузер приклеен термоклеем к площадке с противоположной стороны. Как видите, за 10 минут можно сделать своими руками звуковой дубликатор поворотов на логической микросхеме и паре навесных элементов

Звуковой контроль "поворотника"

В.ЗАХАРЕНКО, UA4HRV,

г.Самара.

В автомобилях еще с прошлого века стало правилом устанавливать переключатель поворота с автома­тическим возвратом в нейтральное положение. Это, конечно же, удоб­но: не нужно отвлекаться на erо выключение после выполнения поворо­та и не приходится все время про­верять, вдруг он остался случайно включенным.

Но рано или поздно, а автома­тический возврат отказывает. Приходится какое-то время ез­дить без него. Довольно быстро убеждаешься, что это не так уж и плохо при сложных маневрах, но о "поворотнике" необходимо постоянно помнить. Решить про­блему поможет установка звуко­вой сигнализации работы реле поворота. Ввести такое устрой­ство в автомобиль несложно. Предложенная схема доработки применима не только к электронным реле (обычно такие реле имеют три вывода), но и к ста­рым тепломеханическим (имеют только два вывода).

В своей "десятке" я это сделал так. Открыл блок реле (в "десят­ке" он находится под приборной панелью со стороны водителя) и вынул реле указателя поворота. Сделал на каждый из трех выво­дов реле три удлинителя (при­мерно по 5 см) из штырька и "гнездышка" для автомобильных разъемов. При заделке проводов в два гнездышка я добавил еще по одному проводу длиной око­ло 20 см. К этим проводам под­ключил миниатюрный звукоизлучатель на напряжение 12 В. Вставил штырьки в гнезда реле поворота на панели, а гнездыш­ки одел на соответствующие вы­воды реле так, чтобы схема подключения самого реле не изме­нилась. Отличие зак­лючается в том, что параллельно оказы­вается подключен­ным звукоизлучатель (рис.1). Вот и вся до­работка. При езде зимой (с закрытыми окнами) звукоизлуча­тель, находящийся за приборной пане­лью, хорошо слыш­но. Летом (открыты окна) в са­лоне больше шума, и звукоизлу­чатель лучше вывести в любую нишу приборной панели.

Миниатюрный звукоизлучатель, совмещенный с генерато­ром звуковой частоты, применя­ется, например, в будильниках или стиральных машинах как зву­ковой сигнал. Выпускается звукоизлучатель в виде таблетки (рис.2) с рабочим напряжением 6, 9, 12 или 15 В. При отсутствии готового звукоизлучателя его можно изготовить самому по лю­бой известной схеме (например, показанной на рис.3). Опытный радиолюбитель сможет изгото­вить звукоизлучатель даже с ре­гулятором громкости.

Добавь статью в закладки
Похожие материалы

Большинство автомобилей оборудованы автоматическим устройством, выключающим сигналы поворота после завершения поворота. Это пластмассовый рычажок ниже рулевого колеса, который после того как руль возвращается в положение «едим прямо» подталкивает рычаг управления сигналами поворотов в нейтральное положение. К сожалению, на отечественных автомобилях данная «автоматика» очень быстро выходит из строя. И рычаг переключения поворотов перестает возвращаться в нейтральное положение после поворота руля. Конечно, его можно выключать вручную, но если вы привыкли к тому, что он должен выключаться сам, - очень велика возможность забыть это сделать. Тому способствует и относительно высокий уровень шума в отечественных машинах (не слышно щелчков реле), и яркий солнечный свет, заглушающий свет индикаторной лампочки. Потому частенько можно увидеть машину с мигающим сигналом поворота, которая едет прямо и никуда сворачивать не собирается.

На некоторых автомобилях устанавливают звуковые сигнализаторы работающих сигналов поворота. Обычно это простая «пищал-ка», подключенная на выход реле поворотов.

Мигание лампочек сопровождается попискиванием в салоне. Честно говоря, это даже раздражает. Было бы лучше, если бы эта «пищалка» включалась не сразу при включении сигнала поворота, а спустя некотрое время, может быть минуту, и, пропищав несколько раз, выключалась. Если вы забыли выключить поворот, вы на это среагируете, а если стоите в пробке, - писк долго доставать вас не будет.

Схема подключается не на выход реле поворотов, как многие аналогичные, а к цепи питания реле поворотов, то есть по непрерывному току. Когда включают сигнал поворота (или аварийный) на реле поступает напряжение. Здесь это же напряжение поступает и на данную схему. И начинается зарядка конденсатора С1 через резистор R2. На его зарядку уходит около минуты. Когда напряжение на С1 достигает единицы формирователь на элементах D1.1-D1.2 и цепи C3-R3-R4 формирует импульс длительностью несколько секунд. Этот импульс запускает мультивибратор D1.3-D1.4, генерирующий импульсы частотой немного меньше 1000 Гц. А далее, - транзистор и микродинамик в его коллекторе. Раздается однотонный звук продолжительностью несколько секунд.

Он обращает внимание водителя на включенный сигнал поворота (или аварийной сигнализации). Если водитель забыл выключить, - он их выключит. А если так и должно быть, можно звук проигнорировать. Больше, до выключения поворотов, схема сигнапизи-ровать не будет.

После выключения поворотов конденсатор С1 ускоренно разряжается через резистор R1 и диод VD1. Поэтому, если вы сразу же снова включите сигнал поворота, схема будет готова к работе.

Микросхема К561ЛА7 в общем то доступная, но можно заменить на К176ЛА7 или импортную вроде CD4011 (pPD4011, MJ4011 и другие).

Динамик В1 - от тепефонного аппарата. Вообще, подойдет пюбой достаточно миниатюрный динамик динамической или электромагнитной системы. Если желаете поставить пъезо, - транзисторный ключ можно выкинуть, а пъезоэпектрический динамик включить между соединенными вместе входами D1.4 и его же выходом.

Налаживание сводится только к установке желаемых интервалов: подбором резистора R2 устанавпивают время работы сигнапов поворота без звуковой сигнапизации, а резистором R4 устанавливают продолжительность звуковой сигнализации.

Начинающие автомобилисты иногда забывают отключить указатель поворота после завершения маневра, чем могут ввести в заблуждения остальных участников движения. Помочь в решении этого вопроса может самодельный звуковой повторитель поворотов, который можно сделать своими руками за 10 минут . На помощь любителям самоделок для авто придет простаясхема самодельного звукового дубликатора (повторителя) поворота на микросхеме к561лн2 и “бузере” без встроенного генератора.

Сразу оговорюсь почему я не использовал обычный бузер со встроенным генератором- мне не понравился тон звучания. Поэтому, я сначала подключил бузер к имеющемуся в наличии генератору НЧ, покрутил ручку- выбрал наиболее приятный звук и воспроизвел его при помощи генератора на микросхеме к561лн2.

Всю схему повторителя поворотов можно разделить на 2 части:

  • Генератор- он выполнен на 2-х логических элементах INV1 и INV2 а так же время задающая RC-цепь
  • Усилитель- выполнен на 3-х логических элементах INV3 INV4 INV5 соединенных параллельно для того что бы усилить коммутируемый ток. Усилитель позволяет генератору работать с такими нагрузками как “бузер”.

Подстройка по частоте (настройка тона звучания повторителя поворотов) производится изменением номинала R1 и С1.

Монтаж и подключение схемы повторителя поворотов к бортовой сети.

Подключается “-” схемы к массе автомобиля, а “+” подается через “развязывающие” диоды с кнопки аварийной остановки. Для определения к каким именно клеммам кнопки подключать возьмите мультиметр, установите его в режим измерения постоянного напряжения, включите левый поворот- найдите на какой клемме циклически появляется и пропадает + 12В, то же проведите с включенным левым поворотом.

В моем случае схема собрана методом навесного монтажа. В качестве корпуса для звукового дубликатора поворотов был выбран к 2-мл шприц из которого был извлечен поршень. Провод был выведен из отверстия-носика, а бузер приклеен термоклеем к площадке с противоположной стороны. Как видите, за 10 минут можно сделать своими руками звуковой дубликатор поворотов на логической микросхеме и паре навесных элементов