Домой / Группы / Это интересно: почему у Кремля GPS отправляет вас в Аэропорт? Российский программист объяснил аномалии с GPS возле Кремля

Это интересно: почему у Кремля GPS отправляет вас в Аэропорт? Российский программист объяснил аномалии с GPS возле Кремля

Новое «обострение» странного недомогания автомобильных навигаторов в машинах и гаджетах вновь наблюдается в центре столицы сейчас. Навигационные устройства разных марок и моделей, работающих на базе разных операционных системам, в окрестностях начинают массово «путаться в показаниях». Происходит это примерно по такому сценарию: стоите вы в вялотекущем заторе на Кремлевской набережной. Бросаете взгляд на экран бортовой навигационной системы или смартфона, закрепленного в кронштейне, и удивляетесь: оказывается, электроника считает, будто вы с ней вдруг очутились в районе аэропорта «Домодедово» или «Внуково». На худой случай — в Лужниках.

— Скорее всего, в районе спецслужбы применяют метод подмены сигнала спутниковых навигационных систем. Грубо говоря, излучается практически такой же сигнал, как со спутников, но слегка измененный и гораздо более мощный. Это, кстати, объясняет, почему автонавигаторы вблизи Кремля якобы оказываются в одних и тех же точках — в аэропортах. Выбор таких координат для дезинформирования GPS- и ГЛОНАСС-премников дает основание предположить, что это делается для борьбы со всевозможными гражданскими беспилотными летательными аппаратами. Дело в том, что многие из них оснащены GPS-модулями для автоматического возврата в точку старта — на случае потери связи с оператором. Вот их и отправляют с помощью подмены сигнала — в «мозгах» обычно дронов заложен запрет на полеты в зоне аэропортов", — прокомментировал нам ситуацию на условиях анонимности бывший офицер подразделения радиоэлектронной борьбы.

Зачем кому-то требуется разгонять гражданские беспилотники над Кремлем тоже понятно. Видимо, охране не нравится, когда за президентом или за какими-нибудь «спецмероприятиями» на территории Кремля с помощью дронов могут подглядывать не только представители чуждых спецслужб, но и вообще все кому не лень. С другой стороны, любой желающий за вполне бюджетные деньги может приобрести квадрокоптер в районе 1−2 килограмма. Для опытного человека соорудить взрывное дистанционно-управляемое устройство весом в килограмм и подвесить его к дрону проблем не составит. Дальше объяснять, думается, не нужно.

В пользу последней версии говорит также то, что странности с GPS-ориентированием наблюдались, например, в окрестностях ВДНХ, когда летом прошлого года Владимир Путин приезжал туда полюбоваться новеньким океанариумом. Подобные проблемы знакомы и обитателям окрестностей Усово на шоссе в Подмосковье, поскольку поблизости расположена резиденция «Ново-Огарево». Безопасность первых лиц государства — это замечательно, но грозит неприятностями для граждан. Дело не только в проблемах с вызовом таксомотора в точку на карте мобильного приложения. Машины экстренных служб оборудованы ГЛОНАСС-трекерами, позволяющими диспетчеру видеть их положение и оперативно направлять по вызову. Получается, что обман «навигатора» скорой помощи может привести к опозданию врачей к умирающему пациенту или чему-то подобному. Но это ведь ерунда, главное — вражеские дроны не пройдут!

Жители столицы обратили внимание на сбои в работе GPS: в центре Москвы, в районе Кремля жители стали отмечать аномалии, из-за которых смартфоны и навигаторы показывают, что они сейчас находятся во Внуково. Загадочное поведение GPS-устройств вызывает трудности у водителей, клиентов такси, бегунов и поклонников Pokemon Go.

Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов, известный в Сети как Bobuk, провёл собственное расследование, результаты которого опубликовал на своём канале в . Разобраться в проблеме его побудило собственное любопытство и неудобства, возникающие при проезде этой зоны по пути на работу. Он взял с собой несколько разных GPS- и ГЛОНАСС-приёмников, а также анализатор частот и в течение трёх часов разъезжал в районе Кремля, производя измерения.

«Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно, и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS- и ГЛОНАСС-спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации», - заметил Bobuk.

Сделав замеры на направление источника сигнала (синие области на карте) в разных точках вокруг Кремля, Бакунов предположил, где конкретно может находиться «глушилка» (на карте обозначено звездой).

Он также отметил, что для обмана GPS нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве.

«Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приёмниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется», - пояснил Бакунов.


«Телепортация» во Внуково, по мнению Бакунова, связана с необходимостью задавать конкретные поддельные координаты, которые устройство будет сообщать навигатору. А в настройке готового аппаратно-программного комплекса, вероятно, использовались значения по умолчанию. «Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. Как вы понимаете, Внуково - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы», - написал блогер.

Кроме того, сообщил он, его читатели пожаловались на похожие проблемы в другом московском районе - метро «Динамо». По словам блогера, это тоже может быть обусловлено экспериментами на одноимённом стадионе.

Как отметил Бакунов Лайфу, гипотез по поводу спуффинга может быть две: помехи спецслужб для защиты должностных лиц, находящихся на территории Кремля, и борьба с дронами. Многие считают, что службы вроде ФСО умышленно «глушат» GPS-навигацию - из соображений безопасности президента. Бакунов считает наиболее вероятным, что это делается для борьбы с полетами дронов с камерами над Кремлем.

«Во всех дронах, которые продаются легально, встроена защита от взлёта на закрытых территориях. Это правило ввели США. Его никто не нарушает, так как всем хочется продавать свою продукцию на этом рынке», - пояснил он. По его словам, можно создать своего дрона, который сможет обходить эти запреты, или взломать серийный квадрокоптер, однако сделать это довольно сложно.

Телепортация из Кремля во Внуково: почему GPS-навигация в центре Москвы работает со сбоями

Жители Москвы обратили внимание на сбои в работе GPS-навигации: при приближении к Кремлю некоторые устройства либо теряли связь со спутником, либо показывали, что их владельцы находятся в Московской области, преимущественно во Внуково. Странное поведение GPS вызывает трудности у водителей, клиентов такси, бегунов и фанатов игры Pokemon Go. В социальных сетях предполагают, что ответственные за охрану президента службы умышленно устраивают помехи возле Кремля. «Медуза» рассказывает, что известно о странных сбоях навигации.

Сбои GPS-навигации в центре Москвы начались летом 2016 года. Первые сообщения о неполадках появились в социальных сетях. Некоторые владельцы устройств сообщали о полном затухании сигнала, а другие говорили , что навигатор определяет их местоположение в нескольких десятках километров от реального - часто во Внуково или Домодедово. Как правило, GPS выходил из строя в окрестностях Кремля. Сбои продолжались от нескольких минут до нескольких часов в день. С тех пор на странную работу навигаторов жаловались достаточно часто. Например, участники Московского марафона, прошедшего 25 сентября 2016 года рассказывали , что у них «отрубился трекер».

Источник «Медузы» в крупной телекоммуникационной компании, анализировавший ситуацию с GPS, сообщил, что первые сбои были зафиксированы 22 июня 2016 года.

Вокруг Кремля второй раз за день не работает gps. Даже с выключенным wi-fi и сетью перекидывает во Внуково!
Как это? pic.twitter.com/QZi9dC7uKp

Сбои повторяются в среднем каждые десять дней. Об этом рассказал источник «Медузы» в телекоммуникационной компании. «Но бывает, что два дня подряд телепортирует. А бывает, что таких проблем не возникает долго - например, в августе был перерыв. „Телепорт“ обычно длится два-три часа, обычно во второй половине дня - в 15:00–16:00. Потом все восстанавливается», - рассказал собеседник «Медузы».

Он уточнил, что чаще всего сбои возникают в пределах Бульварного кольца (то есть не только в окрестностях Кремля), но в отдельные дни могут происходить и на юго-западных участках Третьего транспортного кольца (от пересечения с Варшавским шоссе до Шмитовского проезда). По словам источника, с техническими трудностями сталкиваются до 3% пользователей картографических сервисов.

Неполадки возникают и с GPS, и с ГЛОНАСС. Собеседник «Медузы» говорит, что сбои случается на самых разных моделях мобильных устройств. От системы навигации - GPS или ГЛОНАСС - тоже ничего не зависит.

Сбои навигации доставляют много разных неудобств. Люди, которые совершают пробежки в центре Москвы, жалуются, что из-за сбоев не могут отслеживать результаты своих занятий.

Вот так вблизи Кремля искажается сигнал GPS. А бежал вообще по набережным, сначала с одной стороны реки, потом - с другой.pic.twitter.com/jBdtpyO7Vi

Mamaev Alexander (@alxmamaev) July 14, 2016
Трудности в работе возникают и у водителей такси. «Вез вчера девушек с Таганки до Охотного за 199 р. Около Кремля глюканул GPS. Начал капать межгород. Оба гаджета считали, что мы во Внуково (!)», - пишет в твиттере один из таксистов.

В пресс-службе российского отделения такси-сервиса Uber «Медузе» сообщили, что компании известно об этих сбоях. «В случае такой ошибки клиент обращается в службу поддержки, которая делает ему пересчет. Проблема не носит массовый характер, никаких особых трудностей она нам не создала», - сообщила «Медузе» сотрудница пресс-службы Евгения Шипова. О причинах проблем с GPS Шипова не знает.

Лучше всего в сбоях разобрался директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов. 19 октября он рассказал в своем телеграм-канале, как попытался разобраться в причинах сбоев:

«Я взял с собой несколько разных GPS- и ГЛОНАСС-приемников, анализатор частот - и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени - с 9 до 12 утра».



Григорий Бакунов
Программист предположил, что на территории Кремля находится источник радиоволн, который с помощью специальных программно-аппаратных комплексов имитирует работу спутника навигационных систем и отправляет сигналы на частотах, которые чаще всего используют бытовые навигаторы. Сделав замеры на направление источника сигнала (синие области на карте) в разных точках вокруг Кремля, Бакунов предположил, где конкретно может находиться «глушилка» (на карте обозначено звездой).

«Телепортация» во Внуково, по мнению Бакунова, связана с необходимостью задавать конкретные поддельные координаты, которые устройство будет сообщать навигатору: «Их можно ввести напрямую или выбрать из списка, который предлагает производитель. Так сложилось, что в списке для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. Как вы понимаете, Внуково - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы», - пояснил Бакунов (Домодедово, очевидно, также находится в начале списка).

Самая популярная версия о причине сбоев - помехи спецслужб. Точного ответа на вопрос о том, из-за чего возле Кремля возникают трудности с навигацией, у нас нет. Многие считают, что службы вроде ФСО умышленно «глушат» GPS-навигацию - из соображений безопасности президента. Блогер Илья Варламов предположил, что это делается для того, чтобы пресечь полеты дронов с камерами над Кремлем: «Прямо за Петровской башней находится вертолетная площадка, которой регулярно пользуется Путин. Современные бытовые беспилотники без GPS обычно не летают. Кроме того, когда вы подойдете к Кремлю, то вас перекинет в Домодедово или Внуково. В большинстве современных дронов есть запрет на взлет около аэропортов, и он просто не взлетит в этой зоне».

Опрошенные «Медузой» специалисты по информационной безопасности отказались комментировать ситуацию. Один из них в разговоре с корреспондентом издания заявил: «Кто знает [в чем дело], тебе не скажет, а кто не знает - будет лапшу на уши вешать. И не надо поднимать этот вопрос». В пресс-службе Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе ГЛОНАСС также отказались дать оперативный комментарий. Связаться с пресс-службой ФСО «Медузе» не удалось.

Ранее радиостанция «Говорит Москва» сообщала, что пользователи «Яндекс. Навигатора» жалуются на ошибочное определение местоположения: навигаторы «перемещают» москвичей от Кремля во Внуково.

Радиостанция проверила другие приложения, включая «Google Карты» и Apple Maps. Они выдавали ту же ошибку, перемещая пользователей во Внуково.

Позже блогер Григорий Бакунов , известный как Bobuk, опубликовал объяснение навигационной аномалии.

По его словам, причина сбоя - спуфинг (подмена) GPS.

Используя несколько разных GPS и GLONASS приемников, Бакунов проанализировал частоты в районе Кремля в отрезок времени с 9 до 12 утра.

Его исследование показало, что «где-то внутри Кремля стоит, а возможно и передвигается мощный передатчик, который имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5».

Блогер поясняет, что частота L1 — это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации.

«Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приёмниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства — ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже», - пишет Бакунов.

Из-за того, что сигнал отражается и перекрывается окружающими зданиями, «пятно зашумления» простирается от Солянки до Храма Христа Спасителя и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной.

Исследователь указывает, что, очевидно, источник сигнала - не спутник, а его местоположение можно увидеть на представленной схеме.

Ранее пользователи соцсетей выдвигали теорию о «глушилках» на территории Кремля, которые меняют геолокацию на «Внуково» для того, чтобы там не могли подняться в воздух дроны. Поясним: в схемах видео-дронов стандартно «прошиты» координаты мест, где полёты запрещены. В число таких зон входят все мировые аэропорты.

Исследователь также указывает, что для разных устройств количество искажений геолокации разное.

«Скажем, андроидные устройства страдают чуть меньше айфонов, так как они реже используют геолокацию по GPS. Обычно данные о GPS они получают по Wi-Fi и триангуляции базовых станций», - пишет Бакунов.

Добавим, что в силу частотных характеристик сигнал довольно быстро затухает, а «подмена» сигнала то включается, то выключается. Однако и это создаёт проблемы с навигацией, и как следствие - страдает качество прогнозах о пробках в центральном районе Москвы.

Сбои в системы GPS неприятно удивили москвичей: проезжаешь Кремль, а навигатор показывает аэропорт «Внуково». Эксперты при этом говорят о допустимых погрешностях: такое случается во всем мире

Та же проблема с другой стороны. Пассажиры в аэропорту «Внуково» хотят сесть в такси, которое на самом деле едет мимо Кремля. О сбоях в работе гаджетов с GPS и «Глонасс» в центре Москвы СМИ активно пишут уже больше месяца. Жалуются в основном водители и таксисты. Очередь дошла и до пассажиров.

История, которой с редакцией поделился один из таксистов: машина едет мимо Манежки, звонок: «Ало, я возле 12-ой колонны!» Водитель ничего не понимает. Никаких заказов рядом у него нет, но профессионализм и желание заработать заставляют мысленно пересчитать колонны Большого театра. А вдруг там клиент? Однако выясняется, что клиент видит таксиста в аэропорту «Внуково» на экране своего смартфона. Об этой проблеме мы уже рассказывали. Из-за сбоев в работе гаджетов человеку, проехавшему условно от ХХС до Солянки, может быть выставлен счет за путешествие длиной в 40 километров. У экспертов нет сомнений: на территории Кремля установили «глушилку». И в этом нет ничего удивительного. В мире это весьма распространенная практика, говорит заместитель руководителя Лаборатории по компьютерной криминалистике Group-IB Сергей Никитин.

Сергей Никитин заместитель руководителя Лаборатории по компьютерной криминалистики Group-IB «Надо не забыть, что, например, американская система GPS, у нее есть специальный стандарт: военный, гражданский. В случае, например, каких-то военных действий это гражданская система, которая работает по всему миру, может давать очень большую погрешность. То есть это специально заложено в саму систему, американцы могут ее переключить так, чтобы она давала очень низкую точность для гражданских, и только военные приемники могли получать настоящую точность. Это абсолютно нормально».

Проверить возможности американцев в плане работы с GPS можно все в том же центре Москвы.

Роман Ромачев генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «У нас есть посольство США в Москве. Они так же используют подобную систему. Они могут в любой момент ее включить, и в радиусе с определенным расстоянием все отключится. Территория посольства — это территория США, там свои законы, они могут привезти любой девайс, который работает на расстоянии и 100 метров, и 5 километров».

Именно для того чтобы, в случае возникновения каких-то проблем, «не потеряться», мы запустили свою навигационную систему «Глонасс», у европейцев есть «Галилео», Китай развивает систему «Бэйдоу». К слову, когда в районе Кремля начинают сходить с ума всевозможные гаджеты, теряют связь со спутником или улетают во «Внуково», в том числе и приборы, работающие с «Глонасс». Однако во всех вышеперечисленных случаях речь идет о создании помех для оборудования, используемого гражданскими. Для подавления сигналов на военных частотах тоже есть свои «глушилки» и «антиглушилки», но это уже совсем другая история, говорит эксперт ПИР-центра, профессор академии военных наук Вадим Козюлин.

Вадим Козюлин эксперт ПИР-центра, профессор академии военных наук «Приборы глушения находятся на земле, а спутники располагаются наверху. Как ни глуши, снизу серьезная система навигационная поймет: помеха исходит снизу, подставит защитный экранчик против этой помехи и будет продолжать принимать сигналы со спутников сверху. Бороться с такими военными целями, которые наводятся по военному сигналу, значительно сложнее, но тоже возможно, есть определенные технические решения и для этой задачи».

Почему оборудование спецслужб в Москве телепортирует людей от Кремля именно во «Внуково»? Самая популярная версия: ФСО защищает Кремль от беспилотников. В ПО дронов сегодня якобы изначально зашита информация о бесполетных зонах. Это в том числе аэропорты. То есть даже если человек, управляющий коптером, захочет направить дрон поснимать с воздуха аэропорт, беспилотник не послушается.

Однако эксперты постоянно говорят об уязвимости коптеров. В частности, на недавней конференции в Токио была представлена система, которая позволяет перехватить управление любительским беспилотником с помощью простого радиоприемника. Еще раньше на другой конференции было наглядно продемонстрировано, как дрон со спецоборудованием поднялся в воздух к другим коптерам, отсканировал их и буквально увел за собой всю стаю.