Домой / Игры / Краткая биография Блеза Паскаля. Вклад в науку и интересные факты из жизни. Блез Паскаль: краткая биография, открытия и изобретения

Краткая биография Блеза Паскаля. Вклад в науку и интересные факты из жизни. Блез Паскаль: краткая биография, открытия и изобретения

До 1950 года картина считалась "Портретом неизвестного", пока портретная криминалистическая экспертиза не установила личность "неизвестного", сличив портрет с посмертной маской Паскаля. В свое время де Шампень скрыл имя изображённого, когда Блеза Паскаля и его друзей-янсенистов постигли гонения.

Блез Паскаль родился 19 июня 1623 года в Клермон-Ферране. У же в раннем детстве у него проявились поразительные интеллектуальные способности. Открытия Паскаля в физике и математике заложили основы современной гидравлики и вычислительной техники, а его сочинения повлияли на формирование литературного французского языка. Имя Паскаля носят единица (1 Па) измерения давления и механического напряжения, язык программирования и университет в его родном городе.

Блез Паскаль родился в семье дворянина, потомственного юриста. Отличался настолько слабым здоровьем, что не раз бывал близок к смерти. Отец даже запрещал ему занятия геометрией, опасаясь, что чрезмерное напряжение сведет мальчика в могилу. Но Блезу было достаточно узнать, что в геометрии есть окружности и прямые. Оставшись без учебников, он самостоятельно доказал первые теоремы Евклида. Когда отец обнаружил, что мальчик доказал 32-ю теорему (сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам), то сдался и разрешил сыну читать книги по математике.



Когда Блезу было 18 лет, его отец по долгу службы подсчитывал налоги, собранные с целой области Нормандия. Днями и ночами Паскаль-старший считал в столбик. Эта была скучнейшая работа, которую в древнем Риме заставляли делать рабов. Чтобы помочь отцу, Блез два года работал над машиной, которая могла бы облегчить его работу. В 1642 получилось устройство, которое стало первым на свете серийным калькулятором. Идея паскали́ны, как назвали этот арифмометр, была почерпнута из описания античного таксометра — машины для подсчета расстояния, пройденного цизией (древнеримским наемным экипажем). Только колес б ы ло уже не 2, а 6, чтобы можно было оперировать шестизначными числами.

При полном повороте колеса меньшего разряда механизм арифметической машины Паскаля поворачивает колесо большего разряда на единицу

В 1650 Паскаля поразил частичный паралич. Он с трудом мог глотать. Врачи постановили, что это болезнь нервов и в категорической форме предписали ему встряхнуться. Паскаль стал вести довольно разгульную жизнь и посещать игорные дома.

Самым главным игорным домом Парижа был в то время дворец Пале-Рояль, принадлежавший брату короля герцогу Орлеанскому. Чтобы поправить финансовое положение, Орлеанский устроил там казино. В Пале-Рояле Паскаль познакомился с шевалье де Мере. Этот повеса отличался математическими способностями. Он сообщил Паскалю, что при бросании кости четыре раза подряд вероятность выпадения шестерки составляет более 50 %. Де Мере выигрывал по своей особой системе, делая небольшие ставки в каждой игре. Но система работала, только если бросали одну кость. Стоило шевалье перейти к соседнему столу, где бросали две кости, его система приносила одни убытки.

Паскаль задумался, можно ли рассчитать вероятность с математической точностью. Он был первым, кто осмелился бросить такой вызов судьбе. Древние верили в рок или в волю владеющих игрой духов; никому не приходило в голову считать вероятность. Паскаль решал эту задачу с помощью треугольника, который был известен еще, но получил имя Паскаля. Это пирамида чисел, каждое из которых равно сумме двух, расположенных над ним.

С помощью этого треугольника можно легко предсказывать разные вероятности развития игры в орла и решку. Если мы бросаем монетку один раз, возможны два исхода: соотношение их вероятности мы видим во второй сверху строке треугольника — 1:1. Если мы хотим узнать возможные результаты игры, когда монетку подбрасывают два раза, ответ надо искать в третьей строке треугольника: 1 шанс из четырех, что оба раза будет решка; 1 — что оба раза орел; и 2 шанса, или 50 %, — вероятность, что по очереди выпадет и то и другое. Это была революция. Оказывается, мир духов отчасти можно постичь: два раза подряд «орел» выпадает лишь в 25 % случаев, как бы духи ни старались. Отсюда вывели теорию принятия решений, гласящую, что неблагоприятного исхода можно не опасаться, если вероятность его мала. А эту вероятность можно, оказывается, рассчитать по статистическим данным.

На этом открытии базируется вся современная экономика развитых стран: от страхования и маркетинга до биржевой игры. С середины XVII века люди начали принимать решения, оценивая вероятность разных исходов. Например, садясь в самолет, мы говорим себе, что в среднем из сотни тысяч самолетов падает пять, и даже эти пять не всегда разбиваются. Автомобильная поездка по теории вероятностей гораздо опаснее. И это успокаивает нас, когда мы глядим на облака с высоты 10 километров.

На самого Паскаля собственное открытие произвело самое сильное впечатление. Он задумался, какие пари можно было бы выиграть, применяя расчет вероятностей. И обнаружил, что самая высокая ставка может быть в споре о том, существует ли Бог. Эти размышления отражены в неоконченном сочинении Паскаля "Мысли". Общий смысл их таков: "Возможны два варианта — Бог или есть, или его нет. Проверить это на опыте мы не можем. Если он есть, то он вознаградит нас вечным блаженством за праведную жизнь. Если его нет, то все дозволено. Какую ставку сделать в этой игре? Грешник наслаждается лет 50, а потом горит в вечном огне. Разумнее вести себя по-христиански".

Уже удалившись от мира в монастырь и прекратив математические исследования, Паскаль придумал новую азартную игру. Чтобы отвлечься от зубной боли, он рассчитал вероятности выигрыша в лото с 36 билетами; из этой задачи родилась рулетка.



Поздним вечером 23 ноября 1654 Паскаль пережил мистическое видение, точное содержание которого осталось нам неизвестным. Свои впечатления Блез изложил в записке, озаглавленной "Мемориал". Бумага была зашита в подкладку камзола и обнаружена после его смерти. Из документа следует, что он обрел Бога и понял все ничтожество мирской жизни, в том числе ученых занятий, цель которых — всего лишь поиски суетной славы. Блез почти полностью отказался от исследований, даже в математике. Отныне он служил только Богу. Паскаль избрал себе титаническую задачу: он стал готовить книгу, в которой простыми и всем понятными доводами было бы показано существование Бога и правота последователей Христа

Обл ожка первого издания "Мыслей" Блеза Паскаля, 1670. Пьер Николь, друг Блеза из монастыря янс енистов Пор-Рояль, расположил листки рукописи по своему усмотрению и издал их отдельной книго й. Первое научное издание "Мыслей" появилось только в 1852 . Паскаль решил сделать это теми же методами, которыми он пользовался в научных дискуссиях. У него открылись глаза: все эти годы он выяснял и обосновывал перед людьми законы бездушной материи и математики, тогда как на самом деле только спасение людей и обращение их к вере достойно усилий такого могучего разума, как его.

Главный довод казался прост и очевиден, как вспышка молнии: все занятия людей суетны и служат только для того, чтобы отвлечь от раздумий о бессмысленности происходящего. Смысл может придать только Бог, и его существование следует из самой природы человека. С одной стороны, песчинки в почках достаточно, чтобы убить любого, даже короля. С другой стороны, у человека есть то, чего нет ни у кого в природе, — разум и воображение, которые охватывают всю Вселенную. Сила интеллекта и фа нтазия — то божественное начало, которое возвышает человека, поднимая над природой, в которой нет ничего вечного. Что такое контраст между могучим разумом и немощным телом, Паскаль отлично знал на своем примере.

Телесные недуги не покидали Паскаля всю его недолгую жизнь. Он страдал болезнями всех внутренних органов. Впоследствии врачи даже затруднились сказать, какая именно болезнь стала причиной его смерти.

Готовя свое мессианское сочинение, Блез записывал все ценные мысли, приходившие ему в голову. Листы с записями он раскладывал по главам будущего произведения. Труд не был доведен до конца. До нас дошли отдельные тезисы, не во всем поддающиеся систематизации. В 1670, через 8 лет после смерти Паскаля, эти тезисы вышли отдельным изданием под названием "Мысли о религии". В наши дни неоконченную книгу Паскаля называют просто "Мысли". Помимо богословских рассуждений, неясных до конца из-за фрагментарности произведения, в "Мыслях" много афоризмов и глубоких истин. Им эта книга обязана своей популярностью, которую подтвердили уже десятки поколений читателей.

Цели своей — раскрыть глаза атеистам и последователям других религий — сочинение Паскаля не достигло. Но логика и стиль "Мыслей" производят такое глубокое впечатление, что даже неоконченная книга не может не волновать людей самых разных взглядов.



Цитаты

Время не проходит, проходим мы

Если бы нос Клеопатры был покороче, лик земли был бы иным

Мы восхищаемся картиной за то, что на ней похоже изображены такие вещи, которыми мы не восхищаемся в натуре

Жизнь — это воспоминание об одном мимолетном дне, проведенном в гостях

Когда читаешь слишком быстро или слишком медленно, понимаешь плохо

Нет ни одного государства, что простояло бы 1000 лет. А религия крепка и несгибаема

На что не жалко недели, не жалко и всей жизни

Вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня

О человеке

Чем умнее человек, тем больше своеобразия находит он во всяком, с кем общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо

Привычка — вторая натура, которая разрушает первую

Любопытство — вид тщеславия. Часто люди приобретают знания, чтоб потом ими хвастаться

Нужно знать самого себя. Пусть это не поможет найти истину, но поможет хотя бы правильно устроить свою жизнь, а это самое хорошее дело

Король окружен людьми, занятыми только тем, как его развлечь и помешать ему думать о самом себе. Ибо какой бы он ни был великий король, стоит ему задуматься — и он несчастен

Человек — всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но это тростинка мыслящая. Пусть Вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, так как он знает, что умирает, а Вселенная ничего не знает

Наша природа — движение, полный покой — это смерть

Об обществе

Люди презирают религию. Они испытывают ненависть и страх при мысли, что она может оказаться истинной

Слава так сладка, что пусть ее принесет хоть смерть — мы все равно ее любим

Щегольство — не такое уж пустое дело; это значит доказывать, что на тебя работает множество людей

Людей не учат достойному поведению и учат всему остальному. А они хотят знать то единственное, чему их не учат

Нас радует борьба, но не победа. Интересно смотреть на схватку зверей, а не на победителя, терзающего жертву

Если бы люди знали, что они говорят друг о друге, на свете не нашлось бы и четырех друзей

Если знаешь главную страсть человека, не сомневайся, что ему понравишься

Принуждение молчать — самое страшное из гонений

vokrugsveta.ru ›Энциклопедия ›Паскаль

О. Пажу. Блез Паскаль (Лувр)



Имя: Блез Паскаль (Blaise Pascal)

Возраст: 39 лет

Деятельность: математик, механик, физик, литератор, философ

Семейное положение: не был женат

Блез Паскаль: биография

Изобретения и открытия

Во время семинаров Паскаль познакомился с геометром Дезаргом и начал изучать его труды. Рукописи Дезарга были написаны сложным языком, поэтому Блез, черпая идеи и вдохновение из его научных трудов, придавал математическим формулам упрощенный вид.

Далее у 17-летнего молодого человека состоялся дебют в печати: в 1640 году свет увидел «Опыт теории конических сечений», ставший основополагающим трактатом для дальнейших трудов в области геометрии. Третья лемма из этого труда является теоремой Паскаля, которая помогает строить каноническое сечение по пяти точкам.


Зимой того же года Блез Паскаль переехал в столицу Нормандии – Руан. В этом городе Паскаль-старший трудился по специальности, делая утомительные и монотонные расчеты в столбик. Блез стремился упростить работу отца, вследствие чего у него возникла идея о создании суммирующей машины.

Уже в 1642 году Блез занимался разработкой чудо-аппарата. Его арифмометр, сделанный по принципу античного таксометра, выглядел как ящик с многочисленными шестеренками и позволял производить расчеты с шестизначными числами, а подсчет производился в полуавтоматическом режиме.


Однако изобретение Паскаля не принесло лавров почета его создателю. В те времена во Франции налоговые подсчеты велись в ливрах, су и денье, поэтому использование машины с десятичной системой исчисления только усложняло этот процесс, хотя Паскаль в течение десяти лет пытался усовершенствовать свое творение.

Зато открытие Паскаля стало ключевым для дальнейших научных трудов: в конце XVI века страна Сезанна и пармезана наконец-таки перешла на метрическую систему, а в 1820 году был запатентован первый механический калькулятор, который принес богатство своему создателю – Шарлю Ксавье Тома де Кольмару.


В конце 1646 года Блез Паскаль, узнав о трубке, изобретенной Торричелли, стал увлекаться физикой. Ученый начал ставить эксперименты, доказывая, что гипотеза Аристотеля о «боязни пустоты» имеет пределы. Итальянский гений Торричелли проводил опыт с трубкой, наполненной ртутью, чтобы доказать существование атмосферного давления, и пришел к выводу, что в опущенной в ртуть трубке образуется пустота.

Блез видоизменил этот эксперимент и сделал заключение, что верхняя часть трубки не наполнена парами химического вещества, тонкой материей или иной субстанцией. Результаты своей работы Паскаль опубликовал в трактате «Новые опыты, касающиеся пустоты», а далее стремился прийти к выводу, что столбик с ядовитым металлом удерживается давлением воздуха.


Кроме того, Блез Паскаль выпустил в свет рукопись «Трактат о равновесии жидкостей» (1653), сформировал идею гидравлического пресса и установил основной закон гидростатики, опровергнув учение древнегреческого философа.

В 1651 году у Паскаля умер отец, а его сестра Жаклин, в которой он находил друга, простилась с мирской жизнью и ушла в монастырь. Чтобы отвлечься от трудностей бытия, Блез стал чаще появляться в обществе, а в 1652 году удостоился признания и славы, презентовав свою суммирующую машинку шведской королеве Кристине.


Успех вызвал у Паскаля интерес к дальнейшей научной деятельности, славе и светской жизни. Ученый часто пребывал в компании своих друзей и играл в азартные игры. Наблюдая за игрой в кости, Паскаль и Ферма заложили основы теории вероятности, в результате чего заинтересовавшийся в этих подсчетах Гюйгенс написал сочинение «О расчетах в азартных играх» (1657).

Философия

Блез Паскаль оставил след в истории как математик и физик, однако мало кто знает, что Паскаль отстранился от научной деятельности, отдав предпочтение философии.

Дело в том, что в 1654 году Блез Паскаль, который планировал написать трактат «Математика случая», решил отстраниться от светской жизни из-за озарения, случившегося в половину двенадцатого вечера. После бессознательного потока мысли пришедший в чувство Блез начал записывать на первом попавшемся кусочке пергамента свои идеи, зашив этот черновик в подкладку одежды. Эта запись, названная «Мемориалом» и изменившая судьбу ученого, была обнаружена только после смерти Паскаля.


Блез решил покинуть столицу Франции и сделаться духовником в монастыре Пор-Рояль, приравняв все светские связи, которые ранее давали ему надежду на счастливую жизнь, к греху. Паскаль был принят в обитель и стал придерживаться сурового образа жизни. Несмотря на тяжелый распорядок дня, малое количество сна и постоянные молитвы, ученый почувствовал улучшение здоровья и возвышение духа.

Помимо прочего, Блез Паскаль, после дискуссии с янсенистами и иезуитами, которые в духе рационализма излагали пропаганду моральных ценностей, создал «Письма к провинциалу». Трактат Паскаля, опубликованный под псевдонимом и осуждающий казуистику, вызвал скандал в общественности, поэтому ученый, рискуя попасть за решетку, вынужден был некоторое время скрываться и жить под чужой фамилией.


Также Паскалем был представлен аргумент для демонстрации рациональности религиозной веры, знакомый нынешнему поколению как пари Паскаля. Суть рассуждений заключалась в том, что без веры в Бога жить опасно, потому что в случае существования оного атеиста ждут вечные муки, что является «проигрышем». Но и цена «выигрыша» невелика, ведь если религиозные своды являются выдумкой, то безверие ничего не дает.

Личная жизнь

О характере Паскаля следует судить по его философским рассуждениям, а единственной любовью в его жизни была наука. Паскаль придерживался аскетичного образа жизни, поэтому о потомстве великого ученого не может быть и речи. Также известно, что Блез был слаб здоровьем: по легенде, еще, будучи трехлетним мальчиком, он был проклят женщиной, просившей милостыню.


Этьен верил в колдовство, поэтому, заподозрив неладное, нашел ведьму и велел избавить сына от проклятия. Порча была перенесена на черную кошку, но Паскаль на протяжении всей жизни испытывал физические недомогания. Например, однажды после обеда у философа началось усиленное сердцебиение, которое чуть не довело математика до обморочного состояния.

Паскаль считал, что причиной болезни сердца стала его праздность. Но, согласно сохранившимся рукописям, Паскаль страдал перечнем заболеваний - от рака головного мозга до проблем с позвоночником. Современники говаривали, что Паскаль был похож на старика, повидавшего жизнь в 37-летнем возрасте, но Блез, несмотря на запреты врачей, продолжал заниматься утомительной научной и писательской деятельностью. Физик понимал, что находится на волоске от кончины, но не испытывал страха перед смертью.

Смерть

С каждым годом здоровье Паскаля стало ухудшаться, а лекари не могли вылечить ученого от всех заболеваний, кроме того, у него обнаружили туберкулез кишечника.


Место захоронения Блеза Паскаля

Блез скончался 19 августа 1662 года, на сороковом году жизни. В память об ученом, поразившем мир своими достижениями и изречениями, был назван кратер на Луне, университет во Франции и язык программирования Pascal.

Открытия

  • 1634-1635 – «Трактат о звуках»
  • 1640 – «Опыт теории конических сечений»
  • 1642 – Суммирующая машина Паскаля
  • 1647 – «Новые опыты, касающиеся пустоты»
  • 1653 – «Трактат об арифметическом треугольнике»
  • 1653 – «Трактат о равновесии жидкостей»
  • 1854 – «Мемориал»
  • 1657-1658 – «Мысли»

Цитаты

  • «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни»
  • «Во мне, а не в писаниях Монтеня, содержится то, что я в них вычитываю»
  • «Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть он знает, каков он в действительности»
  • «Доводить до суеверия благочестие – это подрывать его»
  • «Может ли быть что-нибудь нелепее факта, что такой-то человек имеет право убить меня, потому что он живёт по ту сторону реки или моря, и потому что его правительство в ссоре с моим, хотя я никакой не имею с ним ссоры»

Гениальный учёный, физик, математик, изобретатель, писатель, философ и религиозный мыслитель Блез Паскаль был необыкновенно одарённым человеком.

Отец Паскаля Этьен был председателем налогового управления. Он прекрасно разбирался в математике и исследовал алгебраическую кривую 4-го порядка, названную в его честь «улиткой Паскаля». Этьен был знаком с такими известными математиками, как Ферма и Декарт.

Именно Этьен составил для Блеза Паскаля план обучения. Согласно этому плану, с 12 лет Блез должен был изучать древние языки, а с математикой он планировал познакомить сына в 15 лет.Но знакомство Блеза с математикой произошло гораздо раньше. Его очень интересовала геометрия. Хотя он не знал геометрических терминов и окружность называл «колечком», а прямую линию «палочкой», он начал находить соотношения между ними, и вскоре смог доказать Евклидову теорему о сумме углов треугольника. После этого с помощью отца он начал изучать геометрию Евклида, познакомился с работами Архимеда.

Первые научные успехи


В 1639 г, когда Паскалю исполнилось всего 16 лет, им была сформулирована одна из основных теорем проективной геометрии – теорема Паскаля о треугольнике, вписанном в окружность или в любое другое коническое сечение.

В этом же возрасте он исследовал конические сечения.

Спустя 2 годаПаскаль начал работу над созданием первой вычислительной машины. Она представляла собой ящик, внутри которого располагались шестерёнки, связанные друг с другом. Машина Паскаля выполняла простейшие математические операции. Это был примитивный арифмометр, ставший основой большинства вычислительных устройств.
Занимаясь изучением вероятности выигрыша, Паскаль положил начало теории вероятности, которую он называл «математикой случая».

Паскаль и физика


Физика была вторым увлечением Блеза Паскаля. Он подтвердил предположение Торричелли о том, что атмосферное давление существует. Кроме того, он высказал мысль, что с увеличением высоты атмосферное давление уменьшается. И когда в 1647 г. по описаниям Паскаля провели опыт, то оказалось, что на вершине горы давление атмосферы действительно ниже, чем у основания.

Паскаль доказал, что воздух имеет вес, и вычислил приблизительную массу атмосферы. Он предложил использовать барометр для предсказания погоды, так как установил, что показания барометра зависят от температуры и влажности воздуха.

В 1653 г. Паскаль сформулировал основной закон гидростатики, согласно которому давление на жидкость передается ею равномерно без изменения во все стороны. Этот закон назван законом Паскаля, а самого Паскаля считают основоположником классической гидростатики – науки о жидкости или газе в состояния равновесия (покоя).

Способность жидкости передавать давление по всем направлениям без изменения была положена в основу устройства гидравлических и пневматических устройств.

На основе закона Паскаля построены гидравлические прессы, гидравлические подъёмники, агрегаты для заправки горючим, опрыскиватели, водомёты, пневматические трубопроводы и т. д.

К сожалению, жизнь гениального учёного оказалась короткой. Его здоровье постоянно ухудшалось с 1658 г. Ужасные головные боли мучили его. Физически он стал очень слаб, хотя ему было всего 35 лет. Врачи запретили любые умственные нагрузки. А в 1660 г. Паскаль выглядел, как старик.

Умер Блез Паскаль в 1662 г.

В честь Паскаля названа единица измерения давления в системе СИ. Один из первых языков программирования называется Pascal. Имя Паскаля носит университет в Клермон-Ферране.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Блез Паскаль (рассказывает Борис Тарасов)

    Блез Паскаль, великий учёный (рассказывает Илья Бузукашвили)

    Блез Паскаль, синтетический гений (рассказывает Ольга Жукова)

    Блез Паскаль, великий французский математик, физик, писатель, мыслитель

    Блез Паскаль

    Субтитры

Биография

Детство

Блез рос одарённым ребёнком. Его отец Этьен самостоятельно занимался образованием мальчика; Этьен и сам неплохо разбирался в математике - дружил с Мерсенном и Дезаргом , открыл и исследовал неизвестную ранее алгебраическую кривую, с тех пор получившую название «улитка Паскаля », входил в комиссию по определению долготы , созданную Ришельё .

Паскаль-отец придерживался принципа соответствия сложности предмета умственным способностям ребёнка. По его плану древние языки Блез должен был изучать с 12 лет, а математику с 15-16-летнего возраста. Метод обучения состоял в объяснении общих понятий и правил и последующем переходе к изучению отдельных вопросов. Так, знакомя восьмилетнего мальчика с законами грамматики, общими для всех языков, отец преследовал цель научить его мыслить рационально. В доме постоянно велись беседы по вопросам математики и Блез просил познакомить его с этим предметом. Отец, опасавшийся, что математика помешает сыну изучать латинский и греческий языки, обещал в будущем познакомить его с этим предметом. Как-то раз, на очередной вопрос сына о том, что такое геометрия, Этьен кратко ответил, что это способ чертить правильные фигуры и находить между ними пропорции, однако запретил ему всякие исследования в этой области. Однако Блез, оставаясь один, принялся углём чертить на полу различные фигуры и изучать их. Не зная геометрических терминов, он называл линию «палочкой», а окружность «колечком». Когда отец случайно застал Блеза за одним из таких самостоятельных уроков, он был потрясён: мальчик, не знавший даже названий фигур, самостоятельно доказал 32-ю теорему Евклида о сумме углов треугольника. По совету своего друга Ле Пайера Этьен Паскаль отказался от своего первоначального плана обучения и разрешил читать сыну математические книги . В часы отдыха Блез изучал Евклидову геометрию, позднее, с помощью отца, перешёл к работам Архимеда , Аполлония и Паппа , потом - Дезарга .

С 14 лет Паскаль участвовал в еженедельных семинарах Мерсенна , проводимых по четвергам. Здесь он познакомился с Дезаргом . Юный Паскаль был одним из немногих, кто изучал его труды, написанные сложным языком и насыщенные новоизобретёнными терминами. Он совершенствовал идеи, высказанные Дезаргом, обобщая и упрощая обоснования. В 1640 году выходит первое печатное произведение Паскаля - «Опыт о конических сечениях» , результат исследования работ Дезарга. В это сочинение автор включил теоремы (доказательства не приводятся), три определения, три леммы и указал главы планируемого труда, посвящённого коническим сечениям. Третья лемма из «Опыта…» является теоремой Паскаля : если вершины шестиугольника лежат на некотором коническом сечении , то три точки пересечения прямых, содержащих противоположные стороны, лежат на одной прямой. Этот результат и 400 следствий из него Паскаль изложил в «Полном труде о конических сечениях», о завершении которого Паскаль сообщил пятнадцать лет спустя и который сейчас отнесли бы к проективной геометрии . «Полный труд…» так и не был опубликован: в 1675 году его прочёл в рукописи Лейбниц , рекомендовавший племяннику Паскаля Этьену Перье срочно напечатать его. Однако Перье не прислушался к мнению Лейбница, впоследствии рукопись была утеряна .

Руан

Опыты с трубкой Торричелли

В конце 1646 года Паскаль, узнав от знакомого своего отца о торричеллиевой трубке , повторил опыт итальянского учёного. Затем он произвёл серию видоизменённых экспериментов, стремясь доказать, что пространство в трубке над ртутью не заполнено ни её парами, ни разреженным воздухом, ни некоей «тонкой материей». В 1647 году , уже находясь в Париже и несмотря на обострившуюся болезнь, Паскаль опубликовал результаты своих опытов в трактате «Новые опыты, касающиеся пустоты». В заключительной части своего труда Паскаль утверждал, что пространство в верхней части трубки «не заполнено никакими известными в природе веществами … и можно считать это пространство действительно пустым, до тех пор, пока экспериментально не доказано существования там какого-либо вещества». Это было предварительное доказательство возможности пустоты и того, что гипотеза Аристотеля о «боязни пустоты» имеет пределы.

Впоследствии Паскаль сосредоточился на доказательстве того, что столбик ртути в стеклянной трубке удерживается давлением воздуха. По просьбе Паскаля его зять Флорен Перье провёл серию экспериментов у горы Пюи-де-Дом в Клермоне и описал результаты (разница в высоте столбика ртути на вершине и у подножия горы составила 3 дюйма 1 1/2 линии) в письме Блезу. В Париже на башне Сен-Жак опыты повторяет уже сам Паскаль, полностью подтвердив данные Перье . В честь этих открытий на башне был установлен памятник учёному. В «Рассказе о великом эксперименте равновесия жидкостей» (1648) Паскаль привёл свою переписку с зятем и следствия, вытекающие из этого опыта: теперь есть возможность «узнать, находятся ли два места на одном уровне, то есть одинаково ли они удалены от центра земли, или которое из них расположено выше, как бы ни были они далеки друг от друга».

Паскаль отмечал также, что все явления, приписываемые ранее «боязни пустоты» на самом деле следствия давления воздуха. Обобщая полученные результаты, Паскаль сделал вывод, что давление воздуха есть частный случай равновесия жидкостей и давления внутри них. Паскаль подтвердил предположение Торричелли о существовании атмосферного давления . Развивая результаты исследований Стевина и Галилея в области гидростатики в своём «Трактате о равновесии жидкостей» (1653, опубликован в 1663), Паскаль подошёл к установлению закона распределения давления в жидкостях. Во второй главе трактата он формирует идею гидравлического пресса : «сосуд, наполненный водою, является новым принципом механики и новой машиной для увеличения сил в желаемой степени, потому что с помощью этого средства человек сможет поднять любую предложенную ему тяжесть» и отмечает, что принцип его действия подчиняется тому же закону, что и принцип действия рычага , блока , бесконечного винта . Паскаль вошёл в историю науки, начав с простого повторения опыта Торричелли, он опроверг одну из основных аксиом старой физики и установил основной закон гидростатики .

У Паскаля множество планов на будущее. В письме Парижской академии (1654) он сообщил, что готовит фундаментальный труд под названием «Математика случая».

«Мемориал»

Это событие коренным образом изменило его жизнь. Паскаль не рассказал о том, что произошло, даже сестре Жаклин, но попросил главу Пор-Рояля Антуана Сенглена стать его духовником, оборвал светские связи и принял решение покинуть Париж.

Пор-Рояль

Сначала он живёт в замке Вомюрье у герцога де Люина, потом, в поисках уединения, переселяется в загородный Пор-Рояль . Он совершенно прекращает занятия наукой как греховные. Несмотря на суровый режим, которого придерживались отшельники Пор-Рояля, Паскаль чувствует значительное улучшение своего здоровья и переживает духовный подъём. Отныне он становится апологетом янсенизма и отдаёт все силы литературе, направив своё перо на защиту «вечных ценностей». Совершает паломничество по парижским церквям (он обошёл их все). Готовит для «малых школ» янсенистов учебник «Элементы геометрии» с приложениями «О математическом уме» и «Искусство убеждать» .

«Письма к провинциалу»

Духовным лидером Пор-Рояля был один из самых образованных людей того времени - доктор Сорбонны Антуан Арно . По его просьбе Паскаль включается в полемику янсенистов с иезуитами и создаёт «Письма к провинциалу» - блестящий образец французской литературы, содержащий яростную критику ордена и пропаганду моральных ценностей, излагаемых в духе рационализма . Начав с обсуждения догматических расхождений между янсенистами и иезуитами, Паскаль перешёл к осуждению моральной теологии последних. Не допуская перехода на личности (большая часть отцов ордена вела безупречную жизнь), он порицал казуистику иезуитов, ведущую, по его мнению, к падению нравственности человека .

«Письма» были опубликованы в 1656-1657 годах под псевдонимом и вызвали немалый скандал. Паскаль рисковал попасть в Бастилию , ему пришлось некоторое время скрываться, он часто менял места своего пребывания и жил под чужим именем. Вольтер писал: «Делались попытки самыми различными способами показать иезуитов отвратительными; Паскаль сделал больше: он показал их смешными».

Исследования циклоиды

Отказавшись от систематических занятий наукой, Паскаль тем не менее изредка обсуждает математические вопросы с друзьями, но не собирается более заниматься научным творчеством. Единственным исключением стало фундаментальное исследование циклоиды (как рассказывали друзья, он занялся этой проблемой, чтобы отвлечься от зубной боли). За одну ночь Паскаль решает задачу Мерсенна о циклоиде и делает ряд открытий в её изучении. Сначала Паскаль не желал предавать полученные результаты гласности. Но его друг герцог де Роанне уговорил устроить конкурс на решение задач по определению площади и центра тяжести сегмента и объёмов и центров тяжести тел вращения циклоиды среди математиков Европы . В конкурсе участвовали многие прославленные учёные: Валлис , Гюйгенс , Рен и другие. Хотя не все участники решили поставленные задачи, в процессе работы над ними были сделаны важные открытия: Гюйгенс изобрёл циклоидальный маятник, а Рен определил длину циклоиды. Решения Паскаля жюри под председательством Каркави признало наилучшими, а использование им в работах метода бесконечно малых повлияло в дальнейшем на создание дифференциального и интегрального исчисления.

«Мысли»

Ещё около 1652 года Паскаль задумал создать фундаментальный труд - «Апологию христианской религии». Одной из главных целей «Апологии…» должна была стать критика атеизма и защита веры. Он постоянно размышлял над проблемами религии, его замысел менялся с течением времени, но приступить к работе над трудом, который задумывался им как основной труд жизни, мешали различные обстоятельства. Начиная с середины 1657 года Паскаль делает фрагментарные записи для «Апологии…» на отдельных листах, классифицируя их по темам. Своими планами он поделился с отшельниками Пор-Рояля осенью 1658 года, на создание книги Паскаль отводил себе десять лет. Болезнь помешала ему: с начала 1659 года он делал только отрывочные записи, врачи запретили ему любые умственные нагрузки, но больной умудрялся записывать всё, что приходило ему в голову, буквально на любом подручном материале. Позднее он не смог даже диктовать и прекратил работу . После смерти Блеза друзья-янсенисты нашли целые пачки таких записок, перевязанных бечёвкой. Сохранилось около тысячи отрывков, различных по жанру, объёму и степени завершённости. Они были расшифрованы и изданы книгой под названием «Мысли о религии и других предметах » (фр. Pensées sur la religion et sur quelques autres sujets ), затем книга называлась просто «Мысли» (фр. Pensées ). В основном они посвящены взаимоотношению Бога и человека, а также апологетике христианства в янсенистском понимании. «Мысли» вошли в классику французской литературы, а Паскаль стал единственным в новой истории великим литератором и великим математиком одновременно. Паскаль писал в своей последней книге:

В этой же рукописи содержался диалог, так называемый «Фрагмент пари» или пари Паскаля , где автор заключает со своим собеседником, которого желает побудить жить в соответствии с христианской моралью, пари на существование Бога. Автор предлагает оценить вероятности выигрыша и проигрыша и утверждает, что вера (выигрыш - Бог есть) несёт благо, в то время как при неблагоприятном исходе (проигрыш - Бога нет) потери ничтожно малы .

Последние годы

В октябре 1661 года, в разгар нового витка преследования янсенистов, умирает сестра Жаклин. Это был тяжёлый удар для Паскаля.

В то же время власти потребовали от пор-рояльской общины безоговорочного подписания формуляра, осуждавшего пять положений учения Янсения. Среди янсенистов не было полного согласия. Группа, возглавляемая Арно и Николем , считала, что следует выработать оговорки к формуляру, удовлетворяющие все стороны, и подписать его. Паскаль примыкал к тем, кто предлагал более жёсткий вариант разъяснения к формуляру, указывающий на ошибочность решения папы . Долгие споры было решено прекратить общим голосованием, состоявшемся на квартире Паскаля. Большинство согласилось с мнением Арно. Потрясённый Паскаль отказывается от борьбы и практически прекращает общение с отшельниками Пор-Рояля .

Увековечение памяти

В честь Паскаля названы:

  • единица измерения давления системы СИ ;
  • язык программирования Pascal .
  • Один из двух университетов в Клермон-Ферране .
  • Ежегодная французская научная премия (официальный сайт).
  • Гимназия 46 города Гомеля .

Оценки

Тонкие умы удивляются Паскалю как писателю самому совершенному в величайший век французского языка… Каждая строка, вышедшая из-под его пера, почитается как драгоценный камень.

Я бы сделал Паскаля сенатором.

[Читал] чудного Паскаля… человека великого ума и великого сердца… не мог не умилиться до слез, читая его и сознавая своё полное единение с этим умершим сотни лет тому назад человеком.

Какая глубина, какая ясность - какое величие!.. Какой свободный, сильный, дерзкий и могучий язык!

Валлис в 1655 г. и Паскаль в 1658 г. составили, каждый для своего употребления, языки алгебраического характера, в которых, не записывая ни единой формулы, они дают формулировки, которые можно немедленно, как только будет понят их механизм, записать в формулах интегрального исчисления. Язык Паскаля особенно ясен и точен; и если не всегда понятно, почему он отказался от применения алгебраических обозначений не только Декарта, но и Виета, всё же нельзя не восхищаться его мастерством, которое могло проявиться лишь на основе совершенного владения языком.

Сочинения Блеза Паскаля

Первое полное собрание сочинений Паскаля было издано Боссю под заглавием: «Oeuvres de В. Pascal» (5 т., Гаага и П., 1779; 6 т., П., 1819); последнее издавалось в Париже в 1998-1999 гг.

  • Рассуждение о любовной страсти. На экземпляре рукописи, найденной В. Кузеном в библиотеке Сен-Жермен-де-Пре в 1843 году, значилось, что она приписывается Паскалю. Единого мнения насчет его авторства у паскалеведов нет.

Русские переводы

  • Трактат о равновесии жидкостей // Начала гидростатики (Архимед, Стевин, Галилей, Паскаль). - М. - Л., 1933.
  • Опыт о конических сечениях. Приложение: «Письмо Лейбница к Перье… племяннику г. Паскаля» // Историко-математические исследования. - М., 1961.
  • Паскаль Б. Мысли. - М.: «REFL-book», 1994. - 528 с. ISBN 5-87983-013-6
  • Паскаль Б. Мысли (аудиокнига) // Православный mp3 архив
  • Перье М., Перье Ж., Паскаль Б. Блез Паскаль. Мысли. Малые сочинения. Письма. - М. : АСТ, Пушкинская библиотека, 2003. - 536 с. - ISBN 5-17-019607-5 , 5-94643-080-7.
  • Паскаль Б. Письма к провинциалу. - Спб., 1898.
  • О геометрическом уме и искусстве убеждать; Разговор с г. де Саси об Эпиктете и Монтене; Об обращении грешника. (Перевод Г. Я. Стрельцовой) // Приложение к кн.: Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика. - С. 434-472.

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118591843 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  2. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  3. Архив по истории математики Мактьютор
  4. Аверинцев С. С. Паскаль Блез // : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия
  5. Аверинцев С. С. Паскаль Блез // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1975. - Т. 19: Отоми - Пластырь. - С. 260–261.

Блез Паскаль, краткая биография которого изложена в данной статье, - французский математик, физик, философ и мастер прозы. Он заложил основы современной теории вероятностей, сформулировал основной закон гидростатики и распространял религиозное учение познания Бога через сердце, а не разум. Его принцип интуитивизма оказал влияние на таких философов, как Жан-Жак Руссо и Анри Бергсон, а также на экзистенциалистов.

Краткая биография и открытия

Блез Паскаль родился 19.06.1623 в Клермон-Ферране, Франция. Его отец Этьен Паскаль председательствовал в местном налоговом суде. Его мать умерла в 1626 г. В 1631 г. семья переехала в Париж, где отец посвятил себя воспитанию и обучению детей. Сестра Блеза Жаклин (1625 г. р.) считалась вундеркиндом в литературных кругах, а сам он оказался не менее одаренным в математике.

Интересно, что определенный отрезок биографии Блеза Паскаля напоминает ранние годы жизни Лейбница. В 1640 г. он написал эссе о конических сечениях, основанное на его изучении классического труда Жерара Дезарга по синтетической проективной геометрии. Работа молодого человека имела большой успех в математических кругах и даже вызвала зависть великого французского рационалиста и математика Рене Декарта. Между 1642 и 1644 годами Паскаль задумал и построил вычислительное устройство «Паскалин», чтобы помочь отцу, в 1639 году назначенному местным администратором в Руане, в его налоговых расчетах. Машина рассматривалась современниками как основное достижение французского ученого, и не без оснований, поскольку в некотором смысле это был первый цифровой калькулятор - она работала с целыми числами. Значение этого вклада объясняет юношескую гордость, которая проявилась в посвящении машины в 1644 г. канцлеру Франции Пьеру Сегье.

Обращение к религии

До 1646 г. семья Паскаля придерживалась строго римско-католических принципов, хотя зачастую они являлись лишь заменой внутренней религии. Однако болезнь отца привела Блеза к более глубокой религиозности. Он познакомился с двумя учениками аббата Сен-Сирана, который был настоятелем монастыря Пор-Рояль. Последний дал Паскалю моральные и теологические представления о янсенизме и вызвал у него мысли о монастыре. Янсенизм являлся формой августинианизма в римско-католической церкви. Он отвергал свободную волю, принимал предопределеность и учил, что божественная благодать, а не добрые дела, является ключом к спасению. Центром распространения доктрины был монастырь в Пор-Рояле. Паскаль почувствовал необходимость обращения к Богу и убедил в этом свою семью. Его письма указывают на то, что в течение нескольких лет он являлся духовным советником своих родных, но его внутренний конфликт между мирской и аскетичной жизнью еще не был разрешен.

Изобретения и открытия

Вновь погруженный в свои научные интересы, он проверял теории Галилея и Евангелиста Торричелли (итальянского физика, который открыл принцип барометра). Для этого физик Блез Паскаль воспроизвел и усилил эксперименты по атмосферному давлению, создавая ртутные барометры и измеряя давление воздуха в Париже и на вершине горы у Клермон-Феррана. Эти испытания проложили путь для дальнейших исследований гидродинамики и гидростатики.

К сожалению, в краткой биографии Блеза Паскаля невозможно подробно рассказать обо всех его работах - здесь упомянуты лишь основные достижения французского ученого. Во время экспериментов он изобрел шприц и создал гидравлический пресс. Работа последнего была основана на принципе, впоследствии названном именем Паскаля: давление, производимое на жидкость, передается во всех направлениях независимо от области, к которой оно применяется. Его публикации по проблеме вакуума (1647-48) еще больше повысили его репутацию.

Когда он заболел от переутомления (а, возможно, и действия паров ртути), врачи посоветовали ему отвлечься. Но «мирской период» (1651-54) был, по сути, временем интенсивной научной работы, в течение которого он сделал ряд открытий. В физику Блез Паскаль внес свою лепту, написав трактаты о равновесии в жидких растворах, о весе и плотности воздуха, а в математику - работой об арифметическом треугольнике. А во фрагменте последнего труда De Alea Geometriae он заложил основы исчисления вероятностей.

Новая жизнь

К концу 1653 года французский ученый начал испытывать чувство вины по отношению к религии. «Ночь огня», интенсивное, возможно, мистическое «обращение», которое он испытал 23 ноября 1654 года, ознаменовала для него начало новой жизни. В январе 1655 г. Паскаль перебрался в Пор-Рояль, и хотя он никогда не стал отшельником, впоследствии он писал только по просьбе янсенистов и никогда больше не публиковался от своего имени. Две работы, по которым он в основном известен - «Письма к провинциалу» и «Мысли» - относятся к годам его жизни, проведенным в Пор-Рояле.

«Письма к провинциалу»

Блез Паскаль написал 18 писем в защиту Антуана Арно, оппонента иезуитов и защитника янсенизма, который предстал перед богословским факультетом в Париже за его противоречивые религиозные произведения. Они посвящены божественной благодати и этическому кодексу иезуитов. Ослабленная мораль, которой они учили, была уязвимым местом в их спорах с Пор-Роялем. Паскаль свободно цитирует иезуитские диалоги и дискредитирующие их цитаты из их собственных произведений, иногда в духе насмешек, иногда с негодованием. В двух последних письмах, посвященных вопросу о благодати, автор предложил примирительную позицию, которая позже позволила Порт-Ройалю подписать в 1668 г. соглашение о временном прекращении конфликта.

Значение «Писем»

«Письма к провинциалу» имели мгновенный успех. В первую очередь благодаря их форме, в которой напыщенная и утомительная риторика впервые сменили разнообразие, краткость и точность стиля. Как признал основатель французской литературной критики Николя Боало, они стали началом современной французской прозы. Отчасти их популярность в протестантских и скептически настроенных кругах базируется на силе их атаки на иезуитов. В Англии «Письма» получили наибольшее распространение, когда римский католицизм представлял угрозу для англиканской церкви. Тем не менее, они помогли католицизму стать сильнее - в 1678 г. Папа Иннокентий XI сам осудил половину утверждений, ранее осужденных Паскалем.

Таким образом, «Письма к провинциалу» сыграли решающую роль в содействии возвращению к внутренней религии и помогли обеспечить конечный триумф идей, изложенных в трактате Антуана Арно De la fréquente communion (1643), в котором он протестовал против идеи о том, что развратник может искупить продолжение греха частым причащением без покаяния - тезис, остававшийся почти неоспоримым, пока французская церковь не ощутила последствия отзыва в 1685 г. Нантского эдикта (который предоставил свободу вероисповедания французским протестантам). Если иезуиты представляли контрреформацию преимущественно своей ортодоксальностью и послушанием церковной власти, в «Провинциальных письмах» предлагался более духовный подход и подчеркивался союз души с мистическим телом христа через милосердие.

«Мысли»

Паскаль, наконец, решил написать труд о христианской апологетике как продолжение своих размышлений о чудесах и других доказательствах христианства. Работа осталась незавершенной. Между 1657 и 1658 гг. он составил большую часть заметок и фрагментов, которые редакторы опубликовали под неподходящим названием «Мысли». В «Апологии» Блез Паскаль показывает человека без благодати как непостижимую смесь величия и убожества, неспособных к истине или достижению высшего блага, к которому стремится его природа. Религия объясняет противоречия, которые, по мнению автора, философия и прагматизм неспособны разрешить, и поэтому ее следует любить и лелеять. Безразличие скептика должно быть преодолено следующим аргументом: если Бога не существует, веря в него, скептик ничего не теряет; но если он существует, скептик, веря в него, получает вечную жизнь. Паскаль настаивает на том, чтобы людей приходили к Богу только через Иисуса Христа, потому что живое существо никогда бы не познало бесконечное, если бы Иисус не спустился, чтобы оценить, насколько низко пал человек.

Во второй части работы автор применяет августинскую теорию аллегорической интерпретации библейских типов (фигуративов), делает обзор раввинских текстов, устойчивости истинной религии, деятельности Моисея и доказательств, касающиеся богоподобной роли Иисуса Христа; и, наконец, дает картину примитивной церкви и исполнения пророчеств.

Но вернемся к биографии Блеза Паскаля.

Последние годы жизни

Блез Паскаль вновь занялся наукой. Во-первых, «господа из Пор-Ройяля» сами попросили о его помощи в составлении «Элементов геометрии» (1657-58), и, во-вторых, ему было предложено опубликовать то, что он открыл о циклоидных кривых - предмете, над которым работали величайшие математики того времени. Новая известность дала ему чувство самоуважения, но с февраля 1659 года болезнь вернула его в прежнее настроение, и он написал «молитву за обращение», которую английские клирики Чарльз и Джон Уэсли, основавшие методистскую церковь, позже так высоко оценивали. Будучи едва способным к регулярной работе, Паскаль отдавал себя помощи бедным и вел аскетичную и молитвенную жизнь. Вместе с тем, он принимал участие в спорах, вызванных требованием церковных властей перед получением таинств подписывать документ, осуждающий 5 положений янсенизма. Разногласия с теологами Пор-Ройяля вынудили его отказаться от дискуссии, хотя он не разорвал отношения с янсенистами.

Блез Паскаль умер 19.08.1662 после перенесенной страшной боли, вероятно, от карциноматозного менингита, ставшего следствием злокачественной язвы желудка. Его поддерживал приходской священник, не являвшийся янсенистом.

Наследие

Физик, математик, красноречивый публицист и вдохновленная творческая личность был смущен обилием своих талантов. Предполагается, что слишком резкое изменение интересов Блеза Паскаля помешало ему обнаружить закономерности исчисления бесконечно малых. В некоторых местах «Писем к провинциалу» он рассматривает отношения людей с Богом так, как если бы они являлись геометрической задачей. Но эти соображения перевешивает то, что он извлек из множества своих дарований. Его религиозные тексты строги из-за его научной подготовки, а любовь Блеза Паскаля к фактам проявляется как в использовании множества цитат, так и в его решимости отказаться от энергичного метода нападения, который он так эффективно применил в своей «Апологии».