Домой / Faq / Что такое оперативная память. Максимальная оперативная память. Увеличение оперативной памяти компьютера: основные и альтернативные способы решение проблемы

Что такое оперативная память. Максимальная оперативная память. Увеличение оперативной памяти компьютера: основные и альтернативные способы решение проблемы

Сколько бывает оперативной памяти? — вопрос не совсем корректный, потому что требуемое количество зависит от многих показателей — имеющихся процессора, материнской платы и других компонентов, составляющих единую целостную систему.

В свете последних обзоров на китайские смартфоны с оперативкой до 6Гб, которая даже сейчас не так часто встречается на современных компьютерах, сам собой встает вопрос о расширении возможностей своей машины.

В этом обзоре мы осветим все нюансы, которые помогут вам правильно выбрать оперативную память для своего компьютера.

Определяем аппетиты

Сколько требуется оперативной памяти?

1-2Gb. Необходимый минимум для работы офисных приложений и просмотра страниц в браузере.

4Gb. Бюджетная домашняя версия, позволяющая не только работать в текстовом редакторе и Интернете, но и просматривать фильмы в высоком качестве и заниматься в графическом редакторе.

8Gb. Расширенная конфигурация — поддерживает многие современные игры в базовых настройках, позволяет без особых затруднений работать с видеофайлами, тестировать приложения в процессе программирования и многое другое.

Выше 8Gb. Вариант для мощных ПК и ноутбуков — позволяет запускать все современные игры в высоком качестве. Рядовому пользователю такое количество не требуется.

Как вы видите нет однозначного ответа на вопрос “сколько нужно оперативной памяти?” — все зависит от выбранного вами режима работы.

В случае, если у вас действительно не хватает оперативки — мы расскажем как же правильно выбрать оперативную память.

Больше памяти!

Если вы все-таки решили увеличить объем оперативки, внимательно рассмотрите показатели вашего компьютера: конфигурацию системы Windows, тип слотов ОЗУ, тактовую частоту процессора и напряжение материнской платы. Эти параметры отображаются в специфической программе CPU Z — все параметры и компоненты системы отобразятся в одном окне.

  1. Конфигурация Windows. Система, которую вы используете, тоже потребляет некоторый объем оперативной памяти. Если у вас стоит версия WinXP — добавлять модули практически бесполезно. 32-разрядные системы попросту не видят больше 3 гигабайт. C более поздними версиями сложнее — начиная с Win8.1 вам уже понадобится 8Гб.
  2. Тип слотов ОЗУ, установленных на вашей материнской плате — важный аспект при выборе модуля. Обидно будет приобрести новейшую DDR4, и понять, что материнская плата не поддерживает подобный тип планок, и работать с ней категорически отказывается. Любые платы поддерживают только один тип ОЗУ. Если у вас стоит DDR2, значит, может использоваться только DDR2 и ничего больше.
    Поддерживать память DDR4 способны лишь платы последнего поколения, и, если очень хочется — можно воспользоваться случаем и собрать новый компьютер.
  3. Процессор. Производители процессоров заботятся о своих пользователях — на официальных сайтах обычно существуют таблицы совместимости с моделями и видами планок ОЗУ. Например, вы без проблем найдете ответ, какие типы совместимы и подходят процессору Intel i5 — список моделей и конфигураций, которые он должен поддерживать и которые будут поддерживать работу компьютера, как часовой, грамотно синхронизированный механизм.

Рынок и ассортимент — имя имеет значение

Главными производителями модулей ОЗУ на данный момент являются несколько компаний-лидеров:

  • Corsair
  • Crucial
  • Samsung

При покупке вы переплатите за имя, но в то же время получите качественный, проверенный продукт без лишних рисков.

Типы оперативной памяти, принципиальные отличия

На сегодняшний день существуют четыре поколения оперативной памяти. Самые частовстречаемые модули — это DDR2, DDR3,DDR3L и DDR4. Итак, чем отличаются модули ОЗУ?

DDR

Самые первые модели оперативной памяти. Характеризовались низкой производительностью (объемом до 512Mb и частотой до 400МHz), большим (2,2 — 2,4В) напряжением. Все еще используются в очень старых моделях компьютеров.

DDR2

Второе поколение, тоже постепенно уходящее в прошлое. Материнские платы, поддерживающие данный тип планок ОЗУ сняты с производства, как и сами модули. По сравнению с предшественником, данный тип потребляет на порядок меньше энергии (1.8-2.1В), а частота и объем заметно выросли 800-1000МГц и 1-8Гб соответственно. Также увеличилось количество контактов с 184 до 240.

Так выглядит планка DDR2

DDR3

Наиболее популярен на сегодняшний день модуль памяти DDR3, который используют многие современные машины. Частота модуля ОЗУ достигает 2800МГц, но и количество таймингов в данных типах возросло. Но все же DDR3 отличается более высокой производительностью по сравнению с предшественниками. Так же другой вид этой платформы — DDR3L дает более интересный показатель энергосбережения (1.35В по сравнению с 1.5В в базовой комплектации).

DDR4

Если вы решили собрать новый компьютер — целесообразно посадить его на более современную платформу со слотами ОЗУ DDR4. С каждым поколением модулей снижается напряжение (у DDR4 этот параметр имеет значения 1.2В, что сказывается на общем энергопотреблении компьютера), растет частота (данная конфигурация имеет максимальную частоту 4200МГц) и скорость передачи данных. Последнее поколение ОЗУ оперирует скоростью до 3200Мбит/с, в то время, как для DDR3 предел — 2133. На данный момент у DDR4 самая быстрая скорость передачи данных и максимальные показатели производительности, в то же время она из-за низкого требования к напряжению практически не греется.

Для сравнения, одной планки DDR4 2133МГц CL 15 достаточно, чтобы заменить две новых одинаковых планки DDR3 частотой 2400МГц при том же объеме передает данные, связанные с процессором.

Виды ОЗУ

ОЗУ — оперативно записывающее устройство, предназначенное для сохранения и считывания данных при работе ПК. Модули ОЗУ, различаясь по внешним и внутренним характеристикам, также классифицированы по другим параметрам.

RDIMM — регистровая память. Данная маркировка говорит о том, что между шиной данных и памятью установлены буферные регистры, выполняющие дополнительную функцию контроля целостности данных.

LRDIMM — не буферизированная память. Это модули DIMM со сниженной нагрузкой на шины за счет добавочной микросхемы.

UDIMM — вид, наиболее часто используемый в настольных и портативных компьютерах. В отличие от двух предыдущих, отличается меньшей стабильностью, так как не является не регистровой, ни буферизированной. Впрочем, в масштабах одного ПК это обстоятельство не играет особой роли.

SODIMM — компактный вариант, использующийся в ноутбуках и некоторых видах оргтехники. Принципиальным отличием является форм-фактор. Длина планки SODIM всего 67.6 мм, в то время как остальные конфигурации имеют размер 133.35 мм.

Основные характеристики оперативной памяти — на что обратить внимание

Напряжение оперативной памяти — это параметр, который характеризует потребность ОЗУ в электроэнергии для нормальной, стабильной работы.

Многие продвинутые пользователи вручную, в BIOS меняют напряжение, подающееся с материнской платы, с целью увеличить производительность. Без знания некоторых аспектов данный прием выполнять не рекомендуется — вы рискуете сжечь модуль, ничего при этом не добившись. Без знаний BIOS лучше не трогать — напряжение выставится при установке соответствующих драйверов. В случае, если вы сомневаетесь — посетите сайт производителя и получите параметры и рекомендации на ваш тип устройства.

Частота оперативной памяти — показатель, от величины которого напрямую зависит скорость передачи данных. Важно отметить, что частота работы планки ОЗУ должна совпадать или быть меньше тактовой частоты материнской платы. В противном случае вы будете наблюдать печальный результат — система будет давать сбой. Так же, оптимизированной работе компьютера способствует идеальное совпадение скорости передачи данных между процессором и планкой ОЗУ.

Главным фактором при выборе ОЗУ является частота, но не стоит гнаться за цифрами. Тактовая частота планки не должна превышать частоту процессора. Главной ошибкой пользователей является то, что очень часто в погоне за герцами они напрочь игнорируют данный параметр. В итоге эта ерунда грозит не только плохим настроением, но и порче всей системе в целом.

Объем оперативной памяти — характеристика, показывающая количество данных, которые способен удержать в себе модуль. При выборе этого показателя стоит ориентироваться на род деятельности, которую вы осуществляете за компьютером.

Надеюсь, данная статья была полезна и вы разобрались, стоит ли апгрейдить оперативную память и как это правильно сделать.

Мы сердечно приветствуем вас, уважаемые гости сайта! Производительность любого современного компьютера в той или иной степени зависит от технических характеристик установленной в материнскую плату оперативной памяти. По сути дела, эти модули кэш памяти являются вторым компонентом, после процессора, по значимости для быстродействия системы. При выборе планок ОЗУ огромное значение имеет объем оперативной памяти компьютера . Частота и тип памяти - эти параметры, безусловно, очень важны с точки зрения апгрейда сверхбыстрой памяти ПК, но наиболее интересным свойством модулей RAM считается их общий размер виртуальных хранилищ. Сегодня мы постараемся доступными способами рассказать вам о самых распространенных размерах ОЗУ в настольных электронных вычислительных устройствах..

Объем оперативной памяти - это относится к тем параметрам персональной компьютерной системы, которые характеризуют производительность всего электронного вычислительного комплекса. Здесь актуально одно очень простое правило: чем больше виртуальный объем ОЗУ, тем лучше. Компьютер с планками оперативной памяти с повышенной вместимостью цифровых данных способен одновременно работать с большим количеством разнообразных приложений. К примеру, система с ОЗУ 512 Мб не сможет обеспечить своему владельцу комфортную работу одновременно с несколькими ресурсоемкими программами, а вот на компьютере с 8 Гб оперативной памяти вы можете без особого труда загружать парочку "тяжелого" софта. На более слабых (бюджетных) компьютерных сборках нехватка памяти данного типа частично компенсируется виртуальной памятью ПК. На самом деле, такая схема не компенсирует недостаток памяти ОЗУ, т.к. в качестве хранилища для системной информации используется свободное пространство жесткого диска, скорость работы которого значительно ниже скорости работы модулей оперативной памяти.



Как правило, существует несколько стандартных объемов для персональных компьютерных систем современного типа. Большинство производимых ныне планок оперативной памяти комплектуются 512 Мб, 1 Гб, 2 Гб, 4 Гб, либо 8 Гб перезаписываемой кэш памяти. Как вы могли заметить, на материнских платах стационарных компьютеров и ноутбуков имеются не одна, а сразу несколько слотов под данные модули ОЗУ. Установка нескольких микросхем памяти по двум (двухканальный режим) или трем (трехканальный режим) парам позволяет пользователю ПК в некоторой степени повысить быстродействие своей системы. Это значит, что вы вправе оснастить свою компьютерную сборку как абсолютно одинаковыми планками, так и совершенно разными. Согласитесь, такое решение является очень удобным в тех случаях, когда у хозяина компьютера есть в наличии разные по объему, рабочей частоте и производителям платы оперативной памяти. Например, в первые два слота вы можете закрепить идентичные модули ОЗУ, а в остальные разъемы (если есть) вставить планки с разными объемами памяти.



От суммарного объема оперативной памяти на всех установленных в системную плату модулях RAM зависит не только производительность конкретного компьютера, но и выбор типа операционной оболочки Microsoft Windows. Технические возможности таковы, что 32-битная операционная система Windows распознает только до 4 гигабайт общей памяти ОЗУ. Если такой тип платформы установить на компьютер с 5 и более гигабайтами оперативной памяти, то система будет использовать лишь 4 Гб, а остальной объем будет попросту простаивать. Мы думаем, что мало кто из вас захочет покупать модули с большой памятью и использовать только некую часть данных комплектующих. Поэтому, оптимальной версией ОС Windows для персональных компьютеров с объемом памяти RAM до 4 Гб можно считать 32-разрядную систему. 64-битная системная оболочка отлично подходит для компьютеров с 8, 16 и 32 гигабайтами памяти оперативно запоминающих устройств.



Сегодня трудно встретить на настольных компьютерах и ноутбуках оперативную память объемом 512 Мб. Время идет, и теперь такого виртуального отсека для кэш памяти для большинства современных задач уже не хватает. Ныне актуальный стандарт оперативной памяти формата DDR-3 дает нам возможность проводить качественную модернизацию своих электронных вычислительных машин. Как показывает практика, 2-х гигабайтов быстрой перезаписываемой памяти на данный момент вполне хватает для стабильной работы той или иной системы. Офис, небольшие мультимедиа редакторы, фильмы и нетребовательные видеоигры рассчитаны как раз под такой суммарный размер ОЗУ. Профессиональное программное обеспечение и многие современные игровые приложения нуждаются в солидном объеме оперативки, так что вам необходимо заранее побеспокоиться об возможном увеличении системной памяти своего железного друга.

Ваш компьютер использует оперативную память ОЗУ (RAM) для работы с запущенными программами. Если он работает медленно, возможно, что виной тому малый объём ОЗУ. Итак, как узнать, сколько оперативной памяти на компьютере?

Проведите диагностику

Вы можете проверить, какой объем памяти установлен, а также какое количество по факту используется.

Для начала следует открыть форму «Система» одним из способов:

  1. Нажмите одновременно сочетание клавиш Win + Pause — это откроет форму «Система».
  2. Откройте меню «Пуск», вызовите контекстное меню из пункта «Компьютер» кликом правой кнопки компьютерной мыши. В списке выберите пункт «Свойства» — откроется форма «Система».
  3. Откройте меню «Пуск», выберите «Настройки», перейдите к пункту «Система», и нажмите на «О» (Windows 10).

Найдите надпись «Установленная память (ОЗУ)». Вы можете прочитать информацию, какое количество установлено и доступно по факту для использования.

Отметим, что «полезный» объем оперативной памяти меньше, так как производители сообщают о размере иначе, чем распознаёт Windows. Например, из 8 ГБ доступны для использования могут быть 7,88 ГБ.

Используйте командную строку для загрузки подробного отчёта: найдите её в меню «Пуск» или сочетанием Win + R. В текстовом поле введите CMD, чтобы запустить. Наберите WMIC MEMORYCHIP и нажмите Enter. Вы увидите размер и скорость каждого установленного модуля.

Проверьте текущее использование RAM. Сочетанием Ctrl + Shift + Esc откройте «Диспетчер задач». Выберите опцию «Монитор ресурсов», найдите вкладку «Память». Она предназначена для использования, поэтому нет никаких причин для тревоги, когда вы увидите, что большая её часть в данный момент занята процессами.

Причины, по которым ОС не показывает весь объём

Может быть несколько различных причин, почему не показывается весь объем ОЗУ.

Как определить, почему может быть недостаток памяти:

  1. Если вы работаете в версии Windows 32-битной, будет доступно для использования не более 4 ГБ ОЗУ. Любой объем RAM больше этого значения не будет распознан. Вы можете узнать, какая версия у вас стоит, в верхней части окна «Система». Обновите до 64-битной.
  2. Если ваши модули имеют разные скорости, они не могут взаимодействовать вместе должным образом. Используйте командную строку для просмотра характеристик каждого модуля.
  3. Если один из ваших модулей памяти отказал, с ним не может работать операционная система. Используйте бесплатную программу MEMTEST для сканирования модулей и поиска ошибок.
  4. Если модули не поддерживаются вашей материнской платой, они не будут распознаны Windows. Прочтите документацию к материнской плате для того, чтобы приобретать ОЗУ, которые будут ей поддерживаться.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Сколько памяти может использовать 32 битная операционная система

Сначала немного теории.
Простейший элемент информации – бит. Он является минимальной единицей информации и может принимать значение 0 или 1. За ним идет байт, он состоит из 8 бит. Так как бит может принимать 2 значения, то всего получается 2 8 =256 значений байта.

Теперь рассмотрим адресацию памяти. У любого компьютера имеется оперативная память (ОЗУ) — адресное пространство, необходимое для хранения данных, используемых в данный момент. Для получения информации из ОЗУ вначале процессор должен выбрать адрес нужного бита, который храниться в одной из микросхем памяти, а уже потом его прочитать. Этот процесс и называется адресацией памяти. Одним из свойств архитектуры компьютера является количество битов, используемых при адресации памяти.

32 битные ОС для адресации памяти используют 2 32 бит, что составляет 4294967296 бит или 4 Гигабайт (Гб). Это значит, что максимальный объем памяти, к которому может обращаться 32 битная операционная система, составляет 4 Гб. Однако даже этот объем использовать в полной мере нам не удасться, поскольку компоненты операционной системы и устройства требуют выделенного адресного пространства в пределах первых 32 бит (4 Гбайт) оперативной памяти. Например, видеокарта с 512 Мбайт памяти потребует синхронизации этой памяти с оперативной, что снизит доступную ёмкость на 512 Мбайт.

Таким образом, общий объем памяти, доступной в 32 – битной ОС Windows обычно составляет 3.25-3.75 Гб в зависимости от используемого железа.

Некоторые версии Windows поддерживают функцию под названием Physical Address Extension (PAE) , позволяющую использовать больше 4 Гбайт памяти благодаря специальной технологии переадресации. Данная технология позволяет процессору работать не с 32-битной, а с 36-битной адресацией, теоретически расширяя доступные ему адреса до 2 36 = 68719476736 байт (64 Гб). При этом само адресное пространство остается 32-битным, то есть равным 4 Гб, но за счет измененного отображения на него физической памяти становится возможным использование большего ее объема.

Согласно официальной информации Microsoft, режим PAE можно использовать в следующих 32-битных операционных системах:

  • Microsoft Windows Server 2000 Enterprise/Datacenter Edition
  • Microsoft Windows Server 2003 Enterprise/Datacenter Edition
  • Microsoft Windows Server 2008 Enterprise/Datacenter Edition

В Server 2008 PAE включен по умолчанию, если на сервере на хардварном уровне включена технология DEP (Data Execution Prevention), либо сервер имеет возможность горячего добавления памяти (hot-add memory). В противном случае PAE необходимо включить принудительно с помощью BCDEdit, следующей командой:

BCDEdit /set [{ID}] pae ForceEnabled

Чтобы включить PAE в Server 2000\2003, необходимо указать в файле Boot.ini ключ /PAE . Вот пример файла Boot.ini, содержащего ключ PAE:


timeout=30
default=multi(0)disk(0)rdisk(0)partition(2)\WINDOWS
multi(0)disk(0)rdisk(0)partition(2)\WINDOWS=″Windows Server 2003, Enterprise″ /fastdetect /PAE

Стоит заметить, что возможность использовать режим PAE для клиентских ОС была реализована во втором сервис-паке к Windows XP. Однако в процессе тестирования выяснилось, что при использовании этого режима происходит большое количество сбоев. Дело в том, что драйверы некоторых устройств, в основном таких как аудио- и видео, жестко запрограммированы на работу с адресами памяти в пределах 4ГБ. Они обрезают все адреса выше этого объема, что приводит к повреждению содержимого памяти со всеми сопутствующими последствиями. Поскольку, как правило, сервера не используют подобные устройства, то с серверными системами подобных проблем не возникало.

В связи с выявленными недостатками решено было убрать из 32-разрядных клиентских систем возможность работать с памятью свыше 4ГБ, хотя теоретически это возможно. Поэтому в клиентских ОС семейства Windows данная технология хотя и присутствует, однако не активирована на уровне ядра, и попытка ее использовать ни к чему не приведет.

Подводя итог скажу, что если есть необходимость в объеме памяти больше 4Гб, то наилучший вариант — это использовать 64 битную ОС, ведь в ней ограничение на размер памяти составляет до 192 Гб для настольных и 2 Тб для серверных ОС.