Домой / Основные настройки / Панамский канал. Справка. Панамский канал — из Атлантики в Тихий океан между двух Америк - Страница путешественника

Панамский канал. Справка. Панамский канал — из Атлантики в Тихий океан между двух Америк - Страница путешественника

Характеристика Длина 81,6 км Водоток Вход Тихий океан Устье Атлантический океан Панамский канал на Викискладе

Пана́мский кана́л - судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном , расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама . Длина - 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде).

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и на всей Земле, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение. Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.

Канал пропускает через себя суда самых разных типов - от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов . Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название Panamax .

Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу - 9 часов, минимальное - 4 часа 10 минут. Максимальная пропускная способность - 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 17,5 тыс. судов, несущих более 203 млн т груза. К 2002 году услугами канала воспользовалось уже более 800 тыс. судов.

В декабре 2010 года канал впервые за 95 лет был закрыт для проводки судов из-за непогоды и повышения уровня воды в результате непрекращающихся ливней .

История

Строительство канала в 1888 году

Акция Панамского канала

Первоначальный замысел строительства канала, соединяющего два океана, относится к XVI веку , но король Испании Филипп II наложил запрет на рассмотрение подобных проектов, поскольку «что Бог соединил, человек разъединить не может». В 1790-е гг. проект канала был разработан Алессандро Маласпина , его команда даже обследовала трассу строительства канала.

В связи с ростом международной торговли интерес к каналу ожил к началу XIX века; в 1814 году Испания приняла закон об устройстве междуокеанского канала; в 1825 году аналогичное решение принимает конгресс центрально-американских государств. Открытие золота в Калифорнии вызвало в США повышенный интерес к проблеме канала, и в 1848 году США по договору Хейса получили в Никарагуа монопольное право на постройку всех видов междуокеанских путей сообщения. Великобритания , чьи владения соприкасались с Никарагуа, поспешила обуздать экспансию США, заключив с ними в 1850 году Клейтон-Бульверский договор о совместной гарантии нейтралитета и безопасности будущего междуокеанского канала. В течение всего XIX века фигурируют два основных варианта направления канала: через Никарагуа (см. Никарагуанский канал) и через Панаму.

Тем не менее, первая попытка строительства судоходного пути на Панамском перешейке датируется лишь 1879 годом . Инициатива в разработке Панамского варианта была захвачена французами. В то время внимание США привлекал, главным образом, никарагуанский вариант. В 1879 году в Париже под председательством руководителя постройки Суэцкого канала Фердинанда Лессепса была создана «Всеобщая компания межокеанского канала», акции которой приобрело более 800 тысяч человек, компания выкупила у инженера Уайза за 10 млн франков концессию на постройку Панамского канала, полученную им у правительства Колумбии в 1878 году. Международный конгресс, созванный перед сформированием компании Панамского канала, высказался за канал на уровне моря; стоимость работ намечалась в 658 млн франков и объём земляных работ предусматривался в 157 млн куб. ярдов . В 1887 году пришлось отказаться от идеи бесшлюзового канала, чтобы сократить объём работ, так как средства компании (1,5 млрд франков) были растрачены, главным образом, на подкуп газет и членов парламента; лишь треть была израсходована на производство работ. В результате 14 декабря 1888 года компания прекратила платежи, и вскоре работы были остановлены.

Испанские рабочие - строители канала, начало 1900-х

Строительство канала, 1911

В 1902 году Конгресс США принял закон, обязывающий президента США приобрести имущество компании по строительству канала, акции железной дороги Панамской компании и полоску земли у Колумбии шириной 10 миль для сооружения, поддержания и управления каналом с правом юрисдикции на упомянутой территории. 22 января 1903 года посол Колумбии Томас Херран и госсекретарь США Джон Хей подписали договор, по которому Колумбия отдавала в аренду Соединенным Штатам сроком на 100 лет полоску земли для сооружения Панамского канала. За санкцию правительства Колумбии, которой принадлежала территория Панамы, на передачу концессии США соглашалась уплатить единовременно 10 млн долларов и затем по истечении 9 лет - ежегодно по 250 тысяч долларов при сохранении суверенитета Колумбии над зоной Панамского канала. Условия эти и были оформлены в договоре Хей-Херрана, но колумбийский сенат 12 августа 1903 года отказался его ратифицировать, поскольку концессионный договор с французской компанией истекал лишь в 1904 году, а по условиям его, если канал к тому времени не начнет функционировать, это было несомненно, - то все возведённые компанией сооружения переходили безвозмездно к Колумбии . Единственный выход заинтересованные лица во Франции и США видели теперь в том, чтобы штат Панама отложился от Колумбии и в качестве самостоятельного государства оформил юридически передачу концессии США. Француз Бюно-Варилья возглавил сепаратистское движение и, при содействии военного флота США, осуществил отложение Панамы 4 ноября 1903 года; 18 ноября от имени «Независимой Панамской республики» он подписал с США договор по образцу договора Хей-Херрана. Конфликт США с Колумбией был ликвидирован лишь в 1921 году.

По Договору 1903 года Соединенные Штаты получали в вечное владение «зону земли и земли под водой для сооружения, поддержания, эксплуатации, установления санитарного порядка и защиты упомянутого канала», что предусматривалось статьей 2 Договора. Статья 3 давала США все права, как если бы они были сувереном территории. Кроме того США становились гарантом независимости Республики Панама и получали права поддерживать порядок в городах Панама и Колон в случае, если Республика Панама, по мнению США, оказалась бы неспособной поддержать порядок. Экономическая сторона Договора повторяла Договор Хея-Эррана, не ратифицированный Колумбией. От имени Панамы договор подписал французский гражданин Филипп Бюно-Варилья за 2 часа до прибытия в Вашингтон официальной делегации Панамы.

Строительство началось под эгидой Министерства обороны США, а Панама фактически стала протекторатом США.

В 1900 году в Гаване Уолтером Ридом и Джеймсом Керролом было установлено, что жёлтая лихорадка передается комарами , и был предложен метод снижения опасности жёлтой лихорадки путем уничтожения среды обитания комаров. Помня о неудаче первой попытки прорыть канал, американцы направили в поход на комаров Aedes aegypti и малярийных комаров - переносчиков жёлтой лихорадки и малярии , соответственно, - большую экспедицию, возглавляемую Уильямом Кроуфордом Горгасом - 1500 человек. О масштабах их деятельности красноречиво говорят опубликованные данные: требовалось вырубить и сжечь 30 квадратных километров кустарников и мелких деревьев, выкосить и сжечь траву на такой же площади, осушить миллион квадратных ярдов (80 га) болот, вырыть 250 тысяч футов (76 км) водоотводных канав и восстановить 2 миллиона футов (600 км) старых рвов, разбрызгать 150 тысяч галлонов (570 тыс. литров) масел, уничтожающих комариные личинки в очагах размножения . Как и незадолго до этого в Гаване , это принесло свои плоды: распространенность жёлтой лихорадки и малярии сократилась настолько, что болезни перестали быть препятствующим фактором.

Панамский канал (США), 1940

К сооружению канала военное министерство США приступило в 1904 году . Главным инженером канала стал Джон Фрэнк Стивенс . На этот раз был выбран правильный проект: шлюзы и озера. На строительство потребовалось 10 лет, $400 млн и 70 тысяч рабочих, из которых, по американским данным, около 5600 человек погибло. Утром 13 октября 1913 года президент США Томас Вудро Вильсон в присутствии многочисленных высокопоставленных гостей, собравшихся в Белом доме , направился к специальному столику и величественным жестом нажал на золочёную кнопку. И в то же мгновение мощный взрыв сотряс влажный тропический воздух в четырёх тысячах километрах от Вашингтона , на Панамском перешейке . Двадцать тысяч килограммов динамита разрушили у города Гамбоа последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов. Кабель длиной в четыре тысячи километров, специально проложенный от перемычки у Гамбоа к Белому дому , послушно выполнил волю президента .

Первое судно (океанский пароход) по нитке канала прошло 15 августа 1914 года , но большой оползень в октябре помешал открыть движение в том же 1914. Для укрепления обороны на подступах к каналу США приобрели расположенные поблизости острова: от Панамы были получены тихоокеанские острова - Маргариты, Перке, Наос, Кулебра и Фламенко; у Дании были куплены в 1917 за 25 млн долларов о-ва св. Иоанна, св. Креста и св. Фомы; у Никарагуа в 1928 - Хлебные острова и у Колумбии - острова Ронкадор и Китасуеньо. Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года .

В августе 1945 года Япония планировала осуществить бомбардировку канала .

Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года , после чего был передан правительству Панамы .

Конфигурация канала

Благодаря S-образной форме Панамского перешейка, Панамский канал направлен с юго-запада (сторона Тихого океана) на северо-восток (Атлантический океан). Канал состоит из двух искусственных озёр, соединённых каналами и углубленными руслами рек, а также из двух групп шлюзов . Со стороны Атлантического океана трёхкамерный шлюз «Gatun» соединяет Лимонскую бухту с озером Гатун . Со стороны Тихого океана двухкамерный шлюз «Miraflores» и однокамерный шлюз «Pedro Miguel» соединяют Панамскую бухту с руслом канала. Разница между уровнем Мирового Океана и уровнем Панамского канала составляет 25,9 метра. Дополнительное водоснабжение обеспечивается ещё одним водохранилищем - озером Алахуэла

Огромный паром, проходящий через канал

Все шлюзы канала - двухниточные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу. На практике, тем не менее, обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении. Размеры шлюзовых камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина 12,55 м. Каждая камера вмещает 101 тыс. м³ воды. Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивается специальными небольшими железнодорожными локомотивами на электрической тяге, называемыми мулами (в честь мулов , ранее служивших основной тягловой силой для перемещения барок по рекам).

Администрацией канала установлены следующие проходные размеры для судов: длина - 294,1 м (965 футов), ширина - 32,3 м (106 футов), осадка - 12 м (39,5 футов) в пресной тропической воде, высота - 57,91 м (190 футов), размер от ватерлинии до самого высокой точки судна . В исключительных случаях судам может быть предоставлено разрешение для прохождения при высоте 62,5 м (205 футов), при условии, что проход будет осуществлен при низкой воде.

На своём протяжении канал пересекается тремя мостами. Вдоль трассы канала между городами Панама и Колон проложена автомобильная дорога и железная дорога.

Платежи за проход по каналу

Сборы за проход по каналу официально взимаются Администрацией Панамского канала - государственным учреждением Панамы. Ставки сбора установлены в зависимости от типа судна.

Сумма сбора с контейнеровозов рассчитывается в зависимости от их вместимости, выраженной в TEU (объём стандартного 20-футового контейнера). С 1 мая 2006 года ставка составляет $49 за один TEU.

Сумма платежа с прочих судов определяется в зависимости от их водоизмещения . На 2006 год ставка сбора составляла $2,96 за одну тонну до 10 тыс. тонн, $2,90 за каждую из последующих 10 тыс. тонн и $2,85 за каждую последующую тонну.

Сумма сбора с малых судов рассчитывается исходя из их длины:

Будущее канала

23 октября 2006 года в Панаме были подведены итоги референдума о расширении Панамского канала, которое поддержали 79 % населения. Принятию этого плана способствовали китайские бизнес-структуры, управляющие каналом. К 2014 году он будет модернизирован и сможет пропускать нефтяные танкеры водоизмещением более 130 тыс. тонн, что существенно сократит время доставки венесуэльской нефти в Китай . Как раз к этому времени Венесуэла обещает увеличить поставки нефти в КНР до 1 млн баррелей в сутки.

В ходе реконструкции планируется провести дноуглубительные работы и построить новые, более широкие шлюзы. В результате к 2014-2015 годам через Панамский канал смогут проходить супертанкеры водоизмещением до 170 тыс. тонн. Максимальная пропускная способность канала возрастёт до 18,8 тыс. судов в год, грузооборот - до 600 млн PCUMS. Реконструкция обойдется в $5,25 млрд. Ожидается, что благодаря ей к 2015 году бюджет Панамы будет ежегодно получать $2,5 млрд доходов от канала, а к 2025 году доходы возрастут до $4,3 млрд.

Начало работ по строительству третьей группы шлюзов запланировано на 25 августа 2009 года . Администрация Панамского канала поручила эту работу консорциуму GUPC (Grupo Unidos por el Canal), который 15 июля 2008 года выиграл тендер на строительство, предложив осуществить необходимые работы за 3 миллиарда 118 миллионов долларов и закончить строительство к середине 2014 года . Основным членом этого консорциума является испанская фирма Sacyr Vallehermoso.

Альтернатива

В качестве альтернативной трассы для межокеанского канала рассматривалась территория Никарагуа . Первые предварительные планы Никарагуанского канала возникли ещё в XVII веке.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Меж двух океанов: Ворота Посейдона на сайте журнала «Популярная механика»
  • Официальный сайт администрации Панамского канала (исп.) (англ.)

участок Корте Кулебра с мостом Двух Америк над ним

Вдоль трассы канала между городами Панама и Колон проходят автомобильная и железная дороги. Озеро Гатун с целой системой островов и углублённых русел водных путей обслуживает канал. Его воды используют для подъёма, провода и спуска судов, для заполнения резервуаров всей системы шлюзов, из которых вода поступает к их камерам. Запасные ёмкости в виде гигантских круглых контейнеров тоже заполнены водой и в нужный период по сложной системе переходов она поступает к шлюзам. Все дополнительные резервуары располагаются на некотором отдалении от системы шлюзов. Если ехать автобусом на север страны, то весь этот инженерный замысел можно созерцать из окна. Вспомогательное водоснабжение обеспечивается ещё одним водохранилищем — озером Алахуэла. Такие объёмы, такая мощь, да и сама гениальная мысль поражает каждого, кто впервые посещает Панамский канал.

В первой половине дня суда переправляют из Тихого океана в Карибское море, а после обеда корабли тянут из Атлантики в Тихий. Интересно то, что каждый день к вечеру вода на набережной Панама Сити прибывала, когда открывали шлюзы и спускали суда в Тихий океан, а утром почти оголялось дно. Именно так канал создаёт искусственные приливы и отливы в Панамской бухте. Просто представьте себе, каков водный потенциал этого сооружения!

Спустившись со смотровой площадки Мирафлорес на первый этаж, с интересом посмотрела фильм о строительстве канала и его героях, а героями там были все. Фильм произвёл на меня сильнейшее впечатление. То, чем сегодня я любовалась сверху, стало грандиозным испытанием, труднейшим периодом и смертоносным проектом для многих тысяч людей, соприкоснувшихся со временем постройки канала на рубеже 19-ого и 20-ого столетий.

Первая попытка строительства судоходного пути была предпринята французами в конце 19-ого века (1879 г.), в то время, как власти США ратовали за никарагуанский вариант канала. Задумка для Франции обернулась почти экономической катастрофой. Отведённых для строительства средств не хватило, только лишь на треть работ было затрачено в два раза больше предполагаемого. Огромные суммы уходили на панамских бюрократов и для оплаты всевозможных разрешений и концессий, сам проект оказался неправильным и был недооценен в своей стоимости. Но самым ужасным для рабочих стали тропические болезни — малярия и жёлтая лихорадка. Людей косила смерть. За девять лет погибли 20 000 работников. Стройка приобрела дурную славу, в газетах того времени писали, что некоторые группы рабочих привозили с собой из Франции собственные гробы. По всем этим причинам прекратились выплаты зарплат и работы были прекращены. Францию на два года захлестнул скандал и всевозможные суды над устроителями проекта. Лессепс был одним из выдающихся инженеров своего времени (ему принадлежал проект Суэцкого канала), в результате банкротства панамского замысла, а также знаменитый создатель Эйфелевой башни Александр Эйфель, были обвинены в крупномасштабном мошенничестве, бездарном управлении кампанией и неправильном расходовании средств и приговорены к различным срокам тюремного заключения. Фердинанд Лессепс не пережил стресса и скончался.

Шестнадцать лет тишины, если можно так назвать период заброшенности грандиозной стройки. Но всё это время США всеми правдами и неправдами добивалось продолжения строительства теперь уже силами американцев. Снова подписывались договора, скупались всевозможные разрешения, выкупались земли и острова, которые в перспективе могли послужить каналу в плане охраны, безопасности, содержания и управления. У французов были выкуплены уже проделанные работы и нужная техника. По договору 1903 года Соединенные Штаты получали в вечное владение «зону земли и земли под водой для сооружения … канала». В результате американцы стали владельцами огромного пакета разрешительных документов и к сооружению канала военное министерство США приступило в 1904 году. Панама фактически стала протекторатом США.

Для возобновления грандиозной стройки требовались рабочие. Был брошен клич. Со всего мира поехали люди. К тому моменту стало известно о источниках смертельных болезней жёлтой лихорадки и малярии. Американцы приложили максимум усилий для ещё одного проекта по уничтожению вредоносных насекомых. Вырубались леса, осушались болота и сжигалась трава в зоне предполагаемых работ. Территория поливалась специальным маслом против личинок комаров, и у них, представляете, получилось. Болезни перестали быть препятствующим фактором.

Что бы осуществить проект, понадобилось десять лет изнурительного труда. Люди рыли каналы, бурили скалы, взрывали холмы и перестраивали железную дорогу, по которой вывозили грунт.
Главным инженером канала стал Джон Фрэнк Стивенс. На этот раз был выбран правильный проект. На строительство ушло 10 лет, $400 млн и 70 тысяч рабочих, из которых, по американским данным, погибло всего около 5600 человек, что в сравнении с потерями французов оказалось почти в четыре раза меньше. Их ошибки послужили американцам хорошим уроком.
Официально канал открыт 12 июня 1920 года, хотя первое судно прошло через него в августе 1914 года. Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года, после чего был передан правительству Панамы.
Такова краткая история грандиозного объекта, соединившего два океана. Панамский канал стал величайшим инженерным подвигом в истории человечества.

На Мирафлорес я посетила ещё и музей, где из виртуальной капитанской рубки управляла контейнеровозом и вела его через шлюзы.

Сейчас слово «панама» забывается. Сейчас про панаму знают только, что это такая летняя шапочка. Но еще в начале XX века «панама» была синонимом жульничества в особо крупных масштабах. Связано оно и правда с маленькой латиноамериканской страной, лежащей на Панамском перешейке. В этом месте Атлантический океан ближе всего к Тихому - всего 65 километров.

Идея прокопать в этом месте канал возникла еще в 1550 году у португальского путешественника Антонио Гальвао. И после него не выходила из головы многих предпринимателей-энтузиастов, что и не удивительно: плавание вокруг южной оконечности Америки, мыса Горн, было не только долгим, но и опасным. Одно дело - гонять парусники и пароходы вокруг всего Южноамериканского материка, тратить несколько недель, а то и месяцев. Совсем другое - не покидая ласковых тропиков, проплыть рукотворным каналом из Атлантики в Тихий океан или обратно. Выгодность мероприятия очевидна.

Сложность в том, что принадлежал Панамский перешеек Колумбии. Эта латиноамериканская республика возникла еще в начале XIX века, и колумбийское правительство категорически не хотело пускать в свою страну американцев и европейцев.

Панамский канал. Вид из космоса

В этот перешеек закопали свои золотые тысячи богатеньких французских Буратино

Множество агентов всех европейских держав шныряли вокруг присутственных мест Колумбии. Но безнадежно: колумбийское правительство бдительно приглядывало, чтобы никому ничего не досталось.

Трудно сказать, почему колумбийцы так не хотели давать никаких концессий «проклятым гринго» и допускать их в свою страну на любых, даже самых, казалось, выгодных, условиях. Наверное, сильно подозревали, что им самим от этого ничего хорошего не светит.

Песнь об аристократе де Лессепсе

Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.
Франсуа Ларошфуко, французский государственный деятель

Пробить брешь в этой колумбийской стене смог человек по заслугам знаменитый и в высшей степени достойный - французский аристократ Фердинанд де Лессепс. Де Лессепсы служили королям несколько столетий, дав миру несколько действительно выдающихся военачальников и дипломатов. Семья известна так же, как в России - Голицыны или Долгорукие.

Фердинанд Лессепс лично себя прославил таким грандиозным проектом, как построение Суэцкого канала. В 1854 году вице-король Египта Саид-Паша подарил Фердинанду де Лессепсу концессию на прорытие канала между Красным и Средиземным морями. Дело громадной, поистине мировой важности! Не плавать вокруг Африки, как плыли из Санкт-Петербурга, например, на Аляску корабли кругосветной экспедиции Резанова-Крузернштерна-Лазарева в начале XIX века, а из Европы - через Средиземное море, через канал в Красное и прямо в Индийский океан!

Лессепса поддерживал Император Франции Наполеон III, деньги на строительство канала собрали легко. Расчеты оказались верными - и инженерные, и коммерческие. В 1859-1869 годах шло строительство. С 1870 года канал запустили в эксплуатацию. Всего через 4 года эксплуатации ровного как стрела 161-километрового канала строительство полностью окупилось, и канал начал давать чистую прибыль.

Это было невероятно выгодным делом, и к тому же - частью преобразования мира, прогресса, торжеством европейской науки и техники, власти человека над природой, Европы над сонным Востоком.

Фердинанд де Лессепс
Только истинный аристократ мог с таким блеском и так долго водить за нос всю Европу

Слава Лессепса гремела больше, чем в наше время - Билла Гейтса. И по заслугам!

…А в 1875 году Лессепс загорелся новой идеей: идеей Панамского канала! Отказать ТАКОМУ человеку Колумбийский конгресс не смог. В 1878 году Лессепс созвал в Париже Международный географический конгресс, на котором обсуждались разные проекты создания канала.

Задача была не так проста, как кажется: Суэцкий-то канал рыли на плоской, как стол, местности. А Панамский перешеек - это джунгли, пересеченная местность, болота, скалистые холмы. Бурные реки петляли по трассе, разливались после дождей.

Одни ученые стояли за создание подземного туннеля. Другие считали, что надо построить железную дорогу и перевозить корабли посуху из океана в океан. Самый реалистичный проект был - строить канал с несколькими шлюзами.

Но сам Лессепс возразил ученым: надо строить канал на уровне моря! Такой же, как Суэцкий! У этой идеи не было ни одного сторонника ни в среде географов, ни в среде инженеров, ни среди финансистов. Но авторитет Лессепса победил. «Везунчик» он или не «везунчик»?!

Итак, решили копать канал на уровне моря, прогрызаясь сквозь горы и осушая болота. Печать всего мира освещала рекламную поездку Лессепса по зоне строительства будущего канала. Лессепс заявил, что строительство продолжится 12 лет и потребует 600 миллионов золотых франков. После этой кампании стало пустяком основать «Международную компанию по строительству межконтинентального Панамского канала» и продать 600 тысяч акций - каждую по тысяче золотых франков.

Быстро выяснилось, что джунгли Центральной Америки мало похожи на идиллические пустыни Ближнего Востока. Малярия и желтая лихорадка косили рабочих, реки разливались, снося постройки и механизмы, во влажном климате машины выходили из строя, в горном массиве Кулебра приходилось пробивать траншею глубиной 55 и шириной 90 метров.

Но силы природы меркли в сравнении с главным: с фантастическим, невероятным воровством людей, стоявших у финансовых рычагов этой эпопеи.

Одного из них звали Корнелиус Герц. Начинал он скромно, как медицинский жулик. Именно что медицинский! В английском языке есть специальное слово quack - «квэк» - медицинский шарлатан. Удивительное дело! Русский язык в таких тонкостях «почему-то» совершенно не нуждается. Отсталые мы…

Все болезни К. Герц лечил исключительно электрическим током. Последствия, думаю, предсказать нетрудно, даже не зная подробностей. Вскоре Корнелиус Герц бежал в Европу, потому что в США его объявили Wanted - то есть человеком, которого разыскивает полиция. Что характерно: и такого слова в русском языке нет… С чего бы это?!

Впрочем, увез с собой Герц немало. Это видно уже из того, что он начал поддерживать политических деятелей, включая будущего премьер-министра Франции Жоржа Клемансо и добрую половину депутатов парламента. Как поддерживать? «Раскручивая» их в своей газете и давая деньги на избирательные кампании. Стало быть, деньги у него были, и немалые.

Вместе с обер-жуликом Герцем работали другие такие же. Они организовали просто феерическое воровство на строительстве Панамского канала. На одних приписках можно было обогатиться: если верить документам, по затратам прорыли по крайней мере три канала! К тому же зарплата рабочих постоянно урезалась, покойников месяцами показывали как живых, и они (на том свете, вероятно) исправно получали зарплату.

Денег катастрофически не хватало. Они таяли. Строительство канала никак не хотело продвигаться.

Последовали новые займы в 1881… 1883… 1884 годах. Людям широковещательно врали через прессу, рассказывая о громадном масштабе работ, о скором завершении строительства…

Гром грянул в 1886 году: стало известно, что за все время работы, с 1881 года, прорыто меньше одной шестой всей протяженности канала. Акции «Международной кампании по строительству межконтинентального Панамского канала» рухнули с треском.

В 1887 году окончательно стало очевидно, что строить канал на уровне моря бессмысленно даже и пытаться. Лессепс обратился к инженеру Александру Гюставу Эйфелю. Тому самому! Эйфель как раз заканчивал строительство своей знаменитой башни. Может, он поможет?

Лессепс просил Эйфеля подготовить проект канала со шлюзами… Точно такой, от которого он отказывался.

Эйфель проект подготовил. Рассчитали, сколько нужно денег. Оказалось, нужны еще 1 миллиард 600 миллионов золотых франков, кроме уже потраченного.
Не успели… 4 февраля 1889 года Парижский трибунал вынес постановление о закрытии «Международной компании по строительству межконтинентального Панамского канала».

Скандал разразился грандиозный. Это был скандал и финансовый, и политический. Он привел к политическому кризису и к падению правительства во Франции. Во какие бывают авантюры! После них правительства сменяются.

Против 510 депутатов выдвинули обвинения в коррупции. Правительство ушло в отставку. Политическая карьера Клемансо оказалась навсегда запачканной. Судьба жуликов различна… Один покончил с собой, другие бежали в гостеприимную Британию.

Шум стоял несколько лет… Трибунал признал виновными не только явных финансовых жуликов, но и Фердинанда де Лессепса, его сына Шарля и даже инженера Эйфеля. Он ведь тоже вводил людей в заблуждение. Впрочем, «сидеть» им не пришлось: грянула амнистия, и национальный герой инженер Эйфель был помилован.

А наказывать Фердинанда де Лессепса оказалось совершенно невозможно: он впал в полный маразм, и старика, знаменитого, заслуженного, отпустили тихо умирать.
Уже этой «панамы» более чем достаточно для долгого международного шума. А тут сразу за первой - и вторая!

Американская эпопея

Французам не удалось прокопать канал? Тогда его прокопают американцы! Тут выясняется: канал выгоднее копать не в Панаме, а в Никарагуа! В Никарагуа копать было бы лучше: длиннее, но по равнине. И получится раз в 8—10 дешевле. В 1902 году Конгресс США проголосовал за выделение государственных денег на строительство канала в Никарагуа: 309 голосов «за» при 2 «против». Но ведь тогда обесценятся акции Международной компании!!! Чтобы не произошло таких ужасов, конгресс «подмазывают». Взятки дают буквально всем, чтобы голосовали «правильно». Через 8 месяцев Конгресс голосует уже за то, чтобы копать канал через Панамский перешеек…

Банкиры, жулики и революции

Нищета ведет к революции, революция - к нищете.
Виктор Гюго, французский писатель

В этой истории много неясного, странного. Хотя бы такая деталь: деятелей Международной компании принимал президент США Теодор Рузвельт! Невероятно…

Но еще невероятнее другое. На этой встрече частные лица сообщили президенту удивительную новость: в Панаме готовится революция! Теодор Рузвельт задумался. Он не выразил особой готовности поддержать эту революцию, но и оказывать поддержку Колумбии счел неправильным со стороны США. Намек понят!

И тут на свет Божий выходит еще один аферист. Некий Амадор Герреро - врач-терапевт, служащий на Панамской железной дороге. Этому Амадору тоже устроили тайное свидание с Рузвельтом. О чем беседовали президент США и будущий президент Панамы, история умалчивает. Известно только, что в Панаму Амадор Герреро вернулся с мешком, в котором лежал национальный флаг, только что написанная Декларация панамской независимости и большая сумма наличности.

Герреро собрал приятелей… семерых. Все - служащие железной дороги, знакомые по многим годам совместной работы. Семеро привели своих приятелей… числом 50 человек.

Герреро явился к американскому консулу и потребовал, чтобы непосредственно во время «восстания порабощенных панамцев» против Колумбии консул Соединенных Штатов Америки… шел рядом с ним, с Герреро, и нес в руках американский флаг. А если консул откажется, то никакого «выступления» не будет.

В общем, свергать колумбийских захватчиков и оккупантов двинулись около сорока патриотов Панамы. Во главе колонны шагали Герреро и американский консул - каждый со своим флагом в руках.

Злых оккупантов представлял командир гарнизона в чине генерала, а под ружьем у него - больше тысячи солдат. Генерал уже получил свои 15 тысяч долларов и сразу заявил: он вынужден капитулировать, будучи не в силах одолеть превосходящих сил противника. Такого содержания телеграмму он послал в Боготу, а сам сдался… И тут же был произведен в главнокомандующие новой республики Панама.

В порту Колона стояли колумбийское военное судно «Богота» и американский военный крейсер «Бостон». Сначала капитан «Боготы» велел открыть огонь по «повстанцам». Злые языки потом рассказывали, что жертвами первого залпа стали двое: рабочий местной прачечной, китаец, и осел, на котором этот китаец возил постиранное белье. Второго залпа не было, потому что крейсер «Бостон» развернул боевые орудия в сторону «Боготы» и просигналил флажками: «Закрой пасть, или мы тебя выдуем из воды!»

Поняв, что к чему, капитан надел парадный мундир и торжественно передал свой корабль лидеру Панамы Герреро. И тут же был произведен в Адмиралы военно-морского флота Независимой Республики Панама.

Консул США телеграфировал в Вашингтон о рождении еще одной демократии на Земле. Ответ пришел через 10 минут: «Срочно сделайте официальное заявление о признании нового правительства».

Панамский канал. Обложка журнала «Popular Mechanics» за декабрь 1913 г.
Истинные гении современной геополитики - американцы - канал прорыли и создали для его обслуживания специальную страну

А вскоре новый Чрезвычайный посол республики Панама в США Филипп Бюно подписал с государственным секретарем США Договор о том, что Республика Панама передает в вечное пользование Соединенным Штатам территорию, находящуюся в 10 милях севернее и в 10 милях южнее Панамского канала. 1 432 квадратных километра земли с населением в 52 тысячи человек. Договор стремительно ратифицировали конгрессы и Панамы и США. США выделили Панаме 10 миллионов долларов, из которых 3 миллиона тут же поделили между собой первые 40 «борцов за свободу». Читатель может не трудиться считать, сколько именно пришлось на каждого: делили не поровну, а по своеобразному коэффициенту трудового участия: согласно заслугам перед родиной и революцией.

Американцы быстро справились с эпидемиями среди строителей, попросту выгнав со стройки всех больных помирать куда подальше в джунгли, завезли технику и оборудование. Сразу стало очевидно, что французы не достроили канал из-за чудовищного воровства.

Французы вынули 28 миллионов кубических метров грунта. А американцы - 160 миллионов.

15 августа 1914 года наконец состоялось открытие канала длиной 65,2 километра, глубиной до 12,5 метра, минимальной шириной 91,5 метра. 6 шлюзов! 17 тысяч судов могло пройти через канал за год.

Событие прошло еле заметно, потому что в Европе уже шла Первая мировая война. Немцы разворачивали наступление на Париж… Не до канала. Весь ХХ век он принадлежал США. Канал передали Панаме только 31 декабря 1999 года.

____________________
Если Вы решили завести собственный сайт, то Вам наверняка пригодятся flash шаблоны . Ведь чем красивей и интересней сайт — тем больше у него посетителей.

Идея соединить два океана искусственно вырытым каналом возникла еще в XVI в. у испанских конкистадоров. Однако против этой идеи высказался испанский король Филипп II. И прошло 300 лет, прежде чем о канале заговорили снова. Фердинанд де Лессепс, окрыленный успешным строительством Суэцкого канала, задумал таким лее образом соединить Тихий и Атлантический океаны. В 1881 г. он начал работу, но на этот раз ему было суждено потерпеть неудачу. Амбициозный проект пришлось закрыть всего через семь лет после его начала. Созданный для строительства консорциум потерпел финансовый крах.

В 1902 г. люди, выкупившие то, что осталось от хозяйства консорциума, перепродали его США за 40 млн долларов. В то время Панама все еще оставалась под юрисдикцией Колумбии. Это не позволяло американцам просто явиться и начать копать свой канал. Президент Теодор Рузвельт поддержал панамских борцов за независимость и привел их к победе. К 1903 г. Панама стала независимым суверенным государством, и работы можно было возобновить. Первый корабль прошел через новый Панамский канал 15 августа 1914 г. Согласно договору между Панамой и США Панамский канал должен был «навечно» оставаться собственностью Штатов.

Протяженностью около 80 км, Панамский канал проходит через город Колон на атлантическом берегу и искусственное озеро Гатун на тихоокеанском берегу. Благодаря каналу морской путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка вместо 26 000 км стал составлять всего 10 000 км. Уровень воды в Атлантике всего на 24 см ниже, чем в Тихом океане. Однако из-за неровного гористого ландшафта судам приходится миновать на своем пути 3 шлюза, чтобы подняться на 26 м до уровня озера Гатун. Канал достаточно широк, чтобы корабли могли двигаться навстречу друг другу практически без задержек. Размеры шлюзов ограничивают параметры судов, которые могут пройти через канал, и морякам эти цифры известны как «Панамакс». Корабли должны быть не более 294 м в длину и 32 м в ширину, чтобы удовлетворять типу судов «Панамакс». Также они должны иметь осадку не более 12 м.

С тех пор как Панамский канал открылся в 1914 г., зафиксировано более миллиона прошедших через него судов - из них 14 000 только за 2005 г. Хозяева Панамского канала получают плату за все проходящие по нему суда. Когда в 2000 г. США уступили правительству Панамы право контроля над каналом, ответственность за поддержание его в исправном состоянии легла на плечи государства Панамы. Сборы в зависимости от габаритов судна и веса его груза составляют в среднем до 2 млрд долларов в год. Однако уже ни для кого не секрет, что пропускная способность канала не удовлетворяет запросы современного судоходства. Возросло не только число судов, совершающих плавание из Штатов в Азию и обратно: возросли и их размеры. Габариты судов, так называемого постпанамского класса, не позволяют им проходить через канал. Поэтому планируется модернизировать канал к 2014 г.

Даты

  • 1881: французский консорциум начинает строительство канала.
  • 1902: Остатки французских активов перекуплены США за 40 млн долларов.
  • 1903: Панама получает независимость, и работы по строительству возобновляются.
  • 15 августа 1914: По каналу открыто судоходство.
  • 1920-1999: Каналом владеют США.
  • 1 января 2000: США уступают право собственности Панаме. ФАКТЫ
  • Протяженность: Длина канала 80 км, стремя шлюзами.
  • Плотность движения: С 1914г. зафиксировано около миллиона судов, прошедших по каналу. Средняя величина сборов за проход за год - 2 млрд долларов. Ежедневно через канал проходит до 45 судов.

Побывать в Панаме и не увидеть Панамский канал – значит не побывать в Панаме. Сегодня мы рассказываем об этой достопримечательности, а также делимся советами о том, как лучше посетить Панамский канал самостоятельно.

Панамский канал. Факты.

Для тех, кто никогда особенно не интересовался Панамским каналом, он может показаться небольшим ручейком, который соединяет Тихий и Атлантический океан. На самом деле его длина составляет около 80 км, которые суда проходят за 8-10 часов. До недавних пор ширина канала в местах шлюза составляла 34 метра. Благодаря открытию нового ответвления, которое состоялось в июне 2016 года, канал теперь может пропускать суда шириной 55 метров и глубиной под ватерлинией более 18 метров.
Канал состоит из системы шлюзов (ворот), которая, если двигаться со стороны Карибского моря, вначале повышает уровень воды на 26 метров над уровнем моря в районе Гатуна. После прохода основной части уровень воды понижается с помощью шлюза Педро Мигель (9,5 метров) и системы шлюзов Мирафлорес (две камеры 16,5 метров).

Электрификация объекта выполнена в том числе с помощью двух гидроэлектростанций, мощностью 22.5 и 36 МВт, расположенных в Гатуне и возле Miraflores.

История постройки Панамского канала.

Идея постройки канала впервые упоминается в 16-м веке, а история его согласования и строительства сопровождалась политическими и экономическими противостояниями таких стран как США, Испания, Великобритания, Франция. Сейчас аналогичный канал собираются прорыть через Никарагуа: проект принят относительно недавно – в 2014 году.
В 1879 году разработчик Суэцкого канала, французский дипломат Фердинанд де Лессепс, начал кампанию по строительству Панамского канала. В результате в 1881 году в Панаму прибыли французы и в 1882 году начали работы по выемке грунта. Таким образом, 1882 год можно считать началом строительства канала.

Первоначальным планом было постройка канала шириной 22 метра и глубиной 9 метров. Интересно, что проект не включал в себя систему шлюзов: канал должен был естественно соединять два океана с одним уровнем моря, что означало срезку перешейка и глубокие раскопки. Помимо инженерных трудностей, строительство было осложнено эпидемией желтой лихорадки, финансовым кризисом, а также судебным скандалом, в котором многие политики, в том числе и Фердинанд, были обвинены в получении взяток.
В результате проект выкупили американцы, которые приняли ключевое решение использовать систему шлюзов для уменьшения работ по выемке грунта. За семь лет на сухих разработках было выкопано 153 миллиона кубических метров земли. Работы включали в себя также бурение и взрыв горных пород.
Для увеличения глубины канала применялась различная техника, в том числе и корабли. Данное судно специально построено в Шотландии и приступило к работе в 1912 году. Цепь с 52 ковшами позволяла выкопать более 1000 тонн материала менее чем за 40 минут.

10 октября 1913 года президент США Уилсон по телеграфу скомандовал о взорвать оставшуюся небольшую часть суши, которая разъединяла Атлантический и Тихий океаны. Первым кораблем, прошедшим канал еще на стадии работы, был плавучий кран Александре Ле Валле. Это случилось в январе 1914-го. В августе этого же года его путь повторил грузопассажирский корабль Кристобаль. Официальным же открытием канала считается 15-е августа 1914 года и проход грузового корабля Анкон .

Как посетить Панамский канал.

Немногие знают, что проход кораблей через Панамский канал можно увидеть в нескольких местах: в Колоне (ворота Гатун) и около Панама-Сити (ворота Мирафлорес). Гатун выгодно отличается дешевизной посещения и отсутствием толп туристов. С другой стороны, эти плюсы абсолютно перечеркиваются минусами. Колон – один из самых опасных городов в Панаме. Мы часто скептически относимся к страшилкам из Лоунели Плэнет, где также написано, что в Колон не стоит ехать, так что поначалу планировали его посещение. Однако после разговора с местными мы бросили эту затею. Колон оказался действительно опасным, и нам сказали, что даже на вокзале существует вероятность ограбления. «Как повезет», – резюмировала одна из наших случайных местных попутчиц.
Если у вас куча времени в Панаме, вы можете совершить проход через канал на судне. Есть коммерческие предложения, но можно также наняться волонтером на яхту, ожидающую своей очереди. Существуют специальные сайты, где владельцы яхт ищут себе команду. По Панамским законам на любом судне должно быть четыре матроса швартовой группы, а их услуги стоят недешево – от 50 долларов, поэтому капитаны и владельцы ищут искателей приключений. Можете загуглить Panama canal transit line handlers или посмотреть на сайте http://www.panlinehandler.com/ . У нас даже возникал вариант с каучсерфингом на такой яхте, но, к сожалению, совсем не подходил по датам.

Есть еще возможность прокатится на специальном поезде вдоль канала. Нам тяжело сказать, что там можно с него такого увидеть, чтобы платить довольно приличные деньги.

В итоге, мы поехали, как и большинство, на Мирафлорес. Добраться туда можно со станции Альбрук, которая наверняка знакома самостоятельно прибывающим в Панама-сити туристам. Автобус на Мирафлорес отправляется каждый час в.00 (выход F), и, о чудо, на табло написано Мирафлорес (обычно логистика в Панаме не так уж проста). Автобус довозит вас до самого комплекса Мирафлорес, стоимость билетов на вход для нерезидентов составляет 15 долларов, детский – 10.

Несмотря на техническую возможность одновременного обслуживания кораблей в двух направлениях, с утра корабли идут в сторону Карибского моря (Атлантики), а после обеда обратно, в сторону Тихого океана. Канал рекомендован к посещению с 9.00 до 11.00 и затем после 13.00. Мы опоздали на первый промежуток из-за затыков с завтраком в гостинице. Немного скоротать время удалось посещением музея и просмотром коротенького фильма о строительстве Панамского канала. Сеанс на английском начинается каждый час в.50, на испанском – в.20 минут.
Музейный комплекс включает в себя магазин сувениров, а также музей с экспозицией, где самым интересным показалось видео прохождения канала с рубки капитана.

Несмотря на все эти развлечения, нам пришлось ждать прохода кораблей еще около трех часов. Между тем, местный персонал с помощью репродукторов рассказывал некоторые факты про канал, а также информировал о вероятном времени прибытия корабля. Вообще поначалу было интересно слушать, также люди с рупором говорили, что сейчас не сезон, но потом эта пластинка стала реально утомлять и раздражать. В нашем случае движение предполагалась с двух часов, по факту случилось и того позже – в три.

Существует несколько возможностей понаблюдать за кораблями. Во-первых, это большая дека на 4-ом этаже. С нее мы наблюдали, как прогулочные кораблики с туристами, заплатившими по 150 долларов за билет, проходят канал с середины.

На втором этаже есть маленький амфитеатр с креслами, как на стадионе. Нам предстояло ждать еще часа три, поэтому мы туда и приземлились. Правда нас терзали сомнения, будут ли так все чинно восседать во время прохода кораблей. Работники центра заверили, что так и будет. Наивные… Ближе к трем народ все прибывал и прибывал, и просто становился возле ограды.

Перед самым прибытием работники с рупором попытались вразумить людей, но после безуспешных попыток быстро ретировались. Мы специально заняли места с краю, чтобы иметь в случае чего обзор в сторону захода кораблей. Но самые умные зрители становились на ступеньки, и их было не сдвинуть. Так что то и дело пришлось привставать, чтобы сделать фото или вообще спускаться вниз и протискиваться внаглую.

Наверное, оптимальным вариантом для наблюдений стоит признать кафе на третьем этаже. Но как забронировать столик и ждать, и какая там вообще политика в этом плане, мы не знаем.
И вот все оживились. В колонках, мы услышали о приближении корабля. Все стали щелкать камерами несмотря на то, что судну было еще плыть и плыть.

Проход корабля конечно интересен и завораживает. Судно заходит в шлюзовую камеру и останавливается, после чего за ним закрываются первые ворота.

Затем из камеры откачивается вода, и судно незаметно опускается вместе с ней. По фотографиям вы можете сами видеть начальный и конечный результат. Как мы уже писали, на этих воротах суммарный перепад составляет 16.5 метров.

Когда уровень воды в двух камерах становится одинаковым, ворота перед кораблем открываются, и он продвигается в следующую камеру. Двигаться судну внутри канала помогают локомотивы или «мулы», как их тут называют.

Последние ворота корабль проходит достаточно далеко от обзорной площадки, по тому же сценарию, что и предыдущие ворота, поэтому на это уже почти никто не обращал внимание.

Таким образом, нам удалось посмотреть, как шли три корабля. Это было впечатляюще. Мы провели здесь почти день и немного утомились от жары, ожидания, людей, которые не могли сидеть спокойно, но все равно оно того стоило. Мы отправились на Панама Бэй, чтобы поужинать у океана, и по пути даже умудрились обогнать уже знакомый нам корабль.