Домой / Основные настройки / Цвет. Подробнее информация по цвету здесь-основы цветоведения

Цвет. Подробнее информация по цвету здесь-основы цветоведения


или community.livejournal.com/arts_education/5 857.html
а последующие интересны как продолжение.
Тема пятого занятия -
тройной композиционный анализ цветной репродукции.
Это значит что с каждой цветной репродукции мы сделаем три композиционных схемы: тоновую, цветовую и линейную. До сих пор, говоря о композиции, мы мы рассматривали только один ее вид - тоновую двухкомпонентную композицию. Теперь мы рассмотрим еще два вида двухкомпонентных композиций: цветовую и линейную.
Цветовая композиция. Если в тоновой (черно-белой) композиции составляющими ее компонентами были черные и белые пятна, то в цветовой композиции это будут "теплые" и "холодные" пятна.
Теоретически любой цвет можно составить из красного, желтого, голубого, черного и белого цветов. Черный, белый и смешанные из них серые цвета относятся к ахроматическим (в буквальном переводе - бесцветным) цветам. Они не имеют собственной теплоты.
Три хроматических цвета (красный, желтый, голубой), будучи попарно смешаны, дают основные цвета спектра, которые делятся на две две группы - теплые и холодные. Теплые: желтый, оранжевый, красный. Холодные: фиолетовый, голубой, зеленый.
Взаимодействие хроматических цветов друг с другом и с ахроматическими цветами можно представить в виде цветового круга.

Смешиваясь по кругу в различных пропорциях, основные цвета дают различные цветовые градации. К центру цветового круга они, смешиваясь с белым, светлеют, становятся бледней. Удаляясь вовне цветового круга, они темнеют и становятся "грязней". Эти эволюции показаны справа на примере голубого цвета.
Если мы разделим цветовой круг по горизонтали пополам, то в верхней его части будут находиться теплые цвета со всеми возможными градациями, а в нижней - холодные.
Ахроматические черный, белый и серые не входят в это деление, но о них немного позже.
Цветовой композиционный анализ.
Сначала найдем в репродукции самое теплое пятно и самое холодное. Затем найдем цвет средний по теплоте между двумя этими цветами.
Имейте в виду, что в изображении может отсутствовать значительная часть цветового диапазона, поэтому мы берем не абсолютное "табличное" значение теплоты, а относительное. Нас интересуют только цвета присутствующие в данной репродукции.
Теперь все что теплее среднего цвета равномерно закрашиваем теплым цветом, например, желтым, а все что холоднее - холодным, например, синим. Напоминаю, что контуры предметов будут сливаться, но это не должно смущать Вас, теплые цвета не должны в репродукции быть светлыми, но мы в любом случае закрасим их желтым, то же и в случае холодных. Нас интересуют только теплые и холодные пятна, а не темные и светлые.
Средний цвет решим в ту сторону, в которую это выгоднее для композиционной схемы, но в пределах одной схемы это один цвет - либо желтый, либо синий.
Теперь об ахроматических цветах. Черный, белый и серые воспринимаются в зависимости от цветового окружения. Например, черное пятно на желтом фоне воспринимается как холодное, так как оно бесспорно холоднее любого теплого цвета. Если, например, в изображении присутствуют только холодные и ахроматические цвета, то последние работают как теплые.
Линейная композиция.
В линейной композиции в качестве составляющих компонентов выступают показатели насыщенности изображения линиями: густота и пустота. Линейная композиция в чистом виде представлена в линейной графике. Но она не является суррогатом черно-белой композиции. В линейной композиции гораздо большее значение приобретают движение, ритм и пластика. В этом отношении линейная композиция обладает неизмеримо большими выразительными возможностями, поэтому она и выделена как особый вид.
Линейный композиционный анализ.
При линейном композиционном анализе полноцветного изображения в качестве линий выступают границы пятен. Близкие по тону и цвету пятна следует считать одним пятном.
Основные закономерности построения композиции, рассмотренные ранее относительно тоновой (черно-белой) композиции (см. занятие первое), действуют аналогично в цветовой и в линейной композиции.
Сделайте 3-4 тройных композиционных схемы, каждую тройку расположите на одном листе. Ответьте на вопросы: где находится композиционный центр и каким способом он выделен - для каждой схемы. При этом надо учесть, что композиционный центр может вообще отсутствовать в какой-либо из схем в тройке. Обычно при удачной композиции три композиционных схемы, накладываясь друг на друга, работают на выделение общего композиционного центра. Либо одна из схем работает, а другие не мешают ей, являясь нейтральными и, возможно, монотонными. При полноцветной живописи с натуры чаще всего главную нагрузку несет черно-белая композиция.

Обучая детей основам композиции в вышивке, мы предлагаем ознакомить их с понятиями «формат», «фактура», «цвет», и некоторыми закономерностями расположения декоративных мотивов.

Формат, масштаб, форма


Формат, масштаб, пространственные зоны декоративного поля. Раскрытие «конструктивной идеи», развитие сюжетного действия и ритмического рисунка художественного произведения осуществляется в определенных пространственных границах. Речь идет о формате композиции. Понятие «формат» включает сведения о форме, размере и пропорциональных отношениях сторон изобразительного поля.

Формат – это не случайная пассивная поверхность художественного произведения. Он имеет определенные границы и свойства. Это не просто специфический инструмент художника, со своим диапазоном тональностей, но и действенное средство выявления его творческой концепции.



Художник-декоратор не всегда сам выбирает формат, но всегда должен осваивать его, учитывая все особенности геометрии.

Выявление характерных свойств формата или, по выражению Б.П. Виппера, «языка формата», является необходимой ступенью композиционного поиска. В зависимости от выбора формата изображение приобретает состояние динамики или статики, определенный ритмический лад и эмоциональный тон. Б.Р. Виппер рассматривает формат как некую пространственную формулу художественного образа. (Виппер, 386)


Обратим внимание, что уже сама геометрия формата настраивает нас на восприятие художественного произведения. Горизонтально вытянутый формат более пригоден для повествовательной композиции, для последовательного разворачивания действия и движения вдоль зрителя. Квадратный формат, напротив, останавливает динамику действия и придает композиции характер сосредоточенной торжественности. В вертикально вытянутом формате, когда высота значительно превышает ширину, композиция приобретает выраженную динамику, сильную тягу вверх или вниз. Это позволяет достичь монументальности, торжественности и величия композиции.

Формат диктует свой специфический декоративный и содержательный ритм. Он может придавать композиции определенный эмоциональный настрой. Композиция в слегка вытянутом вертикальном формате обычно несет бодрость и радость. Квадратный или круглый формат соответствует спокойствию, глубокой концентрации чувств и мыслей. Исследуя характер формата, художнику необходимо обратить внимание на пространственные зоны (полюса) декорируемого поля. Это: «верх» и «низ»; «правое» и «левое»; «центр» и «периферия».

Восприятие зрителем «верха» и «низа» композиции связано с действием гравитации. Различные пропорциональные отношения этих зон при членении поля могут значительно повлиять на восприятие одного и того же формата. Явное акцентирование одного из указанных гравитационных полюсов в композиции может вызвать несогласованность с характером формата или придать ему новые неожиданные качества. Напомним, что настроение художественного произведения зависит не только от геометрии формата, но во многом от выбора мотива, его размера, пластики, фактуры, цвета и способа размещения. Мы видим, что в соответствии с законами композиции, формат не только подчиняет себе изображение, но и сам испытывает его активное влияние.



Отличительной особенностью текстильной композиции является то, что гибкая поверхность ткани не всегда ощущается нами как плоскость. Она может затейливо драпироваться в занавесях, бантах и платках или плотно облегать объемную форму в костюме, головных уборах, перчатках, обуви. При этом обычное восприятие формата несколько изменяется. Но, несмотря на трехмерность и порой довольно сложную форму изделия, основным пропорциям его силуэта (формату) соответствуют описанные образные характеристики. Например, такие силуэты головных уборов, как: высокий, приплюснутый или близкий к квадрату производят неодинаковое впечатление. Эмоциональное воздействие заданного формата можно усилить или ослабить с помощью точно выбранного мотива и общего композиционного решения изделия.

Немаловажное значение в восприятии текстильной композиции имеют ее реальные размеры, которые варьируются в довольно широком диапазоне. В основном размеры вышитых предметов соответствуют масштабам человека. Однако существует много миниатюрных объектов украшенных изящной шелковой или коттоновой вышивкой. Среди них: пуговицы для камзолов и другой одежды, броши, игольницы, предметы для кукольных домиков. Их размеры иногда не превышают двух сантиметров. А габариты некоторых вышитых монументальных панно достигают в длину 9,20 и ширину 4,05 метров. (Польша). Знаменитый «гобелен из Байё», имеет длину 68,38 метров, а ширину 48-50 см. Существовали и более длинные изображения. Каждому размеру обычно соответствует определенный масштаб ведущих мотивов и основных фактур.


Даже самый привычный и простой формат, в виде прямоугольника или квадрата, дает художнику большой выбор вариантов компоновки. Например, нам необходимо декорировать вышивкой квадратную столовую салфетку. В качестве мотива, мы взяли «снежинку». Для начала вспомним основные зоны активного восприятия изобразительной плоскости: вертикаль, горизонталь, диагонали, их пересечение – центр поля, четыре угла и периметр. По всем этим линиям, в местах их пересечения или встречи, можно располагать рисунок. Композиция может быть симметричной или асимметричной, но обязательно должна быть уравновешенной. Если мы выбрали крупный масштаб изображения, то его лучше поместить в центре, если средний – то по углам или четыре элемента единым блоком посредине салфетки.


Мелкомасштабные мотивы группируются различными способами: плотно или с интервалами заполняют поле, размещаются фризом по кайме, оставляя середину свободной. Варианты фризовой композиции по ширине и метрической или ритмической организации элементов тоже многообразны. Совсем маленькие мотивы легко объединить в любую силуэтную форму (круг, кольцо, снежинка) и поместить ее в центре композиции. Можно разбросать их как точки по всему полю равномерно. Они будут составлять четкую геометрическую структуру или располагаться хаотично. Если точечные мотивы рассеиваются или сгущаются от центра к краям, получается эффект тональных переходов. Ясность и выразительность композиции зависит не только от размера и расположения мотивов орнамента, но, во многом, от величины интервалов между ними. Пропорциональные отношения всего узора к свободному пространству фона являются особенно важными в композиции.

Декоративное изображение может иметь различные типы силуэта: глухой, открытый и ажурный. Опытные мастера изобретательно сочетают все типы силуэта, создавая архитектонически крепкую композицию с особой живописной выразительностью. Впечатление от вышивки станет иным, если нюансные цветовые сочетания изменить на контрастные отношения или поменять характер фактур. Мастера художественного текстиля используют самые различные швы. Это дает возможность импровизировать и находить новые варианты разрабатываемой темы. Декорируя удлиненную прямоугольную салфетку орнаментами, мы учитываем пропорции ее сторон, которые могут составлять: полтора, два или три квадрата. Располагаем узор так, чтобы он не противоречил форме, а наилучшим образом выявлял особенности такого формата.

В очень вытянутом прямоугольнике полотенца, узор располагается поперек его длины и как бы «стекает» к краям, образуя нарядную кайму. Рисунок располагается зеркально на обоих концах формата. Чистое пространство посередине подчеркивает первозданность материала и выявляет основную функцию предмета. Компоновка сюжетного изображения в прямоугольном формате учитывает гравитационные полюса: верх – низ, правое – левое. Соподчиняя второстепенные детали главным, мы акцентируем основные смысловые элементы. В церковных пеленах изображение располагается в центральной части и завершается шрифтовой, орнаментальной или однотонной каймой. Такие композиции могут иметь более сложную форму, например, в виде креста и объединять в себе несколько композиционно завершенных частей (н., покровцы).


В светском искусстве примеры компоновки вышитых изделий, как и их формы, еще более разнообразны. Единая композиция костюма или ансамбль интерьера включают много самостоятельных деталей. Современные художники объединяют серии вышивок в общую композицию (полиптихи). Структурные связи в таких композициях возникают уже не только в пределах одного изображения, но и между его самостоятельными частями. Одни композиции строятся по принципу «общего плана», объединяя в поле зрения несколько изображений. Другие, приближая к нам небольшой фрагмент орнамента, представляет его «крупным планом». Изучая композицию различных текстильных объектов, созданных мастера- ми, мы обогащаем свой личный опыт их творческими находками и открытиями.

Сама форма декорируемой вещи вызывает определенные образные ассоциации. Русский кокошник напоминает полумесяц, а в названиях кроя одежды часто употребляются образные выражения: солнце-клеш, рукав-фонарик, галстук-бабочка. Формат может выполнять и символическую функцию. В церковном искусстве, например, длинный узкий орарь дьякона символизирует крыло ангела, а соединенные вместе полосы епитрахили и омофор означают овцу, которую несет на себе пастырь. Шитые покровцы на потир и дискос представляют собой разнообразные формы равностороннего креста, а «накидка» схимника с вышитыми крестами, священными текстами и образами херувимов имеет форму сильно удлиненного креста. Формы предметов украшенных художественной вышивкой весьма разнообразны. Достаточно вспомнить разные детали одежды, конструкции головных уборов и обуви.


Обычно художник работает с готовым форматом, но если вышивка сочетается с аппликацией или лоскутной техникой, то в процессе свободного творчества он может изменять формат, размер и структуру композиции. Мастер трансформирует изделие, добавляя или переставляя фрагменты, обшивает изделие каймой, накладывает его на основу, большего размера, иногда декорирует бахромой или кистями.


Фактура, текстура и структура вышивки.


Привлекательность вышивки, ее красота и выразительность зависят не только от сюжета или мотивов орнамента. Ее художественные качества проявляются в колорите, фактуре и структуре изделия.

Фактура (от лат. factūra - обработка, строение) - характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных и прикладных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре. В вышивке существует много различных типов фактур, например: крупные-мелкие, ажурные-глухие, плоские-рельефные и другие. Под фактурой также понимают декоративно-прикладные характеристики поверхности различных материалов с тактильно-визуальной точки зрения, например: гладкая, шероховатая, пушистая, колючая.








Текстильные материалы, используемые для вышивки (шелк, бархат, холст), имеют неодинаковую фактуру поверхности. Мягкая и пушистая шерстяная пряжа, гладкая и блестящая шелковая нить или сверкающая множеством мелких бликов металлическая канитель отличаются зрительно и на ощупь. В местах вышивки ткань обычно приобретает новые эстетические качества. При этом часто кардинально преобразуется ее структура и возникает текстура не похожая на исходную. Но, иногда, стежки укладывают в точном соответствии со структурой ткани, не меняя ее фактуры так, что орнамент кажется вытканным, а узор выделяется только за счет цвета – «Petit Point».

Фактуры традиционных техник вышивки очень разнообразны. плотные параллельные стежки узоров «счетной глади», укрупняют масштаб фактуры и выделяют рисунок на фоне мелких ячеек основы. Белая гладь с настилом и золотная вышивка формируют фактурные орнаменты, а стеганые изделия могут иметь, довольно заметный, почти скульптурный рельеф «Трапунто».

Джеки Карди. Цветной войлок, апликация, вышивка


Кэйт Уэллс. Птицы в полете. Фрагмент. Машинная вышивка


Кэйт Уэллс. Летнее поле. Фрагмент. Машинная вышивка на полотне


Совершенно не похожи друг на друга ажурные вышивки:
«Ришелье», с кружевными растительными узорами и «Хардангер», отличающийся конструктивностью прямоугольных модулей орнамента и плотным контуром точных геометрических форм. Народные вышивки часто украшаются кисточками, бахромой и мягкими шариками из пряжи. Такие детали придают поверхности живую подвижность и изменчивость. Использование декоративных объемных элементов: бус, пуговиц, стеклышек обогащает вышивку, разнообразит фактуру, делает ее броской и заметной.

Современные художники применяют в своем творчестве не только фактуры классических старинных вышивок, но и открывают новые приемы создания выразительных текстильных поверхностей. Многообразию необычных фактур способствует появление новых материалов и технологий их обработки.

Объединение разных техник в одном произведении открывает новые эстетические возможности художественного текстиля. Технологи изобретают фактуры, имитирующие твердые, ломкие или текучие материалы. Это позволяет ощутимо передать в композиции самые разные явления природы и состояние души.

Для вышивки используются также реальные жесткие основы или совершенно прозрачные материалы. Все это расширяет возможности ее как искусства. Вышивка на перфорированном металле или металлической сетке выглядит и ощущается нами совершенно иначе, чем на ткани.

В текстильной композиции необходимо учитывать следующие особенности восприятия:

  • соседние фактуры зрительно влияют друг на друга, усиливая или ослабляя производимый художественный эффект;
  • увеличение или уменьшение размера вышивки требует использования других по масштабу материалов и приемов работы;
  • текстильные текстуры являются одним из важных факторов в создании художественного образа.



Они могут производить впечатление нежных или грубых, теплых или холодных, жестких или мягких, упругих или гибких. Поверхность изделия за счет пассивности или активности его фактуры может успокаивать, возбуждать или даже раздражать человека. С помощью фактуры можно придать произведению черты респектабельности или эпатажности.



В искусстве важно найти точную меру различия или сходства используемых материалов. Слишком контрастная по масштабу, рельефу и динамике линий фактура вышивки может выглядеть грубо, а чересчур нюансная будет трудно различимой и вялой. Задача художника подобрать соразмерные, выразительные сочетания фактур, вызывающие яркие зрительные впечатления и приятные тактильные ощущения.

Созерцание фактур и прикасание к ним, рождает ассоциации, вызывает различные чувства, наводит на мысль, побуждает к действиям. Текстильная фактура притягивает внимание, удивляет, радует или отталкивает. Например, скучная, вялая, однообразная оставляет равнодушным, а слишком неоднородная, с большим перепадом масштаба и ощущения веса беспокоит.



Для художника нет «некрасивых» цветов, а есть неприятные или неуместные их сочетания. Так же, в искусстве нет «нехороших» фактур, важно лишь, чтобы они гармонично сочетались друг с другом и соответствовали замыслу автора.

Текстура - преимущественная ориентация элементов, составляющих материал. Текстуру можно наблюдать, например, в обыкновенной ткани: переплетение волокон образует характерный рисунок.



Структура - внутреннее, пространственное строение пряжи, ткани, кружева и не тканых материалов. Понятие «текстильная структура» обычно отражает характер переплетения нитей основы и утка, способ организации стежков вышивки в системе орнамента. Композиционной структурой мы называем взаимосвязь всех элементов композиции, которая выявляет общую архитектонику изделия.


Цветовые сочетания


Вышивка может быть одноцветной и многоцветной. В многоцветных народных вышивках часто преобладает один или два цвета, которые определяют общую красочность и становятся ведущими. Другие цвета только дополняют цветовую гамму, оживляют, подчеркивают и выделяют основной тон. Многоцветные вышивки поражают целой симфонией красочных сочетаний, проникнутых радостным восприятием жизни.

Пользуясь одними белыми нитками, можно добиться большого художественного эффекта, создавая игру света и тени на поверхности одноцветного орнамента. Переходы одного цвета в другой бывают контрастными или очень нежными, когда граница между оттенками смягчается тем, что нити одного цвета заходят между нитями другого цвета.

Ахроматические сочетания


Ахроматические сочетания цветов включают белый, черный и все оттенки серого тона. В текстиле к ним можно отнести очень распространенные виды шитья «белым по белому» и черной нитью на белой основе.

Реже, встречаются черный узор на черном фоне или серый на сером. Такие сочетания используются в декорировании поясов, скуфеек и подрясников для монахов и священства. Современные дизайнеры предлагают модели мужских рубах с белой вышивкой на черной ткани. В однотонных сочетаниях (белый–белый или серый-серый) выразительность композиции достигается за счет разности фактур (матовая–блестящая, плоская–рельефная, глухая-ажурная). Четкий графический рисунок и сильный контраст по светлоте, придают черной вышивке выразительные художественные качества.


Примеров вышивки белыми нитями по белому полотну или канве довольно много. Среди них ажурные вышивки: «Ришилье», «Хардангер», «Хедебо», «Вологотские стекла», Тверская строчка, Швальмская и Дрезденская белая вышивки, разные виды мережки. Красивым белым рельефом отличаются стеганое шитье «Трапунто» и популярная белая гладь с растительным или геометрическим орнаментом.

В старинной европейской вышивке Black White (черная работа) тоже используется ахроматическое сочетание тонов. Она выполняется исключительно черными нитями по белому холсту. Стежки разной плотности создают эффект постепенного перехода от светло-серого тона до насыщенного черного.

В народной одежде вышивка черными нитями выполняется разными техниками и имеет большое разнообразие композиционных вариантов. Узкие полоски геометрического или растительного орнамента, составляют скромный и выразительный декор мужских рубах и женских сорочек. В украинском костюме плотным черным узором расшивают оплечья или всю длину рукавов. Очень активный контраст черного и белого, в таких композициях, успокаивается фрагментами полихромной вышивки и уравновешивается обилием ювелирных украшений и текстильных подвесок, обычно дополняющих женский костюм.



В старинных костюмах сумской области встречается нежная вышивка, напоминающая тонкое светло-серое кружево с узкими бордюрами из мелких цветочных мотивов насыщенного черного цвета. Воронежская черная вышивка имеет красивую геометрическую структуру рисунка с «гребешками» и «елочками» по краям узора.


Это придает ей особое своеобразие. Строгая графика черного узора подчеркивается соседством полихромной вышивки.



При сочетании в узоре красного и черного цветов композиция приобретает торжественное звучание колорита. Такое сочетание характерно для вышивки многих районов Украины, России и Белоруссии.

Монохромная композиция


Монохромная композиция строится на градациях одного цвета (золотистого, голубого или красного). В старинных вышивках многих народов самым любимым был чистый, яркий красный цвет. Трудно себе представить красочный народный праздник без богатства цветовых сочетаний и их оттенков. Разнообразие переходов цвета достигается не только с помощью красителей, но главным образом, за счет плотности стежков, структуры мотивов и интервалов между ними. Народная фантазия создала такое многообразие узоров и вариантов их компоновки, что при кажущемся сходстве, невозможно найти две совершенно одинаковые композиции.

Одаренные «дизайнеры» прошлых веков чувствовали все композиционные нюансы. Они умело использовали разные типы силуэта, создавая ансамбль с ясной структурой. Легко убедиться в этом, рассматривая любую сохранившуюся старинную вещь: полотенце, фартук или весь ансамбль народного костюма. Для разграничения участков декорируемого изделия (иногда довольно сложной формы) и выявления его конструкции мастерицы использовали полоски однотонного кумача, сочетая его с мережками и кружевом.

Удивительные по замысловатости свободные формы красного «Орловского списа», строго организованны в формате изделия. Вариации структур «бранок» внутри контуров завораживают своим разнообразием. Каргопольская вышивка дает примеры сложных композиционных решений. Основной красный цвет в них дополняется вкраплениями других тонов, от чего узор становится еще более драгоценным. Заонежская красная вышивка отличается тем, что кумачевая ткань служит фоном, а стилизованные растительные мотивы выполняется тамбурным швом белыми нитями.

Редко встречающаяся красная вышивка на черном фоне имеет символический смысл. Этим приемом выполняют изображения херувимов, крестов и священные тексты на монашеском облачении «высшего ангельского чина схимы». Чаще такое облачение исполняется в черно-белом варианте. Ярким примером монохромной вышивки, предлагающей большое разнообразие геометрических мотивов, является традиционная японская вышивка «Сашико». Симметричное повторение одинаковых модулей, создает бесконечный орнамент или однородную среду с различной пластикой линий и плотностью заполнения поверхности.


Художественная выразительность этой вышивки достигается за счет вариаций белых узоров на синем фоне. Монохромные сочетания характерны для Ассизской вышивки, где рисунок создается, за счет заполнения фона одним цветом и для цветочных узоров вышитых голубой шерстью из деревушки Дирфилд (США).


Теплые яркие цвета применяются для выявления активных элементов композиции. Холодные цвета визуально удаляют их. Цвет активно действует на психику человека, способен вызывать самые различные чувства и переживания: радовать и огорчать, бодрить и угнетать. Цвет действует на человека независимо от его воли, так как до 90 % информации мы получаем посредством зрения. Экспериментальные исследования показывают, что наименьшая утомляемость глаз возникает при наблюдении цвета, относящегося к средней части спектра (желто-зеленая область). Цвета этой области дают более устойчивое цветовое восприятие, а крайние участки спектра (фиолетовые и красные) вызывают наибольшую утомляемость глаз и раздражение нервной системы.

По степени воздействия на психику человека все цвета разделяются на активные и пассивные. Активные цвета (красный, желтый, оранжевый) действуют возбуждающе, ускоряют жизнедеятельные процессы организма. Пассивные цвета (синий, фиолетовый) оказывают противоположное действие: успокаивают, вызывают расслабление, снижение работоспособности. Максимальная работоспособность наблюдается при действии зеленого цвета.

Естественна потребность человека заключается вцветовой гармонии = подчинении всех цветов композиции единому композиционному замыслу . Все многообразие цветовых гармоний можно разделить на нюансные сочетания, основанные на сближении (идентичность тональности, светлоты или насыщенности), и контрастные сочетания, основанные на противопоставлении.

Существует семь вариантов цветовой гармонии, построенных на сходстве:

1. одинаковая насыщенность при разных светлоте и цветовом тоне;

2. одинаковая светлота при различных насыщенности и цветовом тоне;

3. одинаковый цветовой тон при различных насыщенности и светлоте;

4. одинаковые светлота и насыщенность при разном цветовом тоне;

5. одинаковые цветовой тон и светлота при разной насыщенности;

6. одинаковые цветовой тон и насыщенность при разной светлоте;

7. одинаковые цветовой тон, светлота и насыщенность всех элементов композиции.

При изменяющейся тональности гармонии можно достичь путем сочетания двух главных и промежуточного цветов (например, желтого, зеленого и горчичного) либо при контрасте тональности. Контрастные сочетания составляют из дополнительных цветов (например, красного с холодным зеленым, синего с оранжевым, фиолетового с желтым...) или из триад, включающих цвета, равноотстоящие на цветовом круге (например, желтый, пурпурный, зелено-синий, красный, зеленый и сине-фиолетовый). Цветовую гармонию образуют не только сочетания хроматических цветов но и насыщенных хроматических с ахроматическими (синего и серого, коричневого и серого и так далее).



Упражнения еще...

1. Выполните зарисовку природного мотива линией и пятном

2. Выполните тематическую композицию, используя графические средства выражения- линию, пятно, точку

3. Из свободно размещенных в пространстве предметов составьте уравновешенную композициюнатюрморта, не прибегая к перспективным сокращениям предметов и пространственным планам

8. Расчлените плоскость круга, вписанного в квадрат (черно- белое решение), и из расчлененных кругов составте раппопортную композицию. Можете то- же самое проделать и с другими геометрическими фигурами.

Художник и композиция

Теперь речь пойдет не о том, как составить композицию, а скорее о силах, побуждающих созидать ее. Эти силы намного сильнее и работоспособнее, чем бы вы досконально и приделяя множество часов изучали технические моменты ее создания, но скупясь вкладывать в процесс хоть капельку своей души. Это сильная мотивация, побуждающая сила. Вы- художник, независимо от того, какими знаниями и навыками обладаете и на каком этапе развития находитесь. Вы- ХУДОЖНИК, творческая личность. Перед созданием композиции, любой, вы вынашиваете идею, думаете, ощущаете эмоции, наблюдаете ее созидание еще внутри себя. Некоторым из нас она снится во сне, некоторые из нас день ото дня пребывают под воздействием этого волшебного процесса, иногда он просто мешает нам жить как все обычные люди, потому как мы творим с самого начала ее еще внутри себя. Любая композиция, любое творение это сублимация тех ощущений и переживаний, которые сопровождают художника и растут в нем, в его сознании. И вот, однажды, в один момент, вы понимаете, что вот оно, творение, оно теперь может родиться на свет и вы поняли, наконец, что должны делать. И композиция- рождается. Теперь ничто не может остановить ваш творческий процесс. А по большому счету, композиция это- настроение художника, мысли, та самая идея, которую он выплескивает на безжизненную плоскость листа или холста, заставляя их ЖИТЬ своей, своеобразной жизнью, не похожей на все остальные. И даже если художник не очень силен в изучении законов составления композиции на листе, творческая сила созидания во много раз сильнее, все остальное-дело наживное . Не бойтесь выражать свои мысли и ощущения. Дерзкие и простые, загадочные и злые, радостные и фантастические....никто не расскажет о ваших мыслях лучше, только вы сами.


М.Грюневальд. Распятие

Предлагаю вашему вниманию конспект книги Иттена — и надеюсь он окажется полезен. Безусловно в книге важно все, но я постаралась выбрать главное из главного...Для теоретических знаний Иттен приводит метафору повозки — без основ нельзя начать движение в безграничное пространство цвета, но при этом повозка служит только опорой — не путеводителем — ибо в один момент проторенная дорожка кончается и мы уже «опираемся» на интуицию и внутренние чувства.
Иттен приводит множество упражнений на смешивание цветов. Только разглядывая цветные пятнышки на белой бумаге и пытаясь воспроизвести то, что описывается в книге, я осознала, насколько гениальны гениальные художники — насколько сложно с помощью смешивания красок добиться ОПРЕДЕЛЕННОГО чувства.

Характер цвета — это его положение или место в цветовом круге, или в цветовом шаре. Как чистые основные цвета, так и все их смеси обладают ясно выраженным характером. Каждое изменение цвета в результате одновременных влияний также создает новый, особый его характер.

Когда же мы хотим определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета, то мы говорим о его тональном качестве. Тон цвета может быть изменен двумя способами: или через соединение данного цвета с белым, черным или серым, или за счет смешения с двумя цветами различной светлоты.

Физика цвета

И.Ньютон разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым. Если мы разделим спектр на две части, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.

Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета - красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому.

Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.

Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зеленым светом, то бумага покажется нам черной, потому что зеленый цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.

Цвет и цветовое воздействие

Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету - черному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам.

Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на черном воспринимается светлым.

Красный квадрат: на белом кажется очень темным и ослабленным; на черном — светлым и интенсивным.

Серый квадрат: на ледяном синем станет красноватым, в окружении красно-оранжевого - синеватым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно.

Если главным выразительным средством является цвет, то композиция должна начинаться с определения цветовых пятен, которые определят и ее рисунок.

Цветовая гармония

Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.

Гармония - это равновесие, симметрия сил. Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах.

Cредне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению. Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Все другие цветовые сочетания по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными.

Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов.

Субъективное отношение к цвету

Не только выбор и сочетания цветов, но и величина цветовых пятен и ориентация мазков могут быть весьма характерными для того или иного художника. Выбор направленности мазка выявляет характер мышления и выражения чувств. Цветовые пятна могут быть резко очерченными или «диффузными», сливающимися, или же неясными и неупорядоченными.

В среде художников можно наблюдать три различных типа отношения к проблемам цвета :
- художники «эпигоны» не ищут собственных цветовых решений, а скорее повторяют колорит своих учителей или других художников;
- «оригиналы» пишут так, как это подсказывает им личный вкус, и какой бы ни была тема их картин, их цветовое выражение всегда будет одинаковым;
- группа «универсалов» — художников, работающих с цветом на основе знания его объективных законов, каждая их композиция отличается своим собственным цветовым решением, соотнесенным с выбранной темой.

Двенадцатичастный цветовой круг

3 основных цвета первого порядка: желтый, красный, синий.
3 цвета второго порядка смешанных из двух основных: желтый + красный=оранжевый; желтый + синий=зеленый; красный + синий=фиолетовый. Цвета третьего порядка (смешение цветов первого и второго порядка): желтый + оранжевый=желто-оранжевый; красный + оранжевый=красно-оранжевый; красный + фиолетовый=красно-фиолетовый; синий + фиолетовый=сине-фиолетовый; синий + зеленый=сине-зеленый; желтый + зеленый=желто-зеленый.


Семь типов цветовых контрастов

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте.
Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своем роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

Контраст по цвету

Желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. Когда каждый цвет отделен друг от друга черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются.

Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний.

Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах - лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета.

На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран (пестрые вышивки, костюмы и керамика).


C.Боттичелли. Положение во гроб. Контраст темных цветовых пятен и светящегося тела Христа, контраст в одежде — глухого затемненного синего с горячим алым.

Выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.

А.Матисс. Портрет Янтарное ожерелье. Контраст чистых основных цветов — желтого, красного, зеленого, оранжевого

Контраст светлого и тёмного

В европейском и восточно-азиатском искусстве мы находим много произведений, которые построены исключительно на чистом контрасте светлого и темного. Этот контраст имел огромное значение в живописи тушью Китая и Японии.

Не следует путать насыщенность или чистоту цвета с его светлотой. Задание, суть которого в том, чтобы написать все цвета столь же светлыми, как и желтый, весьма трудно, потому что тот факт, что желтый цвет очень светел, познается не сразу. Другая трудность возникает также тогда, когда желтый цвет должен быть показан столь же темным, как красный и синий. Светлый желтый цвет при затемнении поневоле теряет свой характер.

Холодные цвета производят впечатление прозрачности и легкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми , в то время как теплые цвета, благодаря их непрозрачности , используются слишком темными .

Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета как бы родственными.

В противоположность живой вибрации многообразия хроматических цветов, ахроматические производят впечатление жесткости, недоступности и абстрактности. Однако когда в композиции участвуют и граничат друг с другом хроматические и ахроматические цвета одной светлоты, последние теряют свой нейтральный характер. Если в цветовой композиции белые, серые и черные цвета используются в качестве средства создания абстрактного впечатления, то в этой композиции не должно быть хроматических цветов той же светлоты, ибо в противном случае в результате симультанного контраста серый цвет будет производить впечатление хроматического цвета. Если в цветовой композиции серый цвет используется в качестве живописного компонента, то он должен быть той же светлоты, что и хроматические цвета.

Насыщенный желтый цвет является самым светлым из чистых цветов, а фиолетовый - самым темным . Каждая примесь черного или белого уменьшает их насыщенность.

Когда живописцу требуется, чтобы насыщенный желтый создавал максимальное впечатление, то вся композиция должна носить светлый характер, в то время как насыщенный красный или синий требуют общего темного решения композиции.

Отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от интенсивности освещения. Красный, оранжевый и желтый кажутся более темными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми.

Картина, написанная на контрасте светлого и темного, может быть выдержана в двух, трех или четырех основных тональностях. Если главные тональные группы или планы не соблюдать, то композиция теряет организованность, ясность и силу.


Ф.Сурбаран. Лимоны, апельсины и розы. Контраст светлого желтого и черного, светлого желто-оранжевого и темно-зеленого, выбеленного серого и черного.

Х.Рембрандт. Мужчина в золотом шлеме. Контраст многочисленных оттенков желтого — от бело-желтого до темного желто-оранжевого — и темных оттенков коричневого.

П.Пикассо. Гитара и кларнет на камине. Контраст белого, синего и черного; тусклого бирюзового и чистого синего.

Контраст холодного и тёплого

Научные исследования показали, что сине-зеленый цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует.

«красно-оранжевый» и «сине-зеленый» являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Они всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости от того, контрастируют ли они с более теплыми или холодными цветами. Сопоставления холодных и теплых цветов: холодный - теплый; теневой - солнечный; прозрачный - непрозрачный; успокаивающий - возбуждающий; жидкий - густой; воздушный - земной; далекий - близкий; легкий - тяжелый; влажный - сухой.

В природе более удаленные предметы всегда кажутся более холодными.


М.Грюневальд. Хор ангелов. Контраст холодного розово-белого и теплых лососево-розового (одежда ангела на первом плане), солнечного желтого (локоны ангела) и ярко-алого (задний план).


П.Ренуар. Бал в Мулен де ля Галетт. Контраст прохладных голубоватых, розоватых оттенков (платья), теплых желтоватых (шляпы кавалерова) и теплых желто-зеленоватых оттенков.


П.Сезанн. Яблоки и апельсины. Контраст ледяного серовато-белого и раскаленного оранжевого (ваза с апельсинами), теплых желто-оранжевых оттенков, красного и холодных грязновато-синих.

Контраст дополнительных цветов

Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-черный цвет. Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга: желтый - фиолетовый, желто-оранжевый - сине-фиолетовый, оранжевый - синий и т.д.. В них всегда присутствуют все три основных цвета: желтый, красный и синий. Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия.

Пара желтый - фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и темного. Красно-оранжевый-сине-зеленый — это также сильный контраст холодного и теплого. Красный—зеленый равнозначны по своей светлоте.

С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета.

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена.

Царь Соломон, встречающий царицу Савскую, Ареццо


П.Сезанн. Гора Сен-Виктор.

Симультанный контраст

Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, то есть одновременно порождает его сам. Симультанно порожденные цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют.

Симультанное действие будет тем сильнее, чем активнее основной цвет и чем дольше мы будем смотреть на него.

Симультанный контраст возникает не только при сочетании серого и какого-либо чистого хроматического цвета, но и при сочетании двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными.

Эль Греко. Срывание одежд с Христа. Яркое алое (оранжево-красное) пятно (одежда Христа) делает задний план, доспехи мужчины слева от Христа зеленоватыми.

В. ван Гог. Кафе ночью.

Контраст по насыщенности

Слова «контраст по насыщенности» фиксируют противоположность между цветами насыщенными, чистыми и блеклыми, приглушенными. Цвета могут терять свою чистоту четырьмя способами:
1.Чистый цвет может быть смешан с белым, что придает ему несколько более холодный характер;
2.Чистый цвет можно смешать с черным. Обычно черный цвет отнимает у цветов их чистоту. Он отдаляет их от света и более или менее быстро «убивает»;

Т.Жерико. Портрет сумасшедшей. Смешанный с черным желтый становится ослабленным, грязно-желтым, передает болезненное ощущение.

3.Насыщенный цвет может быть ослаблен благодаря добавлению к нему смеси черного и белого, то есть серого цвета, что нейтрализует другие цвета и делает их «слепыми». Смешанные с серым цвета нейтрализуются симультанным контрастом;
4.Чистые цвета могут быть изменены путем добавления соответствующих дополнительных цветов.

Если в какой-либо смеси участвуют все три цвета «первого порядка», то полученный цвет будет отличаться слабым, блеклым характером. В зависимости от пропорций, он может казаться желтоватым, красноватым, синевато-серым или черным.

Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст по насыщенности без всяких иных контрастов, то блеклые цвета должны быть составлены на цветовой основе насыщенных, то есть чистый красный должен контрастировать с блеклым красным.

Блеклые цвета - главным образом, серые - кажутся живыми благодаря окружающим их чистым цветам, в то время как находящиеся рядом с ним хроматические цвета покажутся менее насыщенными и относительно ослабленными.


Жорж де Латур. Новорожденный. Контраст чистого красного и общего фона.

Контраст по площади цветовых пятен

Какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными. Силу воздействия цвета определяют светлота цвета и размер цветового пятна. Для того чтобы определить светлоту тех или иных цветов, необходимо сравнить их между собой на нейтральносером фоне.

Гете установил простые числовые соотношения, степень светлоты основных цветов: желтый 9, оранжевый 8, красный 6, фиолетовый 3, синий 4, зеленый 6. Соотношения светлоты следующих пар дополнительных цветов: желтый: фиолетовый = 3/4: 1 /4; оранжевый: синий = 2/3: 1 /3; красный: зеленый =1/2: 1/2.

Гармоничные размеры плоскостей могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями: желтый 3, оранжевый 4, красный 6, фиолетовый 9, синий 8, зеленый 6.

Сгармонизованные в своих размерах цветовые пятна производят впечатление спокойствия и устойчивости.

Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Оказавшийся в меньшем количестве и занимающий меньшую площадь, цвет реагирует, обороняется и производит относительно более сильное впечатление, чем если бы он был использован в сгармонизованных пропорциях.

Особенность контраста по площади цветовых пятен - его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов.


П.Брейгель. Падение Икара. Контраст красного рукава и пейзажа зеленоватых оттенков.

Цветовой шар

Двенадцатичастного цветового круга недостаточно для всеобъемлющего обзора всей цветовой системы — необходим тот самый шар, который уже Филиппом Отто Рунге был представлен как наиболее подходящая форма для проведения цветовой систематизации.

Цветовой шар дает возможность представить: чистые спектральные цвета, расположенные по экватору сферической поверхности; смешанные цвета дополнительных пар, расположенные в горизонтальных сечениях; смеси любых пар дополнительных цветов, осветленных по направлению к белому полюсу и затемненных по направлению к черному.

5 основных способов перехода между двумя контрастирующими цветами (на примере пары дополнительных цветов оранжевый-синий). Оранжевый, расположенный на экваториальной линии, будет двигаться к красному и далее к фиолетовому, это в одном направлении, а в другом - к желтому и зеленому, переходя в синий (горизонтальный вариант). Но тот же самый оранжевый, следуя по меридиану, будет объединяться с синим через светло-оранжевый, белый и светло-голубой, это в одном направлении, а в другом - через темно-оранжевый, черный и темно-синий (вертикальный путь). Если следовать по диаметру — оба дополнительных цвета могут быть соединены с помощью серого цвета или других смесей оранжевого с синим в следующем порядке: оранжево-серый, серый и сине-серый (диагональный путь).

Цветовые созвучия

Созвучие 2 цветов. Предпосылкой подобной гармонии является условие симметричного расположения обоих цветов по отношению к центру цветового шара. И так, если используется осветленный красный цвет, то ему соответствует зеленый, затемненный в той степени, в какой был осветлен красный.

Созвучие 3 цветов. Если из двенадцатичастного круга выбрать 3 цвета, расположение которых относительно друг друга образует равносторонний треугольник, то эти цвета создают гармоничное трезвучие. Желтый, красный и синий - самое сильное гармоничное созвучие. Созвучия также будут гармоничными по своему характеру, если геометрической фигурой, связывающей их, будет равнобедренный треугольник.

Созвучие 4 цветов . Если из двенадцатичастного круга выбрать две пары дополнительных цветов, соединяющие линии которых перпендикулярны друг другу, то мы получим фигуру квадрата и 3 четверозвучия: желтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зеленый и т.д.

Другие четырехцветные созвучия легко определить благодаря фигуре прямоугольника, объединяющего две пары дополнительных цветов, как, например: желто-зеленый, красно-фиолетовый, желто-оранжевый, сине-фиолетовый.

Третья фигура для получения четырехзвучия - трапеция. Два цвета расположены рядом друг с другом, а два противоположных находятся справа и слева от их дополнительных цветов.

Созвучие 6 цветов. В двенадцатичастный цветовой круг можно вписать шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трех парах дополнительных цветов, например, желтый, фиолетовый, оранжевый, синий, красный, зеленый.

Другой способ — присоединение черного и белого цвета к четырем чистым цветам: получаем четырехзвучие, основанное на двух парах дополнительных цветов, затем соединяем с белым и с черным.

С помощью треугольника, который как основная фигура комбинируется с белым и черным цветом, можно получить созвучие пяти цветов, например: желтого, красного, синего, черного и белого.

Выбор цветовых сочетаний и их разработка - это объективная реальность. Смысл цветового созвучия заключается в том, чтобы, правильно используя цветовые противопоставления, суметь добиться наиболее сильного воздействия цвета.

Форма и цвет

Форма, так же как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества должны действовать синхронно.

Квадрат — символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение. Ему соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжелой формой квадрата.

Треугольник - символ мысли и его невесомый характер соответствует светло-желтому цвету.

Круг - символ постоянно подвижной духовности. Его непрерывному движению соответствует синий цвет.

Для оранжевого - это будет трапеция, для зеленого - сферический треугольник и для фиолетового - эллипс.

Пространственное воздействие цвета

Для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет.

Отношения глубин между желтым и красно-оранжевым, красно-оранжевым и синим соответствуют отношениям «большего» к «меньшему».

Все светлые тона на черном фоне будут выступать вперед в соответствии со степенью их светлоты. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а темные постепенно выступают вперед.

Теплые цвета будут выступать вперед, а холодные такой же светлоты стремиться в глубину.

Контраст по насыщенности вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: чистые, насыщенные цвета будут выступать вперед по сравнению с близкими по светлоте, но блеклыми цветами.

Теория цветовых впечатлений

Чтобы интерпретация природы соответствовала сущности явлений, необходимы точные наблюдения и ясное мышление, которые должны предшествовать созданию изображения.

При освещении светом средней силы локальные цвета предметов приобретают особую четкость, так же как и фактурные особенности поверхностей становятся более очевидными. При свете в полную силу цвет предмета высветляется, а в тени - воспринимается смутным и затемненным.

Чем более глянцевыми будут поверхности предметов, тем сильнее и ощутимее будет отражение.

При изучении цветовых впечатлений следует обратить внимание на четыре главных момента: локальный цвет предмета, цвет освещения, цвет при интенсивном освещении и в тени.

Я причисляю к числу импрессионистически мыслящих художников и братьев Ван Эйк, Гольбейна, Веласкеса и Сурбарана, и братьев Ленен, Шардена и Энгра, поскольку их произведения во многом обязаны точным наблюдениям природы. Китайская живопись тушью тоже в значительной мере импрессионистична.

Каждый цветной свет при дневном свете отбрасывает тень дополнительного к нему цвета.

Теория цветовой выразительности

Желтый как самый светлый из цветов символизирует разум, познание. Тусклый желтый будет выражать зависть, предательство, двуличие, сомнение, недоверие и безумие;


Джотто. Поцелуй Иуды. Крупное пятно слабого тусклого желтого (одежда Иуды) как символ предательства.

Г. Гольбейн. Тайная вечеря. Контраст основных цветов. Осветленный желтый (Иуда, слева).

на розовом фоне приобретает зеленоватый оттенок и его лучезарность пропадает; на оранжевом производит впечатление очищенного светло-оранжевого тона; на зеленом сияет, затмевая зеленый; на фиолетовом приобретает чрезвычайно большую силу, суровую и безжалостную; на средне-осветленном синем сияет, но как чужой и потерянный; на красном создает мощный, громкий аккорд; на белом производит впечатление темного цвета, потерявшего свою лучистость (белый цвет оттесняет его), и впечатление легкого нежного тепла; на черном становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер. Он резок и остр, бескомпромиссен.

Красный чрезвычайно изменчив и легко меняет свой характер. Красно-оранжевый цвет плотен и непрозрачен, но так ярок, словно наполнен внутренним жаром. Красно-оранжевый свет благотворно влияет на рост растений и усиливает деятельность органических функций.


Е.Шаронтон. Коронация Марии. Контраст слегка затемненного красного и красно-оранжевого.

В противоположность желтому цвету красный имеет очень много модуляций, поскольку его можно варьировать в пределах контрастов теплого и холодного, светлого и темного, блеклого и насыщенного, не разрушая его красной цветовой основы. Для него закрыт только путь к неземному, духовному миру, прозрачному и воздушному, ибо там господствует синий цвет.

Синий всегда пассивен, если относиться к нему с точки зрения материального пространства. С точки зрения духовной нематериальности синий, наоборот, производит активное впечатление, а красный цвет - пассивное. Синий цвет всегда холодный, красный всегда теплый. Синий цвет словно сжат и сосредоточен в себе. Он обладает мощью, подобной силам природы зимой.

На желтом он кажется очень темным и потерявшим свою силу; на белом будет выглядеть темным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с желтым; на черном — посветлеет и приобретет яркий, глубокий и светящийся тон; на лиловом покажется отчужденным, пустым и слабым; на фоне спокойного зеленого цвета приобретает сильный красноватый оттенок.

Синий, склонный по своей природе к выражению уединения, тихого смирения и глубокой веры, часто используется в картинах, изображающих Благовещение.


Л. да Винчи. Благовещение.

Зеленый . Плодородие и удовлетворенность, покой и надежда определяют выразительные достоинства зеленого цвета, в котором соединяются познание и вера. Если сияющий зеленый затемняется серым цветом, то у зрителя легко возникает чувство ленивой вялости. Если зеленый принимает желтые оттенки, приближаясь к желто-зеленому цвету, то это создает впечатление юных, весенних сил природы. Сине-зеленый в противоположность к зеленому и синему производит впечатление сильной холодной агрессивности.

Оранжевый - максимально активен. В разбеленном виде он быстро теряет свой характер, а затемненный черным цветом тускнеет и переходит в тупой, ничего не говорящий и сухой коричневый.

Фиолетовый является цветом бессознательного и таинственного, то угрожающего, то ободряющего. Из темно-фиолетового как бы прорываются таящиеся в нем катастрофы. Но как только он осветлен, мы начинаем восхищаться его прекрасными нежными тонами. Чистый фиолетовый несет в себе мрак, смерть и одновременно благочестие, сине-фиолетовый вызывает чувство одиночества и самоотрешенности, красно-фиолетовый ассоциируется с небесной любовью и духовным величием.

Способы акцентирования направлений внутри пространства картины - горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. «Горизонтальное» - подчеркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. «Вертикальное» является полной противоположностью и выражает легкость, высоту и глубину. «Диагональные» направления создают движение и развивают пространство картины в глубину («Воскресение» Грюневальда).

Круг, принадлежащий к «циркульным» формам, заставляет зрителя концентрировать свое внимание и одновременно вызывает ощущение движения.

А.Альтдорфер. Битва Александра.

Предпосылкой удачной композиции является ясное и четкое расположение и распределение главных контрастов. Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей.

Важно решить, должна ли цветовая форма быть статичной, динамичной или свободно парящей.

Education

Сделать задания по композиции и цветоведенью

Сделать все задания и сдать их во время.

Goal Accomplishment Criteria

Все задания сделаны

  1. Ритм

    ритма. В данной работе возможно применение или статического или динамического ритма или их сочетание (на выбор). Композиция – формальная, плоскостная, неограниченная или замкнутая (на выбор). Из того или иного вида ритмических рядов необходимо создать композицию уравновешенного характера. В композиции возможно использование не строгой ритмической последовательности, а лишь сохранение определенных принципов ритмического построения.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон – белый, элементы – черные).

  2. 12-ступенный цветовой круг

    Выполнить 12-ступенный («физиологический») цветовой круг, разделенный на сектора. Каждый цвет в круге необходимо подписать.

    Данный круг должен состоять из следующих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, пурпурный.

  3. Контраст по размеру

    Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы одинаковые по форме значительно отличаются друг от друга только по размеру. Это способствует выявлению главного и второстепенного в композиции. Конфигурация элементов в этом случае не имеет значения.

  4. Контраст по форме (конфигурации)

    Выполнить одну формальную композицию, организованную средствами контрастных взаимоотношений элементов по такой категории, как противоположность элементов друг другу по конфигурации: четкость и резкость очертания одних противопоставляется мягкости и неопределенности других.

    В данной работе должны быть две группы элементов имеющих противоположные формы. Количество и тех и других элементов должно быть примерно одинаковым, для обеспечения максимального контраста и противостояния противоположных форм.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

  5. Многомерный контраст, включающий контраст по размеру, форме и тону

    Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы должны быть противоположны по следующим категориям: размеру (большие и малые элементы), форме (элементы противоположные по конфигурации) и тону. В данной композиции должны присутствовать три тона: белый, серый (средний) и черный . В данном случае серый тон может быть равномерным, выполненный с помощью однородной заливки или с помощью графических фактур. Данные три тона по количеству должны быть примерно одинаковыми. Особое внимание в данной работе необходимо уделить равновесию элементов и частей композиции.

    Формат композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. композиция должна быть квадратной (например, 20х20 см.).

  6. Названия цветовых оттенков

    Выбрать произвольно один цветовой тон (например, красный, зеленый, серый). Изобразить 9 оттенков данного цвета и дать им названия, основываясь на ваших личных ассоциациях, образах и эмоциональном восприятии.

  7. Нюанс по размеру

    Выполнить одну формальную композицию, где трансформации подвержен элемент, который постепенно изменяет свой размер, при этом сохраняя первоначальную форму.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

  8. Нюанс по форме

    Выполнить одну формальную композицию, где необходимо последовательно трансформировать элемент, который после нюансных преобразований принимает форму, противоположную конфигурации первоначального элемента. В данном задании внимание следует направить на изобретательность в трансформации самого элемента, а также на расположение элементов в изобразительной плоскости.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

  9. Многомерный нюанс, включающий нюанс по размеру, форме и тону

    Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы постепенно изменяя свой размер, форму и тон создают эффект последовательной их трансформации. В данной работе элементы постепенно изменяют свой тон: от темного к светлому (или наоборот), через все градации.

    Формат композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. композиция должна быть квадратной (например, 20х20 см.). Композиция решается в черно-белом варианте с применением всех градаций промежуточных серых тонов. Графическое решение композиции: черно-белое, а также использование различных градаций серого цвета в нюансе по тону.

  10. Монохромия в холодной и теплой гамме

    Выполнить две работы, одинаковые по композиции элементов (в технике мозаики). Тип цветовой композиции этих работ – монохромия одного цвета. При этом, первая работа (монохромия) должна быть выполнена в теплой гамме – т.е. построена на теплых оттенках выбранного цвета, а вторая работа – в холодной гамме, т.е. на холодных оттенках того же цвета.

    Формат каждой композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. квадратный (например, 10х10 см.).

  11. Полярная цветовая композиция в разбеленном колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции – полярная (т.е. два цвета расположенные друг против друга в 10- или 12-ступенном круге). При этом цвета должны быть разбелены , что в целом даст разбеленный колорит в работе. В данном задании возможен одинаковый разбел цветов, или же различная степень разбела различных элементов мозаики.

  12. Трехцветная цветовая композиция в насыщенном колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: трехцветие, т.е. три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или триада основных цветов при слагательном смешении: красный, зеленый, синий. При этом цвета должны быть предельно чистыми и насыщенными , что в целом даст насыщенный колорит в работе. В данном задании, прежде всего надо обращать внимание на гармонизацию цветов, на то насколько оттенки цветов подходят друг другу. Основным способом гармонизации цветов и оттенков, в данном случае, является гармонизация с помощью гаммы – т.е. приведение трех цветов или к теплой или холодной гамме.

    Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

  13. Трехцветная цветовая композиция в приглушенном (ломаном) колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: трехцветие (т.е. три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или триада основных цветов при слагательном смешении: красный, зеленый, синий.). При этом цвета должны быть приглушены , за счет подмеси серого цвета к трем выбранным цветам, что в целом даст ломаный колорит в работе. В данном задании возможно одинаковое приглушение цветов, или же различная степень приглушения различных элементов мозаики.

    Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

  14. Многоцветие в зачерненном колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: многоцветие (четырехцветие), т.е. берутся четыре цвета при вершинах квадрата, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий. При этом цвета должны быть зачернены , за счет подмеси черного цвета к трем выбранным цветам, что в целом даст зачерненный колорит в работе.

    Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

  15. Главное в композиции – элемент больший по величине

    Необходимо выполнить формальную композицию, где главным элементом (центром композиции) будет являться элемент больший по величине. Таким образом, один главный элемент (как доминанта) должен быть расположен среди малых. Здесь масса крупного элемента будет доминировать, и притягивать визуально малые элементы. Главный элемент не должен быть расположен строго в геометрическом центре формата изобразительной плоскости. Количество элементов в композиции – не ограниченно.

  16. Главное в композиции – элемент меньший по величине

    Выполнить формальную композицию, где главным элементом (центром композиции) будет являться элемент меньший по величине. Меньший элемент должен быть расположен среди крупных элементов. Основная задача, в данной композиции, также решается направлением сторон крупных элементов по отношению к малому элементу, а также организацией свободного пространства вокруг элемента меньшего по величине. В данном задании главный элемент всегда является обособленным по отношению к остальным, которые как можно больше сближаются. Количество элементов в композиции – не более 8.

  17. Главное в композиции – пространство

    Выполнить формальную композицию, где главным (центром композиции) будет являться пространство, т.е. поле плоскости, не заполненное композиционными элементами. В данном случае ведется поиск силуэта самого пространства при активной помощи остальных элементов, которые сближены между собой. Количество элементов в композиции – не ограниченно.

  18. Зеркальная симметрия

    Выполнить одну композицию, в которой элементы организованны по принципу зеркальной симметрии . Композиция - формальная, плоскостная, неограниченная. Главной задачей является достижение покоя и равновесия. Общий силуэт композиции – близкий к прямоугольнику. Рекомендуется применять четкие, спокойные очертания силуэтов, подчиненные центру композиции.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Решение композиции: черно-белое или цветное (один - два цвета и их оттенки). Возможно комбинированное цветовое решение: черный, белый и еще один цвет (красный, зеленый, серый и т.д.).

  19. Асимметрия

    Выполнить одну композицию, в которой элементы организованны по принципу асимметрии, а именно – вариант дисимметрии. Композиция – формальная, плоскостная, неограниченная.

    В данной работе, за основу необходимо взять зеркальную симметрию (композицию, выполненную в рамках задания 3.1) и изменить ее, нарушив несоответствием различных характеристик парных элементов. Это нарушение может быть за счет изменения размеров, формы, расположения в пространстве, тона, цвета. Может быть выбрана или одна или несколько характеристик, по которым будет нарушена симметричность.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции – на выбор: черно-белое или цветное (один – два цвета и их оттенки). Возможно комбинированное цветовое решение: черный, белый и еще один цвет (красный, зеленый, серый и т.д.).

  • 19 February 2016, 08:30