Домой / Основные настройки / Цветная композиция. Приемы гармонизации композиции. Всегда повторяйте цвета, повторение ведет к гармонии

Цветная композиция. Приемы гармонизации композиции. Всегда повторяйте цвета, повторение ведет к гармонии

Если подходить к выбору цвета с позиции особого представления реальности, то становится понятным, почему чёрно-белая фотография не утрачивает своей популярности.

Во-первых, такое цветовое решение совсем не похоже на то, как мы видим окружающий мир. Во-вторых, противопоставление чёрного и белого производит достаточно сильный эффект на зрителя, подсознательно вызывая ассоциации со светом/тьмой, добром/злом и т.п. Поэтому создается впечатление, что чёрно-белая картинка смотрится выигрышнее своего цветного аналога. Отчасти это происходит из-за того, что переводя картинку из цветного в черно-белый вариант, мы как бы упрощаем композицию. Это утверждение не совсем правильное, но смысл его в том, что мы убираем из кадра цвет как объект привлечения внимания. Тем самым уделяем больше внимания остальному содержанию снимка. Сразу оговоримся, что такой способ работает не всегда. И совсем не работает в тех случаях, когда вы целенаправленно подбирали сочетание цветов в кадре, осознанно делая цвет важным элементом композиции. Поэтому самое время поговорить о цвете.

Черный - это недостаток света, он не окрашен, он полностью погашен, как сожженный огонь. Это тишина смерти; это заключительная пауза музыкального исполнения, но в отличие от белого она выделяет любой цвет. Цвет и форма не могут существовать отдельно в композиции. Сопоставление формы и цвета основано на привилегированном соотношении между отдельными фигурами и индивидуальными цветами. Если цвет связан с его привилегированной формой, эффекты и эмоции, которые возникают из цветов и формы, улучшаются.

Желтый имеет привилегированные отношения с треугольник, синий с кругом и красный с квадратом. Как вы знаете, зрение является самым важным из чувств для человека - поэтому для фотографии характерно такое сильное воздействие. С другой стороны, наиболее важным из визуальных ощущений является цвет для большинства из нас. Это важный носитель информации, эмоций, а также источник эстетических реакций. Механизмы этого взаимодействия сложны и очень индивидуальны для обеих групп людей и отдельных лиц. К счастью, некоторые основные правила настолько универсальны, что мы можем говорить о существовании такого явления, как психология восприятия цвета.

Чёрно-белая фотография имеет мало общего с тем, как мы воспринимаем окружающую действительность. Казалось бы, для цветной фотографии должно быть верно обратное утверждение. Но это не так. Дело в том, что даже самые совершенные камеры воспроизводят не все оттенки, которые видит человеческий глаз. Или воспроизводят их не совсем так, как мы привыкли. Кроме того, фотограф может изменять оттенки и насыщенность цветов, делая картинку более или менее похожей на реальную. То есть цвет можно использовать одновременно и как средство наиболее точной передачи картины реального мира и, наоборот, как средство представления альтернативного видения действительности.

Простое использование этих простых правил позволит нам улучшить фотографическую мастерскую и обогатить ее возможностью сознательного контроля над цветом на наших фотографиях. Цвет и его компоненты Цвет может быть определен по-разному. Цветовой оттенок Это основа цветового круга, упомянутого ранее. Этот параметр описывает длину световой волны, которая вызывает впечатление цвета в наших глазах. Для людей диапазон видимых длин волн составляет от 380 до 720 нм. Графически график цветности напоминает радугу на краю круга, в которой фиолетовый проходит гладко в красный цвет.

Возвращаясь к первому вопросу - цвет или ч/б - мы смело можем сказать, что и то, и другое. Всё зависит от вашего замысла.

Работа с цветом

Попробуем освоить несколько простых приёмов работы с цветом, но сначала вкратце поясним основные термины, которые мы будем использовать при описании цвета.

Яркость Определяет степень подавления цвета. Как и в случае насыщения, значение 100% является чистым цветом. По мере уменьшения этого параметра он становится темнее и темнее, пока общая чернота не будет достигнута. В свою очередь, сочетание низкой насыщенности и высокой яркости дает оттенки, похожие на белые.

Свет - это заготовка фотографа. Свет выделяет материю, цвет и форму, которые затем записываются с помощью камеры для создания фотографического изображения. Свет влияет как на процесс записи фотографии, так и на объект. Поэтому можно сказать, что на фотографии все может быть изменено путем освещения. Каждая ситуация освещения, независимо от того, следует ли ее тщательно выбирать для наружной фотографии, или ее можно контролировать, формируя характеристики искусственного света внутри, можно рассматривать как еще один способ увидеть вещи и оказать решающее влияние на качество фотографии.

Цвет

Физика говорит, что цвет - это длина электромагнитной волны, которой и является видимый нами свет. Нам в такие технические подробности можно не вдаваться. Достаточно знать, что восприятие цветов - физиологическая особенность человеческого зрения. Свет, падая на поверхность объектов, отражается не полностью, в результате чего мы различаем цвета.

Таким образом, Свет является одним из самых важных средств выражения фотографии не только из-за зависимости, создаваемой способом формирования изображения, но и из-за разнообразных возможностей, с помощью которых он мешает его форме и содержанию. Другими словами, свет может выделить видимые аспекты выстрела, поэтому их похвала предложить смотреть реально, и выдает «невидимые» те особенности, через которую зритель понимает содержание изображения и может перекомпонуйте историю в том же направлении, что и автор.

Первая задача фотографа - проецировать трехмерное пространство в реальности в двумерную плоскость датчика. Понимание взаимосвязи между элементами и их местом в космосе обычно определяется нашим опытом и знаниями об окружающей среде. На фотографии глубина пространства становится проблемой освещения: равномерно освещенная сцена будет проецироваться в плоскость датчика точками, которые имеют одинаковую степень блеска, формируя таким образом изображение, которое не предполагает каких-либо различий в глубине.



Больше всего для нам интересно то, что выделяет несколько основных цветов. С детства они известны нам как «цвета радуги». Смешение всех цветов образует белый цвет, а полное отсутствие света - чёрный. Так как существуют разные цветовые модели, стоит упомянуть и ту, в которой основных цветов только 3, а все остальные получаются путём их смешения. Это модель RGB (Red Green Blue). Она включает такие основные цвета: красный, синий и зелёный. На её основе функционирует почти вся современная электроника, воспроизводящая цвет.

Если на этой поверхности нет различий цвета, равномерно освещенные пятна в этом кадре будут записаны как серая поверхность. По мере возникновения различий в освещении элементы перед фоном начинают контур. Если различия в освещении присутствуют на поверхностях элементов, то их форма начинает различаться. Глубина может быть дополнительно предложена разницей в освещении между первым и фоном, через длинные линии тени, ощущения растяжения, предлагаемого позиционированием самых легких элементов на заднем плане, фокусным расстоянием, составом и т.д.



Оттенок

Оттенок - это разновидность цвета. Оттенки получаются добавлением к основному цвету светлого или тёмного тона и примеси других цветов. Совокупность схожих оттенков образует цветовой тон (например, светло-красный, тёмно-красный, кроваво-красный, всё вместе - красный тон). По цветовому тону оттенки часто разделяют на тёплые и холодные. К тёплым относятся красные, оранжевые и жёлтые оттенки. К холодным - голубые, синие и фиолетовые. Переход от чёрного к белому происходит через различные оттенки серого, «градации серого».

Чип Форэлли Роберт Мэпплторп. Распределение света и тени генерирует в дополнение к глубине пространства рельеф поверхности. Как объем элементов, так и поверхностные текстуры, определенные в реальности видимыми размерами, могут легко исчезнуть на фотографии, где свет не указывает на эти размеры. Адаптация направления, качества и размера источника света может иметь решающее значение для создания впечатления от формы, объема и текстурирования. Простое различие в экспозиции между двумя плоскими смежными поверхностями может указывать на их разную ориентацию, так как уменьшение тонов между черным и белым может оказывать изогнутые поверхности.

Яркость, насыщенность

Важными характеристиками цвета являются яркость и насыщенность.

При уменьшении яркости любой цвет стремится к чёрному.

Оттенки одного цвета могут отличаться насыщенностью. Чем меньше насыщенность, тем более блёклый оттенок. При уменьшении насыщенности все цвета приближаются к серому.

Контраст

Понятие контраста не всегда относится к цвету, но я считаю важным привести его именно здесь. Контраст - это степень различия между областями изображения. Чаще всего говорят о контрасте по свету. То есть о том, насколько сильно отличаются светлые и тёмные части изображения и насколько плавные между ними переходы. Например, снимок дорожного полотна будет, скорее всего, неконтрастным, так как в нём будут присутствовать только плавные переходы между оттенками серого.

Сияющий свет оставляет тени и выделяет текстуры, а диффузное «заполняет» все пространства и облегчает различия в освещении. Более крупный диффузный источник также постепенно охватывает предмет в боковых областях, в то время как меньший прямой источник только освещает экспонированную часть.

Степень дифференциации элементов может определяться интенсивностью контраста, создаваемой светом. Переход от открытого к самому темному может быть более крутым, контрастным или постепенным, через тоны. Между прямым светом, который создает сильные различия, разграничивает конкретно заштрихованные области и рассеянный свет, под темными поверхностями которого постепенно теряются самые легкие, существует множество ситуаций. Корректировка значения контрастности - это решение о том, как мы хотим проиллюстрировать тему: прямой свет обычно «более твердый» и более «тугой», в то время как рассеянный «более мягкий», выделяя множество тонов.

Можно выделить и цветовой контраст. Например, красное на синем - контрастное сочетание, а синее на фиолетовом - нет.



Цветовой круг

Существует не одна модель, описывающая соотношение цветов, но в фотографии чаще всего используется так называемый цветовой круг. Он состоит из нескольких секторов разных цветов (есть много вариантов цветового круга с различным количеством оттенков). В круге выделяют 3 основных цвета: красный, жёлтый и синий. Оранжевый, зелёный и фиолетовый называют промежуточными, их можно получить путём смешения основных. Можно встретить разные интерпретации цветового круга, в том числе и такую, где круг не разбивается на сектора, а все цвета плавно переходят один в другой.

Съемка современного городского пейзажа в прямом свете, где темные тени чередуются со светящимися поверхностями, создает высокоструктурированную композицию, которая может создать впечатление строгой, рациональной системы; фотографирование одного и того же предмета в рассеянном, боковом и более теплом цвете, может выделить объемы зданий и детали фасада, создавая атмосферу, благоприятную для описания и оценки архитектурного стиля.

Помимо скульптурной роли, моделирование, свет также может быть использован для направления композиции. Его способ использования влияет и дополняет визуальный язык, решительно определяя внешний вид изображения. Свет привлекает или отвлекает, распределяет массы, налагает или исчезает в перспективе, определяет интенсивность цвета или предлагает его движение. Независимо от типа приближающейся фотографии его эффект может быть использован после опытных экспериментов в качестве формализованных инструментов: увеличение контраста приводит к созданию игры графически развернутые в двумерном плане, затухание детали сфотографированных поверхностей помещает объект в более абстрактную вселенную, использование лучей и просвещенных частей может налагать композиционные линии композиции и т.д. все эти различия и эффекты от распределения света в конечном итоге переходят к тому, как мы «объясняем» зрителя, где искать, что видеть и как воспринимать.



Теперь, когда мы немного подкрепили наши теоретические познания, пора переходить к практике.

Как применять это на практике

Цветовой круг - это наша отправная точка к пониманию взаимодействия цветов. Здесь действуют 2 простых принципа. Соседние цвета в круге образуют спокойные гармоничные сочетания, а противоположные цвета образуют наиболее контрастное сочетание. При этом каждый из противопоставляемых цветов кажется более ярким и насыщенным.

Что касается использования света как инструмента для физического описания и записи сфотографированной сцены, синтезируются решения, материализованные в типах освещения, композиционных правилах или процедурах использования технических средств, как мы можем передать сообщение, что почти все связано с интуицией. Сочетания между опытом и художественной интуицией могут привести к формированию стиля, с помощью которого мы можем отказаться от идеи, которая управляет образом. Правильно выполненная фотография ничего не значит без приверженности коммуникации.

Помимо этого, все цвета можно условно разделить на тёплые и холодные.

Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки. Холодные цвета: синий, фиолетовый.

Как можно догадаться из названия, именно такие ощущения вызывают сочетания перечисленных цветов. Тёплые цвета будут более притягивающими и спокойными, в то время как холодные цвета имеют слегка отталкивающий характер.

Свет или его недостаток, атрибуты и способ их использования могут представлять объект по-разному, могут характеризовать его или даже интерпретировать. Эти возможности вмешательства помогают нам переосмыслить фундаментальные аспекты реальности. Свет влияет на нас эмоционально, создавая ощущения, стимулирует воображение, передает метафорически и символически загружается. Любая фотография может стать настоящей вселенной, которая больше не похожа на фотографию, сфотографированную. Таким образом, эффект, создаваемый светом, может двигаться дальше от наложения формы изображения на эстетику художественного языка.

Изучать воздействие сочетаний цветов очень легко на примере рекламы. Дизайн всевозможных банеров и логотипов подбирается так, чтобы воздействовать на покупателя. Наибольшее внимание обращают на себя контрастные сочетания. Причём, как можно заметить, удачно противопоставляются не только цвета из нашего круга. Белый эффектно смотрится на фоне насыщенных и тёмных цветов: красного, синего, чёрного и др. Чёрный часто можно встретить рядом с жёлтым, красным, оранжевым.

Разница между светом и тьмой - это самый простой пример, с которого могут начинаться образные нюансы. Любая комбинация из них в пропорции, интенсивности и качестве приводит к формированию другого значения. Использование живой среды обитания, в которой распределение энергии создает пышную атмосферу, может противостоять простоте и тайне из неясной структуры, определению прямого света, который создает геометрические формы, линейно ограниченные диффузным светом рассеянного света, ориентированного на выявление формы и характера субъекта, желтый свет более «холодного» ощущения, создаваемого ее синим.

Существует и ещё одна интересная система, описывающая соотношение цветов. Гёте присвоил основным цветам своеобразный индекс интенсивности. Выглядит это следующим образом: желтый = 9 оранжевый = 8 красный = 6 зеленый = 6 синий = 4 фиолетовый = 3



Состав часто учитывает симметрию и акцент, асимметрию, контраст и нюанс. Каждая композиция должна быть пропорциональной. В симметричных и асимметричных вариантах это достигается по-разному. Композиция будет симметричной, если аналогичные ее компоненты выровнены поровну с центральной осью. Если из одних и тех же элементов создается букет, определенная последовательность создаст большое впечатление.

Контраст - это контраст между отдельными элементами. Нюанс гармоничного, постепенного изменения смежных свойств. Нюанс и контраст только усиливают эстетический эффект композиции, когда они дополняются другими композициями: цветовой контраст между фоном и растениями подчеркивает их красоту и форму, а вертикальный переход цветокоррекции к горизонтали придает композиции выразительность. Регулярность композиции, пропорциональность и связь между ее частями являются важными элементами. Пропорция - это согласованность отдельных частей и целого.

То есть для достижения гармонии между зелёным и синим, к примеру, синего следует взять больше, чем зелёного. Главное - не пытаться применить эту схему каждый раз, когда вы пытаетесь уравновесить цвета в кадре. Это просто ещё один инструмент, своеобразная палочка-выручалочка, которой можно воспользоваться, когда есть серьёзные сомнения при построении кадра.

Цветовая композиция

Очень важную роль в бисерном рукоделии, как и во всех видах творчества, играет колорит – гармонические сочетания цветов и их оттенков. Чтобы все цвета гармонически сочетались между собой и с фоном изделия, необходимо знать основные законы цветоведения – науки, изучающей цвет и его свойства.

Цвет – это физиологическое ощущение человека, воспринимаемое непосредственно сетчаткой глаза. Цвет эмоционально воздействует на человека, вызывает различные чувства, меняет настроение. Черные тона удручают, действуют подавляюще, а светлые, наоборот, – радуют. Существуют выражения, связанные с цветовой характеристикой: «темные силы», «розовые мечты», «светлый разум» и т. д. Цвет влияет на гигиенические свойства одежды. Для лета, например, предпочтительнее светлые цвета, а также красные, оранжевые и желтые оттенки, так как они лучше отражают тепловую часть солнечного спектра.

Основы теории цвета были заложены в XVII веке английским физиком-математиком Ньютоном. Ставя опыты с оптической призмой, Ньютон получил разнообразие цветовых волн. При разложении пучка белого цвета через призму получилась полоса – цветовой спектр. Цвета, составляющие эту полосу называются спектральными:

Красный;

Оранжевый;

Зеленый;

Голубой;

Фиолетовый.

Их легко запомнить так: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Это цвета самые насыщенные, их называют чистыми, то есть чистый – это спектральный цвет. Красный, желтый, синий – три основных цвета. Из них можно составить все цвета спектра, а их путем смешивания получить нельзя (см. вклейку, рис. 2).

Цвета, расположенные между спектральными, называются промежуточными. Они менее насыщены, так как от смешения теряют яркость.

Согласно современной науке, все цвета делятся на:

Хроматические (с греческого «окрашенные»);

Ахроматические (с греческого «неокрашенные»).

Белый, серый, черный – ахроматические цвета (см. вклейку, рис. 4).

Так как ахроматические цвета могут вступать в любые цвета композиции, не нарушая гармонии, их называют нейтральными. Они обладают только светлотой и не могут быть ни теплыми, ни холодными.

Хроматические цвета обладают цветовым тоном.

Существует три основных показателя цвета:

Цветовой тон;

Насыщенность;

Светлота.

Цветовой тон, или оттенки цвета, – признак цвета, который ассоциируется с окраской предметов определенной краской или красителем.

Насыщенностью называют силу выражения цветового тона или концентрацию цвета.

Светлота показывает количество черного или белого цвета в данном цветовом тоне.

Хроматические цвета бывают теплыми и холодными (см. рис. 3 на вклейке). Теплые – «солнца и огня»: красный, желтый, оранжевый, коричневый и др. Холодные – «воды и льда»: синий, голубой, бирюзовый и др. (см. рис. 5, 6 на вклейке).

Зеленый и фиолетовый цвета могут быть и теплыми, и холодными, так как они составные: если в них больше красного – они теплые, если синего – холодные.

Теплые и светлые цвета обладают свойством выступать вперед, а холодных и темных – уходить назад. Поэтому предметы, окрашенные теплыми цветами, кажутся расположенными ближе, чем предметы, окрашенные холодными, хотя они находятся на одном расстоянии от глаз.

Спектр цветов вместе с промежуточными можно представить в виде цветового круга (см. рис. 8 на вклейке). Цветовой круг может иметь до 150 цветов, большее число цветов человеческий глаз не различит. В цветовом круге диаметрально противоположные цвета называют взаимодополнительными.

Дополнительные цвета выявляют и подчеркивают друг друга:

Желтый – фиолетовый;

Оранжевый – синий;

Красный – зеленый.

Насыщенность дополнительных цветов от соседства одного с другим усиливается.

Контраст – ярко выраженная противоположность.

На темном фоне или рядом с ним все цвета светлеют, а на светлом фоне, наоборот, темнеют – это явление есть контраст по светлоте.

Насыщенность хроматического цвета уменьшается при присоединении к нему цветов белого, черного или серого. Цвета с примесью ахроматического цвета называются мутными. При этом если добавлен белый, цвета называются разбеленными или пастельными (розовый, голубой, светло?зеленый и т. п.), а если черный – затемненными (темно?красный, темно?синий и т. п.).

Ряд цветов, имеющих общие внешние цветовые особенности, называют гаммой, или тональностью. Например, о костюме из ткани с несколькими оттенками синего цвета говорят: выдержан в гамме синих цветов.

Когда вы выполняете изделие из бисера, вы должны непременно учитывать, на какой фон оно будет накладываться. Рекомендуется подбирать фон из дополнительного цвета основного цвета изделия.

Выбирать цвета для изделия никогда нельзя отвлеченно: все зависит от назначения изделия, требований к нему. Следует учитывать и фактуру: выигрышно смотрятся изделия, где используется не только круглый бисер, но и рубленый, а также крупные бусины.

После тщательного отбора бисера по цветовой гамме и фактуре можно приступать к технике выполнения изделия из бисера.

Таблица сочетаемости цветов


| |