Домой / Основные настройки / Что делает компрессор со звуком. Компрессия в работе со звуком

Что делает компрессор со звуком. Компрессия в работе со звуком

Всем привет! Сегодня поговорим про различные виды звуковых компрессоров. Компрессоры – это недопонятые и не правильно используемые эффекты. Надеюсь, эта статья просветит тех, кто не до конца уверен, что знает, что такое компрессор звука и с чем его едят. Начнем с того, с терминологии, отличительных черт и покажем что же это такое. А затем, пройдемся по основным видам компрессоров.

Что такое компрессор звука?

Если на пальцах, то звуковой компрессор – это специальный усилитель, который уменьшает разницу между самой громкой (пиком) и самой тихой частью аудио-сигнала. Отношение пика сигнала к его среднему уровню (разница в громкости пиковым и среднем уровнем сигнала), называется динамическим диапазоном. [Тут, Энди немного не прав, насколько мне известно, из курса физики динамический диапазон – это логарифм отношения максимального и минимального (а не среднего) значения сигнала. Прим. CraSS.] Компрессор уменьшает динамический диапазон. Например, динамический диапазон гитары составляет примерно 20 дБ. Компрессор дает возможность сделать тихие ноты громче, а громкие – тише и на выходе получить более ровно звучащий сигнал. Так же его можно использовать, чтобы поднять общую громкость сигнала. Компрессирование аудио-сигнала широко используется в теле и радиовещании – динамический диапазон записей уменьшается, а громкость повышается. Это помогает музыке не затерять в шумном месте, например, в салоне движущегося автомобиля.

Теперь, когда у нас есть общее понимание того, что есть компрессор применительно к аудио, давайте поговорим об основной терминологии, ассоциирующейся с этим словом.

Ratio (отношение): Этот параметр определяет на сколько будет уменьшен динамический диапазон сигнала. Например, отношение 4:1 означает, что если сигнал превышает порог на 4 дБ, то выходной сигнал будет всего на 1 дБ выше порога, т. о. уровень сигнала будет уменьшен на 3 дБ:

Порог = -10дБ
Входной сигнал = -6 дБ (на 4 дБ выше порога)
Выходной сигнал = -9 дБ (на 1 дБ выше порога).
Отношения 4:1, 8:1, 12:1 и 20:1 довольно распространены, отношение больше 8:1 – это примерно та грань, при которой компрессор становится лимитером.

Threshold (порог): Этот параметр определяет порог, при превышении которого компрессор звука «открывается», т.е. начинает работать. Другими словами, если вы выставите определенное значение порога в дБ, то компрессор начнет работать только при превышении входным сигналом этого уровня. Любая часть сигнала ниже уровня порога не будет обработана, тогда как любая часть выше уровня будет компрессована с выбранным отношением (ratio).

Knee (излом): Излом кривой компрессора, определяет то, как сигнал будет обрабатываться, после превышения порога. «Жесткий излом» или «жесткая компрессия» (hard knee) – это быстрый переход от необработанного к обработанному сигналу. Нет никакого переходного периода, мгновенная компрессия при превышении порога сигналом. «Мягкий излом» или «мягкая компрессия» предполагает более плавный переход от необработанного сигнала к обработанному.

Attack Time (Время атаки, атака): Этот параметр определяет время, нужное компрессору, чтобы скомпрессовать сигнал до определенного уровня, после превышения им (сигналом) порога. Этот уровень устанавливает производитель (обычно 10 дБ). Измеряется в миллисекундах, типичные значения лежат в границах от 1мс до 100мс. Например, если постоянная времени компрессора привязана к 10 дБ и выставлено значение времени атаки в 1мс, то это означает, что потребуется 1 мс, чтобы увеличить уровень сигнала на 10 дБ, и 2мс, чтобы достичь 20дБ. Все это определяет «яркость» звучания. При использовании «быстрой атаке», время достижения сигналом нужного уровня мало, что может дать «тусклое» звучание, особенно с перкуссионными звуками.

Release Time (Время затухания, затухание): Этот параметр определяет время, которое нужно компрессору, чтобы усилить сигнал до определенного уровня, после его (сигнала) падения ниже порога. Типичные значения лежат в границах от 5мс и свыше 5с. Время затухания оказывает заметное влияние на звук. Очень короткое время затухания может привести к искажению низкий частот. Длинное же время затухания может привести к неожиданному не нужному резкому понижению уровня сигнала или «дыханию» - медленному возвращение к общему уровню с заметным возрастанием шумов.

Компрессия и сустейн

В гитарном мире, компрессор зачастую используется, как сустейнер. Существует общее заблуждение, что сустейн – это именно то, для чего предназначен компрессор, однако же, сустейн – это всего лишь после-эффект компрессии. Работа компрессора заключается в том, чтобы поддерживать выходной уровень сигнала более-менее на одном уровне, при падении [или увеличении прим. CraSS] входного уровня. Именно это вызывает увеличение сустейна.

[Почему-то в следующем абзаце Энди говорит про компрессор, только как про лимитер, т.е. как про устройство, которое только компрессует сигнал сверху, но не вытягивает тихие ноты. Хотя, в общем, это не так. Наверно потому, что гитарные компрессоры (т.е. в виде педалей), почти все, по сути своей лимитеры. В этом смысле, все встает на свои места. Прим. CraSS]

Прежде чем рассматривать виды компрессоров для гитары, я сделаю еще одно общее замечание. Компрессор уменьшает разрыв между самой тихой и самой громкой нотой. Это достигается уменьшением громкости самой громкой ноты. Настраивая громкость усилителя, мы в уме делаем примерно тоже самое, т.е. уменьшаем громкость самой громкой ноты.

Если самая громкая нота компрессирована к среднему уровню, то, чтобы вернуть, общую громкость на прежний уровень, нужно немного усилить сигнал. Обычно это делают, с помощью регулировки Volume или Output на педали. Уменьшив громкость громких нот, в общем сигнале, поступающем на вход усилителя, будет казаться, что тихие ноты усилились. Это означает, что шумы в сигнале в конечном итоге усилятся вместе с сигналом на выходе компрессора. На самом деле усиления тихих нот не было, просто уровни громких и тихих ноты стали близки друг к другу, также стали близки и шумы.[Говоря языком радиоэлектроники мы просто уменьшили отношение сигнал/шум. Прим. CraSS]

Этого абсолютно не понимают люди, не имевшие опыта общения с компрессорами. И это особенность самого компрессора, а они принимают ее за шум смого прибора. В общем, если компрессор «фонит», то это значит, что шум возникает в цепи до компрессора, т.е. до того, как сигнал был скомпрессирован. По опыту могу сказать, что фон обычно вызывают овердрайвы, фуззф, плохая экранировка и проводка гитары или провода.

Виды компрессоров для гитары

Существуют пять основных типов компрессоров, основанных на различных электрических схемах, используемых для уменьшения уровня сигнала.
Оптический компрессор
В таких устройствах используется опторазвязка, сделанная из лампочки или светодиода и фотоэлемента. Источник света горит ярче или тусклее, в зависимости от уровня входного сигнала. Фотоэлемент считывает различные показания яркости и в соответствии с ними меняет уровень усиления. Время реакции оптических компрессоров больше, чем у других тиров, но я нахожу их очень натурально звучащими с мягкой атакой и затуханием, которые почти не заметны пока не подашь сигнал погромче. Diamond Compressor и EHX White Finger – это два примера оптических гитарных компрессоров.


Компрессоры для гитары: Diamond Compressor и EHX White Finger

VCA. Voltage Controlled Amplifie (Усилитель, управляемый напряжением)
Этот тип компрессоров, наверно, самый распространенный. Они очень гибкие им и могут отвечать самым жестким требованиям и условиям. В VCA-компрессорах используются микросхемы, которые позволяют регулировать ослабление сигнала очень точно. Такие компрессоры меньше всего окрашивают звук и имеют малые собственные шумы, что делает из самыми популярными компрессорами на рынке. Полагаю, что компрессоры Ross и Dyna-Comp попадают в эту категорию. (Если я не прав, то поправьте меня).


Гитарные компрессоры: Ross и MXR Dyna Comp

Компрессор на полевых транзисторах

В этих приборах для изменения усиления применяются полевики. Компрессоры на полевиках используют транзисторы, чтобы эмулировать лампы с большей достоверностью. Они дают уникальный звук: чистый и быстрый. На самом деле таких компрессоров не много из-за необходимости использования дополнительных цепей.

Ламповые компрессоры

Ламповые компрессоры, на самом деле никакие не ламповые. В том смысле, что лампы в них используются не для компрессии, а просто для того, чтобы получить «теплый ламповый звук». Сам компрессор может быть основан на одной из вышеперечисленных схем. Electro-Harmonix Black Finger и это оптический ламповый компрессор.


Гитарный компрессор Electro-Harmonix Black Finger


Не смотря на то, что такие компрессоры, обычно, не ассоциируются с компрессорами для гитары в виде педали, но о них стоит упомянуть. Многополосные компрессоры – это устройства, которые компрессуют сигнал по-разному на разных частотах. Они позволяют по-разному компрессовать высокие или низкие частоты. Преимущества таких компрессоров в том, что можно избежать артефактов компрессии просто уменьшая или увеличивая компрессию сигнала для разных диапазонов частот. На входе прибора, сигнал разделяется по частот несколькими фильтрами, затем для каждой полосы используется свой компрессор, а потом на выходе все смешивается назад. Такие компрессоры можно встретить в программах для мастеринга и плагинах DAW.


Параллельный компрессор
Параллельная компрессия становится все более популярной в гитарной индустрии в последние несколько лет. Параллельный гитарный компрессор позволяет подавать на выход компрессора обработанный и необработанный сигнал и смешивать их в разной пропорции. (ручка Blend). Это позволяет пользователю настроить нужный баланс между компрессованный и «сухим» сигналом, тем самым, позволяя избежать ненужных артефактов компрессии. Это свойство отлично подходит, когда гитарист хочет увеличить сустейн. Для увеличения сустейна уровень компрессии сам по себе должен быть довольно высок, поэтому зачастую возникает артефакт в виде «смазывание» атаки. Это когда начало звучание ноты по уровню получается ниже, чем последующий сустейн. Смешиванием «сухого» и обработанного сигнала можно добиться того, что будет слышна и атака ноты и последующий сустейн. Barber Tone Press – это довольно популярный параллельный компрессор.


Гитарный компрессор Barber Tone Press

Ну, вот как-то так. О компрессии в двух словах. Для тех из вас, для кого компрессия темным пятном, мы надеемся, что эта статья пролила немного туда немного света. Компрессия – это не «волшебный порошок» и для гитарных дел она может серьезно испортить звук, если не используется правильно. Когда же она используется правильно, то может добавить нюансы, которые более ощущаются, а не слышатся. Одно основное правило, связанное с компрессией аудио-сигнала, котором часто пользуются парни в студиях: Если вы слышите компрессию, значит ее слишком много.

Спасибо, что читали, парни! Увидимся.

UPD: Показательное видео для тех, кто знает английский. Для тех кто не знает, все понятно за первые пять минут. =) Дальше идет примерно тоже о чем написано в статье.

Основы.

Сжатие (англ.). Применительно к звуковому эффекту: Compressor это устройство, предназначеное для сжатия динамического диапазона. Конструктивно это усилитель с автоматической регулировкой уровня. Выражаясь простым языком, этот эффект уменьшает разницу между тихими и громкими звуками. Кроме того, при определённых настройках параметров Attack и Release, компрессия придаёт инструментам некоторую “перкуссивность”, давая звуку больше атаки и, как бы противоречиво это ни звучало - динамики. Именно благодаря применению компрессии при сведении, современные записи звучат так мощно и гладко.

Основные параметры:

Threshold - порог включения компрессии. Сигнал ниже этого порога не подвергается обработке.

Ratio - соотношение входного сигнала к выходному. Например, значение 5:1 означает, что при изменении входного сигнала на 5dB, на выходе мы получим разницу в 1dB.

Attack - время в миллисекундах, которое эффект “ожидает” прежде чем начать сжимать сигнал.

Release - время восстановления чувствительности эффекта.

Gain - регулятор уровня выходного сигнала.

Шкала индикатора GR (Gain Reduction) показывает уровень ослабления сигнала в результате действия компрессии.

Практика.

В качестве материала я взял несколько шумовых импульсов - для бОльшей наглядности:

Теперь, применим эффект с “базовыми” параметрами Ratio 5:1, Attack 40 mS, Release 300 mS, Threshold -30 dB:

Здесь я пометил, какая настройка за что отвечает. Обратите внимание на действие параметра Release: релиз в 300 миллисекунд не позволяет восстановить чувствительность, так как расстояние между первыми тремя импульсами меньше этого значения, в результате чего атака второго и третьего сэмплов слегка ослаблена. Компрессор успевает восстановиться только во время большой паузы, перед последним звуком. Чтобы добиться одинаковой амплитуды на атаке всех сэмплов, достаточно уменьшить время восстановления (при прочих равных параметрах):

Параметром Attack мы задаём ширину импульса на атаке сигнала, что позволяет получить разный характер звука: высокочастотный щелчок при малых значениях (5-50мс) или низкий “пинок” при значениях 60-70мс и более:

Значение 0мс не выделяет атаку, сжатие происходит мгновенно (Компрессор работает в режиме Limiter* ):

Параметр Threshold -30dB я выбрал для лучшей визуализации. Сигнал обработаный таким образом, сильно ослаблен - фактически только атака и остаётся. С меньшим параметром Threshold мы получим меньшее ослабление сигнала и менее выраженую компрессию (это особенно заметно на последнем, затухающем сэмпле):

Реальная практика.

Теперь, когда известно как на звук влияют определённые настройки, можно применить эффект к реальному музыкальному материалу. Хоть я и использую компрессор практически на каждом треке, бездумно применять его везде я бы не советовал. Здесь не существует определённых правил, всё зависит от конкретной партии и ожидаемого результата. Например, если вы имеете дорожку рабочего барабана (Snare) или бочки (Kick), “набитую” одним сэмплом, особого смысла в компрессии нет, поскольку сэмплы уже имеют одинаковую динамику. С другой стороны, если вы хотите придать этим партиям более “пробивное” звучание, имеет смысл применить компрессию с параметром Attack 10-40 mS, быстрым Release и ослаблением (Gain Reduction) порядка 6-10dB. Это придаст звуку “ту самую” перкуссионность.

Аналогично с Distortion электрогитарами и некоторыми синтезаторными звуками - эти инструменты, как правило, уже имеют ровную динамику, но я не исключаю, например, использование лимитера для ограничения пиков или компрессора со стандартными установками, чтобы подчеркнуть атаку… Повторюсь, всё зависит от исходного материала и конечной цели.

В заключении - некоторые мои “стандартные” настройки для различных инструментов. Эти установки могут стать отправной точкой в поиске нужного звучания:

Бочка : Ratio 10:1, Attack 10-100 mS, Release 1 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Рабочий барабан : Ratio 5:1, Attack 10-40 mS, Release 50 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Хай-Хэт : Ratio 10:1, Attack 20 mS, Release 1 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Надголовные микрофоны (Overhead) : Ratio 5:1, Attack 2-5 mS, Release 1-50 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Мастер трек (шина) : лимитер. Ratio 10:1, Attack 0 mS, Release 10-50 mS, Threshold для ослабления примерно 3-10 dB.

Перкуссия, Loops : Ratio 10:1, Attack 10-20 mS, Release 50 mS, Threshold для ослабления примерно 3-5 dB.

Компрессия это одна из наиболее опутанных мифами тем саундпродакшна. Говорят, Бетховен даже пугал ей соседских детей:(

Ладно, на самом деле, применять компрессию не сложнее чем пользоваться дисторшном, главное — понимать принцип её работы и иметь хороший контроль . В чём мы сейчас вместе и убедимся.

Что такое компрессия звука

Первое, что стоит уяснить перед препарированием — компрессия это работа с динамическим диапазоном звука . А , в свою очередь, — ни что иное как разница между самым громким и самым тихим уровнем сигнала:

Так вот, компрессия это сжатие динамического диапазона . Да, просто сжатие динамического диапазона, ну или другими словами понижение уровня громких частей сигнала и увеличение громкости тихих . Не более того.

Ты можешь вполне резонно удивиться с чем тогда связан такой хайп? Почему все говорят о рецептах правильной настройки компрессоров, но никто ими не делится? Почему, не смотря на огромное количество классных плагинов , во многих студиях до сих пор используются дорогущие раритетные модели компрессоров? Почему одни продюсеры применяют компрессоры на экстремальных настройках, а другие не используют совсем? И кто из них в конце концов прав?

Задачи, которые решает компрессия

Ответы на подобные вопросы лежат в плоскости понимания роли компрессии в работе со звуком. А она позволяет:

  1. Подчёркивать атаку звука, делать его более выраженным;
  2. «Усаживать» в микс отдельные партии инструментов , добавляя им мощности и «веса»;
  3. Делать группы инструментов или весь микс более цельным , таким единым монолитом;
  4. Решать конфликты между инструментами с помощью sidechain ;
  5. Исправлять огрехи вокалиста или музыкантов , выравнивая их динамику;
  6. При определённой настройке выступать в качестве художественного эффекта .

Как видишь, это не менее значимый творческий процесс чем, скажем, придумывание мелодий или наруливание интересных тембров. При этом любая из вышеперечисленных задач может быть решена с помощью 4-х основных параметров.

Основные параметры компрессора

Не смотря на огромное количество программных и аппаратных моделей компрессоров, вся «магия» компрессии происходит при правильной настройке основных параметров: Threshold, Ratio, Attack и Release. Рассмотрим их подробнее:

Threshold или порог срабатывания, dB

Этот параметр позволяет установить значение, с которого компрессор будет работать (то есть сжимать аудиосигнал). Так, если мы установим в threshold -12dB, компрессор будет срабатывать только в тех местах динамического диапазона, которые превышают это значение. Если весь наш звук тише -12db, компрессор просто пропустит его через себя, никак на него не влияя.

Ratio или коэффициент сжатия

Параметр ratio определяет насколько сильно будет сжиматься сигнал, превышающий threshold. Немного математики для полноты картины: допустим, мы настроили компрессор с threshold -12dB, ratio 2:1 и подали на него барабанный луп , в котором громкость бочки равна -4dB. Каким в этом случае будет результат работы компрессора?

В нашем случае уровень бочки превышает threshold на 8dB. Эта разница в соответствии с ratio будет сжата до 4dB (8dB / 2). В сумме с необработанной частью сигнала это приведёт к тому, что после обработки компрессором громкость бочки составит -8db (threshold -12dB + сжатый сигнал 4dB).

Attack, ms

Это время, спустя которое компрессор будет реагировать на превышение порога срабатывания. То есть, если время атаки выше 0ms — компрессор начинает сжатие превышающего threshold сигнала не мгновенно, а спустя указанное время.

Release или восстановление, ms

Противоположность атаке — значение данного параметра позволяет указать спустя какое время с момента возврата уровня сигнала ниже threshold компрессор прекратит сжатие .

Прежде чем мы двинемся дальше, настоятельно рекомендую взять хорошо знакомый семпл, повесить на его канал любой компрессор и 5-10 минут поэкспериментировать с вышеперечисленными параметрами для надёжного закрепления материала

Все остальные параметры опциональны . Они могут отличаться в разных моделях компрессоров, отчасти поэтому продюсеры и применяют различные модели для каких-либо определённых целей (например, один компрессор для вокала, другой на группу ударных, третий — на мастер-канале). Я не стану подробно останавливаться на этих параметрах, а лишь дам общую информацию для понимания что это вообще такое:

  • Колено или излом (Hard/Soft Knee) . Этот параметр определяет как быстро будет применяться коэффициент сжатия (ratio): жестко по кривой или плавно. Отмечу, что в режиме Soft Knee компрессор срабатывает не прямолинейно, а начинает плавно (насколько это может быть уместно когда мы говорим о миллисекундах) поджимать звук уже перед значением threshold . Для обработки групп каналов и общего микса чаще используется именно soft knee (так как работает незаметно), а для подчёркивания атаки и других особенностей отдельных инструментов — hard knee;
  • Режим реагирования: Peak/RMS . Режим Peak оправдан когда нужно жёстко лимитировать всплески амплитуды, а также на сигналах со сложной формой, динамику и читаемость которых нужно полностью передать. Режим RMS очень бережно влияет на звук, позволяя уплотнить его, сохранив атаку;
  • Предусмотрительность (Lookahead) . Это время, за которое компрессор будет знать что ему предстоит. Своего рода предварительный анализ входящих сигналов;
  • Makeup или Gain . Параметр, позволяющий компенсировать понижение громкости в результате работы компрессии.

Первый и самый главный совет , снимающий все дальнейшие вопросы по компрессии: если ты а) понял принцип действия компрессии, б) твёрдо знаешь как воздействует на звук тот или иной параметр и в) успел на практике попробовать несколько разных моделейникакие советы тебе уже не нужны .

Я абсолютно серьёзен. Если ты внимательно прочёл эту запись, поэкспериментировал со штатным компрессором твоей DAW и одним-двумя плагинами , но так и не понял в каких случаях нужно устанавливать большие значения атаки, какой коэффициент ratio применять и в каком из режимов обрабатывать исходный сигнал — то так и будешь дальше искать в интернете готовые рецепты, применяя их бездумно куда попало.

Рецепты точной настройки компрессора это примерно как рецепты точной настройки ревербератора или хоруса — лишено какого-либо смысла и не имеет ничего общего с творчеством. Поэтому настойчиво повторяю единственно верный рецепт: вооружись этой статьёй, хорошими мониторными наушниками , плагином для визуального контроля формы волны и проведи вечер в компании с парочкой компрессоров.

Действуй!


Понятие громкости близко и понятно не только музыканту, но и людям, не связанным с музыкой. Соотношение громкости частей произведения и громкостей одновременно звучащих инструментов мы называем динамическим диапазоном . Один из главных инструментов, который продюсеры и музыканты используют для воздействия на динамический диапазон, - это компрессор .

Несмотря на то, что компрессор работает с известным всех явлением - громкостью - в большинстве случаев его использование происходит стихийно, наугад, без понимания сути происходящего. Можно знать общий принцип работы компрессора и назначение каждой ручки, но это не избавляет от ступора при первом опыте.

Зачем нужен компрессор

Основное назначение компрессора - автоматическое изменение уровня сигнала. Его работа примерно похожа на то, как если бы вы постоянно держали руку на фейдере громкости, то поднимая, то опуская ее. Отличие в том, что компрессор может очень быстро реагировать на изменения, гораздо быстрее и точнее, чем человек.

До этого момента под словом компрессор подразумевался целый класс динамических приборов. На тех же основным принципах, что и обычный компрессор, работают различные инструменты для разных задач: лимитеры , экспандеры , гейты и т.д. Их объединяет работа с громкостями отдельных звуков или микса в целом.

Классический компрессор вызывает противоречия самим своим названием. Все знают, что он делает звук громче . Но при этом название происходит от compress, что означает «сжатие», и если спросить у любого звукорежиссера, что делает компрессор, услышите ответ - «давит сигнал». Компрессор уменьшает амплитуду динамических всплесков, делает их тише . Так в чем же все-таки главный смысл компрессора - делать тише или делать громче? Ответ - и то, и другое одновременно.

Рассмотрим на примере записи вокала. Чаще всего в процессе пения звучат разные по громкости слоги или звуки. Если певец не очень хорошо контролирует динамику своего исполнения, то такие перепады создают проблемы звукорежиссеру и негативно отражаются на финальном результате работы. Тихие слоги исчезают в миксе, текст становится плохо различимым, а если настроить громкость по тихому участку, то в других местах голос начинает «торчать».

Здесь на помощь приходит компрессор. Он позволяет подавить громкие всплески, уравнять их с тихими кусками. Теперь можно поднять громкость дорожки, не боясь выпирания некоторых слогов. Таким образом, компрессор одновременно делает звук и тише, и громче . На трех изображениях показаны стадии работы со звуком: исходник с большими пиками (а) , компрессированный сигнал (б) и подъем уровня громкости всего файла (в) .

Особенно важно применять компрессию при записи в цифровую среду, когда мы вынуждены придерживаться максимального уровня в 0 дБ, ведь превышение этого порога приводит к клипам и искажениям. При появлении клипов мы понижаем уровень предусилителя, а значит уменьшаем громкость не только всплесков, но и тихих участков, что приводит к деградации сигнала (об этом в ближайшее время будет опубликован отдельный материал).

Компрессор, помещенный между предусилителем и цифровой системой записи, срабатывает лишь на самых громких всплесках, уменьшая их громкость и обеспечивая ровное звучание дорожки. Благодаря этому мы получаем возможность не уменьшать общую громкость записываемого сигнала и сохраняем качество звука .

К сожалению, многие современные музыканты, не вдаваясь в технические особенности компрессора, применяют его повсюду, считая, что с его помощью можно «вытянуть» любой звук в миксе. Причем нередко компрессоры включаются в тракт в экстремальных режимах. Опытные же звукорежиссеры используют их только тогда, когда есть реальная необходимость.

Компрессор помогает избежать проблем при записи. Чаще всего причиной проблем может быть следующее:

  • Непрофессионализм исполнителя (динамическая неровность).
  • Плохо подобранный тракт (плохие, несогласованные или неподходящие микрофоны, преампы).
  • Недостатки цифровой среды (ограничение до 0 дБ).
  • Некомфортные условия для певца (маленькое душное помещение, плохой мониторинг).
  • Низкая квалификация инженера звукозаписи.

Если исполнитель владеет голосом и умеет петь в микрофон, а инженер звукозаписи отлично знает свое дело и знает, как правильно расставить микрофоны и настроить оборудование, то компрессор может вообще не потребоваться. Но это идеальная ситуация. Поэтому уметь пользоваться компрессорами нужно, но верх мастерства - это уметь ими НЕ пользоваться.

Овладев технологией компрессии, помните: лучший звук - тот, которому компрессор не требуется . Чаще всего последующая компрессия, как и , - это устранение недостатков. Если не допускать появления проблемных мест, то и устранять будет нечего.

Параметры компрессии

Компрессоры бывают с автоматическим и ручным режимом работы. Плюс автоматических компрессоров в том, что вам не нужно вникать в непонятные названия ручек. Но автоматы обычно хорошо подходят только для какой-то определенной задачи, а в иных случаях они проявляют себя не очень хорошо.

Поэтому предпочтительнее овладеть принципами работы с компрессором , чтобы держать все процессы под контролем. Первый шаг - изучение параметров ручного компрессора. Кстати, некоторые приборы могут переключаться между режимами автоматической (Auto) и ручной компрессии (Manual).

Полный перечень параметров компрессии включает:

  • Input Gain (входная чувствительность).
  • Threshold (порог срабатывания).
  • Ratio (коэффициент сжатия).
  • Knee («колено», способ изменения волны при срабатывании).
  • Attack (атака, скорость срабатывания).
  • Release (спад, длительность затухания компрессии).
  • Output Gain (выходная чувствительность).

На некоторых компрессорах могут отсутствовать ручки для управления какими-то из этих параметров.

Input Gain

Input Gain - входная чувствительность, регулирует уровень входящего сигнала. Если этот параметр не регулируется, то уровень на входе можно корректировать, изменяя выходную громкость предыдущего устройства в цепи.

Threshold

Threshold - порог срабатывания. Компрессия срабатывает только тогда, когда сигнал становится достаточно громким (достигает заданного порога). Как только сигнал опускается ниже Threshold - она прекращается.

Первые два параметра напрямую связаны друг с другом. Понижая уровень входящего сигнала, мы изменяем его соотношение с порогом срабатывания. В результате порога достигает меньшее количество всплесков. Аналогичного эффекта можно добиться, повысив Threshold.

Громкость отсчитывается вниз от 0 дБ, поэтому ручка Threshold имеет отрицательные значения, то есть порог -30дБ обеспечит компрессию для большего количество участков волны, чем -27 дБ. При значении -30 дБ компрессор будет срабатывать чаще, потому что в его рабочий диапазон будет попадать больше .

На практике в большинстве случаев значение Threshold варьируется между -15 и -30 дБ.

Ratio

Ratio - коэффициент сжатия. Чем он выше, тем сильнее компрессор давит сигнал, превышающий порог срабатывания. Этот параметр выражается дробью и показывает, в какой пропорции происходит сжатие. Например, при Ratio 2:1 компрессор сожмет в два раза часть сигнала, превышающую порог.

Пример . Установим коэффициент сжатия на 2:1, а порог срабатывания на -20 дБ. Если при таких настройках входящий сигнал будет -18 дБ (на 2 дБ громче порога срабатывания), то превышение составит 2 дБ, и компрессор его понизит вдвое. Громкость на выходе будет -19 дБ (-20 + 2:2). Если на вход поступит сигнал на уровне -14 дБ (превышение на 6 дБ), компрессор уменьшит его на 3 дБ до уровня -17 дБ (-20 + 6:2).

При Ratio 3:1 те же лишние 6 дБ сожмутся не вдвое, а втрое, и входной уровень -14 дБ превратится в -18 дБ (-20 + 6:3).

Разберитесь с Ratio внимательно. Он показывает соотношения сигналов относительно Threshold. Не нужно думать, что при значении коэффициента 2:1 входящий сигнал в -20 дБ превратится в -40 дБ! Для лучшего понимания на рисунке приведен график, на котором видно, как изменяется сигнал при разных значениях Ratio.

При Ratio 1:1, компрессии не будет, сигнал просто пройдет сквозь компрессор.

Обычные значения степени сжатия при работе с компрессором - примерно от 2:1 до 5:1. При этом 2:1 - это слабая компрессия, которую можно и не заметить, а 5:1 - это уже довольно сильное сжатие, не всегда музыкальное. Чтобы не ошибиться - для начала используйте умеренные значения между 3:1 и 4:1, они с меньшей вероятностью навредят исходному сигналу.

Knee

Knee - это так называемое «колено» компрессии, показывающее, насколько резко или плавно будет изменяться график волны в процессе компрессирования.

К примеру, уже упоминавшиеся клипы в цифровой среде можно условно назвать очень резкой компрессией с максимально жестким «коленом» и степенью сжатия, равной бесконечности (компрессия с такой степенью сжатия называется лимитированием ). Любое превышение нуля децибел даст гладкий плоский клип.

Регулируя параметр Knee, мы можем менять плавность перехода в графике волны в момент срабатывания компрессора. Жесткая компрессия (Hard Knee) прорисовывается с явным резким перегибом графика, а при мягкой компрессии (Soft Knee) переход будет плавным, закругленным.

Не все компрессоры позволяют изменять значение Knee. Для большинства железных устройств колено является индивидуальной конструктивной особенностью.

Attack

Attack - атака, один из элементов любых огибающих. Это скорость срабатывания компрессора, то есть время, за которое компрессия достигнет заданной степени сжатия. Чем меньше время атаки, тем быстрее произойдет подавление громкого всплеска .

Важно понять, что прибавляя атаку (время), вы ее замедляете. Некоторые компрессоры, впрочем, устроены по обратному принципу. Регулятор атаки показывает не время, а отношение к времени: чем больше атака, тем быстрее действие. За подробностями лучше обратиться к инструкции выбранной модели.

Может возникнуть вопрос - а зачем нужна атака, почему бы не компрессировать сигнал сразу? В умелых руках компрессор - это не только прибор для уменьшения динамического диапазона записи, это музыкальный инструмент. Грамотно используя его возможности, можно получить интересные результаты. Иногда для придания хлесткости некоторым звукам необходимо сжать только их основное тело, оставив первые мгновения звучания нетронутыми. Увеличение времени срабатывания компрессора замедляет его действие, и он «пропускает» атаку сигнала в ее изначальном виде. Звук становится резче, приобретает «щелчок». Это полезно для придания «ватной» перкуссии звонкости. Иногда с помощью такого приема удается существенно улучшить звучание бочки или малого барабана.

Не переборщите с атакой. Пропуская слишком много сигнала мимо компрессии, вы можете сделать ее бесполезной, даже вредной. Громкие всплески будут пролезать в микс, не позволяя прибавлять уровень сигнала.

Слушайте результат, следите за индикацией компрессора и пульта и иногда нажимайте Bypass для сравнения с исходным звуком.

Release

Release - спад компрессии. Компрессор должен определенным образом начать и закончить свое воздействие, и завершение действие называется спадом. Чем больше время спада, тем дольше удерживается компрессия после возвращения сигнала на уровень ниже Threshold.

Будьте внимательны, при слишком большом значении спада компрессор может не успеть вернуться в исходное состояние до наступления следующего «всплеска». Особенно осторожным нужно быть при компрессии бочки (см. рисунок): слишком короткий релиз может дать щелчки в звуке.

Output Gain

Output Gain - выходная чувствительность, обычно она обозначается просто Gain. Если порог срабатывания и степень сжатия настроены правильно, то у вас появился запас громкости. Добавляйте выходную чувствительность до нужного уровня, не допуская перегруза и появления клипов.

Подключение динамической обработки

В ней вы сможете найти информацию не только по подключению железных процессоров к физическим входам и выходам системы записи или микшерной консоли, но и по правильной маршрутизации сигнала в цифровой среде внутри DAW.

Сравнивая сигналы без компрессора и с компрессором, вы услышите, что компрессированный сигнал заметно громче, несмотря на то, что на индикаторах уровня пики находятся на тех же значениях. Это и есть основная задача компрессии - при сохранении тех же значений пиков на индикаторах сделать сигнал громче. Она сокращает разницу между самыми тихими и самыми громкими моментами звучания, то есть уменьшает динамический диапазон.

Не забывайте, что динамический диапазон дает звуку дыхание. Ищите баланс, не усердствуйте с компрессией. Чрезмерная компрессия, как и клипы, может привести к деградации сигнала, потере музыкальности, искажениям. Сдавленный звук не только создаст сложности , но и подсознательно будет негативно восприниматься слушателями.

Учитывайте при работе с компрессором характер обрабатываемого инструмента. Живые инструменты (рояль, бас-гитара, гитара и даже бочка) при слабом взятии музыкантом ноты не просто звучат тише, они меняют тембр . Выравнивая их по громкости, вы рискуете получить неоднородное звучание партии. Тогда от компрессора будет больше вреда, чем пользы. Если музыкант специально извлекает звуки с разной динамикой, звукоинженер не имеет права портить замысел компрессией. Если нет возможности записать различные по динамике куски раздельно, лучше быть максимально осторожным с настройками. Но если разница в звукоизвлечении является следствием низкой квалификации музыканта, то, конечно, придется выбирать меньшее из зол и «утюжить» партию компрессором, несмотря на тембральные перепады.

Не забывайте про режим Bypass, чтобы сравнить сигналы с компрессией и без нее. Внимательно слушайте, действительно ли компрессия дает положительный эффект? И вообще, есть ли от нее эффект? Иногда после длительного кручения ручек звук не только не прибавляет в громкости, но и наоборот - становится тише! Это означает, что вы что-то напутали в настройках. Компрессор можно и нужно применять только тогда, когда от него есть очевидная польза .

Если ваша профессиональная деятельность или хобби связаны со звуком, то не забывайте заглядывать в этот блог, здесь вы найдете немало полезных статей на эти темы. Через некоторое время я опубликую еще пару материалов, посвященных работе с компрессорами и другими приборами динамической обработки. Чтобы не пропустить их появление - подпишитесь на обновления , это совершенно бесплатно.

Ну а если вы не желаете ждать и хотите получить комплексную и подробную информацию об аранжировке, сведении, студийной звукозаписи и создании музыки - возможно, вас заинтересует моя книга «Академия Мюзикмейкера», которую можно приобрести по этой ссылке с доставкой по РФ и по всему миру. В частности, эта статья - переработка отрывка книги, а в самой книге вы также найдете практические рекомендации по настройкам компрессоров для различных ситуаций и творческих задач.

Остались вопросы или есть что добавить? Пишите комментарии под этой статьей, по возможности я стараюсь отвечать максимально развернуто и быстро.


Иллюстрации: А. Рублевский
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Проблемы с фазой " src="http://danalex.ru/wp-content/uploads/main_470x210-150x150.jpg" width="150" height="150" style="padding: 0px; margin: 0px; border: 0pt none;">